Проект "Щелкунчик"
методическая разработка (старшая группа) по теме
В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. Важно объяснять родителям о необходимости ознакомления детей с шедеврами мировой музыкальной культуры.
Ведь музыка, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира, развивает в нем творческие проявления. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека, как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает.
Мой проект вдохновил многих родителей, они с удовольствием помогали в изготовлении костюмов, вместе с детьми смотрели балет и слушали музыку П.И. Чайковского "Щелкунчик".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shchelkunchik.doc | 474.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ « Сямженский детский сад общеразвивающего вида №3»
Образовательная область:
Накопление опыта восприятия высокохудожественных произведений и развитие на этой основе эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства.
Актуальность темы:
В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. Важно объяснять родителям о необходимости ознакомления детей с шедеврами мировой музыкальной культуры.
Ведь музыка, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира, развивает в нем творческие проявления. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека, как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает.
Цель:
1. Формировать музыкальную культуру дошкольников.
2. Развивать воображение, творческие и музыкальные способности детей.
3. Создать условия развития неравнодушного ребенка, атмосферу радости
и добра, создать чувства группового единства.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей сопереживание образу.
2. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
Обучающие:
1. Развивать умение воспринимать, чувствовать выразительность музыки.
2. Побуждать к творческой самореализации в выразительности
исполнения танцев, театрализованной постановке.
Развивающие:
1. Развивать эстетическую потребность ребенка дошкольного возраста
в ознакомлении с прекрасными образцами классической
музыки, литературы и мультикапликации;
2. Развивать творческое воображение;
3. Развивать у детей чувство уверенности в себе;
4. Побуждать к музыкально – творческим проявлениям в процессе
восприятия музыки и ритмике.
Паспорт проектной деятельности
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-й год жизни.
Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: Комплексное (разные виды деятельности: восприятие музыки, слушание литературного произведения, познавательная, театрализованная, музыкально – ритмическая).
Участники проекта:
дети старшей группы,
воспитатели: КеллерВ.К. и Соловьёва А.В.,
музыкальный руководитель – Шарова С.Л., родители.
Вид проекта:
практико–ориентированный, групповой.
Форма проведения:
занятия, музыкальные гостиные, консультации,
творческая мастерская, развлечение, утренник.
Продолжительность: три месяца.
Предполагаемый результат:
развитие музыкальной культуры детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Воспитание в детях чувства красоты, желания слушать классическую музыку, понимать ее.
Умение реализовывать свои впечатления через творчество
в театрализованной постановке, в танцах.
Презентация проекта:
новогодний театрализованный утренник.
Содержание проекта
Этапы | Формы работы с детьми и родителями | Задачи | Время | Ответственный |
I | Занятие с детьми по знакомству со сказкой Гоуфмана | Знакомить детей с образами сказки (чтение и слушание музыкальной сказки ) | Октябрь | Келлер В.К. Соловьёва А.В. |
Просмотр мультфильма «Щелкунчик», «Щелкунчик и Барби». | Встреча со знакомыми героями на экране | Октябрь | Шарова С.Л. | |
Консультации для родителей «Воздействие музыки на духовный мир человека» | Знакомить родителей с влиянием классической музыки на развитие детей | Октябрь | Шарова С.Л. | |
II | Музыкальная гостиная. Знакомство с балетом «Щелкунчик» | Знакомить детей с музыкой балета | Ноябрь | Шарова С.Л. |
Музыкальная гостиная. Знакомство с балетом «Щелкунчик» | Продолжать знакомить детей с музыкой балета, узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты | Ноябрь | Шарова С.Л. | |
Музыкальная гостиная. Знакомство с балетом «Щелкунчик» «Презентация» | Знакомить детей с музыкой танцев балета | Ноябрь | Шарова С.Л. | |
Творческая мастерская. | Закрепить знание детьми музыки балета, в творческих танцах передавать образы музыки | Декабрь | Шарова С.Л. | |
Цикл занятий с детьми по подготовке подгрупповых танцев к утреннику | Обучить детей танцам, побуждать к музыкально -творческим проявлениям | Декабрь | Шарова С.Л. | |
Подготовка театрализованной постановки к утреннику | Побуждать к творческой самореализации в театрализованной постановке | Декабрь | Шарова С.Л. Келлер В.К. | |
Изготовление родителями костюмов и атрибутов к утреннику | Активное участие родителей при подготовке костюмов к утреннику. | Декабрь | Воспитатели, родители | |
III | Утренник «Щелкунчик» | Приобщение детей к миру искусства | Декабрь | Все |
Анкетирование родителей | Выявление мнения родителей о необходимости ознакомления детей с шедеврами русской музыкальной культуры | Декабрь | Шарова С.Л. Воспитатели |
Приложение 1
Конспекты занятий по знакомству детей
с балетом «Щелкунчик»
№п/п | Форма работы | Задачи |
1. | Музыкальная гостиная. | Знакомить детей с музыкой балета. |
2. | Музыкальная гостиная. | Продолжать знакомить детей с музыкой балета, узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты |
3. | Музыкальная гостиная. | Знакомить детей с музыкой танцев балета |
4. | Творческая мастерская. | Закрепить знание детьми музыки балета «Щелкунчик», в творческих танцах передавать образы музыки |
Задачи.
