Программа психологического сопровождения образования процесса 2024-2028г.
рабочая программа по психологии
Программа психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ разработана на основании Основной образовательной программы ДОУ и Адаптированной образовательной программы для детей ОВЗ, составленными в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в МДОБУ предполагает:
- повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребенком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов;
- принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребенка;
- умение распознавать «внешние сигналы» ребенка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
"Детский сад №13 Лесозаводского городского округа".
«Утверждаю» Заведующий МДОБУ "Д/с №13 ЛГО" ____________/ ……………… _____/____________ / 20___г. |
Программа психологического сопровождения
образовательного процесса
на 2023-2028 уч.г.
(срок реализации - 5 лет)
Составитель:
педагог-психолог Качалова О. А.
Лесозаводск, 2023г.
Содержание стр.
I | Целевой раздел | 3 |
#1055;ояснительная записка | 3 | |
#1062;ель и задачи Программы | 4 | |
Принципы и подходы к формированию Программы | 5 | |
Значимые для разработки Программы характеристики | 6 | |
Планируемые результаты Программы. Целевые ориентиры | 11 | |
II | Содержательный раздел | 22 |
Направления деятельности педагога-психолога | 22 | |
#1055;сихологическая диагностика | 22 | |
Психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды | 29 | |
Психологическое консультирование | 29 | |
Коррекционно-развивающая работа | 30 | |
Психологическое просвещение | 34 | |
Психологическая профилактика | 34 | |
#1054;рганизационно-методическая работа | 35 | |
Содержание деятельности в рамках ППк | 36 | |
III | Организационный раздел | 37 |
Материально-техническое обеспечение | 37 | |
Предметно-пространственная развивающая среда | 39 | |
Методическое оснащение программы по направлениям работы педагога-психолога | 40 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
#1055;ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Психологическое сопровождение, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.
Нормативно-правовая база:
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от N 273-ФЗ (редакция от г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (редакция от г.)
- Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (изменения от г.)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован № 71847)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован № 72149)
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)
- Приказ МО РФ от г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе МО РФ»
- Распоряжение МП РФ от N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»
Программа психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ разработана на основании Основной образовательной программы ДОУ и Адаптированной образовательной программы для детей ОВЗ, составленными в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в МДОБУ предполагает:
- повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребенком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов;
- принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребенка;
- умение распознавать «внешние сигналы» ребенка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка МДОБУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МДОБУ.
Содержание программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МДОБУ.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ - повышение качества образования путем индивидуализации образовательной деятельности педагога и родителя с ребенком дошкольного возраста; сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Задачи программы:
- Способствовать сохранению психического здоровья всех воспитанников, а также их эмоциональному благополучию.
- Способствовать созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- Создавать условия для развития социальных и интеллектуальных качеств личности каждого ребенка, инициативности, самостоятельности и ответственности детей, формирования у них предпосылок учебной деятельности.
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в опросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей.
- Способствовать эмоциональному благополучию родителей и педагогов в процессе общения с ребенком.
- Создавать условия для поддержки образовательных инициатив семьи, в том числе путем включения родителей в непосредственную образовательную деятельность с детьми и поддержку образовательных проектов по инициативе семьи.
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку педагогам и повышение их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Психологическое сопровождение педагога-психолога в образовательном процессе направлено на:
- психологическое просвещение и консультирование персонала и родителей (законных представителей);
- содействие воспитательной работе педагогам;
- адаптацию ребенка к детскому саду;
- раннее выявление возможных трудностей усвоения программного материала ребенком при групповой форме работы;
- организацию коррекционно-развивающего взаимодействия с воспитанниками и их родителями (законными представителями).
