Программа психологического сопровождения образовательного процесса в МБДОУ
рабочая программа по психологии
Психологическое сопровождение, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.
Нормативно-правовая база:
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 29.12.2022 г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (редакция от 21.01.2019 г.)
- Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (изменения от 01.12.2022 г.)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования)
- Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе МО РФ»
- Распоряжение МП РФ от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»
Программа психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ разработана на основании образовательной программы ДОУ, составленной в соответствии с ФОП ДО.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в МБДОУ предполагает:
- повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребенком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов;
- принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребенка;
- умение распознавать «внешние сигналы» ребенка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка МБДОУ в работе с детьми от 5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МБДОУ.
Содержание программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №143 «Детский сад присмотра и оздоровления»
Принята: на заседании Педагогического совета МБДОУ №143 «Детский сад присмотра и оздоровления» Протокол № 1 от «31» августа 2024 года | Утверждено: И.о. заведующей МБДОУ №143 ______________/Лисиной С.П. «__» __________2024 года |
Программа психологического сопровождения образовательного процесса в МБДОУ №143
«Детский сад присмотра и оздоровления»
2024-2025 уч. гг.
Составитель:
педагог-психолог
Ветрова Н.Г.
Кемерово, 2024
Содержание
I | Целевой раздел | |
#1055;ояснительная записка | ||
#1062;ель и задачи Программы | ||
Принципы и подходы к формированию Программы | ||
Значимые для разработки Программы характеристики | ||
Планируемые результаты Программы. Целевые ориентиры | ||
II | Содержательный раздел | |
Направления деятельности педагога-психолога | ||
#1055;сихологическая диагностика | ||
Психологическое консультирование | ||
Коррекционно-развивающая работа | ||
Психологическое просвещение | ||
Психологическая профилактика | ||
#1054;рганизационно-методическая работа | ||
III | Организационный раздел | |
Материально-техническое обеспечение | ||
Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания | ||
Список литературы | ||
Приложения |
I. Целевой раздел
#1055;ояснительная записка
Психологическое сопровождение, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.
Нормативно-правовая база:
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от N 273-ФЗ (редакция от г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (редакция от г.)
- Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (изменения от г.)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован № 71847)
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования)
- Приказ МО РФ от г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе МО РФ»
- Распоряжение МП РФ от N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»
Программа психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ разработана на основании образовательной программы ДОУ, составленной в соответствии с ФОП ДО.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в МБДОУ предполагает:
- повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребенком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов;
- принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребенка;
- умение распознавать «внешние сигналы» ребенка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка МБДОУ в работе с детьми от 5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МБДОУ.
Содержание программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.
Цель и задачи программы
Цель психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ - повышение качества образования путем индивидуализации образовательной деятельности педагога и родителя с ребенком дошкольного возраста; сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Задачи программы:
1) Способствовать сохранению психического здоровья всех воспитанников, а также их эмоциональному благополучию.
2) Способствовать созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
3) Создавать условия для развития социальных и интеллектуальных качеств личности каждого ребенка, инициативности, самостоятельности и ответственности детей, формирования у них предпосылок учебной деятельности.
4) Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в опросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей.
5) Способствовать эмоциональному благополучию родителей и педагогов в процессе общения с ребенком.
6) Создавать условия для поддержки образовательных инициатив семьи, в том числе путем включения родителей в непосредственную образовательную деятельность с детьми и поддержку образовательных проектов по инициативе семьи.
7) Обеспечить психолого-педагогическую поддержку педагогам и повышение их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Психологическое сопровождение педагога-психолога в образовательном процессе направлено на:
- психологическое просвещение и консультирование персонала и родителей (законных представителей);
- содействие воспитательной работе педагогам;
-адаптацию ребенка к детскому саду;
-раннее выявление возможных трудностей усвоения программного материала ребенком при групповой форме работы;
- организацию коррекционно-развивающего взаимодействия с воспитанниками и их родителями (законными представителями).
Принципы и подходы к формированию программы
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)
- Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б. Эльконин и др.).