Знакомить детей с музыкой балета. Учить детей чувствовать характер музыки.
Содержание.
Муз. Руководитель. Вы уже знакомы с историей Щелкунчика. Сегодня мы познакомимся с балетом П. Чайковского – «Щелкунчик».
Но чтобы отправится в путешествие в мир музыки, вспомним эту историю еще раз.
Музыкальный руководитель вместе с детьми вспоминают и пересказывают историю сказки.
Щелкунчик – это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но ее брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под елку и забыл о нем. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился, и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешая его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки победа над мышиным королем. Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королем. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с елки. Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасен. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя». И тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в е го королевство. Это было необычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!
Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета.
Начнем с танца Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета. Послушайте эту музыку (звучит запись). Какая она?
Дети. Музыка радостная, нежная.
Муз. Руководитель. Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. Мы будем с вами слу шать эту прекрасную музыку еще и еще раз. А сейчас вернемся к началу балета. Новогодняя елка наряжена. Дети рассматривают на ней игрушки и подарки. Звучит марш. (звучит запись). Какой это марш по характеру?
Дети. Веселый, шуточный.
Муз. Руководитель. Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш — отрывистый, легкий, веселый. Чтобы усилить впечатление детскости, игрушечности, П.Чайковский вводит в ор кестр детские музыкальные инструменты — трубы и барабаны (звучит запись, дети оркеструют музыку, выбирая инструменты по желанию).
Задачи.
Продолжать знакомить детей с музыкой балета. Учить узна вать прослушанные ранее музыкальные фрагменты, опреде лять характер музыки.
Содержание.
Муз.руководитель.
Послушайте фрагмент из балета П.Чайковского «Щелкунчик». Что это за музыка?
(Звучит марш.)
Дети.
Это марш, веселый, шуточный.
Муз. Руководитель.
Прислушайтесь к смене характера в средней части. Она звучит иначе, чем в начале и конце, возникает другое настроение (звучит фрагмент).
Дети.
Как будто засверкали на елке блестящие снежинки, льдинки, огоньки.
Муз. Руководитель.
Правильно, музыка звучит высоко, отрывисто, похожа на сверкающие огонь ки или переливающиеся снежинки, она волшебная, сказочная. Мы чувствуем, что героев сказки впереди ожидают какие-то необыкновенные приключения. Музыка таинственная. Но потом опять возвращается знакомая мелодия игривого, бойкого марша. Послушайте марш целиком (звучит запись).
А вот как звучит колыбельная, которую Мари пела Щелкунчику, когда дети ушли спать (звучит колыбельная). Какая это музыка?
Дети.
Спокойная, ласковая.
Муз. Руководитель.
Да, колыбельная эта напевная, ласковая, мерно покачивающая, убаюкива ющая (звучит запись).
Но вдруг послышалось шуршание, скрип, возня. Со всех сторон показались мыши во главе с мышиным королем (звучит запись). Как звучала музыка?
Дети.
Музыка таинственная, злая, тихая, осторожная, потом звучит все громче.
Муз. Руководитель.
Мыши подходят все ближе — музыка становится громче, зловещая, страш ная. А сейчас послушайте, как отважно и смело сражались Щелкунчик и игрушечное вой ско с мышами и их королем (звучит грамзапись). Наконец сражение выиграно. Мари спас ла Щелкунчика от смерти, помогла победить мышиного короля, запустив в него башмачок. Вы помните, что после этого Щелкунчик превратился в прекрасного юношу-принца и от правился с Мари в путешествие в сказочное царство сластей.
Давайте вспомним танец Мари и принца, который они танцевали в сказочном коро левстве. (Звучит запись, дети импровизируют танец).
Задачи.
Знакомить детей с вальсами из балета. Учить различать ха рактер, настроение каждого произведения.
Содержание.
Муз. Руководитель.
Вы познакомились с несколькими фрагментами из балета «Щелкунчик», слушали марш, колыбельную, сцену появления мышей и сражения с ними (звучат фраг менты). Вы знаете также замечательную музыку танца Мари и принца в конце балета (звучит фрагмент).
Сегодня мы послушаем несколько вальсов из этого балета.
