Военным водителям посвящается!
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»
городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области
«Военным водителям посвящается!»
(экскурсия детей 1 подготовительной группы в «Музей военного водителя»)
Номинация «Музеи и выставки»
Воспитатель:
Синицына Светлана Станиславовна
412163
Саратовская область,
Татищевский район,
п. Светлый,
ул. Гагарина д.17, кв.89
Синицына С.С.
2011 год
Пояснительная записка:
Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
В преддверии великой Победы я решила наглядно познакомить детей с тяжёлыми буднями солдат, офицеров, которые ценой собственной жизни отстояли мир на земле.
Чтобы приблизить этот день, многие люди нашей страны отдали свою жизнь за Родину. Среди них был и скромный военный водитель.
В посёлке Светлом всё связано с армией. Это военный городок. Наши дети много знают военных профессий, так как их отцы служат в Российской армии.
А сегодня я познакомлю детей с профессией военного водителя.
Предварительная работа:
- Заранее был назначен день и время экскурсии в «Музей воинской славы военного водителя».
- Проведена беседа с детьми о правилах дорожного движения пешеходов по улицам городка, беседа о правилах поведения в музее.
- Приготовлены букеты цветов для возложения к памятникам и в музее.
Цель:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
Познакомить ребят с профессией – военный водитель.
Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе экспонатов музея и поэтического творчества.
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Воспитывать чувство благодарности ко всем ветеранам ВОВ и людям старшего поколения.
Ход:
Воспитатель:
В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.
У каждого солдата на войне было свое основное оружие. У пехотинца — это винтовка или автомат. У артиллериста – орудие, хотя он и носил за плечами карабин, у летчика — самолет. А для военного водителя основное оружие — его автомобиль, даже если это был вчерашний мирный грузовичок.
Автомобили Великой Отечественной! Сегодня стоят они в музеях или на бетонных и гранитных пьедесталах, напоминая о подвиге тех, кто погиб, так и не выпустив руль из похолодевших рук, кто дошел до самой Победы со своими «газиками» и «Захарами».
Гремя огнем, сверкая, блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход,
Когда суровый час войны настанет,
И нас в атаку Родина пошлет.
А если к нам полезет враг матерый,
Он буде бит повсюду и везде.
Тогда нажмут водители стартеры
И по лесам, по сопкам, по воде.
Работник музея:
Фронтовыми артериями называли автомобильные дороги, по которым вели свои машины военные водители. Их пульс в годы войны ощущался повсюду, начиная с фронтового тыла и кончая передовой. Следы автомобильных шин тянулись к подразделениям войск, ведущим бои, артиллерийским позициям, прифронтовым аэродромам, медсанбатам, к исходным рубежам для наступления танковых частей, базам и стоянкам кораблей флота. Путь фронтовых водителей пролегал по пыльным проселкам, асфальтированным шоссе с наспех заделанными воронками от авиабомб и снарядов. Вооружение и боеприпасы, продовольствие и обмундирование, топливо для машин и вода для питья, медикаменты и запасные части — таков далеко не полный перечень тех грузов, которые с первого и до последнего Дня войны доставлялись автомобилями.
Воспитатель:
Сколько их, за баранкой шоферов
на дорогах родимой Земли,
одолевших и долы, и горы
по снегам, по воде и в пыли?
Сколько их?
Бесконечные грузы,
бесконечные ночи без сна.
Труд для них —
уж никак не обуза,
труд для них—
долгих трасс новизна.
И другого им просто не надо
(даже если любимые ждут).
Дорогие вы наши ребята,
дай вам Бог только
светлых минут.
Сохрани вас
судьба и надежда,
и веди вас
стремленье одно:
оставаться такими,
как прежде,
делать то, что давно решено.
Работник музея:
Не только снабжение фронта ложилось на плечи военных водителей. Автотранспорт обеспечивал и крупные перегруппировки войск.
Да только ли перевозки? Ведь автомобиль — это и командный пункт, и узел связи, и шасси для установки вооружения и техники, и походная типография, и средство буксировки артиллерии. Много еще можно найти этих «и», если вспомнить все фронтовые профессии автомобиля.
Милая сердцу водителей тех лет «полуторка» — была одним из самых распространенных автомобилей в транспортных подразделениях.
ГАЗ АА автомобиль первых пятилеток — стал родоначальником выпускаемых Горьковским автомобильным заводом грузовых автомобилей.
