Консультация для педагогов "Какие игры социоигровой направленности можно использовать в работе с детьми"
консультация
Игры социоигровой направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Какие игры социоигровой направленности можно использовать в работе с детьми
Вы уже знаете, как внедрить в обучение социоигровую технологию. Теперь разберем игры социоигровой направленности. Расскажем, в какой последовательности воспитателю вводить их и какие правила соблюдать.
Как вводить в обучение игры социоигровой направленности
Вводите игры социоигровой направленности в специальной последовательности (рисунок). Это позволит объединить детей общим делом, превратить индивидуальную работу в коллективную. Используйте этот прием на занятиях и при организации свободной деятельности детей.
В какой последовательности вводить игры
Ниже познакомьтесь с подробным описанием каждого типа игр.
Как проводить игры для рабочего настроя
Каждое занятие начинайте с приветствия. Адресуйте его каждому участнику и каждой группе, которая объединяет детей в единое целое. Рассадите дошкольников в начале игрового занятия в круг и проведите игру для рабочего настроя. Игра настроит детей на позитивный лад.
Пример
Какие варианты игры для рабочего настроя можно использовать
1. Предложите детям необычно поздороваться. Например, частями тела (локтями, кулаками, ступнями и пр.); предметами; аплодисментами.
2. Предложите спеть хоровую песню про дружбу, хорошее настроение.
3. Дайте детям заполнить «Карту настроения» – отметить, с каким настроением каждый ребенок пришел на занятие. Не забывайте анализировать карту настроения.
Нарисуйте солнышко, если у ребенка хорошее настроение, изобразите тучку, если ребенок грустный или обиженный. Листочек символизирует ровное, спокойное настроение, а молния – злость.
4. Поиграйте в игры: «Волшебная шкатулка», «Встань по пальцам», «Встань, на кого-то смотрю», «Летает – не летает», «Волшебная палочка», «Поиграем в оркестре».
Игра «Волшебная шкатулка». Учит доброму отношению друг к другу.
Покажите детям «волшебную» шкатулку. Предложите по очереди передавать ее по кругу и при этом говорить друг другу комплименты.
Игра «Поиграем в оркестре». Способствует сплочению коллектива, развивает внимание.
Раздайте дошкольникам музыкальные инструменты. Объясните задание: «Сейчас я буду делать хлопки или топать ногой. При хлопке играют на своих музыкальных инструментах те, кто одет в брюки. Когда топну, играют те, кто одет в юбки или платья». Повторяйте игру до тех пор, пока все играющие не «сыграют» одновременно.
Игра «Летает – не летает». Развивает умение внимательно слушать.
Называйте одушевленные и неодушевленные существительные: самолет, синица, ракета, парашютист, акробат, тополиный пух и т. д. Если предмет летает – дети поднимают руки вверх или в стороны. Если не летает – руки опущены.
Ведущий может сознательно ошибаться. Задача детей – своевременно удержаться и не поднимать рук, если назван нелетающий предмет.
Другие варианты игры: растет - не растет, двигается – не двигается, больше – меньше, живое – неживое и др.
Игры-разминки
Используйте игры-разминки для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому. Проведите игры «Заводные человечки», «Карлики-великаны», Менялки», «Встаньте те, у кого… », «Путаница», «Руки-ноги», «Тень», «Слова на одну букву» и др. Опишем правила некоторых игр-разминок.
Игра «Руки-ноги». Тренирует внимание дошкольников.
Посадите детей на стулья или на ковер. Воспитатель или ребенок-ведущий хлопает один раз – команда рукам: их надо поднять или опустить, поместить на пояс или за голову и т. п.), хлопает два раза – команда ногам: нужно встать, сесть, скрестить ноги и т. п.).
Последовательность движений или хлопков и их темп могут меняться.
Игра «Тень». Развивает внимание и координацию дошкольников.
Играющие парами двигаются по комнате: один ребенок «тень», второй – путник. «Тень» как можно точнее повторяет действия путника. Желательно, чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел из-под руки, балансировал по мостику и т. д.
Игра «Слова на одну букву (звук)». Развивает речь дошкольников.
Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют, пишут или читают слова на заданный звук (букву). Проводите игру в малых группах. В конце играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя
Игры социоигрового характера
