Программа психологического сопровождения образовательного процесса в МБДОУ
рабочая программа по психологии

Психологическое сопровождение, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Нормативно-правовая база:

  • Конвенция о правах ребенка
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 29.12.2022 г.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (редакция от 21.01.2019 г.)
  • Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (изменения от 01.12.2022 г.)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
  • Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования)
  • Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе МО РФ»
  • Распоряжение МП РФ от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»

Программа психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ разработана на основании образовательной программы ДОУ, составленной в соответствии с ФОП ДО.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в МБДОУ предполагает:

- повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребенком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов;

- принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребенка;

- умение распознавать «внешние сигналы» ребенка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.

Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка МБДОУ в работе с детьми от 5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МБДОУ.

Содержание программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_24-25.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №143 «Детский сад присмотра и оздоровления»

Принята:

на заседании Педагогического совета

МБДОУ №143 «Детский сад присмотра и оздоровления»

Протокол № 1 от «31» августа 2024 года

Утверждено:

И.о. заведующей МБДОУ №143

______________/Лисиной С.П. «__» __________2024 года

Программа психологического сопровождения образовательного процесса в МБДОУ №143

«Детский сад присмотра и оздоровления»

2024-2025 уч. гг.

Составитель:

педагог-психолог

Ветрова Н.Г.

Кемерово, 2024

Содержание

I

Целевой раздел

#1055;ояснительная записка

#1062;ель и задачи Программы

Принципы и подходы к формированию Программы

Значимые для разработки Программы характеристики

Планируемые результаты Программы. Целевые ориентиры

II

Содержательный раздел

Направления деятельности педагога-психолога

#1055;сихологическая диагностика

Психологическое консультирование

Коррекционно-развивающая работа

Психологическое просвещение

Психологическая профилактика

#1054;рганизационно-методическая работа

III

Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Список литературы

Приложения

I. Целевой раздел

#1055;ояснительная записка

Психологическое сопровождение, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Нормативно-правовая база:

  • Конвенция о правах ребенка
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от N 273-ФЗ (редакция от г.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (редакция от г.)
  • Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (изменения от г.)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован № 71847)
  • Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования)
  • Приказ МО РФ от г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе МО РФ»
  • Распоряжение МП РФ от N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»

Программа психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ разработана на основании образовательной программы ДОУ, составленной в соответствии с ФОП ДО.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в МБДОУ предполагает:

- повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребенком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов;

- принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребенка;

- умение распознавать «внешние сигналы» ребенка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.

Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка МБДОУ в работе с детьми от 5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МБДОУ.

Содержание программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.

Цель и задачи программы

Цель психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ - повышение качества образования путем индивидуализации образовательной деятельности педагога и родителя с ребенком дошкольного возраста; сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.

Задачи программы:

1) Способствовать сохранению психического здоровья всех воспитанников, а также их эмоциональному благополучию.

2) Способствовать созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

3) Создавать условия для развития социальных и интеллектуальных качеств личности каждого ребенка, инициативности, самостоятельности и ответственности детей, формирования у них предпосылок учебной деятельности.

4) Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в опросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей.

5) Способствовать эмоциональному благополучию родителей и педагогов в процессе общения с ребенком.

6) Создавать условия для поддержки образовательных инициатив семьи, в том числе путем включения родителей в непосредственную образовательную деятельность с детьми и поддержку образовательных проектов по инициативе семьи.

7) Обеспечить психолого-педагогическую поддержку педагогам и повышение их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Психологическое сопровождение педагога-психолога в образовательном процессе направлено на:

- психологическое просвещение и консультирование персонала и родителей (законных представителей);

- содействие воспитательной работе педагогам;

-адаптацию ребенка к детскому саду;

-раннее выявление возможных трудностей усвоения программного материала ребенком при групповой форме работы;

- организацию коррекционно-развивающего взаимодействия с воспитанниками и их родителями (законными представителями).

Принципы и подходы к формированию программы

При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)

- Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)

- Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б. Эльконин и др.).

