Военным водителям посвящается!
материал (подготовительная группа) на тему

Экскурсия в музей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_v_muzey.doc461 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»

городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области

«Военным водителям посвящается!»

(экскурсия детей 1 подготовительной группы в «Музей военного водителя»)

Номинация «Музеи и выставки»

Воспитатель:

Синицына Светлана Станиславовна

412163

Саратовская область,

Татищевский район,

п. Светлый,

ул. Гагарина д.17, кв.89

Синицына С.С.

2011 год

Пояснительная записка:

Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

В преддверии великой Победы я решила наглядно познакомить детей с тяжёлыми буднями солдат, офицеров, которые ценой собственной жизни отстояли мир на земле.

Чтобы приблизить этот день, многие люди нашей страны отдали свою жизнь за Родину. Среди них был и скромный военный водитель.

В посёлке Светлом всё связано с армией. Это военный городок. Наши дети много знают военных профессий, так как их отцы служат в Российской армии.

А сегодня я познакомлю детей с профессией военного водителя.

Предварительная работа:

  • Заранее был назначен день и время экскурсии в «Музей воинской славы военного водителя».
  • Проведена беседа с детьми о правилах дорожного движения пешеходов по улицам городка, беседа о правилах поведения в музее.
  • Приготовлены букеты цветов для возложения к памятникам и в музее.

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

Познакомить ребят с профессией – военный водитель.

Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе экспонатов музея и поэтического творчества.

Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Воспитывать чувство благодарности ко всем ветеранам ВОВ и людям старшего поколения.

Ход:

Воспитатель:

В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны.

У каждого солдата на войне было свое основное оружие. У пехотинца — это винтовка или автомат. У артиллериста – орудие, хотя он и носил за плечами карабин, у летчика — самолет. А для военного водителя основное оружие — его автомобиль, даже если это был вчерашний мирный грузовичок.

Автомобили Великой Отечественной! Сегодня стоят они в музеях или на бетонных и гранитных пьедесталах, напоминая о подвиге тех, кто погиб, так и не выпустив руль из похолодевших рук, кто дошел до самой Победы со своими «газиками» и «Захарами».

Гремя огнем, сверкая, блеском стали,

Пойдут машины в яростный поход,

Когда суровый час войны настанет,

И нас в атаку Родина пошлет.

А если к нам полезет враг матерый,

Он буде бит повсюду и везде.

Тогда нажмут водители стартеры

И по лесам, по сопкам, по воде.

Работник музея:

Фронтовыми артериями называли автомобильные дороги, по которым вели свои машины военные водители. Их пульс в годы войны ощущался повсюду, начиная с фронтового тыла и кончая передовой. Следы автомобильных шин тянулись к подразделениям войск, ведущим бои, артиллерийским позициям, прифронтовым аэродромам, медсанбатам, к исходным рубежам для наступления танковых частей, базам и стоянкам кораблей флота. Путь фронтовых водителей пролегал по пыльным проселкам, асфальтированным шоссе с наспех заделанными воронками от авиабомб и снарядов.  Вооружение и боеприпасы, продовольствие и обмундирование, топливо для машин и вода для питья, медикаменты и запасные части — таков далеко не полный перечень тех грузов, которые с первого и до последнего Дня войны доставлялись автомобилями.

Воспитатель:

Сколько их, за баранкой шоферов

на дорогах родимой Земли,

одолевших и долы, и горы

по снегам, по воде и в пыли?

Сколько их?

Бесконечные грузы,

бесконечные ночи без сна.

Труд для них —

уж никак не обуза,

труд для них—

долгих трасс новизна.

И другого им просто не надо

(даже если любимые ждут).

Дорогие вы наши ребята,

дай вам Бог только

светлых минут.

Сохрани вас

судьба и надежда,

и  веди  вас

стремленье одно:

оставаться такими,

как прежде,

делать то, что давно решено.

Работник музея:

Не только снабжение фронта ложилось на плечи военных водителей. Автотранспорт обеспечивал и крупные перегруппировки войск.

Да только ли перевозки? Ведь автомобиль — это и командный пункт, и узел связи, и шасси для установки вооружения и техники, и походная типография, и средство буксировки артиллерии. Много еще можно найти этих «и», если вспомнить все фронтовые   профессии   автомобиля.

Милая сердцу водителей тех лет «полуторка» — была одним из самых распространенных автомобилей в транспортных подразделениях.

ГАЗ АА автомобиль первых пятилеток — стал родоначальником выпускаемых Горьковским автомобильным заводом грузовых автомобилей.