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)
- Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)
В соответствии с Федеральными государственными требованиями Программа опирается на основные принципы её построения:
- Принцип развивающего обучения, реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- Принцип научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основных положений возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
- Принцип гуманистический, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия;
ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ
В МДОБУ реализуется сопровождение 11 групп детей.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
Психологические особенности детей 2-3 лет
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Удовлетворение своих потребностей, потребность в заботе |
Ведущая функция | Восприятие |
Игровая деятельность | Специфические действия с игрушками, элементы сюжетно-отобразительных действий |
Отношения со взрослыми | Ситуативное: взрослый – источник удовлетворения потребностей |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен |
Эмоции | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта |
Способ познания | Целевые пробы |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) |
Внимание | Непроизвольное, быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание кратковременно (зависит от заинтересованности) |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание, кратковременная |
Мышление | Наглядно-действенное |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды |
Новообразования возраста | Самопознание, усвоение элементарных норм опрятности и поведения в коллективе |
Психологические особенности детей 3-4 лет
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. |
Ведущая функция | Восприятие |
Игровая деятельность | Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. |
Отношение со взрослыми | Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. |
Эмоции | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. |
Способ познания | Экспериментирование. Конструирование. |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет.Форма, размер) |
Внимание | Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. |
Мышление | Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению(переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми. |
Новообразования возраста | Самопознание, усвоение первичных нравственных норм. |
Психологические особенности детей 4-5 лет
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразование возраста |
|
Возрастные особенности детей 5 -6 лет
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении |
Ведущая функция | Воображение |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения. |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание | Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов. |
Память | Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия. |
Мышление | Наглядно-образное, начало формирования логического мышления. |
Воображение | Развитие творческого воображения. |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста | #1055;ланирующая функция речи. #1055;редвосхищение результата деятельности. #1053;ачало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). |
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении в и самоутверждение |
Ведущая функция | Общение со сверстниками, осознания своего «Я» |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения, групповые игры |
Отношения со взрослыми | Ситуативно - деловое + ситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание | Умение направлять и удерживать внимание на предметах и объектах. Удерживает внимание до 30 мин. Объем внимание 10 предметов. |
Память | Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объем памяти 8-10 предметов из 10, 4-5 действия. |
Мышление | Наглядно-образное, формируется логическое мышление, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. |
Воображение | Развитие творческого воображения стереотипности образов. |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие самосознания |
Новообразования возраста |
|
Различные целевые группы для оказания адресной психологической помощи:
- Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития.
- Обучающиеся с особыми образовательными потребностями:
- с ОВЗ и/или инвалидностью, получившие статус в установленном порядке;
- обучающиеся по индивидуальному учебному плану / учебному расписанию на основании медицинского заключения (часто болеющие дети (ЧБД))
- обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
- одарённые обучающиеся.
- Дети и/или семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
- Дети и/или семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
- Обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая/завышенная самооценка, завышенный уровень притязаний).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты программы психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ согласуются с представленными во ФГОС ДО и ФОП ДО целевыми ориентирами.
Критерии результативности деятельности педагога – психолога:
- обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
- достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей,
- сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни;
- обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;
- функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
- сформированность коммуникативных навыков у воспитанников;
- реализация всех форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (диагностика, консультирование, коррекционно - развивающая работа, профилактика, просвещение).
Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам):
- уребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры; - ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);
- ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; - ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;
- ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого; - ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;
- ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
- ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
- ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
- ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;
- ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия; - ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее); - ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;
- ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
- ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
- ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;
- ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
- ребёнок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед", "ухаживает за больным" и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель ("Я буду лечить куклу").
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 4 годам):
- ребёнок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;
- ребёнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические упражнения под музыку;
- ребёнок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе;
- ребёнок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и тому подобное, соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье;
- ребёнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе в первом лице;
- ребёнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в отношении других детей;
- ребёнок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными с определенными разрешениями и запретами ("можно", "нельзя"), демонстрирует стремление к положительным поступкам;
- ребёнок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в процессе взаимодействия со сверстниками;
- ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения;
- ребёнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной деятельности;
- ребёнок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет за педагогическим работником (далее - педагог) рассказы из 3-4 предложений, пересказывает знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого общения;
- ребёнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;
- ребёнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником;
- ребёнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи;
- ребёнок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками полученные представления о предметах и объектах ближайшего окружения, задает вопросы констатирующего и проблемного характера;
- ребёнок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми; демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляет элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по этим характеристикам;
- ребёнок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;
ребёнок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях;
- ребёнок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред;
- ребёнок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации, строить простую композицию с использованием нескольких цветов, создавать несложные формы из глины и теста, видоизменять их и украшать; использовать простые строительные детали для создания постройки с последующим её анализом;
- ребёнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные ритмы, передает их в движении;
- ребёнок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует предметы-заместители, разворачивает несложный игровой сюжет из нескольких эпизодов;
- ребёнок в дидактических играх действует в рамках правил, в театрализованных играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и мимические движения.
