Психические процессы у детей третьего года жизни
консультация по психологии (младшая группа)

Виктория Владимировна Тонких

Консультация будет полезна для родителей и воспитателей, работающих с детьми раннего возраста. В статье описываются психические процессы у детей третьего года жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psih_konsul.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Психические процессы у детей третьего года жизни.

Все психические процессы можно разделить на три вида: Познавательные: восприятие; память; мышление; ощущение; воображение; представление; речь; внимание. Эмоциональные: чувства; эмоции; стресс; аффекты. Волевые: воля; постановка цели; принятие решения. 

Восприятие. Чувственное восприятие окружающего мира. Ребенок воспринимает мир всеми органами чувств, но воспринимает целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Например, большой красивый мяч, а не отдельно величину, отдельно цвет, отдельно форму. Возникает взаимодействие органов чувств.

Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений.

Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи.

Постепенно увеличивается острота зрения и возрастает способность к различению цветов.

Развивается художественно-эстетическое восприятие (смотреть, слушать и испытывать радость) в процессе ознакомления с произведениями музыкального, изобразительного искусства, природой.

Память непроизвольная, неустойчива, эмоциональна.

Память в раннем возрасте проявляется, главным образом, в узнавании знакомых предметов или явлений. Впечатления младенческого и раннего возраста, как правило, не сохраняются в памяти человека. Однако ребенок легко узнаёт знакомые предметы, помещения, действия, — словом, то, с чем он достаточно давно сталкивался в прошлом.

Главной особенностью памяти ребенка этого периода является ее непреднамеренный характер, т. е. все запоминается как бы «само собой». В основном дети раннего возраста запоминают то, что в той или иной мере включено в их игру или какую-нибудь практическую деятельность, что им непосредственно нужно или интересно и что воздействовало на них эмоционально, произвело глубокое впечатление. Ничего преднамеренно дети запомнить не могут. Они запоминают то, что им понравилось.

Память детей раннего возраста характеризуется большой пластичностью, запоминают они материал быстро и легко, однако беспорядочно. Ребенок может запомнить сложную информацию, а может сохранять в памяти несущественные случайные события, детали, обрывки высказываний взрослых, непонятные для него выражения.

Память ребёнка избирательна. Ребёнок быстро и надолго запоминает то, что ему интересно, что связано с его эмоциональными переживаниями. Формируется долгосрочная память.

Двигательная память позволяет улучшать физические умения и навыки- ребенок учиться прыгать, лазать. За один раз может запомнить не более трех слов. К концу раннего возраста у детей формируются предпосылки к запоминанию и воспроизведению по образцу, а затем по словесному указанию взрослого, что является важнейшими предпосылками произвольной памяти (Формируются предпосылки произвольной памяти).

Мышление наглядно-действенное.

Мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредственный характер — он устанавливает связи между воспринимаемыми предметами.

Мыслить для маленького ребенка — не значит думать или вспоминать, а значит действовать «здесь и сейчас», с конкретными, воспринимаемыми предметами.

 Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает развитие обобщений — мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. (посуда)

Раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, в процессе которого ребенок устанавливает связи между предметами.

Важнейшим событием раннего детства является встреча линий развития мышления и речи.

Воображение бедное (скудное)

Возникает в игре и на первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполняемых с ними игровых действий. Ребенок может показать, как прыгает зайка, ходит косолапый мишка.

Первый этап в развитии воображения возникает к 2,5 годам, когда у ребенка появляются первые подражательные игры.

В этом возрасте воображение разделяется на аффективное и познавательное.

Двойственность воображения связано с двумя психологическими особенностями раннего детства:

-с выделением личностного «я», когда ребенок отделяет себя от окружающего мира

-с возникновением наглядно-действенного мышления.

Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием страха.

Внимание непроизвольное, рассеянное.

Ребенок не понимает, что значит заставить себя быть внимательным. Устойчивость внимания зависит от его интереса к объекту. Переключить внимание на другой предмет с помощью словесных инструкций можно при условии многократных повторений. Именно поэтому детям этого возраста сложно немедленно выполнять просьбы (принеси, убери). Ребенок может удерживать в поле своего внимания только один объект.

Активно развивается речь.

Ребенок активен и инициативен в речевых контактах со взрослыми и детьми.

Проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками. Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без наглядности, использует в разговоре форму простого предложения из четырех и более слов, правильно оформляет его. Использует в речи придаточные предложения. Использует форму приветствия, прощания, просьбы и благодарности.

