СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ: памятка для педагогов
консультация по психологии

 Руденкова Инна Геннадьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti_-_pamyatka.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ № 6 «Золушка»

СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ: памятка для педагогов 

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок рассматривается как ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Для дошкольников с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

  • высоко развитая любознательность, пытливость;
  • способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
  • высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
  • раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
  • развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
  • способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
  • раннее развитие сенсорных способностей;
  • оригинальность суждений, высокая обучаемость;
  • стремление к самостоятельности.

Педагогу  важно отслеживать уровень способностей детей на всех этапах их развития.

В возрасте 2-3 лет ребенок восприимчив к музыке, театру, устному народному творчеству. В процессе слушания музыки, стихов, потешек, встречаясь с героями сказок, дошкольник испытывает первые эстетические переживания, которые влияют на развитие у него чувственной сферы. 

В возрасте 3-5 лет в процессе активного участия в разных видах деятельности у ребенка закрепляется интерес к творчеству и желание заниматься. Главное – педагогически грамотно поддержать его, помочь ему определиться, подобрать развивающие игры.  При этом необходимо также учитывать уровень развития его способностей в конкретном виде деятельности. 

В 5-6 лет развитие дошкольника характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Один из показателей одаренности ребенка — повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого мышления. Эти качества в народе называются оригинальностью. Зависит она от умения мысленно обобщать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов, т. е. способности выходить из рамок привычных мыслительных стереотипов.

Рекомендации

по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одарённых детей

 

1.   Диагностика одарённости. Изучайте творческие способности через тесты, анкетирование, наблюдения. Анализируйте данные психологических обследований, включая когнитивные и личностные особенности.

2.    Разработка индивидуального учебного плана. Учтите сильные стороны, интересы и темп обучения ребёнка. Включайте задания повышенной сложности, исследовательские и творческие проекты. Предоставьте ребёнку выбор задач и тем для самостоятельной работы.

3. Создание мотивационной среды. Организуйте участие в конкурсах, олимпиадах и творческих мероприятиях. Хвалите достижения, акцентируйте внимание на прогрессе, а не только на результате.

4. Психологическая поддержка. Обеспечьте комфортную среду, минимизируйте стресс от высоких ожиданий. При необходимости привлекайте психолога для индивидуальной работы с ребёнком.

5. Укрепление навыков саморегуляции. Обучайте планированию, постановке целей и самостоятельной оценке успехов. Включайте задания, развивающие ответственность и самостоятельность.

6.   Работа с родителями. Обсуждайте с родителями индивидуальный учебный план и их роль в развитии ребёнка. Рекомендуйте поддерживать увлечения ребёнка, избегая чрезмерного давления.

7.    Мониторинг и корректировка. Регулярно оценивайте результаты работы ребёнка и вносите изменения в учебный план. Учитывайте изменения интересов и потребностей ребёнка.

Важно!

Главная задача педагога – создать условия, при которых творчески одаренный ребенок сможет развиваться, оставаясь психологически благополучным и мотивированным к дальнейшим достижениям.

Индивидуальный подход — ключ к раскрытию потенциала творчески одарённых детей!

Составила:

педагог-психолог МАДОУ № 6 «Золушка»

  Руденкова И.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа индивидуального сопровождения одарённых детей в художественном творчестве

План - программа индивидуального сопровождения одарённых детей в художественном творчествеПрограмма разработана для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Педагогическое сопровождение одарённых детей. "Тропинка к успеху".

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива в работе с одарёнными детьми....

"Дети нового времени: сопровождение одарённых детей"

Данная презентация представлена с целью  осмысления педагогами необходимости работы с одарёнными детьми....

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...