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 5 годам):
- ребёнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата, испытывает потребность в двигательной активности;
- ребёнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений, с желанием играет в подвижные игры, - ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в самостоятельную деятельность;
- ребёнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания;
- ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации;
- ребёнок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым, внимателен к его словам и мнению, стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера, стремится к одобряемым формам поведения, замечает ярко выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по примеру педагога проявляет сочувствие;
- ребёнок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит "спасибо" и "пожалуйста";
- ребёнок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по предложению педагога может договориться с детьми, стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников;
- ребёнок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять в повседневной жизни;
- ребёнок самостоятелен в самообслуживании;
- ребёнок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражает эти представления в играх;
- ребёнок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками;
ребёнок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые формы объяснительной речи, речевые контакты становятся более длительными и активными;
- ребёнок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности;
- ребёнок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки;
- ребёнок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст;
- ребёнок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан;
- ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией; охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной; отличается высокой активностью и любознательностью;
- ребёнок активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия; объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков;
- ребёнок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает попытки сделать логические выводы;
- ребёнок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях, достижениях, семье, семейном быте, традициях; активно участвует в мероприятиях и праздниках, готовящихся в группе, в ДОО, имеет представления о малой родине, названии населенного пункта, улицы, некоторых памятных местах;
- ребёнок имеет представление о разнообразных представителях живой природы родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы, интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их;
- ребёнок владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти, умением непосредственно сравнивать предметы по форме и величине, различает части суток, знает их последовательность, понимает временную последовательность "вчера, сегодня, завтра", ориентируется от себя в движении; использует математические представления для познания окружающей действительности;
- ребёнок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события;
- ребёнок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности, используя выразительные и изобразительные средства;
- ребёнок использует накопленный художественно-творческой опыт в самостоятельной деятельности, с желанием участвует в культурно-досуговой деятельности (праздниках, развлечениях и других видах культурно-досуговой деятельности);
- ребёнок создает изображения и постройки в соответствии с темой, используя разнообразные материалы, владеет техническими и изобразительными умениями;
- ребёнок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу игры, активно использует предметы-заместители, предлагает игровой замысел и проявляет инициативу в развитии сюжета, активно включается в ролевой диалог, проявляет творчество в создании игровой обстановки;
- ребёнок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их "действия" в режиссерских играх.
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 6 годам):
- ребёнок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха;
- ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой, демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявить творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых упражнений;
- ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру;
- ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов;
- ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих;
- ребёнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет в поведении уважение и привязанность к родителям (законным представителям), демонстрирует уважение к педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО;
- ребёнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления;
- ребёнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании, участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда;
- ребёнок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице;
- ребёнок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в общении и деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям;
- ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра;
- ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире;
- ребёнок устанавливает закономерности причинно-следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет любознательность;
- ребёнок использует математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим, оперируя предметами разными по величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве и времени;
- ребёнок знает о цифровых средствах познания окружающей действительности, использует некоторые из них, придерживаясь правил безопасного обращения с ними;
- ребёнок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни; знает название своей страны, её государственные символы;
- ребёнок имеет представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним;
- ребёнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры, формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и художественно-творческие способности;
- ребёнок принимает активное участие в праздничных программах и их подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых мероприятий;
- ребёнок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки, постройки, создает образы и композиционные изображения, интегрируя освоенные техники и средства выразительности, использует разнообразные материалы;
- ребёнок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре;
ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения образовательной программы (к концу дошкольного возраста):
- у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
- ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
- ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
- ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
- ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
- ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
- ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
- ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
- ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
- ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;
- ребёнок стремится сохранять позитивную самооценку;
- ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;
- у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
- ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
- ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
- ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
- ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
- ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
- ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях;государстве и принадлежности к нему;
- ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;
- ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира;
ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;
- ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;
- ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;
- ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;
- ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности;
- ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;
- ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учётом игровой ситуации;
- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре;
- ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;
- ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
Содержание работы педагога-психолога ДОУ со всеми участниками образовательного процесса строится по основным направлениям деятельности: психологическая диагностика, психологическая коррекция и развитие, психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, организационно-методическая деятельность, экспертная деятельность.