В соответствии с ФГОС ДО Программа опирается на основные принципы её построения:
1) Принцип развивающего обучения, реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
2) Принцип научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основных положений возрастной психологии и дошкольной педагогики.
3) Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации.
4) Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
5) Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
6) Принцип гуманистический, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.
Значимые для разработки программы характеристики.
Целевые группы
В МБДОУ реализуется сопровождение 2 групп детей – старшей и подготовительной.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)
Ведущая потребность – потребность в общении, творческая активность.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление элементов произвольности всех психологических процессов.
2. Общение с взрослыми внеситуативно-личностное.
3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
4. Проявление творческой активности во всех видах деятельность. Развитие фантазии.
5. Половая идентификация.
Новообразования:
1. Предвосхищение результата деятельность.
2. Активная планирующая функция речи.
3. Внеситиативно-деловая форма общения со сверстниками.
Старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет)
Ведущая потребность – общение.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление произвольности всех психологических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
2. Переход к младшему школьному возрасту.
3. Проявление 7 лет (капризы, паясничание, демонстративное поведение).
4. Повышенная чувствительность.
5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Новообразования:
1. Внутренний план действий.
2. Произвольность всех психологических процессов.
3. Возникновение соподчинения мотивов.
4. Самосознание.
5. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
6. Возникновение первой целостной картины мира.
7. Появление учебно-познавательного мотива.
Различные целевые группы для оказания адресной психологической помощи (на основе ФОП ДО).
1. Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития.
2. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями:
- обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
- одарённые обучающиеся.
3. Дети и/или семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
4. Дети и/или семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
5. Обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая/завышенная самооценка, завышенный уровень притязаний).
Планируемые результаты программы.
Критерии результативности программы
Планируемые результаты программы психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ согласуются с представленными во ФГОС ДО и ФОП ДО целевыми ориентирами.
Критерии результативности деятельности педагога – психолога:
1) обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
2) достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей,
3) сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни;
4) обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;
5) функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
6) сформированность коммуникативных навыков у воспитанников;
7) реализация всех форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (диагностика, консультирование, коррекционно - развивающая работа, профилактика, просвещение).
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 6 годам):
- ребёнок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха;
- ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой, демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявить творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых упражнений;
- ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру;
- ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов;
- ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих;
- ребёнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет в поведении уважение и привязанность к родителям (законным представителям), демонстрирует уважение к педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО;
- ребёнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления;
- ребёнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании, участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда;
- ребёнок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице;
- ребёнок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в общении и деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям;
- ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра;
- ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире;
- ребёнок устанавливает закономерности причинно-следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет любознательность;
- ребёнок использует математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим, оперируя предметами разными по величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве и времени;
- ребёнок знает о цифровых средствах познания окружающей действительности, использует некоторые из них, придерживаясь правил безопасного обращения с ними;
- ребёнок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни; знает название своей страны, её государственные символы;
- ребёнок имеет представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним;
- ребёнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры, формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и художественно-творческие способности;
- ребёнок принимает активное участие в праздничных программах и их подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых мероприятий;
- ребёнок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки, постройки, создает образы и композиционные изображения, интегрируя освоенные техники и средства выразительности, использует разнообразные материалы;
- ребёнок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре;
ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения образовательной программы (к концу дошкольного возраста):
- у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
- ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими;
ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
- ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
- ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
- ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
- ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
- ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
- ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
- ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
- ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;
- ребёнок стремится сохранять позитивную самооценку;
- ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;
- у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
- ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
- ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
- ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
- ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
- ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
- ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
- ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;
- ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира;
ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;
- ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;
- ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;
- ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;
- ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности;
- ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;
- ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учётом игровой ситуации;
- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре;
- ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;
- ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
II. Содержательный раздел
Направления деятельности педагога-психолога
Содержание работы педагога-психолога ДОУ со всеми участниками образовательного процесса строится по основным направлениям деятельности: психологическая диагностика, психологическая коррекция и развитие, психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, организационно-методическая деятельность, экспертная деятельность.