Мы сравним три вальса. Первый называ ется «Вальс снежных хлопьев». Он звучит в балете, когда принц пригласил Мари посетить его сказочное королевство. Они отправились в путь и попали в зимний, заснеженный лес. Как звучит «Вальс снежных хлопьев»? (Дети слушают запись.)
Дети.
Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинки.
Муз. Руководитель.
Да, в музыке передана картина сказочного зимнего леса, мелькание легких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смя тенное, но одновременно и светлое. Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную стра ну и, конечно, преодолеют все преграды. Слышите, как звенят в оркестре звонкие треу гольники и колокольчики, посвистывают нежные флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки. (Звучит фрагмент повторно.)
Но вот Мари и принц пришли в сказочную страну сластей. В их честь был устроен праздник с танцами. Зазвучал вальс цветов (включает запись). Какой он?
Дети.
Праздничный и нежный.
Муз. Руководитель.
Да, во вступлении к вальсу слышна нежная арфа, а мелодия звучит то полет-но и призывно (у валторн), то ласково, плавно (у скрипок). Она полна радости и красоты. (Фрагмент звучит повторно.)
В конце балета звучит еще один вальс (звучит вальс). Какой он?
Дети.
Очень торжественный, праздничный.
Муз. Руководитель.
Да, это самый радостный из трех вальсов, звучит ярко, пышно, блестяще, радостно-взволнованно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. А мелодию вальса играют струнные инструменты, полётно, ликующе. А в средней части, прислушайтесь, как радостно, волшебно переливаются, позванивают ко локольчики.
(Звучит запись — фрагмент средней части.)
Послушайте фрагменты всех трех вальсов.
Задачи.
Продолжать знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, в творческих танцах передавать образы музыки.
Содержание.
Муз. Руководитель.
Сегодня мы послушаем новые фрагменты из балета «Щелкунчик». Давайте побываем на празднике в королевстве сластей. Нас встречает фея Драже. (Исполняется фрагмент.) Какая это музыка?
Дети.
Волшебная, нежная.
Муз. Руководитель.
Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П.Чайковский привез этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его.
Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.
Звучат на празднике и несколько других танцев. Испанский (шоколад) — музыка эта быстрая, огненная, задорная, слышно щелканье кастаньет. (Звучит грамзапись.)
Затем — арабский танец (кофе) — медленный, плавный, изящный, нежный, с позвя-киванием бубна. (Звучит грамзапись.)
Есть на этом празднике и китайский танец (чай) — шуточный, словно прыгающий. На фоне низкозвучащих фаготов мы слышим свистящую флейту. (Звучит грамзапись.)
Есть и задорный, веселый, удалой русский народный танец — трепак (звучит грамза пись) и другие танцы.
Вы можете сами попробовать передать характер каждого танца в движениях, соответ ствующих настроению музыки. Кому какой танец понравился больше, тот его и будет танце вать.
(Дети делятся на группы по нескольку человек, импровизируют движения танцев.)
Консультация для родителей
Музыка, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую ме лодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Та кими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.
Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыс лей и глубоких чувств человека, способ ные вызвать эмоциональный отклик, воз действуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
Удивительная возможность музыки отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ – это выливается в торжественные и ра достные звуки музыки; поёт солдат в походе – песня придаёт особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне – печальные звуки помогает выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.
Другая особенность музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музы кальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый от клик в душе другого.
Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Как учатся писать, читать, рисовать, считать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя долж но следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот прекрасный своеобразный язык.
Ещё одна интересная особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услы шав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредоточится, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых лет жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.
Пусть в вашем доме звучит классическая музыка, которая своими волшебными звуками может исцелять, развить умственные, интеллектуальные способности, скоординировать психологическое состояние, подарить радость.
Конспект доминантного музыкального занятия для детей
дошкольного возраста старшей группы
Тема:
Конспект доминантного музыкального занятия для детей дошкольного возраста старшей группы по слушанию музыки балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Автор: Шарова Светлана Львовна - музыкальный руководитель.
Цель:
Воспитание высокохудожественной разносторонне развитой личности через приобщение детей к высокохудожественным классическим произведениям мировой и национальной культуры.
Обучающие задачи:
1. Формировать основы музыкальной культуры у детей подготовительной группы, эмоциональную отзывчивость и устойчивый интерес к произведениям П.И. Чайковского
2. Продолжать знакомить детей с основными жанрами музыки (балет, танец, марш)
3. Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра, с тембрами челесты, арфы, флейты.