В соответствии с ФГОС ДО Программа опирается на основные принципы её построения:

1) Принцип развивающего обучения, реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

2) Принцип научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основных положений возрастной психологии и дошкольной педагогики.

3) Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации.

4) Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

5) Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

6) Принцип гуманистический, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.

Значимые для разработки программы характеристики.

Целевые группы

В МБДОУ реализуется сопровождение 2 групп детей – старшей и подготовительной.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)

Ведущая потребность – потребность в общении, творческая активность.

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

1. Проявление элементов произвольности всех психологических процессов.

2. Общение с взрослыми внеситуативно-личностное.

3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.

4. Проявление творческой активности во всех видах деятельность. Развитие фантазии.

5. Половая идентификация.

Новообразования:

1. Предвосхищение результата деятельность.

2. Активная планирующая функция речи.

3. Внеситиативно-деловая форма общения со сверстниками.

Старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет)

Ведущая потребность – общение.

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

1. Проявление произвольности всех психологических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.

2. Переход к младшему школьному возрасту.

3. Проявление 7 лет (капризы, паясничание, демонстративное поведение).

4. Повышенная чувствительность.

5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.

Новообразования:

1. Внутренний план действий.

2. Произвольность всех психологических процессов.

3. Возникновение соподчинения мотивов.

4. Самосознание.

5. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

6. Возникновение первой целостной картины мира.

7. Появление учебно-познавательного мотива.

Различные целевые группы для оказания адресной психологической помощи (на основе ФОП ДО).

1. Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития.

2. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями:

  • обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
  • одарённые обучающиеся.

3. Дети и/или семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке.

4. Дети и/или семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке.

5. Обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая/завышенная самооценка, завышенный уровень притязаний).

Планируемые результаты программы.

Критерии результативности программы

Планируемые результаты программы психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ согласуются с представленными во ФГОС ДО и ФОП ДО целевыми ориентирами.

Критерии результативности деятельности педагога – психолога:

1) обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;

2) достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей,

3) сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни;

4) обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;

5) функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;

6) сформированность коммуникативных навыков у воспитанников;

7) реализация всех форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (диагностика, консультирование, коррекционно - развивающая работа, профилактика, просвещение).

Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 6 годам):

- ребёнок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха;

- ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой, демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявить творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых упражнений;

- ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру;

- ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов;

- ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих;

- ребёнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет в поведении уважение и привязанность к родителям (законным представителям), демонстрирует уважение к педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО;

- ребёнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления;

- ребёнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании, участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда;

- ребёнок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице;

- ребёнок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в общении и деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям;

- ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра;

- ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире;

- ребёнок устанавливает закономерности причинно-следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет любознательность;

- ребёнок использует математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим, оперируя предметами разными по величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве и времени;

- ребёнок знает о цифровых средствах познания окружающей действительности, использует некоторые из них, придерживаясь правил безопасного обращения с ними;

- ребёнок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни; знает название своей страны, её государственные символы;

- ребёнок имеет представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним;

- ребёнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры, формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и художественно-творческие способности;

- ребёнок принимает активное участие в праздничных программах и их подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых мероприятий;

- ребёнок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки, постройки, создает образы и композиционные изображения, интегрируя освоенные техники и средства выразительности, использует разнообразные материалы;

- ребёнок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре;

ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

Планируемые результаты на этапе завершения освоения образовательной программы (к концу дошкольного возраста):

- у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;

- ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими;

ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;

- ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;

- ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;

- ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности;

- ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;

- ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;

- ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;

- ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;

- ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;

- ребёнок стремится сохранять позитивную самооценку;

- ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;

- у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;

- ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);

- ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;

- ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;

- ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;

- ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;

- ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;

- ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;

- ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира;

ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;

ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;

- ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;

- ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;

- ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;

- ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности;

- ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;

- ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учётом игровой ситуации;

- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре;

- ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;

- ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.