Педагог-психолог осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Деятельность педагога-психолога ДОУ регламентирована профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утверждённым приказом Минтруда России от г. № 514н. Данный приказ определяет основные направления работы (трудовые функции) педагога-психолога и их содержание.
#1055;сихологическая диагностика
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития познавательных процессов, личностных и межличностных образований возрастным ориентирами требованиям общества.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Основные методы психодиагностики – тестирование, наблюдение, беседа с применением проективных техник, приемов арт-терапии.
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении;
- раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации;
- комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;
- изучение уровня общего развития обучающегося (с учётом особенностей нозологической группы) возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающихся;
- изучение направленности детской одарённости;
- мониторинг развития детей и предупреждение возникновения психолого-педагогических проблем в их развитии;
- выявление детей – мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей;
- выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков образовательной среды;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих особым (индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося.
Примерный перечень психодиагностического инструментария:
Методики исследования познавательной сферы
Старший возраст (5-6 лет)
1. Методика Е.А. Стребелёвой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста»
2. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»
3. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка»
4. С.Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»
Подготовительный возраст (6-7 лет)
1. Методика Е.А. Стребелёвой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста»
2. Н.Я.Семаго, М.М.Семаго «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка»
3.Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека;
4. Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена.
Методики исследования особенностей личностной сферы
Старший возраст (5-6 лет)
1. Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен. Методика определения уровня тревожности
#1042;.Г.Щур, С.Г.Якобсон Методика исследования самооценки
3. Социометрия «Метод вербальных выборов»
4. Графическая методика «Кактус»
#1058;ест «Страхи в домиках» А.И.Захаров
6. Анкета «Агрессивность», «Коммуникативная компетентность»
7. Методика оценки развития коммуникативных навыков «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина)
Подготовительный возраст (6-7 лет)
1. Методика «Мотивационная готовность к школьному обучению» А.Л. Венгера
2. Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен. Методика определения уровня тревожности
#1042;.Г.Щур, С.Г.Якобсон. Методика исследования самооценки
#1050;инетический рисунок семьи
5. Графическая методика «Кактус»
6. Социометрия «Метод вербальных выборов»
7. Анкета «Агрессивность», «Коммуникативная компетентность»
8. Методика оценки развития коммуникативных навыков «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина)
Диагностическое сопровождение родителей дошкольников:
- Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская).
- Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
- Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)
- Тест семейная социограмма Эйдемилира.
- Методика диагностики родительского отнощения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)
- Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл).
Диагностика в сопровождении педагогического коллектива ДОУ:
- Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е.
- Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К. Маслач и С. Джексон.
- Измерение эмоционального интеллекта – опросник ЭМИН (Д.В. Люсин).
- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
- Шкала психологического благополучия К. Риффа (адаптация Л.А. Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский).
- Вербальный фрустрационный тест (Л.Н. Собчик).
- Диагностика социального интеллекта (Дж. Гилфорда).
- Опросник потребности в достижении Ю.М. Орлова
- Шкала оценки мотивации одобрения Ю.Л. Ханина (адаптация Марлоу-Кроуна).
- Методика диагностики коммуникативных установок В.В. Бойко
- Диагностика временных ориентация и жизненных перспектив Ф. Зимбардо, Дж. Ньютенна.
- Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
- Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).
- Шкала самомониторинга М. Снайдера
- Опросник самоорганизации деятельности ОСД (Е.Ю. Мандрикова).
- Самоактуализационный тест Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская.
- Опросник способов совладания WCQ (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк).
Психодиагностическое обследование проводится:
- Для оптимизации образовательного процесса и оценки динамики развития в начале, середине и конце учебного года проводится диагностика познавательного развития воспитанников ДОУ, не осваивающих образовательную программу. Также проводится диагностика психического развития вновь прибывших в ДОУ воспитанников.
- Мониторинг психического развития воспитанников первой младшей группы в апреле-мае с целью изучения особенностей психического развития.