Формируется по словесному указанию умение находить предметы, имитируют действия людей и движения животных. Обогащается словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формируется умение использовать данные слова в речи. В возрасте 2.5 - 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь -прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику.

Развивается понимание речи, активизируется словарь. В речи появляются вопросы «Почему?», «Когда?»

Эмоционально-волевая сфера

 Ребенок способен выражать множество эмоций: удивление, радость, страх, восторг и др. Эмоциональное поведение малыша имеет ряд особенностей:

1.        Эмоции неустойчивы (улыбка моментально может смениться слезами), ребенок еще не умеет их скрывать и контролировать; эмоции возникают спонтанно, и, соответственно, ребенок ведет себя импульсивно.

2.        Ребёнок проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить», как от него иногда требуют взрослые.

3.     Эмоции привязаны к ситуациям. Он сильно переживает по поводу ухода мамы, но потом может легко заинтересоваться новой игрушкой.

3.     Ребенку пока очень сложно обозначать словами свои переживания.

4.     Эмоции ребенка ярки и часто противоречивы. Особенно это проявляется в ситуации выбора: из двух игрушек после некоторых колебаний он выбирает одну и через 1—2 минуты уже жаждет играть с другой. Сделать выбор ребенку в этом возрасте еще чрезвычайно трудно.

5.     Наиболее яркие эмоциональные переживания случаются у ребенка по поводу удовлетворения непосредственных желаний. Чем больше трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка, особенно если ребенок хотел выполнить что-либо самостоятельно.

6.        Особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций — общение со сверстниками. Дети раннего возраста очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним.

7.        Маленькому ребенку в этом возрасте еще очень трудно адекватно реагировать на эмоции других людей. Общаясь с детьми, ребенок руководствуется только своими желаниями, не учитывая желания другого. Он не может еще проявлять сопереживание и сочувствие.

8.        Ребенок учится эмоционально реагировать на различные ситуации на примере родителей. Если при малейшей неприятности мать впадает в панику, начинает излишне нервничать, то и ребенок в аналогичных ситуациях будет поступать так же.

9.        Ребенок до 2,5 лет воспринимают других детей не иначе как неодушевленные предметы. Ребенок играет со своей игрушкой, он еще не знает, как играть с другим ребенком.

Речь. Между 2 и 3 годами происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем речь детей ситуативна. Она привязана к тем условиям и обстоятельствам, которые ребёнок воспринимает и в которых он действует. Она осуществляется в процессе диалога, т. е. требует постоянной поддержки со стороны собеседника.

При этом малыш воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него.

Основные психические изменения от двух до трех лет

-интенсивное развитие речи

-появление целенаправленности

-начало осознания самого себя

В период от двух до трех лет значительно увеличивается словарь ребенка. В три года словарь детей составляет до 800 слов, а хорошо развитых детей-более 1000 слов.

Важнейшим психическим новообразование этого возраста является становление целенаправленности.

У ребенка появляется желание и способность не просто манипулировать предметами-катать, стучать, бросать, как он это делал раньше, но и создавать из них или с их помощью нечто такое, чего раньше не существовало, -забор из кубиков, поезд из стульев и т.д. Но чтобы создавать новое, необходимо заранее в уме представлять себе тот результат, который хочешь получить.

Способность мысленно поставить и представить себе конечную цель собственных действий, пытаться претворить ее в жизнь, удерживать в течение всего необходимого для этого времени и есть то важнейшее психическое новообразование, которое должно появиться у ребенка к трем годам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психическое развитие детей третьего года жизни.

Поведение детей в трех летнем возрасте. Как взрослому вести себя с ребенком в различных ситуациях....

Психическое развитие детей третьего года жизни.

Поведение детей в трех летнем возрасте. Как взрослому вести себя с ребенком в различных ситуациях....

Диагностика нервно-психического развития детей третьего года жизни

Диагностика нервно-психического развития детей третьего года жизниДирективы к технологии обнаружения степени нервно-психического развития детей третьего года жизни:На третьем году жизни в развитии дет...

Мастер-класс для воспитателей. Тема: "Обучение рисованию без кисточки детей третьего года жизни с задержкой психического развития".

Мастер-класс для воспитателей. Тема: "Обучение рисованию без кисточки детей третьего года жизни с задержкой психического развития"....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

В статье рассказывается о необходимости проведения дидактических игр с младшими дошкольниками и приведены примеры нескольких игр....