II. Содержательный раздел

Направления деятельности педагога-психолога

Содержание работы педагога-психолога ДОУ со всеми участниками образовательного процесса строится по основным направлениям деятельности: психологическая диагностика, психологическая коррекция и развитие, психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, организационно-методическая деятельность, экспертная деятельность.

Педагог-психолог осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Деятельность педагога-психолога ДОУ регламентирована профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утверждённым приказом Минтруда России от г. № 514н. Данный приказ определяет основные направления работы (трудовые функции) педагога-психолога и их содержание.

#1055;сихологическая диагностика

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития познавательных процессов, личностных и межличностных образований возрастным ориентирами требованиям общества.

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Основные методы психодиагностики – тестирование, наблюдение, беседа с применением проективных техник, приемов арт-терапии.

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении;
  • раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации;
  • комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;
  • изучение уровня общего развития обучающегося (с учётом особенностей нозологической группы) возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающихся;
  • изучение направленности детской одарённости;
  • мониторинг развития детей и предупреждение возникновения психолого-педагогических проблем в их развитии;
  • выявление детей – мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей;
  • выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков образовательной среды;
  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих особым (индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося.

Примерный перечень психодиагностического инструментария:

Методики исследования познавательной сферы

Старший возраст (5-6 лет)

1. Методика Е.А. Стребелёвой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста»

2. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»

3. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка»

4. С.Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»

Подготовительный возраст (6-7 лет)

1. Методика Е.А. Стребелёвой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста»

2. Н.Я.Семаго, М.М.Семаго «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка»

3.Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека;

4. Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена.

Методики исследования особенностей личностной сферы

Старший возраст (5-6 лет)

1. Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен. Методика определения уровня тревожности

#1042;.Г.Щур, С.Г.Якобсон Методика исследования самооценки

3. Социометрия «Метод вербальных выборов»

4. Графическая методика «Кактус»

#1058;ест «Страхи в домиках» А.И.Захаров

6. Анкета «Агрессивность», «Коммуникативная компетентность»

7. Методика оценки развития коммуникативных навыков «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина)

Подготовительный возраст (6-7 лет)

1. Методика «Мотивационная готовность к школьному обучению» А.Л. Венгера

2. Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен. Методика определения уровня тревожности

#1042;.Г.Щур, С.Г.Якобсон. Методика исследования самооценки

#1050;инетический рисунок семьи

5. Графическая методика «Кактус»

6. Социометрия «Метод вербальных выборов»

7. Анкета «Агрессивность», «Коммуникативная компетентность»

8. Методика оценки развития коммуникативных навыков «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина)

Диагностическое сопровождение родителей дошкольников:

  • Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская).
  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
  • Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)
  • Тест семейная социограмма Эйдемилира.
  • Методика диагностики родительского отнощения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)
  • Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл).

Диагностика в сопровождении педагогического коллектива ДОУ:

  • Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е.
  • Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К. Маслач и С. Джексон.
  • Измерение эмоционального интеллекта – опросник ЭМИН (Д.В. Люсин).
  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
  • Шкала психологического благополучия К. Риффа (адаптация Л.А. Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский).
  • Вербальный фрустрационный тест (Л.Н. Собчик).
  • Диагностика социального интеллекта (Дж. Гилфорда).
  • Опросник потребности в достижении Ю.М. Орлова
  • Шкала оценки мотивации одобрения Ю.Л. Ханина (адаптация Марлоу-Кроуна).
  • Методика диагностики коммуникативных установок В.В. Бойко
  • Диагностика временных ориентация и жизненных перспектив Ф. Зимбардо, Дж. Ньютенна.
  • Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
  • Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).
  • Шкала самомониторинга М. Снайдера
  • Опросник самоорганизации деятельности ОСД (Е.Ю. Мандрикова).
  • Самоактуализационный тест Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская.
  • Опросник способов совладания WCQ (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк).