- В течение всего учебного года по запросам участников образовательного процесса (педагогов, родителей) проводится дополнительная углубленная диагностика развития ребенка.
- В феврале-марте проводится психодиагностическое обследование с целью изучения особенностей психоэмоциональной сферы педагогов для профилактики «профессионального (эмоционального) выгорания».
- Диагностическое обследование уровня психологической готовности к обучению в школе проводится в подготовительных группах в начале и конце учебного года.
- Диагностическое обследование особенностей развития эмоциональной сферы старших дошкольников в начале учебного года для формирования групп КРР.
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование - оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Задачи консультирования:
1) разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательных отношений;
2) консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;
3) консультативная помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов КРР с ребенком.
Психологические консультации проводятся со всеми участниками образовательного процесса. Предметом обсуждения служат результаты психодиагностики, а также личностные переживания и проблемы. Психологическое консультирование ведется в отдельном кабинете индивидуально с соблюдением принципа конфиденциальности.
Направления психологического консультирования | ||||
Консультирование администрации, педагогов и других работников образовательной организации по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам. | Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. | Консультирование педагогов по вопросу выбора индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися. | Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с воспитанниками, их развития, в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приёмов коррекционно-развивающей работы с ребёнком. | Консультирование администрации ДОУ, педагогов и родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей |
Коррекционно-развивающая деятельность
Коррекционная работа направлена на коррекцию нарушений развития различных категорий детей и оказание им помощи в усвоении образовательной программы по результатам диагностического обследования.
Коррекционно-развивающая работа проводится индивидуально и по подгруппам с разной степенью регулярности в зависимости от поставленных задач.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками организуется при согласии родителей (законных представителей).
При выраженных нарушениях в развитии на дошкольника составляется Индивидуальный образовательный маршрут.
Задачи КРР:
- выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ (методик) психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;
- организация, разработка и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации;
- коррекция и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения;
- развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности;
- коррекция и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений;
- создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности;
- создание насыщенной РППС для разных видов деятельности;
- формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода (происхождения);
- оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни, психотравмирующих обстоятельствах при условии информирования соответствующих структур социальной защиты;
- преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;
В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) педагогом-психологом оказывается адресная психологическая помощь следующим целевым группам:
Нормотипичные дети | Оказание помощи и поддержки в осуществлении поиска и реализации ребенком новых способов сотрудничества с взрослыми, в которых возможно проявление сильных сторон детского «Я». Создание условия для проявления самостоятельности, преодоления психоэмоционального напряжения и адаптации к условиям ДОУ. Сопровождение кризисов 3 и 7 лет |
Одаренные дети | Определение вида одаренности, интеллектуальных и личностных особенностей детей, прогноз возможных проблем и потенциала развития; - вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества как обязательного условия поддержки и развития одаренного ребенка; Создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности; Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; Формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной устойчивости; Организация предметно-развивающей, обогащённой образовательной среды в условиях ДОУ, благоприятную для развития различных видов способностей и одаренности. |
Частоболеющие дети | Создание условий для успешной социализации, оптимизации межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками Коррекция/развитие коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов. Снижение тревожности. Помощь в разрешении поведенческих проблем. |
Дети билингва, дети мигрантов | Развитие коммуникативных навыков, формирование чувствительности к сверстнику, его эмоциональному состоянию, намерениям и желаниям; Формирование уверенного поведения и социальной успешности; коррекцию деструктивных эмоциональных состояний, возникающих вследствие попадания в новую языковую и культурную среду (тревога, неуверенность, агрессия); Создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку. |
Дети и семьи в ТЖС | Совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребёнку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими. Способствование отреагированию негативных переживаний, связанных с травмой. Актуализация внутренних ресурсов самого ребёнка, помогающих перерабатывать травматические переживания и снизить риски, связанных с развитием посттравматической симптоматики |
Дети и семьи в СОП | Сопровождение процесса развития ребёнка (профилактика и коррекция отклонений в развитии ребёнка); -Проведение коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений. |
Дети группы риска | Коррекция /развитие социально-коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сферы; Помощь в решение поведенческих проблем; Формирование адекватных, социально-приемлемых способов поведения; Развитие рефлексивных способностей; Совершенствование способов саморегуляции. |
Включение ребенка из любой целевой группы в программу КРР, определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения осуществляется на по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога/родителей (законных представителей).