Развивающие задачи:
1. Знакомить детей с различными сказочными произведениями классической музыки, передавать характер персонажей в песенном, танцевальном, музыкальном творчестве, лепке, рисунках
2. Развивать умения сравнивать произведения одного жанра (марша), различать оттенки настроений в близких по эмоциональному содержанию произведениях
3. Развивать умения находить тембры музыкальных инструментов, близкие по характеру «Танца феи Драже», «Марша деревянных солдатиков»
4. Развивать творческое слышание музыки, побуждая детей к творческой активности
5. Развивать образную речь детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к классической музыке
2. Воспитывать личностные качества, инициативность, активность, креативность
3. Побуждать детей давать оценки прослушанным произведениям П.И. Чайковского, высказывать личное мнение развернуто и доказательно.
Изучение нового материала.
Новое музыкальное понятие – “либретто” (записывается детьми в музыкальный словарик)
“Либретто” - это сценарий или сюжет балета. Без либретто не может существовать и состояться балет.
У.: - На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с сюжетом балета
“Щелкунчик”. Давайте вспомним основных героев этой сказки и кратко их охарактеризуем…
(Далее учитель знакомит учащихся с дальнейшим развитием сюжета балета
“Щелкунчик”. Учащиеся в процессе знакомства с сюжетом приходят к выводу, что добро вновь победило зло благодаря доброму нраву и мягкосердечию главной героини Маши. )
?. - Ребята, вспомните, в какой еще русской сказке благодаря силе добра, любви происходит превращение чудовища в чудесного юношу?
(С. Аксаков “Аленький цветочек”).
У.: - Когда мы вошли в класс, нас с вами встретила музыка, которая явилась началом к нашему уроку.
? - Кто был внимателен, что звучало в начале урока?
Д.:- Увертюра к балету П. И. Чайковского “Щелкунчик”.
У.:- Всё с чего-то начинается:
Год - с января.
Неделя - с понедельника.
Алфавит - с буквы “А”.
А балет - с “Увертюры”.
Новое музыкальное понятие- “увертюра” (записывается детьми в музыкальный словарик)
“Увертюра” (в переводе с французского языка) - открытие, начало. По характеру увертюры мы получаем представление о спектакле в целом. Она, как зерно - интонация, в сжатой форме раскрывает замысел балета и создаётся на основе её главных тем.
?У.:- Кто исполняет “Увертюру”?
Д.:- Симфонический оркестр.
У.:- Кто управляет симфоническим оркестром?
Д.:- Дирижёр.
Новое музыкальное понятие- “дирижёр” (записывается детьми в музыкальный словарик)
“Дирижёр” - сродни слову директор. Директор-это руководитель, организатор. А у музыкантов руководитель - дирижёр, который организует их звучание. А палочка в руке дирижёра симфонического оркестра вовсе не означает, что музыканты играют из-под “палки”, а показывает, когда нужно играть.
У.:- В древности люди пели и играли на своих не хитрых инструментах, танцуя. Так вместе появились на свет музыка и танец. Любая музыка живёт и дышит танцевальными движениями. Пластикой, изящностью, гибкостью, танцевальными движениями живёт балет.
Ребята, мы все любим заниматься танцами, т. е. хореографией.
? – Как называют человека, который ставит танцы?
У.:- Хореограф. А балет - БАЛЕТМЕЙСТЕР.
Либреттист пишет сценарий балета языком слов.
Композитор пишет музыку балета языком звуков.
Балетмейстер, сочиняя танцы, языком жестов и движений.
У.:- Балет - спектакль, объединяющий разные виды искусства: музыку, танец, драматическое и изобразительное искусство. Классический балет развёртывается (раскрывается) как чередование танцев и пантомимных сцен.
Новое понятие (записывается детьми в музыкальный словарик)
Пантомима - представление без слов, с помощью мимики и жестов. Без пантомимы невозможен балет. Пантомима может существовать как самостоятельное искусство.
У.: - Основой классического танца послужили позы и жесты.
До П. И. Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за другом танцев. При этом танцы могли переставляться как угодно и не очень-то отражали единую линию развития сюжета. В “Щелкунчике” композитор блестяще и поистине виртуозно объединил сочетание танцев с симфонизацией балета. Иначе говоря, им были сформированы разнообразные выразительные сцены, где музыка правдиво отражает все детали сценического действия. Это было великое достижение в истории балета.
Балет “Щелкунчик” состоит из нескольких танцев: “Танец феи Драже”, танец “Шоколад”, “вальс Цветов”, “Танец снежинок”, “Трепак”.
Остановимся подробнее на двух разнохарактерных танцах.
1. “ТРЕПАК” - это старинный русский танец в быстром темпе. Поскольку П. И. Чайковский был воспитан на народной музыке, в своих сочинениях он использовал народные темы. Балет “Щелкунчик” вобрал в себя движения народного танца.
Предлагаю учащимся прослушать танец “Трепак”.