В годы войны завод перешел на выпуск упрощенного варианта этого грузового автомобиля. Металлическую кабину заменили деревянной конструкцией со съемным брезентовым верхом, а вместо дверей использовались брезентовые пологи. Вместо двух устанавливалась одна фара, передние колеса не имели тормозов. Но даже в таком виде автомобиль успешно нёс нелегкую ратную службу. На нем вывозили раненых, доставляли боеприпасы, буксировали минометы, сооружали в кузове будки для самых разных целей — от походной типографии до мощной громкоговорящей установки. Сравнивая «полуторку» военных лет с мощным современным полноприводным автомобилем, невольно думаешь: как же этот скромный грузовичок с брезентовым верхом прошел по трудным дорогам войны? А ведь прошел! Все четыре нелегких года, как говорят от звонка до звонка, и вместе со своими водителями вернулся домой.

Трехосный грузовик ГАЗ AAA использовался для монтажа крупнокалиберных и зенитных пулемётных установок.  

Полугусеничный ГАЗ-60 исправно нес службу у артиллеристов, автобусы ГАЗ 03-30 применялись в качестве подвижных командных пунктов, телефонных коммутаторов, а в штабах использовался автобус ГАЗ-05-193.

Самые легкие бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б, предназначались, как правило, для разведывательных подразделений.

Экипаж

- всего два человека: командир и водитель. Но и это было не мало, если машина надежна, а бойцы

- опытны и храбры. Высокая скорость (до 80 км/ч), небольшие габариты (высота всего 1,9 м)  делали БА незаменимым в разведке и доставке донесений.

В первые месяцы войны  на  фронт  поступали «пикапы» ГАЗ-61-415   с брезентовой  кабиной. Нужда в машинах такого типа была велика, они

буксировали легкие орудия, доставляли  донесения,  обеспечивали работу  пунктов   управления, выполняли   другие   функции.

Автомобиль ГАЗ-64 компактный и с достаточно высокой проходимостью. Металлоемкость машины в условиях военного времени снижалась отсутствием боковых дверей — их заменили брезентовыми боковинами.

Машина уверенно  ходила  по  фронтовым дорогам, буксировала прицеп массой 800.. 1000 кг.

На путях-дорогах фронтовых автомобили трудились бок о бок с трехтонным ЗИС, который водители нарекли ласковым именем «Захар». Даже спустя десятки лет неказистый с виду грузовик поражал своей живучестью. У него редко что-нибудь ломалось.

В ряду автомобилей ЗИС была машина, ставшая легендарной,— это первая реактивная установка БМГ-13 или попросту «катюша». В качестве шасси для неё был использован грузовой автомобиль ЗИС-6.  Зато залп, который в памятный день

14 июля 1941г. сделала 1-я отдельная батарея реактивной артиллерии капитана

И.А. Флерова, был для врага устрашающим.

Первоначальной и основной профессией автомобиля на войне были все же перевозки. И здесь история Великой Отечественной дала нам беспримерные образцы отваги и мужества, проявленные водителями.

Воспитатель:

В сентябре 1941г., когда фашисты понесли под Ленинградом огромные потери в живой силе и технике, Гитлер выдвинул план блокады города: «Ленинград сам поднимет руки. Он падет рано или поздно. Никто не освободит его... Ленинграду придется умереть голодной смертью».

Снабжение воздушным путем и кораблями по Ладоге не могло удовлетворить потребности огромного города. А с наступлением зимы водный путь уже не мог функционировать. Тогда решено было проложить мощную фронтовую магистраль по льду Ладожского озера.  Уже вечером 22 ноября в путь двинулась первая автоколонна — 389-й отдельный автомобильный батальон под  командованием капитана В. А. Порчунова.

О да – иначе не могли

Ни те бойцы, ни те шофёры,

Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.

Было нелегко.

«Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли…»

Почти беспрерывно штормовые ветры перемещали ледяные поля, образуя то; огромные разводья, то торосы высотой 5... 10м. Фашистская авиация и артиллерия постоянно бомбили и обстреливали ледовую дорогу, идущие по ней машины, перевалочные пункты, склады, места расположения воинских частей и подразделений. Гитлеровское командование отдало строгий  приказ, обязывающий фашистские войска, во что бы то ни стало парализовать его деятельность.

Но ничто не могло остановить жизнь на этой магистрали — продовольствие поступало в осажденный  город!

И было на всем году

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

«Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк,

Поломка эта не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев».

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре -

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О. Бергольц  «Ленинградская поэма»

Работник музея:

Значительные перевозки были выполнены автомобильным транспортом в период Сталинградской операции. Более десяти дивизий и перевезли сотни тысяч тонн грузов.

Для подвоза боеприпасов Донскому фронту было использовано 2500 автомобилей.