Психодиагностическое обследование проводится:

  • Для оптимизации образовательного процесса и оценки динамики развития в начале, середине и конце учебного года проводится диагностика познавательного развития воспитанников ДОУ, не осваивающих образовательную программу. Также проводится диагностика психического развития вновь прибывших в ДОУ воспитанников.
  • Мониторинг психического развития воспитанников первой младшей группы в апреле-мае с целью изучения особенностей психического развития.
  • В течение всего учебного года по запросам участников образовательного процесса (педагогов, родителей) проводится дополнительная углубленная диагностика развития ребенка.
  • В феврале-марте проводится психодиагностическое обследование с целью изучения особенностей психоэмоциональной сферы педагогов для профилактики «профессионального (эмоционального) выгорания».
  • Диагностическое обследование уровня психологической готовности к обучению в школе проводится в подготовительных группах в начале и конце учебного года.
  • Диагностическое обследование особенностей развития эмоциональной сферы старших дошкольников в начале учебного года для формирования групп КРР.

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование - оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Задачи консультирования:

1) разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательных отношений;

2) консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;

3) консультативная помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов КРР с ребенком.

Психологические консультации проводятся со всеми участниками образовательного процесса. Предметом обсуждения служат результаты психодиагностики, а также личностные переживания и проблемы. Психологическое консультирование ведется в отдельном кабинете индивидуально с соблюдением принципа конфиденциальности.

Направления психологического консультирования

Консультирование администрации, педагогов и других работников образовательной организации по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.

Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Консультирование педагогов по вопросу выбора индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися.

Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с воспитанниками, их развития, в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приёмов коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

Консультирование администрации ДОУ, педагогов и родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей

Коррекционно-развивающая деятельность

Коррекционная работа направлена на коррекцию нарушений развития различных категорий детей и оказание им помощи в усвоении образовательной программы по результатам диагностического обследования.

Коррекционно-развивающая работа проводится индивидуально и по подгруппам с разной степенью регулярности в зависимости от поставленных задач.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками организуется при согласии родителей (законных представителей).

При выраженных нарушениях в развитии на дошкольника составляется Индивидуальный образовательный маршрут.

Задачи КРР:

  • выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ (методик) психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;
  • организация, разработка и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации;
  • коррекция и развитие высших психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения;
  • развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности;
  • коррекция и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений;
  • создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности;
  • создание насыщенной РППС для разных видов деятельности;
  • формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода (происхождения);
  • оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни, психотравмирующих обстоятельствах при условии информирования соответствующих структур социальной защиты;
  • преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;

В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) педагогом-психологом оказывается адресная психологическая помощь следующим целевым группам:

Нормотипичные дети

Оказание помощи и поддержки в осуществлении поиска и реализации ребенком новых способов сотрудничества с взрослыми, в которых возможно проявление сильных сторон детского «Я».

Создание условия для проявления самостоятельности, преодоления психоэмоционального напряжения и адаптации к условиям ДОУ.

Сопровождение кризисов 3 и 7 лет

Одаренные дети

Определение вида одаренности, интеллектуальных и личностных особенностей детей, прогноз возможных проблем и потенциала развития; - вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества как обязательного условия поддержки и развития одаренного ребенка;

Создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

Формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной устойчивости;

Организация предметно-развивающей, обогащённой образовательной среды в условиях ДОУ, благоприятную для развития различных видов способностей и одаренности.

Частоболеющие дети

Создание условий для успешной социализации, оптимизации межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Коррекция/развитие коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов.

Снижение тревожности.

Помощь в разрешении поведенческих проблем.

Дети билингва, дети мигрантов

Развитие коммуникативных навыков, формирование чувствительности к сверстнику, его эмоциональному состоянию, намерениям и желаниям;

Формирование уверенного поведения и социальной успешности; коррекцию деструктивных эмоциональных состояний, возникающих вследствие попадания в новую языковую и культурную среду (тревога, неуверенность, агрессия);

Создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку.

