Консультация для педагогов «Игровая деятельность дошкольников в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры»
материал по психологии

Консультация для педагогов «Игровая деятельность дошкольников в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры»

Цель: Расширить представления воспитателей о формировании социальной и коммуникативной культуры у детей в процессе игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Игровая деятельность дошкольников в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры»

Цель: Расширить представления воспитателей о формировании социальной и коммуникативной культуры у детей в процессе игровой деятельности.

  • Поднимите руки, кто работает с детьми.
  • Хлопните в ладоши, кто играет с детьми.
  • Улыбнитесь, кто любит работать и играть с детьми.

Высокий уровень социальной и коммуникативной культуры - это залог успешной адаптации человека в любой социальной сфере. Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Социальное и коммуникативное развитие детей происходит через игру, как ведущую детскую деятельность.

Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается, раскрывает свои способности, свое отношение к миру, к окружающим людям. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, более внимательными и заботливыми по отношению к взрослым и сверстникам. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Игра является зеркалом, через которое отражается вся жизнь ребёнка. И пусть он играет «не по-настоящему», эмоции ребёнка всегда искренние и живые.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

можно сказать о том, что в современном мире некоторые родители

Игры у детей дошкольного возраста разнообразны.

  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Коммуникативные игры
  • Игры с правилами

Рассмотрим сю́жетно-ро́левые игр́ы. Задача сюжетно-ролевой игры – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Работа по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляется в двух направлениях:

  1. Создание необходимой игровой среды
  2. Непосредственное руководство играми детей.

В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно – ролевой игры.

В связи с новой социальной ситуацией развития дошкольнику становится интересным мир, в котором живут взрослые, - это трудовая деятельность, отдых, семейные дела и многие другие жизненные события. Включиться непосредственно в жизнь взрослых ребенок еще не может, он это делает опосредованно в игровой деятельности.

В этом возрасте часто еще требуется помощь взрослого для того, чтобы появился замысел игры:

- сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого (например, видя незанятых детей воспитатель говорит: «Света, Маша  давайте  играть, я - врач, а ты Света приболела,  пришла ко мне на приём…, а Маша –медсестра, она будет помогать мне выписывать рецепты..»)

- потом с помощью взрослого; (например: дети рассматривают энциклопедию, воспитатель спрашивает: «Ребята, а не хотите отправиться в путешествие?»

- ребенок определяет замысел игры по собственной инициативе, например, воспитатель подходит  к Мише, который на «пароходе» обозначенном на полу кубиками крутит штурвал в одиночестве.

- Воспитатель - Миша, ты во что играешь?

Миша: На пароходе еду. Я капитан.

Восп.- Капитан, можно с вами? Я буду пассажиром и т.д.

На данном этапе у детей сформировано умение замещать отсутствующие предметы различными заместителями, проявляется творчество, находчивость, изобретательность в их выборе, умение использовать разнообразные игровые действия с воображаемыми предметами. Дети самостоятельно по мере необходимости заменяют словом некоторые игровые действия или отсутствующие предметы, не проигрывая, а лишь проговаривая отдельные эпизоды.

сюжетно-ролевая игра в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Ко́ммуникативные игр́ы – это игр́ы ра́зличной сте́пени по́движности, в хо́де ко́торой не́обходим ре́чевой, та́ктильный или иной ко́нтакт взро́слого с ре́бенком, де́тей ме́жду со́бой. К ни́м мо́жно отн́ести не́которые хо́роводные игр́ы, сло́весные и ро́левые.

Цель коммуникативных игр:

  • Развивать навыки общения
  • Сформировать доброжелательные отношения между сверстниками

Задачи коммуникативных игр:

  • Создать положительный эмоциональный настрой.
  • Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
  • Способствовать сплочению детского коллектива.
  • Формировать положительное отношение к сверстнику.

Одной из форм игры, распостраненной в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им. Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Игра с правилами предполагают также специфические формы общения – отношения равных внутри одной команды. Это дает возможность выйти  за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплоченности. Это особенно важно в связи с тем, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переносится  ими в дальнейшую реальную жизнь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д/с №10 «Пчёлка» г. Ростов-на-Дону Игровая деятельность дошкольников в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры

Слайд 2

Виды игровой деятельности, которые способствуют формированию социальной и коммуникативной культуры: Сюжетно-ролевые игры Коммуникативные игры Игры с правилами

Слайд 3

Роль педагога в зависимости от возраста детей Младший дошкольный возраст педагог – организатор игры, обучающий способам и игровым приемам, а также помощник в завершении игры Средний дошкольный возраст педагог продолжает играть и организовывать игру, но теперь он предлагает роль инициатора другим детям, сам же тактично помогает продолжить игру, если она зашла в «тупик». Старший дошкольный возраст педагог занимает роль советника и объективного судьи, иногда участвуя в играх детей

Слайд 4

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры»

Консультация для воспитателейТема: «Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры»...

Консультация «Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры»

О формировании социальной и коммуникативной культуры у детей в процессе игровой деятельности....

Консультация "Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры

Социальная и коммуникативная культура- это залог успешной адаптации человека в любой социальной сфере. Социальное и коммуникативное развитие детей происходит через игру, как ведущую дет...

Консультация для воспитателей «Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры»

Консультация для воспитателей «Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры» Цель: Расширить представления воспитателей о формировании социальной и коммуникати...

Консультация для воспитателей «Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры дошкольников»

Консультация для воспитателей  «Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры дошкольников»...

Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры

Еще с рождения в ребенке начинает формироваться личность в результате общения с близкими взрослыми. С первых месяцев жизни ребенок испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно ...