СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ: памятка для педагогов
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
МАДОУ № 6 «Золушка»
СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ: памятка для педагогов
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок рассматривается как ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Для дошкольников с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
- высоко развитая любознательность, пытливость;
- способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
- высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
- раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
- развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
- способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
- раннее развитие сенсорных способностей;
- оригинальность суждений, высокая обучаемость;
- стремление к самостоятельности.
Педагогу важно отслеживать уровень способностей детей на всех этапах их развития.
В возрасте 2-3 лет ребенок восприимчив к музыке, театру, устному народному творчеству. В процессе слушания музыки, стихов, потешек, встречаясь с героями сказок, дошкольник испытывает первые эстетические переживания, которые влияют на развитие у него чувственной сферы.
В возрасте 3-5 лет в процессе активного участия в разных видах деятельности у ребенка закрепляется интерес к творчеству и желание заниматься. Главное – педагогически грамотно поддержать его, помочь ему определиться, подобрать развивающие игры. При этом необходимо также учитывать уровень развития его способностей в конкретном виде деятельности.
В 5-6 лет развитие дошкольника характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Один из показателей одаренности ребенка — повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого мышления. Эти качества в народе называются оригинальностью. Зависит она от умения мысленно обобщать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов, т. е. способности выходить из рамок привычных мыслительных стереотипов.
Рекомендации
по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одарённых детей
1. Диагностика одарённости. Изучайте творческие способности через тесты, анкетирование, наблюдения. Анализируйте данные психологических обследований, включая когнитивные и личностные особенности.
2. Разработка индивидуального учебного плана. Учтите сильные стороны, интересы и темп обучения ребёнка. Включайте задания повышенной сложности, исследовательские и творческие проекты. Предоставьте ребёнку выбор задач и тем для самостоятельной работы.
3. Создание мотивационной среды. Организуйте участие в конкурсах, олимпиадах и творческих мероприятиях. Хвалите достижения, акцентируйте внимание на прогрессе, а не только на результате.
4. Психологическая поддержка. Обеспечьте комфортную среду, минимизируйте стресс от высоких ожиданий. При необходимости привлекайте психолога для индивидуальной работы с ребёнком.
5. Укрепление навыков саморегуляции. Обучайте планированию, постановке целей и самостоятельной оценке успехов. Включайте задания, развивающие ответственность и самостоятельность.
6. Работа с родителями. Обсуждайте с родителями индивидуальный учебный план и их роль в развитии ребёнка. Рекомендуйте поддерживать увлечения ребёнка, избегая чрезмерного давления.
7. Мониторинг и корректировка. Регулярно оценивайте результаты работы ребёнка и вносите изменения в учебный план. Учитывайте изменения интересов и потребностей ребёнка.
Важно!
Главная задача педагога – создать условия, при которых творчески одаренный ребенок сможет развиваться, оставаясь психологически благополучным и мотивированным к дальнейшим достижениям.
Индивидуальный подход — ключ к раскрытию потенциала творчески одарённых детей!
Составила:
педагог-психолог МАДОУ № 6 «Золушка»
Руденкова И.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа индивидуального сопровождения одарённых детей в художественном творчестве
План - программа индивидуального сопровождения одарённых детей в художественном творчествеПрограмма разработана для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Педагогическое сопровождение одарённых детей. "Тропинка к успеху".
В статье представлен опыт работы педагогического коллектива в работе с одарёнными детьми....

"Дети нового времени: сопровождение одарённых детей"
Данная презентация представлена с целью осмысления педагогами необходимости работы с одарёнными детьми....

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...