Дети и семьи в ТЖС

Совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребёнку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими.

Способствование отреагированию негативных переживаний, связанных с травмой.

Актуализация внутренних ресурсов самого ребёнка, помогающих перерабатывать травматические переживания и снизить риски, связанных с развитием посттравматической симптоматики

Дети и семьи в СОП

Сопровождение процесса развития ребёнка (профилактика и коррекция отклонений в развитии ребёнка);

-Проведение коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.

Дети группы риска

Коррекция /развитие социально-коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сферы;

Помощь в решение поведенческих проблем;

Формирование адекватных, социально-приемлемых способов поведения;

Развитие рефлексивных способностей;

Совершенствование способов саморегуляции.

Включение ребенка из любой целевой группы в программу КРР, определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения осуществляется на по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога/родителей (законных представителей).

Психологическое просвещение

Психологическое просвещение направлено на повышение психологической компетенции педагогов и родителей.

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений – обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации;

Проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации.

Примерный перечень тем психологического просвещения

Родители

Педагоги

Младший возраст

«Как подготовить ребенка к ДОУ»

«Зависимость развития психики ребенка и его физических показателей»

«Как помочь ребенку в период адаптации»

«Кризис трех лет»

«Как играть с ребенком»

«Возрастные особенности детей 2-4 лет»

«Как справиться с детскими капризами»

«Адаптация ребенка в ДОУ»

«Если ребенок кусается, грызет ногти»

«Роль развивающих игр для детей 2-4 лет»

«Как провести с ребенком выходной день»

«Пальчиковые игры – зачем они нужны?»

«Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самообслуживания»

«Воспитание бережного отношения к вещам»

«Читаем вместе»

Средний возраст

«Секреты общения с ребенком в семье»

«Возрастные особенности детей 4-5 лет»

«Поощрение и наказания ребенка в семье»

«Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми»

«Если в семье один родитель»

«Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников»

«Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком»

«Коммуникативность в общении с коллегами, детьми»

«Роль отца в воспитании детей»

«Методы активного слушания»

«Как предупредить отклонения в поведении ребенка»

«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»

«Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников»

«Проблема воспитания культуры поведения дошкольников средствами художественной литературы»

«Эффективное педагогическое общение»

Старший возраст

«Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»

«Возрастные особенности детей 5-6 лет»

«Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»

«Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников»

«Воспитываем усидчивость»

«Конфликты между детьми»

«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста»

«Решаем проблемы, играя с детьми»

«Воспитание культуры поведения старших дошкольников средством художественной литературы»

«Влияние музыки на психику ребенка»

«Тревожный ребенок»

«Как привить любовь к книге»

«Агрессивный ребенок»

«Сказки как источник творчества детей»

«Гиперактивный ребенок»

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Подготовительный возраст

«Психологические особенности детей 6-7 лет»

«Возрастные особенности детей 6-7 лет»

«Готовность ребенка к обучению в школе»

«Система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении»

«Кризис семи лет»

«Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста»

«Почему ребенок не хочет учиться?»

«Гиперактивный ребенок»

«Стили взаимодействия взрослых с детьми»

«Влияние сказки на развитие ребенка»

«Десять заповедей для родителей бедующих первоклассников»

«Детские конфликты»

«Развитие творчества в изобразительной деятельности»

«Приобщите ребенка к миру взрослых»

Психологическая профилактика

Одно из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога.

Цель психологической профилактики: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, обеспечить раскрытие его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психологических условий в образовательном учреждении.

Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитие познавательных и творческих способностей детей, игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, развитие эмоциональной сферы, мотивационной.

Работа, направленная на профилактику «эмоционального выгорания», создание в ДОУ благоприятного психологического климата, на профилактику и своевременное разрешение конфликтов, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессионального и личностного роста реализуется посредством проведения индивидуальных консультаций, выступлениях на педагогических часах, тренингах.

