НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА . ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЮ?
консультация по психологии
Многие родители сталкиваются с проблемами в поведении ребенка . Но, к сожалению, не могут в данной ситуации найти нужный подход к ребенку и пытаются, чтобы проблемы с поведением "решали" психологи, дефектологи, воспитатели и т.д., а еще хуже-опускают руки и пускают ситуацию на самотек. Родителей можно понять: ведь не у многих есть знания и навыки, чтобы работать с проблемным поведением ребенка. А некоторые родители просто не могут сказать своему ребенку: "Нельзя"! К сожалению, часто встречаю именно эту проблему. Вследствие этого, ребенок начинает быть социально дизориентированным, не соблюдая правил и норм социального поведения. А это влечет за собой не только проблемы с коммуникацией, но так же и нарушает формирование учебной деятельности. В своей практике, работая дефектологом, я очень часто сталкиваюсь с нарушением поведением у детей. Конечно, одна из самых тяжелых проблем в поведении-это физическая агрессия. Были моменты, когда приходилось на занятии быть с покусанными или пощипанными руками.
В данном материале я предлагаю частично изучить некоторые проблемые моменты в поведении и способы, как с ним справляться. Но работа с поведением начинается с измерения поведения: от чего проявилось такое поведение? Какое было вмешательство и как отреагировал ребенок? Какая продолжительность истерики? Когда она началась , а когда закончилась? Как закончилась? Что на это повлияло? Какая частота проявления такого поведения в течение дня?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА .
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЮ?
Говоря о системе анализа, мы должны давать поведению определение с точки зрения функционального анализа.
То есть, существуют поведения разной топографии, но все они используются для достижения одной цели, объединяются в единую группу, которая называется
«Функциональный класс».
Нам важно научить родителя давать правильное определение поведения.
Часто мы слышим, то ребенок:
- ведет себя плохо;
- капризничает;
- не слушается;
- не понимает;
- балуется;
- грубит и т.д.
Такое определение нам не поможет в нашей работе. Мы не можем конкретно представить, что происходит. И нам нужно сделать общение педагога и родителя предельно понятным и конкретным. Кроме того, наблюдать за поведением – означает, знать, что наблюдать.
Правила ведения наблюдения на поведением:
- определение должно быть объективным, относиться только к тем характеристикам поведения, которые наблюдались и, если необходимо, то и к параметрам окружающей среды;
- все высказывания, включающие в себя двусмысленные термины типа “ребенок показывает заинтересованность”, “старается помочь”, “переживает” и так далее - должны быть так же определены в операбельных (измеримых) терминах;
- определение должно быть четким и понятным, поведение должно быть описано таким образом, чтобы любой человек, прочитавший такое определение, мог начать наблюдение и запись результатов наблюдения;
- определение должно быть законченное, описывающее поведение полностью: что включено в границы поведения, а что не включено.
Например:
- Физическая агрессия - это поведение включает в себя укусы рук, кистей, ладоней других людей, хватание и дергание за волосы других людей, щипание, пихание других людей и другие действия, которые могут привести к травмам или неприятным ощущениям у других людей. Поведение следует отмечать, если вы наблюдаете одно или несколько из перечисленных действий. Считайте, что поведение закончилось, когда ни одно из перечисленных действий не наблюдалось вами в течение 10 минут.
- Истерика – ребенок производит крик после того, как взрослый попросил его закончить играть на компьютере и перейти к другому действию. Крик бывает такой степени, что слышно в соседней комнате при закрытой двери. Так же в это поведение может входить произнесение слов типа «отстань», «заткнись», «не хочу с тобой разговаривать» и тому подобное. Так же может включать в себя сквернословие. Поведение длится около 10 минут, если ребенок предоставлен самому себе. После чего ребенок изолирует себя в комнате еще на 15-20 минут.
- Отказ следовать инструкции: Ребенок говорит: «Нет», «Не пойдем», «Будем дома» после инструкции «Пойдем гулять» или «Пойдем одеваться». Так же он может отодвигаться в пространстве от мамы или убегать от нее. Поведение заканчивается, когда ребенок начинает одеваться сам или с помощью мамы.