Еще более широко применялись автомобильные части и соединения в завершающих операциях войны. Количество их значительно увеличилось.

Фронты имели в своем составе более 120 тыс. автомобилей.

Воины-автомобилисты проводили за рулем по 12... 14 ч. в сутки, они вели машины и под бомбежкой, и под артиллерийско-минометным огнем, а порой подвергались и непосредственному нападению врага.

По насыщенности войск автотранспортом и по объему автомобильных грузоперевозок Берлинская операция превзошла все предыдущие. На тех же 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах уже использовалось 130  тыс. автомобилей.  С 1 апреля по 8 мая 1945 г. перевезли почти 350 тыс. человек и более 2 млн. тонн различных грузов.

Ни для кого не секрет, что труд армейских водителей — весьма напряженный и ответственный. Случается, что они поднимаются утром раньше других, а возвращаются, когда сослуживцы уже спят. Им необходимо следить за тем, чтобы машины всегда были исправны, обслужены, готовы к выезду. Они ежедневно проводят техническое обслуживание автомобиля, ведь четырехколесный друг не должен подвести своего хозяина.

 

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду -

На всех. На все четыре года.

Она такой вдавила след,

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет, и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

И к мертвым, выправив билет,

Все едет кто-нибудь из близких.

И время добавляет в списки

Еще кого-то, кого-то нет.

И ставит, ставит обелиски.

                                                          К. Симонов

«Руль» - таким знаком обычно отмечалось место гибели водителя. Иногда даже устанавливались специальные памятники в виде руля на бетонном постаменте.  «Сигналить колонной» - традиция среди водителей, когда проезжаешь место, где установлен памятник «Руль» - сигналит каждая машина.

Такой невероятной ценой солдат и офицеров была достигнута Победа!

Читают дети:

Чистый ветер ели колышет,

Чистый снег заметает поля.

Больше вражьего шага не слышит, 

Отдыхает моя земля!

Красоту, что нам дарит природа,

Отстояли солдаты в огне,

Майский день 45 года

Стал последнею точкой в войне.

Без потерь нет ни роты, ни взвода,

Ну, а те, кто остались в живых,

Майский день 45 года

Сохранили для внуков своих.

Примечание:

После экскурсии по музею дети знакомились с экспонатами и боевой техникой, собранной и отреставрированной членами подросткового клуба «Форсаж».

Все представленные экспонаты техники находятся на ходу, принимают участие в парадах Победы в посёлке Светлом.

Литература:

  1. Л.П. Кременцов, Л.А. Левицкий, А.А. Мигунов

Русская советская поэзия. Хрестоматия: - Просвещение, 1988.

  1. М.А. Давыдова

Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников. – М.: ВАКО, 2007

  1. Картушина М.Ю.

Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы.

День Победы. Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы: - Лабиринт.

  1. Материалы «Музея боевой славы военного водителя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки ПДД для водителей-родителей «ВОДИТЕЛЬ – СОХРАНИ РЕБЕНКУ ЖИЗНЬ»

Уважаемые родители!Вы являетесь образцом поведения. Вы – объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда делаете шаг на проезжую  часть дороги вместе с мал...

Педагогический проект в рамках месячника оборонно- массовой и военно-патриотической работы «Воинской славе, доблести и чести посвящается».

Педагогический проектв рамках месячника оборонно массовой  и военно-патриотической  работы«Воинской славе, доблести и чести посвящается»....

Презентация"Военные парады в России" Дню Великой Победы посвящается

Презентация составлена для детей старшего дошкольного возраста. Знакомит с историей военных парадов в России....

Сценарий спортивно — игрового праздника с родителями, посвященного Дню защитника Отечества «СЛАВА НАШЕЙ АРМИИ РОДНОЙ» Цель: военно — патриотическое воспитание дошкольников. Задачи: 1. закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники; 2. р

Целевая аудитория: возраст 5 -7 лет.Продолжительность: 40минут.Предварительная работа:Ознакомление учащихся с историей нашей страны и армии, великими сражениями, родами войск, с военной техникой.Конку...

Тема: "Военная техника." Посвящена празднику 23 февраля.

Задачи: - Расширять представление детей о государственном празднике.- Знакомить детей с разными видами Вооруженных Сил.- Воспитывать у детей уважение к защитникам Отечества, патриотические чувств...

Описание военных профессий для детей: моряки, военная медицинская сестра, военные

Офицеры и старшины, солдаты и матросы непрерывно несут службу по охране рубежей нашей Родины. И вся наша страна будет мирно и спокойно спать, пока   «Есть такая профессия – Родин...