Родители

Педагоги

Адаптация ребенка к новым условиям

Обсуждение итогов прохождения детьми периода адаптации к ДОУ, определение степени сложности адаптационного периода каждого ребенка, пути решения возникающих проблем

«Итоги диагностики по результатам обследования у детей уровня развития познавательных способностей»

«Психологическая готовности ребенка к школе»: итоги диагностики. Совместное обсуждение уровня психологической готовности к обучению в школе каждого ребенка

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

«Индивидуальные психологические особенности детей»

«Понимаете ли вы своего ребенка?»

Индивидуальные беседы по результатам психологической диагностики в начале и конце учебного года, в течение года - беседы по поводу трудностей в развитии ребенка

«Итоги диагностики социально-эмоционального развития детей»

Тренинговое занятие «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

«Психологическая готовности ребенка к школе»: итоги диагностики.

«Безопасная песочница»

С целью профилактики дезадаптивного поведения ребенка в семье, формирования доброжелательных доверительных бесконфликтных отношений с ребенком и формирования полноценной личности ребенка, проводятся индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания на данную тематику.

Примерный перечень тем психологической профилактики

Огранизационно-методическая работа

Вид работы

Цель работы

Консультации и семинары в рамках районных, городских психологических центров.

Повышение психологической ориентированности в частных вопросах и методиках.

Изготовление рабочего стимульного материала; оформление кабинета психолога.

Улучшение материальной базы для работы.

Анализ и оформление результатов диагностико-коррекционной работы совместно с педагогами, старшим воспитателем, заведующим МБДОУ.

Работа по выявлению контингента воспитанников, требующих психологической помощи и коррекции.

Работа с новинками психологической и методической литературы

Подготовка к семинарам, педсоветам, разработка планов занятий.

Реализация программы самообразования по теме «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками»

Повышение уровня профессиональной компетентности.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

#1052;атериально-техническое обеспечение программы

Помещение педагога-психолога размещено на первом этаже.

В кабинете находится:

- письменный стол

- стеллаж для игрушек и методической литературы и документации

- стол детский для индивидуального обследования

- стол взрослый

- стул взрослый

- 4 детских стула

- ковер

- методический материал для проведения диагностики

- стол для рисования песком

- песочница

- материал для игр с песком.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Название программы, методических пособий

Ранний возраст

11

Программа «Ступеньки» Н.В.Серебряковой. - Санкт-Петербург, изд-во КАРО, 2008.

22

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: Книголюб, 2003.

33

Тимерьянова Л.Н., Кремлякова А.Ю. Организация психологического сопровождения адаптации детей в дошкольном учреждении: Учебно-методическое пособие. – Уфа: Издательство ИРО РБ., 2011.

Младшая группа (3-4 года)

11

Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик», 3 – 4 года/Н.Ю.Куражева, Н.В.Вараева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова, Санкт-Петербург – Москва, 2014.

22

Программа «Ступеньки» Н.В.Серебряковой, Санкт-Петербург, изд-во КАРО, 2008.

Средняя группа (4-5 лет)

11

Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик», 4 - 5 лет/Н.Ю.Куражева, Н.В.Вараева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова, Санкт-Петербург – Москва, 2014.

22

Морозова И.С., Гарусова О.М. Психомоторное развитие дошкольников: Цикл занятий. – Москва: Национальный книжный центр, 2016.

33

Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» М.: Генезис, 2015.

44

Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник, М.: Генезис, 2002.

Старшая группа (5 – 6 лет)

11

Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик», 5-6 лет/Н.Ю.Куражева, Н.В.Вараева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова, Санкт-Петербург – Москва, 2014

22

Морозова И.С., Гарусова О.М. Психомоторное развитие дошкольников: Цикл занятий. – Москва: Национальный книжный центр, 2016.

33

Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник, М.: Генезис, 2002.

44

Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» М.: Генезис, 2015.

55

Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.

Подготовительная группа (6-7 лет)

11

Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2007.

22

Морозова И.С., Гарусова О.М. Психомоторное развитие дошкольников: Цикл занятий. – Москва: Национальный книжный центр, 2016.