Психологическое просвещение
Психологическое просвещение направлено на повышение психологической компетенции педагогов и родителей.
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений – обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации;
Проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации.
Примерный перечень тем психологического просвещения
Родители | Педагоги |
Младший возраст | |
«Как подготовить ребенка к ДОУ» | «Зависимость развития психики ребенка и его физических показателей» |
«Как помочь ребенку в период адаптации» | «Кризис трех лет» |
«Как играть с ребенком» | «Возрастные особенности детей 2-4 лет» |
«Как справиться с детскими капризами» | «Адаптация ребенка в ДОУ» |
«Если ребенок кусается, грызет ногти» | «Роль развивающих игр для детей 2-4 лет» |
«Как провести с ребенком выходной день» | «Пальчиковые игры – зачем они нужны?» |
«Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самообслуживания» | |
«Воспитание бережного отношения к вещам» | |
«Читаем вместе» | |
Средний возраст | |
«Секреты общения с ребенком в семье» | «Возрастные особенности детей 4-5 лет» |
«Поощрение и наказания ребенка в семье» | «Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми» |
«Если в семье один родитель» | «Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников» |
«Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком» | «Коммуникативность в общении с коллегами, детьми» |
«Роль отца в воспитании детей» | «Методы активного слушания» |
«Как предупредить отклонения в поведении ребенка» | «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» |
«Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников» | «Проблема воспитания культуры поведения дошкольников средствами художественной литературы» |
«Эффективное педагогическое общение» | |
Старший возраст | |
«Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста» | «Возрастные особенности детей 5-6 лет» |
«Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка» | «Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников» |
«Воспитываем усидчивость» | «Конфликты между детьми» |
«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста» | «Решаем проблемы, играя с детьми» |
«Воспитание культуры поведения старших дошкольников средством художественной литературы» | «Влияние музыки на психику ребенка» |
«Тревожный ребенок» | «Как привить любовь к книге» |
«Агрессивный ребенок» | «Сказки как источник творчества детей» |
«Гиперактивный ребенок» | «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста» |
Подготовительный возраст | |
«Психологические особенности детей 6-7 лет» | «Возрастные особенности детей 6-7 лет» |
«Готовность ребенка к обучению в школе» | «Система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении» |
«Кризис семи лет» | «Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста» |
«Почему ребенок не хочет учиться?» | «Гиперактивный ребенок» |
«Стили взаимодействия взрослых с детьми» | «Влияние сказки на развитие ребенка» |
«Десять заповедей для родителей бедующих первоклассников» | «Детские конфликты» |
«Развитие творчества в изобразительной деятельности» | «Приобщите ребенка к миру взрослых» |
Психологическая профилактика
Одно из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога.
Цель психологической профилактики: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, обеспечить раскрытие его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психологических условий в образовательном учреждении.
Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитие познавательных и творческих способностей детей, игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, развитие эмоциональной сферы, мотивационной.
Работа, направленная на профилактику «эмоционального выгорания», создание в ДОУ благоприятного психологического климата, на профилактику и своевременное разрешение конфликтов, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессионального и личностного роста реализуется посредством проведения индивидуальных консультаций, выступлениях на педагогических часах, тренингах.