Педагог-психолог осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Деятельность педагога-психолога ДОУ регламентирована профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утверждённым приказом Минтруда России от г. № 514 н. Данный приказ определяет основные направления работы (трудовые функции) педагога-психолога и их содержание.
#1055;сихологическая диагностика
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития познавательных процессов, личностных и межличностных образований возрастным ориентирами требованиям общества.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Основные методы психодиагностики – тестирование, наблюдение, беседа с применением проективных техник, приемов арт-терапии.
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении;
- раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации;
- комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;
- изучение уровня общего развития обучающегося (с учётом особенностей нозологической группы) возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающихся;
- изучение направленности детской одарённости;
- изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и склонностей, одарённости;
- мониторинг развития детей и предупреждение возникновения психолого-педагогических проблем в их развитии;
- выявление детей – мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей;
- всестороннее психолого-пелагическое изучение личности ребёнка;
- выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков образовательной среды;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих особым (индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося.
Психодиагностический инструментарий | Направление/ цель психодиагностического обследования | Возраст | Форма проведения | |||
ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ | ||||||
А.С. Роньжина Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению. | Определение уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению. | От 2 до 4 лет | Индивидуальная / групповая. Заполнение Листов адаптации | |||
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ | ||||||
Метод «корректурных проб» | Исследования внимания, утомляемости, темпа деятельности, работоспособности, умственной продуктивности, произвольности | Модификация для детей дошкольного возраста | Индивидуальная / групповая | |||
Доска Сегена | Методика направлена на исследование доступности простых целенаправленных действий, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, зрительного-пространственногогнозиса, действия «на глаз», пространственного мышления, исследование обучаемости. | Модификация для детей дошкольного возраста от 2-3 лет | Индивидуальная | |||
Альбом «Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте» Ж.М.Глозман, А.Ю.Потанина, А.Е.Соболева | Комплексная оценка произвольности, регуляции и характеристик высших психических функций и аффективного состояния. | Модификация для детей дошкольного возраста | Индивидуальная | |||
Методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия | Исследование характеристик вербальной памяти, утомляемости, внимания. | Модификация для детей дошкольного возраста | Индивидуальная | |||
Тест Торренса «Завершение картинок»(адаптация А.Н. Воронина) | Диагностика творческого мышления. | Модификация для детей дошкольного возраста | Индивидуальная | |||
Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений Л.Г. Руденко , Н.Н.Павловой | Комплексное обследование познавательных процессов. | для детей дошкольного возраста 2-7 | Индивидуальная | |||
Психолого-педагогическая диагностика развития детей под.ред. Е.А. Стребелевой | Изучения уровня познавательного развития. | Для детей от 2 до 7 лет. | Индивидуальная | |||
Тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф, К. Маховер и т.д. | Исследование уровня психического и интеллектуального развития ребенка. | Для детей дошкольного возраста | Индивидуальная | |||
Тест Дж. Равена | Измерение уровня интеллектуального развития. | С 5 лет. | Индивидуальная | |||
ДИАГНОСТИКА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ | ||||||
«Графический диктант» Д.Б. Эльконина.; Гуткина Н.И «Домик» | Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности, умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи, выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы, выявление пространственной ориентировки и развитие мелких движений, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, самостоятельного анализа образца | Старший дошкольный возраст | Индивидуальная / групповая | |||
Веракса Н.Е. «Диагностика готовности ребенка к школе» | Определение уровня развития познавательных процессов | Для детей подготовительных групп | Индивидуальная | |||
СКРИНИНГ – ОБСЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (Н. Семаго, М. Семаго). | Оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определённым уровнем работоспособности. | Модификация для детей дошкольного возраста 6- лет | Индивидуальная/групповая | |||