При этом, при серьезном анализе, мы можем проследить, что поведение ребенка преследует всего две основанные функции. И наша задача – найти эти функции.
Цель поведения:
- Получение чего-либо:
- предмета,
- возможности заниматься каким-то делом,
- внимания, похвалы, поддержки,
- сенсорной стимуляции.
- Избегание чего-либо (всего вышеперечисленного, зачастую же неприятного или трудного дела).
Нужно помнить, что иногда поведение происходит из-за отсутствия навыка. Например, ребенок отказывается идти гулять не потому, что ему не хочется, а потому, что он не умеет завязывать шнурки на ботинках.
ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ
Какое поведение мы будем менять?
Поведение, которое мы будем менять, называется целевым.
Определение целевого поведения включает в себя три составляющих:
- Безопасность (поведение может привести к травмам человека и/или окружающих);
- Обучение (поведение мешает обучению этого человека и/или окружающих);
- Социальная адаптация (поведение мешает заводить друзей и участвовать в социальной жизни).
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ
Любое поведение всегда состоит из определённых цепочек действий. Например, когда мы говорим команду «почисти зубы», то ребенок должен зайти в ванную комнату, подойти к раковине, взять щетку, взять пасту, открыть воду, намочить щетку, нанести пасту на щетку, закрыть пасту, положить пасту, непосредственно почистить зубы, прополоскать рот, помыть щетку, поставить щетку на место, закрыть воду.
Поэтому, нам нужно учитывать цепочки и, когда мы учим аутистичных детей, разбивать поведение на звенья.
В 90% случаев ребенок с РАС не может взять всю поведенческую цепочку целиком.
И нам нужно понимать, что когда мы учим ребёнка какому-либо новому поведению, то мы должны дать ему расписание этого поведение.
Если это читающий ребенок, то у него будет печатная инструкция.
Если это ребенок, который работает с карточками, то у него будут карточки.
Прежде чем научить ребёнка понимать композицию, нужно научить его понимать компоненты.
Процедура урока также часто состоит из поведения и расписания цепочки поведения, которая разбита на составные звенья.
Например, в процедуре мытья рук 11 шагов. Если вы ребёнку с РАС не положили карточку
«закрой воду», то вода будет вытекать сколько угодно времени. Он не закроет воду без подсказки этого звена. Потому что в мироощущении у аутиста действия «мыть руки» и «закрыть воду» могут быть вообще никак не связаны.
Создавая цепочки, мы можем проанализировать, какое звено в цепочке самое слабое. В итоге, откорректировав одно звено, мы можем получить сразу удовлетворительное поведение всей цепочки.
На начальном этапе отработки поведения ребёнку необходимо команда и поддержка на каждом звене. То есть, мы сначала будем говорить: «Открой кран» и далее будет мотивационная часть: «ой какой ты молодец, у тебя получилось открыть кран». Затем мы скажем: «набери мыло» и обязательно похвалим ребёнка за то, что он умница и набрал мыло. Далее мы снимем все поддержки в рамках внутренних звеньев цепочки.
То есть, позже мы не будем уже давать поддержки и не будем обращать внимание на звенья цепочки. Мы будем давать поддержку - мотивационную часть по окончанию всего поведения.
Каждому новому поведению нужна расписанная цепочка. Для того, чтобы это было легче понять – примерьте это на себя. Если вы купите новую мебель, то там будет инструкция по ее сборке – это ваша цепочка поведения. Если вы стряпаете пирог по рецепту - это тоже ваша цепочка поведения.
В ДАННОМ СЛУЧАЕ ТХОРОШО ПРИМЕНЯТЬ КОМПОНЕНТЫ АВА-ТЕРАПИИ
- Позитивный подход
Исключительно спокойный, приветливый тон, без раздражения.
Давайте посмотрим на простом бытовом примере. Предположим, мама готовит что-то на кухне, а ребенок занят в дальней комнате. Мама зовет: «Петя, иди ко мне!». Что делает мама, если ребенок не реагирует? Кричит сильнее и громче «Петя, иди ко мне!». Что делает, если Петя и во второй раз проигнорировал? Истошно орет: «Петя!!!».