Родители | Педагоги |
Адаптация ребенка к новым условиям | Обсуждение итогов прохождения детьми периода адаптации к ДОУ, определение степени сложности адаптационного периода каждого ребенка, пути решения возникающих проблем |
«Итоги диагностики по результатам обследования у детей уровня развития познавательных способностей» | «Психологическая готовности ребенка к школе»: итоги диагностики. Совместное обсуждение уровня психологической готовности к обучению в школе каждого ребенка |
«Что такое хорошо и что такое плохо?» | «Индивидуальные психологические особенности детей» |
«Понимаете ли вы своего ребенка?» | Индивидуальные беседы по результатам психологической диагностики в начале и конце учебного года, в течение года - беседы по поводу трудностей в развитии ребенка |
«Итоги диагностики социально-эмоционального развития детей» | Тренинговое занятие «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» |
«Психологическая готовности ребенка к школе»: итоги диагностики. | «Безопасная песочница» |
С целью профилактики дезадаптивного поведения ребенка в семье, формирования доброжелательных доверительных бесконфликтных отношений с ребенком и формирования полноценной личности ребенка, проводятся индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания на данную тематику.
Примерный перечень тем психологической профилактики
Огранизационно-методическая работа
Вид работы | Цель работы |
Консультации и семинары в рамках районных, городских психологических центров. | Повышение психологической ориентированности в частных вопросах и методиках. |
Изготовление рабочего стимульного материала; оформление кабинета психолога. | Улучшение материальной базы для работы. |
Анализ и оформление результатов диагностико-коррекционной работы совместно с педагогами, старшим воспитателем, заведующим МБДОУ. | Работа по выявлению контингента воспитанников, требующих психологической помощи и коррекции. |
Работа с новинками психологической и методической литературы | Подготовка к семинарам, педсоветам, разработка планов занятий. |
Реализация программы самообразования по теме «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками» | Повышение уровня профессиональной компетентности. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
#1052;атериально-техническое обеспечение программы
Помещение педагога-психолога размещено на первом этаже.
В кабинете находится:
- письменный стол
- стеллаж для игрушек и методической литературы и документации
- стол детский для индивидуального обследования
- стол взрослый
- стул взрослый
- 4 детских стула
- ковер
- методический материал для проведения диагностики
- стол для рисования песком
- песочница
- материал для игр с песком.
Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
№ | Название программы, методических пособий |
Ранний возраст | |
11 | Программа «Ступеньки» Н.В.Серебряковой. - Санкт-Петербург, изд-во КАРО, 2008. |
22 | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: Книголюб, 2003. |
33 | Тимерьянова Л.Н., Кремлякова А.Ю. Организация психологического сопровождения адаптации детей в дошкольном учреждении: Учебно-методическое пособие. – Уфа: Издательство ИРО РБ., 2011. |
Младшая группа (3-4 года) | |
11 | Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик», 3 – 4 года/Н.Ю.Куражева, Н.В.Вараева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова, Санкт-Петербург – Москва, 2014. |
22 | Программа «Ступеньки» Н.В.Серебряковой, Санкт-Петербург, изд-во КАРО, 2008. |
Средняя группа (4-5 лет) | |
11 | Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик», 4 - 5 лет/Н.Ю.Куражева, Н.В.Вараева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова, Санкт-Петербург – Москва, 2014. |
22 | Морозова И.С., Гарусова О.М. Психомоторное развитие дошкольников: Цикл занятий. – Москва: Национальный книжный центр, 2016. |
33 | Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» М.: Генезис, 2015. |
44 | Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник, М.: Генезис, 2002. |
Старшая группа (5 – 6 лет) | |
11 | Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик», 5-6 лет/Н.Ю.Куражева, Н.В.Вараева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова, Санкт-Петербург – Москва, 2014 |
22 | Морозова И.С., Гарусова О.М. Психомоторное развитие дошкольников: Цикл занятий. – Москва: Национальный книжный центр, 2016. |
33 | Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник, М.: Генезис, 2002. |
44 | Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» М.: Генезис, 2015. |
55 | Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. |
Подготовительная группа (6-7 лет) | |
11 | Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2007. |
22 | Морозова И.С., Гарусова О.М. Психомоторное развитие дошкольников: Цикл занятий. – Москва: Национальный книжный центр, 2016. |
33 | Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» М.: Генезис, 2015. |
44 | Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. |
Список литературы
1. Арцишевская, И.Л. Приключение будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6 – 7 лет [Текст]: / И.Л. Арцишевская. - М.: Книголюб, 2013. - 52 с.