Эти игры называют также играми для приобщения к делу. Они помогают выстроить взаимоотношения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе игр ребенок учится чувствовать себя значимым в группе, вносить свой вклад в деятельность группы.
Обучение партнерскому общению происходит уже на этапе планирования игры. Предложите детям провести общее групповое обсуждение, чтобы выбрать игру. В обсуждении участвуют все члены группы, в том числе воспитатель. Участники по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.
Поиграйте с детьми в игры: «Эхо», «Превращение предмета», «Сочини стихотворение, используя четыре слова», «Пишущая машинка», «Спор предлогами», «Составь слово», «Знаки препинания», «Люблю - не люблю», «Эстафета» и др. Некоторые из этих игр разберем ниже.
Игра «Превращение предмета». Развивает воображение детей.
Предложите детям «превратить» в нечто другое любой предмет: карандаш, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал). Например, дети по цепочке передают круг и превращают его в колесо, руль, тарелку, стол и т. д. При этом можно свой вариант «превращения» выразить словом, а можно показать действием.
Игра «Сочини стихотворение, используя четыре слова». Развивает воображение, учит совместной творческой деятельности в микрогруппе. Объясните детям, как рифмуются слова, приведите примеры:
– существительные (рак – мак, цветок – лепесток, шутка – минутка и т. д.);
– глаголы (прыгали – скакали, играли – танцевали и т. д.);
– прилагательные (чудесный – прелестный, яичный – пшеничный и т. д.);
– наречия (широко – далеко, глубоко – высоко и т. д.)
За 1-2 минуты микрогруппа составляет стихотворение по схеме: 1-2 и 3-4 строчки должны рифмоваться между собой.
Пример
Какое стихотворение может составить микрогруппа
Я пришёл сегодня в сад,
Очень Слава был мне рад.
Я ему принёс лошадку,
Ну а он мне дал лопатку.
Игра «Эстафета». Тренирует чувство зависимости друг от друга в общем деле, умение терпеливо ждать, не подталкивать другого.
Дети садятся на стулья в один круг. По сигналу воспитателя друг за другом встают по одному и садятся. Важно повторять все в едином ритме: как только сел предыдущий игрок, встал следующий.
Игру можно усложнить: вставать и садиться по двое, через одного. Можно учить детей произнесению скороговорок. Тогда дети встают по одному, говорят слово из скороговорки и садятся. Например, 1-й ребенок говорит: «У Сени…», 2-й продолжает: «…и Сани…», 3-й ребенок: «…в сетях…», 4-й заканчивает: «…сом с усами».
Игры вольные
Эти игры требуют передвижения, поэтому проводите их там, где есть простор для перемещения детей. Игры вольные поддерживают двигательную активность детей с ОВЗ, способствуют укреплению здоровья.
Предложите детям следующие игры: «Разрезная картинка», «Воробьи-вороны», «День наступает – все оживает, ночь наступает – все замирает», «Секрет», «Ловишки», «Колечко – колечко», «День и ночь» и др. Разберем некоторые из них ниже.
Игра «День наступает – все оживает, ночь наступает – все замирает». Тренирует выдержку, внимание, развивает воображение, умение сотрудничать, достигать желаемого результата.
Воспитатель или ребенок-ведущий произносит: «День наступает – все оживает». Играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда ведущий произносит вторую часть «Ночь наступает – все замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).
Варианты игры:
– использование любых движений «День наступает – все оживает»;
– использование целенаправленных движений «День наступает – все оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание).
Игра «Люблю – не люблю». Тренирует самостоятельность во вступлении в общее дело, умение терпеливо ждать, не вмешиваться в работу другого.
Дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок-ведущий передает по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся». Следующий игрок должен предложить свой вариант «Я не люблю… «.
Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю …»
Игра «Воробьи – вороны». Тренирует внимание, учит соблюдать правила игры, развивает выдержку.
Разделите детей на две команды – команду «воробьев» и команду «ворон». Разместите их друг напротив друга на расстоянии 1,5 метра. Отмерьте от каждой линии ещё 2-3 метра. Первые две линии будут стартом, вторые две – домиками.
Та команда, которую называет воспитатель или ребенок-ведущий, ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до черты «домик».