Можем мы позволить себе такое поведение мамы в АВА-терапии? Нет. В нашей ситуации мы поступим так:
Когда мама один раз позвала Петю, и он не пришел, мама оставит на время свои дела, спокойно и улыбаясь дойдет до комнаты Пети, ласково, но твердо возьмет его за руку и молча доведет его до кухни (даст полную физическую подсказку, что нужно делать). После мама скажет Пете: «Солнышко, я сказала: «Петя, иди ко мне!». Значит, нужно делать так. Ты умница! Молодец, что пришел!».
Обучение в натуральной среде
Каких бы результатов не добился тьютор с ребенком на занятии, это абсолютно бесполезно, пока это не вынесено в реальную среду. Кроме того, мы меняем поведение не вообще (например, чтобы он стал лучше), а до тех пор, пока оно не становится полезным. То есть, если мы научили ребенка считать деньги за столом, но ни разу не поэкспериментировали в магазине – значит, грош цена его знаниям и нашей работе. Мы должны довести уровень знаний до той поры, пока это не начнет приносить пользу. При этом нам надо закрепить поведение таким образом, чтобы оно осталось таким вне зависимости от среды, окружения и других внешних факторов.
Предоставление коммуникации
Основной фокус начальных АВА-программ - это коммуникация. 90% аутистов дают нежелательное поведение из-за отсутствия навыка коммуникации. И это понятно: если у меня нет речи, и мне засовывают в рот невкусную кашу, то я столкну на них тарелку. Если ты просишь сделать меня то, что мне непонятно, то я закричу и буду кричать до тех пор, пока ты не оставишь меня в покое. Если ты пытаешься на меня одеть то, что мне колется, а выразить этого я не могу, то я буду дрыгаться и кусаться, пока ты от меня не отстанешь. Когда у ребенка нет коммуникации - его поведение становится его коммуникацией. Если мы дадим ребенку способ коммуникации, то у ребенка значительно улучшиться поведение.
Например, если аутист – читающий ребенок, то мы предложим ему такой вид коммуникации как карточки. «Не хочу», «Я устал», «Еще», и так далее – пусть ребенок имеет возможность дать нам неречевой сигнал. Тогда появится коммуникация и улучшится поведение. Причем, очень часто даже вербальные дети с удовольствием используют карточки, как инструмент коммуникации. При этом, если ребенок показал карточку «я устал», то для педагога или родителя это должно быть законом – мы должны дать ребенку отдых беспрекословно, показывая тем самым, что такой метод общения эффективен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я не жадина!" Как помочь ребенку научиться делиться. Как поступить взрослому, чтобы не произошел конфликт?
Если другой ребенок хочет взять у вашего игрушку, а тот сопротивляется:►заговорите с подошедшим ребенком, постарайтесь переключить его внимание на что-то нейтральное ("ой, какое у тебя платье красивое...
"Избалованный ребенок: что делать?"
Избалованные дети часто становятся проблемой родителей. Особенно сейчас. В наше время избалованных детей с каждым годом становится все больше и больше. Это новая проблема современного во...

Гиперактивный ребенок: что делать родителям?
Консультативная статья посвящена проблеме гиперактивных детей, в ней даны рекомендации родителям гиперактивных детей....

Гиперактивный ребенок. Что делать?
В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольно...

« Когда в группе по изучению иностранного языка есть гиперактивный ребенок. Что делать?».
Гиперактивный ребенок – это находка для педагога иностранного языка. Звучит странно, но это так....
Консультация для родителей " Что делать когда ребенок не делится игрушками"
Ребенок двух лет не способен делиться своими игрушками искренне.Дети этого возраст, собственники по своей природе.Если кто-то покушается на его игрушку, то ребенок воспринимает это как угрозусобственн...
11.05.2023 г. "Как разговорить ребенка, чтобы он делился событиями из детсадовской жизни? Или 15 способов спросить у ребенка "Как дела?"
Каждая мама хочет, чтобы ребенок делился с ней своей жизнью, но очень часто не могут этого добиться. Я всегда спрашиваю у родителей, вы интересуетесь жизнью вашего ребенка ? На что получаю ответ,...