После прослушивания музыки дети делятся впечатлениями.
? - Какой был танец по характеру?
Д.:- Задорный, жизнерадостный, ритмический, чёткий, танцевальный, с лихим притопыванием.
У.: -Что хотел показать в этом танце композитор?
Д.:- Ловкость, силу, удаль танцоров.
2. “ Танец Снежинок” (просмотр видеофрагмента)
Цель: Обратить внимание учащихся на то, что “Танец Снежинок” не иллюстрация пейзажа, а обобщение чистоты, хрупкости, трепетности.
(После просмотра фрагмента дети делятся своими впечатлениями.)
?У.:- Какой была музыка по характеру?
Д.:- Музыка вальсовая, мягкая, лёгкая, кружащаяся, прозрачная, сказочная.
У.:- По вашему мнению, что придавало музыке сказочность?
Д.:- Звон колокольчиков придавал танцу таинственность и сказочность.
Сегодня на уроке мы с вами благодаря сюжету балета “Щелкунчик” попали в рождественскую сказку неслучайно, ведь скоро Новый год, чудеса, волшебство.
Исполнение песни:
“Под Новый год”
Музыка С. Зарицкой
Слова В. Шумилина (см. приложение 1)
Творческое задание:
На парте каждого учащегося лежит листок А4 с клавиатурой.
Задача: Разделить лист пополам и раскрасить “клавиши” теми цветами, которые подходят по цветовой гамме для танца “Трепак” и “Танца Снежинок”.
Итог урока.
У.:- Ребята, скажите, что нового вы узнали на уроке? С какими музыкальными понятиями познакомились? Что больше всего вам запомнилось?
ЩЕЛКУНЧИК
Новогодний праздник для детей старшей группы
Зал празднично украшен. На центральной сцене декорации бального зала. В центре украшенная елка, двое пажей встречают гостей у входа в зал. В углу зала расписные ворота.
Звучит торжественная оратория, после вступления дети заходят в зал.
Ведущая. К нам пришел веселый праздник –
Фантазер, шутник, проказник!
В хоровод он нас зовет,
Этот праздник –
Дети. Новый год!
1-й ребенок. Он подарит песни, сказки,
Всех закружит в шумной пляске!
Улыбнется, подмигнет,
Этот праздник...
Дети. Новый год!
2-й ребенок. С Новым годом поздравляем
Всех пришедших в этот зал!
Начинаем, начинаем…
Дети. Новогодний карнавал!
Дети исполняют хоровод.
Ведущая. Возле елки в хороводе
Мы пройдемся не спеша.
Полюбуемся, посмотрим…
Правда, елка хороша?
Дети рассматривают убранство елки. Затем под музыку цепочкой идут на свои места.
Ведущая. Все игрушки разглядели
На пушистой нашей ели?
Ответы детей.
Ведущая. А теперь детвора,
В сказку нам идти пора!
Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик». Входит Сказочник.
Сказочник. Тихо, тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Здравствуйте, друзья! Вот мы и пришли в волшебный мир сказки. Сказки не простой — новогодней. Здесь собрались те, кто верит в чудеса, кто любит приключения, кто не бо ится опасностей и преодолеет все преграды, разрушив злое колдовство. Итак, мы начинаем. Пусть вспыхнут на нашей елке веселыми огоньками радость и дружба, смех и улыбки, верность и доброта.
3-й ребенок. Пусть мечты любые ваши
Сбудутся, сбываются.
Пусть огни на елке нашей
Ярко загораются!
Сказочник. Ну-ка, елка, раз, два, три —
Светом радости гори!
Елка зажигается, дети встают в хоровод. Исполняется «Что за дерево такое?», музыка Старокадамского.
Дети садятся, у елки остается Мари.
Мари (1). Говорят, под Новый год
Что ни пожелается,
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
Сказочник. Это правда, милое дитя, говори, и я помогу исполнить твое желание.
Мари (2). Я желаю всей душою
Друга верного найти.
Вместе мы преодолеем
Все невзгоды на пути.
Сказочник. Какое необычное желание! Я вижу, у тебя доброе сердце, но хватит ли у тебя сил и смелости, чтобы преодолеть все преграды? Твой друг в беде, ему нужна помощь.
Мари. О, да, я готова.
Сказочник. Вот тебе мой новогодний подарок. Его зовут Щелкунчик (подает игрушку). Смешной человечек с огромным ртом умеет щелкать твердые орехи. Возьми его, он принесет тебе счастье.
Мари (3). Хочу сказать «спасибо» за подарок.
Уж Новый год стучится в дверь,
Несет он волшебство, чудесен, светел, ярок.
Не страшно мне, ведь рядом друг теперь!