Беседа о школе Т.А. Нежновой | Исследование отношения к школе. | Для детей подготовительных групп | Индивидуальная | |||
«Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга | Исследование учебной мотивации | Для детей подготовительных групп | Индивидуальная | |||
А.Л. Венгер «Мотивационная готовность» | Исследование учебной мотивации | Для детей подготовительных групп | Индивидуальная | |||
ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ | ||||||
Диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”) (Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой) | Предназначена для диагностики сферы общения ребенка | Старший дошкольный возраст | Индивидуальная/групповая | |||
Методика: «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад) | Предназначена для диагностики сферы общения ребенка | Старший дошкольный возраст | Индивидуальная/групповая | |||
Методика определения эмоциональной самооценки (А.В. Захаров) | Старший дошкольный возраст | Индивидуальная/групповая | ||||
Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А). | Предназначена для диагностики сферы общения ребенка. | Старший дошкольный возраст | Индивидуальная/групповая | |||
Вопросник «Отношение детей к педагогу» (Е.Е. Алексеева) | Старший дошкольный возраст | Индивидуальная/групповая | ||||
ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ | ||||||
Методика «Паровозик» С.В. Велиева | Исследование эмоционального состояния ребенка. | Старший дошкольный возраст 5-7 лет | Индивидуальная | |||
Методика «Лесенка» В.Г. Щур | Диагностика самооценки. | Старший дошкольный возраст 5-7 лет | Индивидуальная | |||
«Тест тревожности» Р. Темпл, М. Дорки, В. Амен). | Исследование ситуативной и личностной тревожности. | Старший дошкольный возраст | Индивидуальная | |||
Детский апперцептивный тест (КАТ) Беллак Л., Беллак С. | Изучение личностных особенностей, взаимоотношений в семье и, братьями и сестрами | С 4 лет | Индивидуальная | |||
Методика «Страхи в домиках». Модификация М.А. Панфиловой. | Диагностика страхов ребенка. | С 3 лет. | Индивидуальная | |||
«Кактус» Панфилова М.А. | Определения уровня агрессии | С 5 лет | Индивидуальная | |||
А.Л. Венгер «Несуществующее животное» | Изучение эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей | С 5 лет | Индивидуальная | |||
ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ | ||||||
Проективная методика «Рисунок семьи» Венгер А.Л. «Семья в образе животных» | Диагностика эмоционального благополучия и структуры семейных отношений | Модификация для детей дошкольного возраста | Индивидуальная | |||
«Опросник родительского отношения» Столин В.В., Варга А.Я | Определить тип родительского отношения к ребенку | Родители | Индивидуальная | |||
ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГОВ | ||||||
«Поведение в конфликте» К. Томас | Определение стратегии поведения в конфликтной ситуации | Педагоги | Индивидуальная | |||
Бойко В.В «Диагностика уровня эмоционального выгорания» | Определить уровень эмоционального выгорания | Педагоги | Индивидуальная |
Диагностическое сопровождение родителей дошкольников:
- Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская).
- Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного
воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
- Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)
- Тест «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера
- Методика диагностики родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)
- Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих
особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл)
Диагностика в сопровождении педагогического коллектива ДОУ:
- Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К. Маслач и С. Джексон.
- Измерение эмоционального интеллекта – опросник ЭМИН (Д.В. Люсин).
- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
- Шкала психологического благополучия К. Риффа (адаптация Л.А. Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский).
- Вербальный фрустрационный тест (Л.Н. Собчик).
- Диагностика социального интеллекта (Дж. Гилфорда).
- Опросник потребности в достижении Ю.М. Орлова
- Шкала оценки мотивации одобрения Ю.Л. Ханина (адаптация Марлоу-Кроуна).
- Методика диагностики коммуникативных установок В.В. Бойко
- Диагностика временных ориентация и жизненных перспектив Ф. Зимбардо, Дж. Ньютенна.
- Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
- Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).
- Шкала самомониторинга М. Снайдера
- Опросник самоорганизации деятельности ОСД (Е.Ю. Мандрикова).
- Самоактуализационный тест Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская.
- Опросник способов совладанияWCQ (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк).