2. Афонькина, Ю. А. Рабочая программа педагога-психолога ДОУ [Текст] / Ю.А. Афонькина.- М.: Учитель, 2013. - 28 с.
3. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы [Текст]: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 336 с.
4. Данилина, Т.А., Зедгенидзе, В.Я., Степина, Н.М. В мире детских эмоций [Текст]: Пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Даналина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - М.: Айрис-пресс, с.
5. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию [Текст] / С. Д. Забрамная. - М.: Новая школа, 1998. - 287 с.
6. Калинина, Р. Р. Психолого – педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р. Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2011. - 97 с.
7. Куражева, Н.Ю., Вараева, Н.В., Тузаева, А.С., Козлова, И.А. Цветик - Семицветик (3-7 лет) [Текст] : Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова. - СПб.: Речь, 2015. - 208 с.
8. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей Т. Д. Марцинковская. - М.: Линка – Пресс, 2017. - 218 с.
9. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Владос, 1995. - 301 с.
10. Стребелева, Е.А., Мишина, Г.А., Разенкова, Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др. М.: Просвещение, 2004. - 289 с.
11. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2013. - 45 с.
12. Семаго, М.М., Семаго, Н.Я. Психолого-педагогическая оценка уровня готовности ребенка к школьному обучению [Текст]: программа и методические рекомендации / М. М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М.: ООО Чистые пруды, 2005. - 32 с.
Приложение 1.
Циклограмма деятельности педагога-психолога МБДОУ№143
на 2024-2025 учебный год
Утверждено:
И.о. заведующей МБДОУ №143
______________/Лисиной С.П.
Понедельник | –
– – – – – | Индивидуальная развивающая работа с детьми Коррекционно-развивающие занятия с детьми Индивидуальная развивающая работа с детьми Диагностика развития детей разных групп Координационная работа с администрацией, специалистами ДОУ Заполнение рабочей документации, работа с аналитическо-диагностическими материалами Взаимодействие с педагогами/Заседания ППк ДОУ Индивидуальная развивающая работа с детьми |
Вторник | – – – | Подгрупповые развивающие занятия Диагностика развития детей Консультации для родителей |
Среда | – – – | Индивидуальная развивающая работа с детьми Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми Индивидуальная развивающая работа с детьми |
Четверг | – – – | Индивидуальная развивающая работа с детьми Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие с детьми Диагностика развития детей |
Приложение 2.
Примерный перечень тем для психологического консультирования:
• адаптация к ДОУ
• страхи
• агрессивность
• психологическое неблагополучие
• непослушание
• кризис 3-х лет
• спонтанная двигательная активность
• тревожность
• левшество
• недостаточное развитие мелкой моторики
• низкий уровень развития познавательных процессов
• нарушения в сфере общения
• энурез
• застенчивость
• нестабильность эмоционального состояния
• гиперактивность
• отсутствие самостоятельности
• непослушание
• психологическая поддержка семьи
• роль игры в подготовке к школе
• система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в поведении
• психологическая готовность к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психологического сопровождения образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Через игру к познанию» в ходе освоения основной общеобразовательной программы МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2020-2021 уч.г.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДО....

Рабочая программа по психологическому сопровождению образовательного процесса в МБДОУ «Усть-Канский детский сад»
для педагогов-психологов ДОО...

Рабочая программа по психологическому сопровождению образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» на 2021-2022 учебный год.
Цель- сохранение психического здоровья детей, создание условий, способствующих их психоэмоциональному благополучию, обеспечение эффективного развития воспитанников посредством использования перспектив...

Рабочая программа психологического сопровождения образовательного процесса педагога - психолога в Доме ребенка
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.Рабочая программа выделяет содержан...

Программа психологического сопровождения образовательного процесса на 2022-23 г.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая профилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и ...

Программа психологического сопровождения образовательного процесса на 2023-2024г
Рабочая программа деятельности педагога-психолога разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и Федеральной образователь...
Программа психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ
Деятельность педагога-психолога направленная на психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса: дети, педагоги, родители....