В годы войны завод перешел на выпуск упрощенного варианта этого грузового автомобиля. Металлическую кабину заменили деревянной конструкцией со съемным брезентовым верхом, а вместо дверей использовались брезентовые пологи. Вместо двух устанавливалась одна фара, передние колеса не имели тормозов. Но даже в таком виде автомобиль успешно нёс нелегкую ратную службу. На нем вывозили раненых, доставляли боеприпасы, буксировали минометы, сооружали в кузове будки для самых разных целей — от походной типографии до мощной громкоговорящей установки. Сравнивая «полуторку» военных лет с мощным современным полноприводным автомобилем, невольно думаешь: как же этот скромный грузовичок с брезентовым верхом прошел по трудным дорогам войны? А ведь прошел! Все четыре нелегких года, как говорят от звонка до звонка, и вместе со своими водителями вернулся домой.
Трехосный грузовик ГАЗ AAA использовался для монтажа крупнокалиберных и зенитных пулемётных установок.
Полугусеничный ГАЗ-60 исправно нес службу у артиллеристов, автобусы ГАЗ 03-30 применялись в качестве подвижных командных пунктов, телефонных коммутаторов, а в штабах использовался автобус ГАЗ-05-193.
Самые легкие бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б, предназначались, как правило, для разведывательных подразделений.
Экипаж
- всего два человека: командир и водитель. Но и это было не мало, если машина надежна, а бойцы
- опытны и храбры. Высокая скорость (до 80 км/ч), небольшие габариты (высота всего 1,9 м) делали БА незаменимым в разведке и доставке донесений.
В первые месяцы войны на фронт поступали «пикапы» ГАЗ-61-415 с брезентовой кабиной. Нужда в машинах такого типа была велика, они
буксировали легкие орудия, доставляли донесения, обеспечивали работу пунктов управления, выполняли другие функции.
Автомобиль ГАЗ-64 компактный и с достаточно высокой проходимостью. Металлоемкость машины в условиях военного времени снижалась отсутствием боковых дверей — их заменили брезентовыми боковинами.
Машина уверенно ходила по фронтовым дорогам, буксировала прицеп массой 800.. 1000 кг.
На путях-дорогах фронтовых автомобили трудились бок о бок с трехтонным ЗИС, который водители нарекли ласковым именем «Захар». Даже спустя десятки лет неказистый с виду грузовик поражал своей живучестью. У него редко что-нибудь ломалось.
В ряду автомобилей ЗИС была машина, ставшая легендарной,— это первая реактивная установка БМГ-13 или попросту «катюша». В качестве шасси для неё был использован грузовой автомобиль ЗИС-6. Зато залп, который в памятный день
14 июля 1941г. сделала 1-я отдельная батарея реактивной артиллерии капитана
И.А. Флерова, был для врага устрашающим.
Первоначальной и основной профессией автомобиля на войне были все же перевозки. И здесь история Великой Отечественной дала нам беспримерные образцы отваги и мужества, проявленные водителями.
Воспитатель:
В сентябре 1941г., когда фашисты понесли под Ленинградом огромные потери в живой силе и технике, Гитлер выдвинул план блокады города: «Ленинград сам поднимет руки. Он падет рано или поздно. Никто не освободит его... Ленинграду придется умереть голодной смертью».
Снабжение воздушным путем и кораблями по Ладоге не могло удовлетворить потребности огромного города. А с наступлением зимы водный путь уже не мог функционировать. Тогда решено было проложить мощную фронтовую магистраль по льду Ладожского озера. Уже вечером 22 ноября в путь двинулась первая автоколонна — 389-й отдельный автомобильный батальон под командованием капитана В. А. Порчунова.
О да – иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шофёры,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Было нелегко.
«Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли…»
Почти беспрерывно штормовые ветры перемещали ледяные поля, образуя то; огромные разводья, то торосы высотой 5... 10м. Фашистская авиация и артиллерия постоянно бомбили и обстреливали ледовую дорогу, идущие по ней машины, перевалочные пункты, склады, места расположения воинских частей и подразделений. Гитлеровское командование отдало строгий приказ, обязывающий фашистские войска, во что бы то ни стало парализовать его деятельность.
Но ничто не могло остановить жизнь на этой магистрали — продовольствие поступало в осажденный город!
И было на всем году
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
«Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев».
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О. Бергольц «Ленинградская поэма»
Работник музея:
Значительные перевозки были выполнены автомобильным транспортом в период Сталинградской операции. Более десяти дивизий и перевезли сотни тысяч тонн грузов.