Психодиагностическое обследование проводится:
- Для оптимизации образовательного процесса и динамики развития детей в ОВЗ в ДОУ с апреля по май проводится скрининг-диагностика воспитанников ДОУ на предмет определения уровня развития познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление и др.) и эмоционально-личностной сферы.
- Ежегодно в марте проводится психологическое обследование детей на определение уровня развития познавательных процессов для прохождения процедуры ППк и ПМПК с целью зачисления детей в группы комбинированной направленности для детей с ТНР, ЗПР.
- В течение всего учебного года по запросам участников образовательного процесса (педагогов, родителей) проводится дополнительная углубленная диагностика развития ребенка.
- Ежегодно в январе-феврале проводится психодиагностическое обследование с целью изучения особенностей психоэмоциональной сферы педагогов для профилактики «профессионального (эмоционального) выгорания».
- По завершению периода адаптации для вновь поступивших детей в ноябре-декабре проводится обследование детей на определение уровня адаптации к ДОУ (Лист адаптации).
- Диагностическое обследование уровня психологической готовности к обучению к школе проводится в подготовительных к школе группах в апреле месяце.
Психологическая экспертиза комфортности и безопасностиобразовательной среды
В рамках Психологической экспертизы комфортности и безопасностиобразовательной среды проводится анкетирование педагогического состава на предмет определения уровня удовлетворенности своим трудом, трудности, задачи и возможности воспитательной работы; анализ ресурсов.
ДИАГНОСТИКА В РАМКАХ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
«Методика определения интегративной удовлетворенности трудом» А.В. Батаршев | Определение удовлетворенности личности своим трудом» | Педагоги | Индивидуальная |
Анкета «Оценка родителей/законных представителей качеством деятельности ДОУ | Определить уровень удовлетворенности родителями качеством предоставляемых услуг | Родители | Индивидуальная |
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование - оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Задачи консультирования:
- разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательных отношений;
- консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;
- консультативная помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов КРР с ребенком
Психологические консультации проводятся со всеми участниками образовательного процесса. Предметом обсуждения служат результаты психодиагностики, а также личностные переживания и проблемы. Психологическое консультирование ведется в отдельном кабинете индивидуально с соблюдением принципа конфиденциальности.
Направления психологического консультирования | ||||
Консультирование администрации, педагогов и других работников образовательной организации по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам. | Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. | Консультирование педагогов по вопросу выбора индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися | Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с воспитанниками, их развития, в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приёмов коррекционно-развивающей работы с ребёнком | Консультирование администрации ДОУ, педагогов и родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей |
Коррекционно-развивающая деятельность
Коррекционная работа направлена на коррекцию нарушений развития различных категорий детей и оказание им помощи в усвоении образовательной программы по результатам диагностического обследования и Заключений ППк.
Коррекционно-развивающая работа проводится индивидуально и по подгруппам с разной степенью регулярности в зависимости от поставленных задач.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками организуется при согласии родителей (законных представителей).
При выраженных нарушениях в развитии по решению ПМПК на дошкольника составляется Индивидуальный образовательный маршрут.
