Трудовое воспитание в условиях ДОУ и семьи
статья (подготовительная группа) по теме
Мой доклад на Макаренковские чтения ( приложение к нему - видео-ролик в видеотеке).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Makarenkovskie_chteniya_doc.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание в условиях ДОУ и семьи
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
А.С.Макаренко
Мещерякова Л.В.
МДОУ ЦРР д\с№11 «Росинка» г. Саяногорск
Центральное место в теории А. С. Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе, который является, во-первых, орудием формирования активной творческой личности с высокоразвитым чувством долга, чести, достоинства и, во-вторых, средством защиты интересов каждой личности, превращения внешних требований к личности во внутренние побудители ее развития. Основой самоуправления и всей внутренней организации воспитательного коллектива в его представлении была детская трудовая деятельность.
А. С. Макаренко изучал, творчески использовал достижения других педагогов, в частности идею И. Г. Песталоцци о том, что соединение обучения и воспитания с трудом отвечает психологии детей, их естественному стремлению к деятельности. Труд должен быть организован определенным образом - как часть воспитательного процесса; эту мысль своих предшественников Макаренко полностью разделял. В результате созидательные и преобразующие силы, скрытые в ребенке, подростке, получают выход в жизнь, а это ускоряет процесс его становления - человеческого, гражданского, профессионального.
Сторонники преимущественно словесного, книжного воспитания с высокомерием встретили «мозольную педагогику» - так они окрестили труд детей.
«...В трудовом усилии,- говорил он, обращаясь к современникам,- воспитывается правильное отношение к другим людям,- это уже будет нравственная подготовка. Человек, который старается на каждом шагу от работы увильнуть, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их трудов, такой человек - самый безнравственный человек в советском обществе». Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.
На основе принципа параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи решается задача воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Этот принцип следует понимать как единство требований, приёмов обучения трудовым действиям, содержания труда детей.
Воспитание самостоятельности дошкольников.
С первых дней пребывания в детском саду воспитатель ставит задачу обучения малышей элементарным навыкам самообслуживания. В детском саду дети постепенно овладевают навыками раздевания и одевания, уборки игрушек после игры и др. Но успешное приобретение малышами таких навыков возможно только при наличии единства в работе с семьёй. Мы разъясняем родителям, как важно поддерживать у малышей стремление к самостоятельности, опираясь при этом на детское “я сам!”. Родителям следует объяснить, что воспитание происходит в деятельности, в постоянных упражнениях в доступных ребёнку действиях. Первые трудовые действия являются доступными дошкольнику, и именно в них может быть реализована потребность в самостоятельности.
Принцип взаимодополнения.
Жизнь ребёнка и в детском саду, и в семье содержит в себе большие возможности для включения его в труд, направленный на удовлетворение потребностей коллектива. В детском саду ребёнок накрывает на стол только когда дежурит. В семье ему может быть поручено постоянное участие в этом деле, и это различие должно быть понятно ребёнку. Исходя из условий семьи, в каждой можно найти трудовые поручения, которые будут выполняться дошкольниками: поливать домашние растения, заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску и т.д. Эти поручения позволяют ребёнку почувствовать свои обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного коллектива, что имеет большое значение в воспитании любви к родному дому.
Принцип организации совместной деятельности детей и взрослых в детском саду и семье.
Изготавливая что-то в группе, ребёнок с гордостью несёт это домой. И наоборот: родители в семье могут ремонтировать игрушки, изготавливать атрибуты для карнавальных костюмов и для детского сада. Какой гордостью наполняется ребёнок!
Мы стараемся организовывать совместную деятельность родителей, педагогов и детей в детском саду. Вместе готовим грядки к посадке растений, цветов на клумбах, высаживаем семена и рассаду, собираем веточки и камешки на участке, грабельками убираем опавшую листву. Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду.
Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и том, что труд дает ему лично. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребёнка развиваются главным образом в условиях деятельности.
Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать. Для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.
А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Для рациональной организации детского труда мы сшили фартуки для хозяйственно-бытовых поручений и для дежурства по столовой, в группу приобрели небольшие тазики для стирки кукольного белья и игрушек. Мы постоянно советуем родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой.
Мамам советуем, чтоб дома они доверяли дочкам помыть посуду, протереть пыль, помыть игрушки. Папы могут организовать своих сыновей помочь в бытовом мелком ремонте: подержать-подать инструменты, забить гвоздик, отлично, если при этом у сына будет свой собственный маленький молоточек! Напоминаем, что ребенка надо обязательно похвалить, можно даже поощрить. На занятиях и в свободное время мы знакомим детей с простейшими трудовыми процессами. Дети с восхищением стряпают печенье, квасят капусту, учатся пилить дрова. Всё это, конечно, на простейшем уровне, и обязательно, под руководством взрослого – родителя или воспитателя.
Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.
Обнаружилась тесная связь между поведением детей и их умением выполнять работу (дежурство, хозяйственно-бытовой труд).
Если ребенок умеет договориться о предстоящей деятельности, рассказать взрослому о последовательности выполнения операций (дежурство: помыть руки, надеть фартук, поставить бокалы, затем тарелки, потом ложки), осознает полезность труда, то и участие в нем будет устойчивым и длительным.
Осознание трудовых действий, реальное понимание смысла труда и того значения, которое имеет труд, определит успех психического развития детей, подготовку к их будущей жизни.
Мы, воспитатели, ставим перед собой задачи:
- Помочь ребенку овладеть простейшими трудовыми операциями (надеть или снять носочки, колготки, маячку и т.д.) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.)
- Научить соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.
- Сформировать отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а так же их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы.)
- Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.
- Учить сотрудничать со сверстниками, развивать сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и. т.д.)
В процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, формируется нравственные качества: трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга.
Спустя десятилетия макаренковская система воспитания становится все актуальнее - для новых поколений. Сбывается предсказанное Мариэттой Шагинян: «Эра Макаренко началась, полвека назад и заглохла. Ей принадлежит будущее. Сам народ поставит его методику в фундамент нового общества».
Литература
- Программа развития воспитания детей в детском саду. Детство. Санкт-Петербург, “Детство-Пресс” 2000.
- Кравцов Г. Личность формируется в семье // дошкольное воспитание.-1991
- Крухлет М.В.//Дошкольник и рукотворный мир, “Детство-Пресс” Санкт- Петербург, 200.:
- Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.
- Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в труде. Москва. 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание в условиях ДОУ и семьи
ДОКЛАД НА МАКАРЕНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ...
Трудовое воспитание в условиях ДОУ и семьи
Доклад на Макаренковские чтения (приложение - видео-ролик в видеотеке)....
Трудовое воспитание в современном ДОУ и семье
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог расс...
Возможности трудового воспитания в условиях ДОУ
Данная презентация показывает формы работы по трудовому воспитанию детей. Трудовому воспитанию детей, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, о...
Консультация для педагогов и родителей «Трудовое воспитание в условиях ДОУ и семьи»
laquo;Дайте детям радость труда.Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости, выполняемой работе, возможность доставлять радость другим»В.А.СухомлинскийТрудовое воспитание...
«Условия трудового воспитания детей в ДОУ и семье»
Доклад на педагогическом совете...
"Условия трудового воспитания детей в ДОУ и семье"
Помощь для педагога и родителей...