Для подвоза боеприпасов Донскому фронту было использовано 2500 автомобилей.
Еще более широко применялись автомобильные части и соединения в завершающих операциях войны. Количество их значительно увеличилось.
Фронты имели в своем составе более 120 тыс. автомобилей.
Воины-автомобилисты проводили за рулем по 12... 14 ч. в сутки, они вели машины и под бомбежкой, и под артиллерийско-минометным огнем, а порой подвергались и непосредственному нападению врага.
По насыщенности войск автотранспортом и по объему автомобильных грузоперевозок Берлинская операция превзошла все предыдущие. На тех же 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах уже использовалось 130 тыс. автомобилей. С 1 апреля по 8 мая 1945 г. перевезли почти 350 тыс. человек и более 2 млн. тонн различных грузов.
Ни для кого не секрет, что труд армейских водителей — весьма напряженный и ответственный. Случается, что они поднимаются утром раньше других, а возвращаются, когда сослуживцы уже спят. Им необходимо следить за тем, чтобы машины всегда были исправны, обслужены, готовы к выезду. Они ежедневно проводят техническое обслуживание автомобиля, ведь четырехколесный друг не должен подвести своего хозяина.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду -
На всех. На все четыре года.
Она такой вдавила след,
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких.
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет.
И ставит, ставит обелиски.
К. Симонов
«Руль» - таким знаком обычно отмечалось место гибели водителя. Иногда даже устанавливались специальные памятники в виде руля на бетонном постаменте. «Сигналить колонной» - традиция среди водителей, когда проезжаешь место, где установлен памятник «Руль» - сигналит каждая машина.
Такой невероятной ценой солдат и офицеров была достигнута Победа!
Читают дети:
Чистый ветер ели колышет,
Чистый снег заметает поля.
Больше вражьего шага не слышит,
Отдыхает моя земля!
Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день 45 года
Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода,
Ну, а те, кто остались в живых,
Майский день 45 года
Сохранили для внуков своих.
Примечание:
После экскурсии по музею дети знакомились с экспонатами и боевой техникой, собранной и отреставрированной членами подросткового клуба «Форсаж».
Все представленные экспонаты техники находятся на ходу, принимают участие в парадах Победы в посёлке Светлом.
Литература:
- Л.П. Кременцов, Л.А. Левицкий, А.А. Мигунов
Русская советская поэзия. Хрестоматия: - Просвещение, 1988.
- М.А. Давыдова
Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников. – М.: ВАКО, 2007
- Картушина М.Ю.
Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы.
День Победы. Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы: - Лабиринт.
- Материалы «Музея боевой славы военного водителя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки ПДД для водителей-родителей «ВОДИТЕЛЬ – СОХРАНИ РЕБЕНКУ ЖИЗНЬ»
Уважаемые родители!Вы являетесь образцом поведения. Вы – объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с мал...
Педагогический проект в рамках месячника оборонно- массовой и военно-патриотической работы «Воинской славе, доблести и чести посвящается».
Педагогический проектв рамках месячника оборонно массовой и военно-патриотической работы«Воинской славе, доблести и чести посвящается»....
Презентация"Военные парады в России" Дню Великой Победы посвящается
Презентация составлена для детей старшего дошкольного возраста. Знакомит с историей военных парадов в России....
План-конспект спортивно-познавательного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Пешеход – хорошо, а водитель – лучше. Я б в водители пошёл, пусть меня научат…»
Формирование безопасного поведения на улицах города...
Сценарий спортивно — игрового праздника с родителями, посвященного Дню защитника Отечества «СЛАВА НАШЕЙ АРМИИ РОДНОЙ» Цель: военно — патриотическое воспитание дошкольников. Задачи: 1. закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники; 2. р
Целевая аудитория: возраст 5 -7 лет.Продолжительность: 40минут.Предварительная работа:Ознакомление учащихся с историей нашей страны и армии, великими сражениями, родами войск, с военной техникой.Конку...
Тема: "Военная техника." Посвящена празднику 23 февраля.
Задачи: - Расширять представление детей о государственном празднике.- Знакомить детей с разными видами Вооруженных Сил.- Воспитывать у детей уважение к защитникам Отечества, патриотические чувств...
Описание военных профессий для детей: моряки, военная медицинская сестра, военные
Офицеры и старшины, солдаты и матросы непрерывно несут службу по охране рубежей нашей Родины. И вся наша страна будет мирно и спокойно спать, пока «Есть такая профессия – Родин...