Хитрость заключается в том, что водящий произносит команды по слогам медленно: «Вооо — роооо — ... НЫ!» или «Воооо — рооооо — ... БЬИ!», поэтому до самого последнего момента игроки не знают, догонять им или убегать.
Игра заканчивается, когда догоняющая команда переловит всех игроков убегающей. Другой вариант: пойманные вороны, которые не успели спрятаться в домиках, становятся воробьями, а воробьи – воронами.
Можно усложнить игру. Для этого выстройте команды спиной друг к другу. Тогда убегать будет легко, а догонять — трудно.
Игры творческого самоутверждения
Эти игры направлены на развитие речевой активности, творческого мышления и воображения детей. Они помогают преодолеть нерешительность, застенчивость, воспитывают доброжелательность. Дети учатся выражать свои мысли и чувства с помощью жестов, мимики, пластики.
Поиграйте с детьми в «Рисунок по кругу», «Тело в деле», «Изображение предметов», «Стихи по ролям», «Времена года», «Бытовые приборы», «Животные», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» и др. Ниже рассмотрим некоторые из этих игр.
Игра «Стихи по ролям». Показывает разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приемами исполнения.
Подберите для игры диалоги из стихов К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова, Д. Хармса. Играющие произносят текст разными голосами, с разной интонацией. При этом можно использовать разные костюмы, элементы декорации.
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Учит выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие при их помощи, распознавать через пантомиму смысл изображаемого действия.
Выберите водящего при помощи считалки. Водящий выходит в другую комнату. Оставшиеся дети договариваются между собой, какое действие они будут изображать. Водящий возвращается и задает вопрос: «Где вы были?» Дети отвечают: «Мы не скажем!» Водящий: «А что делали?» Дети: «Мы не скажем, мы покажем!»
Дети изображают задуманное действие, водящий должен отгадать, что именно делают дети. Если водящий угадал правильно, то с помощью считалки выбирают нового водящего. Если водящий ошибся или не смог угадать, то он продолжает водить.
Следите за тем, чтобы застенчивые дети не остались в стороне во время игры.
Игра «Рисунок по кругу». Учит распознавать по характерным чертам замысел рисунка, развивает воображение.
Дети на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя, рисуют что-то важное для себя. По сигналу все участники одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем каждый ребенок описывает свой рисунок.
Вариант игры: сочинить совместно сказку или общую историю.
Как заканчивать игровые занятия
Любое игровое занятие заканчивайте подведением итогов. Рассадите детей по кругу. Так им будет удобнее обмениваться впечатлениями и мнениями о занятии. Чтобы плавно перевести детей из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей», используйте ритуал завершения. Включите тихую спокойную музыку. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения». В ней они отражают, как чувствуют себя после проведенных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми."
Цели: формирование у ребенка умения с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья....
Рекомендации «Какие игровые приёмы со сказкой можно использовать в работе с детьми»
Рекомендации по использованию игровых приемов в работе с детьми...

Загадки, которые можно использовать в работе с детьми. (ПДД)
Формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина....

Консультация для родителей "Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми"
Важнейшими особенностями воспитательно – образовательной работы в ДОУ является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей ( питание, сон, бодрствование) и формировани...

Консультация для родителей: «Какие виды конструктора можно использовать в играх с детьми?»
Консультация для родителей:«Какие виды конструктора можно использовать в играх с детьми?»...

Консультация для родителей: «Какие виды конструктора можно использовать в играх с детьми?»
Консультация для родителей:«Какие виды конструктора можно использовать в играх с детьми?»...

Консультация для родителей: "Какие виды конструирования можно использовать в играх с детьми"
Консультация для родителей: «Какие виды конструирования можно использовать в играх с детьми»...