Сказочник. Ночь за окном спускается.
И сказка начинается.
Свет в зале гаснет, только сверкает огнями елка. Звучит музыка. Мари укачивает Щелкунчика.
Музыка сменяется, появляется Мышильда.
Мышильда. Где эта девчонка? Я должна помешать ей. Не будет Нового года, не будет волшебства, Щелкунчик навсегда останется безобразной игрушкой!
Подходит к Мари, пытается напасть, под музыку появляется Щелкунчик-мальчик.
Щелкунчик (1). Прочь пошла, колдунья злая,
Не посмеешь нам мешать.
Видишь, сабля золотая,
Всех я буду защищать!
Мышильда. Хорошо. Уйду сейчас.
Где же сабля — вот те раз!
(Хихикает, выхватывает саблю.)
Как теперь сражаться будешь?
Где возьмешь ты силы?
Оставайся навсегда
Слабым, некрасивым!
Смеется, шипит, убегает из зала. Загорается неяркий свет.
Щелкунчик (2). Добрым сердцем отогрела,
Колыбельную мне спела,
Ожил я, теперь повсюду
Защищать тебя я буду.
Но без сабли мне — беда!
Я без сабли, никуда!
Сказочник. Не расстраивайтесь, друзья, я знаю, что нужно делать. Мы вместе отправимся в Волшебную страну, разыщем Деда Мороза, он поможет нам. Вперед, друзья.
Звучит музыка. Мари, Щелкунчик и Сказочник обходят елку, слышны завывания ветра. Свет гаснет.
Сказочник. Как трудна дорога наша,
Сбились мы с пути,
Вьюга тропку заметает,
Не дает идти!
Выбегают девочки-снежинки.
1-я снежинка. Быстрокрылы и легки,
Сказочной зимою
Что за чудо - мотыльки
Кружат над тобою?
2-я снежинка. Ветер, ветер, веселый дружок,
Собери нас скорее в кружок.
Под зеленою этой сосной
Новогоднюю песню пропой.
3-я снежинка. Месяц с неба на землю глядит
Он деревья, кусты серебрит.
Ветер, песню скорей запевай,
Новый год вместе с нами встречай!
Исполняется «Танец снежинок» («Вальс цветов»).
4-я снежинка. Палочку волшебную возьмите,
Светом хрустальным путь осветите.
Желаем удачи.
Сказочник. Спасибо. Удача нужна нам в этом трудном пути,
Добрую фею нам надо найти.
Снежинки машут на прощание руками. Сказочник, Мари и Щелкунчик отправляются дальше. Снежинки садятся на свои места.
Звучит музыка Феи Драже, выходит Фея.
Фея. Приветствовать рада гостей!
Прошу, проходите скорей.
Все феей Драже называют меня.
Вас всех с Новым годом, друзья!
Сказочник. Дорогая Фея, мы ищем дорогу в Волшебную страну. Нам нужно найти Деда Мороза, чтобы он помог разрушить колдовство злой мышиной королевы.
Фея. Я дорогу укажу,
Но сначала, вас прошу.
Рассыпались волшебные драже мои
И перепутались они.
Вы, ребята помогите,
Их по цвету соберите.
Игра «Собери по цвету»
В обруче лежат мячи разного цвета. Дети должны разобрать «драже» по цвету — кто быстрее.
Фея. За помощь вас благодарю
Волшебное драже дарю.
До свидания, друзья!
Желаю вам удачи я.
Сказочник. (вместе с Мари и Щелкунчиком) Спасибо фея Драже за подарок.
Фея машет на прощание рукой. Сказочник, Мари и Щелкунчик отправляются дальше. Фея - девочка садится на свое место.
Звучит музыка. Сказочник с Мари и Щелкунчиком выходят из-за елки, садятся под елочкой.
Мари (4). (Рассматривает). Какое красивое волшебное драже.
Щелкунчик (3). А в чем его волшебство?
Сказочник. А давайте разберемся.
Рассматривают драже. Открывают его, достают записку и читают.
Записка.
Вы пойдете по дороге
И, когда устанут ноги,
Сядьте, отдохните,
Волшебный кувшин найдите.
Его смело открывайте,
Что он скажет, выполняйте.
Сказочник предлагает поискать кувшин, дети его находят.
Сказочник. Вот он, кувшин загадочный.
Не простой, а сказочный.
Кувшин открывай,
Что он скажет, выполняй.
Звучит музыка.
Есть одна игра для вас,
Я прочту стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте.
Хором дружно отвечайте.
Если прав кувшин большой,
«Да» кричите всей толпой.
Коль неправильный ответ —
Говорите дружно "нет".
Будьте внимательны, какие украшения бывают на елке?