33

Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» М.: Генезис, 2015.

44

Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.

Список литературы

1. Арцишевская, И.Л. Приключение будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6 – 7 лет [Текст]: / И.Л. Арцишевская. - М.: Книголюб, 2013. - 52 с.

2. Афонькина, Ю. А. Рабочая программа педагога-психолога ДОУ [Текст] / Ю.А. Афонькина.- М.: Учитель, 2013. - 28 с.

3. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы [Текст]: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 336 с.

4. Данилина, Т.А., Зедгенидзе, В.Я., Степина, Н.М. В мире детских эмоций [Текст]: Пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Даналина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - М.: Айрис-пресс, с.

5. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию [Текст] / С. Д. Забрамная. - М.: Новая школа, 1998. - 287 с.

6. Калинина, Р. Р. Психолого – педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р. Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2011. - 97 с.

7. Куражева, Н.Ю., Вараева, Н.В., Тузаева, А.С., Козлова, И.А. Цветик - Семицветик (3-7 лет) [Текст] : Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова. - СПб.: Речь, 2015. - 208 с.

8. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей Т. Д. Марцинковская. - М.: Линка – Пресс, 2017. - 218 с.

9. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Владос, 1995. - 301 с.

10. Стребелева, Е.А., Мишина, Г.А., Разенкова, Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др. М.: Просвещение, 2004. - 289 с.

11. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2013. - 45 с.

12. Семаго, М.М., Семаго, Н.Я. Психолого-педагогическая оценка уровня готовности ребенка к школьному обучению [Текст]: программа и методические рекомендации / М. М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М.: ООО Чистые пруды, 2005. - 32 с.

Приложение 1.

Циклограмма деятельности педагога-психолога МБДОУ№143

на 2024-2025 учебный год

Утверждено:

И.о. заведующей МБДОУ №143

______________/Лисиной С.П.

Понедельник

Индивидуальная развивающая работа с детьми

Коррекционно-развивающие занятия с детьми

Индивидуальная развивающая работа с детьми

Диагностика развития детей разных групп

Координационная работа с администрацией, специалистами ДОУ

Заполнение рабочей документации, работа с аналитическо-диагностическими материалами

Взаимодействие с педагогами/Заседания ППк ДОУ

Индивидуальная развивающая работа с детьми

Вторник

Подгрупповые развивающие занятия

Диагностика развития детей

Консультации для родителей

Среда

Индивидуальная развивающая работа с детьми

Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми

Индивидуальная развивающая работа с детьми

Четверг

Индивидуальная развивающая работа с детьми

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие с детьми

Диагностика развития детей

Приложение 2.

Примерный перечень тем для психологического консультирования:

• адаптация к ДОУ

• страхи

• агрессивность

• психологическое неблагополучие

• непослушание

• кризис 3-х лет

• спонтанная двигательная активность

• тревожность

• левшество

• недостаточное развитие мелкой моторики

• низкий уровень развития познавательных процессов

• нарушения в сфере общения

• энурез

• застенчивость

• нестабильность эмоционального состояния

• гиперактивность

• отсутствие самостоятельности

• непослушание

• психологическая поддержка семьи

• роль игры в подготовке к школе

• система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в поведении

• психологическая готовность к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по психологическому сопровождению образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» на 2021-2022 учебный год.

Цель- сохранение психического здоровья детей, создание условий, способствующих их психоэмоциональному благополучию, обеспечение эффективного развития воспитанников посредством использования перспектив...

Рабочая программа психологического сопровождения образовательного процесса педагога - психолога в Доме ребенка

Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.Рабочая программа выделяет содержан...

Программа психологического сопровождения образовательного процесса на 2022-23 г.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая профилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и ...

Программа психологического сопровождения образовательного процесса на 2023-2024г

Рабочая программа деятельности педагога-психолога разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и Федеральной образователь...

Программа психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ

Деятельность педагога-психолога направленная на психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса: дети, педагоги, родители....