Воспитатель, бегущий за прогрессом
статья по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 18 «КОНЕК-ГОРБУНОК»
Воспитатель, бегущий за прогрессом
Выполнила:
Зорина Елена Николаевна
воспитатель
I квалификационной категории
г. Чайковский 2011
Воспитатель, бегущий за прогрессом
Дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е.
В каждом временном периоде развития страны происходят социально-экономические преобразования, которые ведут к серьезным изменениям в системе образования в целом. Времена меняются, а вместе с ними программы и требования к ним. Поэтому появление Федеральных государственных требований (ФГТ) закономерно. Государство повернулось лицом к дошкольному образованию, это здорово!
ФГТ в целом отражают современные подходы к разработке общеобразовательной программы дошкольного образования и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. В них фиксируется обязательность реализации таких принципов, как интеграция образовательных областей, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.
В федеральных требованиях предлагается осуществлять обучение в процессе разных видов детской деятельности, но опущены формы этой организации. Основным организующим моментом является игра. Все это правильно по отношению к развитию ребенка. А я думаю, как быть с занятиями? Отказ от них требует обращения воспитателя к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. На интегративной основе занятия не должны быть сами по себе. Сущностью интегративного подхода является соединение знаний из разнообразных областей на равноправной основе. Через непосредственно образовательную деятельность педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных образовательных областей, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Хотелось бы обратить ваше внимание на тот факт, что в XX веке (до 1991года) в России, по признанию мирового педагогического сообщества, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей. Элитные детские сады мира работают по лекалам советского детского сада, с занятиями, с узкими специалистами… Ведущие зарубежные педагоги понимают, что «обучение ведет за собой развитие». А у нас в Чайковском муниципальном районе рассматривается вопрос о сокращении учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре, педагогов-психологов.
Занятия проводились в ДОУ всегда, это форма получения знаний, доступная сознанию детей, где «взрослый выступает посредником между культурой и ребёнком, предлагая различные образцы культуры», «транслирует культурные образцы, адекватные тому или иному периоду детства». Педагог «даёт правильный образец», объясняет, показывает (иллюстрирует), широко использует наглядность, разъясняет имплицитные (скрытые от непосредственного наблюдения) связи и отношения, приводит многочисленные примеры, организует повторение и закрепление знаний посредством упражнений, причём «образец выполнения упражнений воспитатель даёт в разных по отношению к детям положениях». Я считаю, что занятия и есть фирменный, отличительный знак традиционного детского сада, признаваемый профессионалами всего мира. Специалисты воспитатели, работающие по «конспективным» программам, умные методисты, контролирующие процесс, – вот кто вывел доперестроечный детский сад в мировые лидеры, вот кто ещё и сегодня позволяет удерживать планку на достаточной высоте.
Я согласна, что в Федеральных государственных требованиях есть много того, что нужно уточнять, может быть, по-другому формулировать. Давайте попробуем воспринять ситуацию позитивно: «…не бороться с ветряными мельницами, а построить летучий корабль, способный плыть в будущее».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изготовление объемной поделки «Бегущие олени»
Изготовление объемной поделки "Бегущие олени"...
Опыт для детей "Бегущая вода"
Цель: формирование представлений о свойствах воды.Задачи:1. Расширять представления детей о свойствах воды.2. Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать правила техники безопасности.3. Развива...
Беседа по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
Цель: познакомить детей с картиной К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», развивать умение определять художественные особенности, настроение героев картины, характер музыки. Способ...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе ДОУ по теме «Бегущая вода».
привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование; познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предме...
Эксперимент "Бегущая вода"
Стала твердою вода.Превратилась в лед она.Да, в природе так бывает,И водица замерзает.Если нам нагреть водицу?То водица испарится!Так бывает! Облака,это бывшая вода!А как в небе охладитсяСтанет дождик...
Рассказ по картине «Дети, бегущие от грозы» К.Маковского
Рассказ по картине «Дети, бегущие от грозы» К.Маковского...
Выставка художников в Московском районе "Бегущая по волнам"
Я организовала и провела выставку "Бегущая по волнам",которая навеяна произведениями Александра Грина и посвящена всем выпускникам 2023 года.На выставке были представлены картины худож...