- Звонкая хлопушка (да);
- красивая игрушка (да);
- старая подушка (нет).
Вот так украшения для елки! Будьте внимательны.
Повторяем:
— звонкая хлопушка (да);
- веселый Петрушка (да);
- горелая ватрушка (нет):
- белые снежинки (да);
- яркие картинки (да);
- рваные ботинки (нет);
- рыбки золоченые (да);
- шарики точеные (да);
- яблоки моченые (нет).
Молодцы, справились, а теперь встречайте следующего гостя, он поможет вам добраться в Волшебную страну.
Исполняется арабский танец «Кофе». Под музыку выходит Принц Кофе в сопровождении 2 слуг.
Кофе (1). На забаву царским детям
Много лет тому назад
Вместо кукол и игрушек
Привозили арапчат.
И хотя они одежду яркую носили,
Но по Африке далекой все равно грустили.
Сказочник. Дорогой принц, почему вы такой грустный и никогда не улыбаетесь?
Кофе (2). Я всегда в слезах, друзья,
Нет улыбок у меня.
Я Мышильдой заколдован,
Грустью я навеки скован.
Сказочник. Подождите, я знаю, кто может развеселить вас.
Он с бубенчиком в руке,
В ярко-красном колпаке,
Он веселая игрушка
А зовут его ... (Петрушка).
Сказочник. Выходите-ка, Петрушки,
Не забудьте бубен взять.
Мы веселый русский танец
Начинаем танцевать.
Дети-Петрушки танцуют русскую пляску. В финале к Петрушкам присоединяются герои.
Сказочник. Смотрите, смотрите, наш принц улыбается, вот какие чудеса творит музыка!
Петрушка (1). А теперь фокусы для вас покажем, А какие, не скажем.
Фокусы
1. «Цветная водица»
Для проведения фокуса необходимо взять 3 банки с закру чивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей). В банки за ранее наливается вода. Фокусник показывает всем, что вода обыкновенная, затем говорит волшебные слова:
Петрушка (1). Ты, вода-водица,
Друг ты мой студеный,
Стань, вода-водица,
Не светлой, а зеленой.
Петрушка (2). Ты, вода-водица,
Друг ты мой прекрасный,
Стань, вода-водица,
Не простой, а красной.
Петрушка (3). Ты, вода-водица,
Светлая, как иней,
Стань, вода-водица,
Не простой, а синей!
Фокусник встряхивает воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.
2. «Повелитель змей»
Фокусник садится на пол (по-турецки), достает дудочку. Звучит восточная музыка. Выходит помощник-взрослый в восточном костюме, несет корзинку, в ней находится игрушка змея. Голова змеи прикрепляется длинной невидимой нитью к руке помощника. Двигая рукой над корзиной, помощник создает впечатление, что змея танцует.
Сказочник. Ребята, посмотрите, сколько волшебства вокруг. Мы наверно с вами уже пришли в волшебную страну.
Долго были мы в пути
Все сумели мы пройти.
Шли по снегу и сквозь вьюгу
Мимо сосен и берез.
Но что же делать нам, ребята?
Где же Дедушка Мороз?
Друзья, давайте позовем Дедушку Мороза.
Дети зовут Деда Мороза. Под музыку он выходит из дверей зала.
Дед Мороз. С Новым годом! Вот и я!
Здравствуйте, мои друзья.
Вас в Волшебную страну
Я, друзья мои, веду.
Там, как сказочный ларец,
Ледяной стоит дворец.
Во дворце повсюду иней,
Будто коврик бело-синий.
Все сияет, все горит,
Самоцветами блестит!
Во дворец мой заходите,
Поскорее расскажите,
Что тревожит вас, друзья,
Вам помочь сумею я!
Щелкунчик (4).
Саблю мою волшебную
Королева мышей унесла,
Обещала мне, что игрушкою
Я останусь теперь навсегда!
Дед Мороз. Мой волшебный посох поможет нам, но хватит ли у вас сил бороться с ней?
Сказочник. Конечно, у нас так много друзей: фея Драже, принц Кофе, Петрушки, подружки-снежинки... Ребята, вы готовы сразиться с Мышильдой?
Дети отвечают.
Сказочник. Тогда готовьтесь к бою,
Становитесь вокруг елки!
Дети встают вокруг елки.
Дед Мороз. Мышь, крадущаяся в ночной тишине,
Королева Мышильда явись ко мне!
Звучит музыка, появляется Мышильда.
Мышильда. Кто посмел потревожить мой сон? Ах, это вы... Никто никогда не сможет победить меня. Я сильная, я всемогущая!
Дед Мороз. Ничего страшнее нет для мыши, чем яркий свет.
Елку мы сейчас зажжем
И Мышильду в плен возьмем.
Беритесь за руки скорей,
Не выпускайте вы мышей!
Дети и Мышильда играют в игру «Не выпустим».
Игра «Не выпустим»
Мышильда пытается выбраться из круга, но дети ее не пускают. Она приговаривает:
Мышильда. Ах, так! Ну, противные дети, берегитесь! Сейчас я укушу вас, и вы превратитесь в елочные игрушки.
Мышильда. Прекратите смеяться, я не выношу шума. Я, я, я... теряю свою силу.
Щелкунчик выхватывает у Мышильды саблю.
Мари срывает корону с королевы Мышильды.
Свет гаснет. Щелкунчик снимает маску, превращается в принца, свет зажигается. Ведущая обращает внимание на превращение Щелкунчика.
Сказочник.
Хочу сказать я вам, друзья,
Что жить без дружбы нам нельзя.
Даже если мы расстанемся,
Дружба между нами останется.
Дед Мороз. Свершилось чудо в эту ночь,
Умчались все невзгоды прочь.
Пусть распахнутся шире двери,
Входите, счастье и веселье.
4-й ребенок. С Новым годом! С Новым годом!
Сколько радости у всех,
Пусть звучат сегодня всюду
Песни, музыка и смех.
5-й ребенок. В круг, ребята, становитесь,
К танцу музыка зовет.
Крепче за руки беритесь,
Начинаем хоровод.
Дети встают в круг.
Заучит песня «Новогодние мечты», музыка и слова М. Еремеевой.
Дети садятся на стульчики.
Ведущая. Садись и ты Дедушка Мороз, отдохни.
А ребята тебе стихи почитают.
Чтение стихотворений.
Дед Мороз.
Вот порадовали деда!
Я, ребята, старый дед,
Мне ведь много – много лет,
Как на праздник прихожу,
Сразу игры завожу.
Проводится игра: «Снежная каша»
Участвуют 2 команды по 5 человек. Дети переносят на ложке «снежки». Побеждает та команда, которая быстрее перенесет снежки в красивых ложках.
Хитрый вам сейчас вопрос
Задаст дедушка Мороз.
Любите в снежки играть?
Любите снежки лизать?
Не советую вам братцы,
Снежной кашей объедаться!
Вот сейчас мы поиграем –
Самый ловкий кто узнаем!
Дети садятся на стульчики.
Дед Мороз. Молодцы, ребятишки. В снежки вы умеете играть, а елочку умеете наряжать?
Дети отвечают.
Проводится игра: Игра «Украсим елочку»
Участвуют дети и родители.
Дед Мороз. Так, внимание детвора!
Вот еще для вас игра.
Елочки в лесу растут,
Они в гости к вам идут.
Будем елки украшать,
К празднику принаряжать!
Две команды детей соревнуются, кто быстрее превратит родителей в «елочки»: украшают их новогодними игрушками, бусами, мишурой. Затем команды водят возле своей «елочки» хоровод.
Дед Мороз. Ребята, а сейчас настало время желаний.
Загадайте желание скорей,
Новый год уж стоит у дверей!
К нашей елочке мы подойдем
И свои желанья шепнем.
Дети берут со столика бумажные снежинки и кладут их под елку, загадывая желание.
Дед Мороз. Вот и закончилась добрая сказка,
Но праздник пусть не кончается,
Пусть на прощание в зале у нас
Улыбки для всех загораются.
Сказочник. Давайте надеяться, верить, любить,
Чтоб дружба жила и крепчала,
Чтоб новую сказку я смог сочинить
И музыка снова звучала.
Дети танцуют танец вместе с персонажами. Садятся на места.
Дед Мороз. Песни пели, танцевали
Мы под елочкой друзья.
И одно желание ваше
Прямо сейчас исполню я.
Берет одну из снежинок.
Дед Мороз. Снег, снег, снег
Лед, лед, лед,
Чудеса под Новый год
Снежинка, помоги
Снег в подарки преврати.
Дети повторяют. Дед Мороз ищет под елкой. Дед Мороз выносит с помощниками мешок с подарками.
А вот и долгожданные подарки,
Я для вас собой принес.
Все лежит в пакетах ярких
У меня их целый воз.
Вы в веселый праздник яркий
Получайте все подарки!
Под музыку Дед Мороз раздает подарки детям. Дети благодарят его за угощение.
Наш любимый Новый год
Закружил друзей у елки!
И гостей, и песен сколько!
Пожелаем всем добра,
И здоровья, и удачи.
Завтра самого утра
Будет год чудесный начат.
Ведущая благодарит Деда Мороза, поздравляет с праздником детей, гостей, приглашает всех сфотографироваться.
Дед Мороз и Сказочник прощаются, уходят.
Дети под музыку идут в группу.