Задачи КРР:
- выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ (методик) психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;
- организация, разработка и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации;
- коррекция и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения;
- развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности;
- коррекция и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений;
- создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности;
- создание насыщенной РППС для разных видов деятельности;
- формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода (происхождения);
- оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни, психотравмирующих обстоятельствах при условии информирования соответствующих структур социальной защиты;
- преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;
- помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка
В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) педагогом-психологом оказывается адресная психологическая помощь следующим целевым группам:
Нормотипичные дети | Оказание помощи и поддержки в осуществлении поиска и реализации ребенком новых способов сотрудничества с взрослыми, в которых возможно проявление сильных сторон детского «Я». Создание условия для проявления самостоятельности, преодоления психоэмоционального напряжения и адаптации к условиям ДОУ. Сопровождение кризисов 3 и 7 лет |
Одаренные дети | Определение вида одаренности, интеллектуальных и личностных особенностей детей, прогноз возможных проблем и потенциала развития; - вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества как обязательного условия поддержки и развития одаренного ребенка; Создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности; Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; Формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной устойчивости; Организация предметно-развивающей, обогащённой образовательной среды в условиях ДОУ, благоприятную для развития различных видов способностей и одаренности. |
Частоболеющие дети | Создание условий для успешной социализации, оптимизации межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками Коррекция/развитие коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов. Снижение тревожности. -Помощь в разрешении поведенческих проблем. |
Дети билингва, дети мигрантов | Развитие коммуникативных навыков, формирование чувствительности к сверстнику, его эмоциональному состоянию, намерениям и желаниям; Формирование уверенного поведения и социальной успешности; коррекцию деструктивных эмоциональных состояний, возникающих вследствие попадания в новую языковую и культурную среду (тревога, неуверенность, агрессия); Создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку. |
Дети с ОВЗ | Предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений психического и физического развития средствами коррекционной педагогики, специальной психологии и медицины; Формирование у обучающихся механизмов компенсации дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в том числе с использованием ассистивных технологий. Направления психологической коррекционно-развивающей деятельности согласно Заключению ПМПК. |
Дети и семьи в ТЖС | Совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребёнку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими. Способствование отреагированию негативных переживаний, связанных с травмой. Актуализация внутренних ресурсов самого ребёнка, помогающих перерабатывать травматические переживания и снизить риски, связанных с развитием посттравматической симптоматики |
Дети и семьи в СОП | Сопровождение процесса развития ребёнка (профилактика и коррекция отклонений в развитии ребёнка); -Проведение коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений. |
Дети группы риска | Коррекция /развитие социально-коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сферы; Помощь в решение поведенческих проблем; Формирование адекватных, социально-приемлемых способов поведения; Развитие рефлексивных способностей; Совершенствование способов саморегуляции. |
Включение ребенка из любой целевой группы в программу КРР, определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога/родителей (законных представителей).
Психологическое просвещение
Психологическое просвещение направлено на повышение психологической компетенции педагогов и родителей.
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений – обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации;
Проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации
Психологическая профилактика
Одно из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога.
Цель психологической профилактики: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, обеспечить раскрытие его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психологических условий в образовательном учреждении.
Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитие познавательных и творческих способностей детей, игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, развитие эмоциональной сферы, мотивационной.
Работа, направленная на профилактику «эмоционального выгорания», создание в ДОУ благоприятного психологического климата, на профилактику и своевременное разрешение конфликтов, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессионального и личностного роста реализуется посредством проведения индивидуальных консультаций, выступлениях на педагогических часах, тренингах.
С целью профилактики дезадаптивного поведения ребенка в семье, формирование доброжелательных доверительных бесконфликтных отношений с ребенком и формирование полноценной личности ребенка, проводятся индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания на данную тематику.
Вид работы | Цель работы | Форма отчетности | Срок проведения |
Индивидуальные консультации для родителей | Повышение психологической компетенции родителей | Протоколы | По запросу |
Групповые консультации для родителей | Определение оптимальных путей нормального психофизического развития детей дошкольного возраста | Протоколы родительских собраний | По запросу |
Оформление стенда. «Информация психолога» | Повышения уровня психологической культуры педагогов и родителей | Публикации, памятки, рекомендации | Один раз в месяц |
Консультации для педагогов | Обогащение запаса психологических знаний педагогов | Журнал учета работ | По запросу |
Организационно-методическая работа
Вид работы | Цель работы | Форма отчетности | Срок проведения |
Консультации и семинары в рамках районных, городских психологических центров | Повышение психологической ориентированности в частных вопросах и методиках. | В течение года | |
Изготовление рабочего стимульного материала, оформление кабинета психолога. | Улучшение материальной базы для работы | В течение года | |
Психолого-медико – педагогический консилиум (ПМПк). Анализ и оформление результатов диагностико-коррекционной работы совместно с педагогами, старшим воспитателем ДОУ | Работа по выявлению контингента воспитанников, требующих психологической помощи и коррекции | Документация ПМПк | По плану работы ПМПк. |
Работа с новинками психологической и методической литературы | Подготовка к семинарам, педсоветам, разработка планов занятий. | В течение года. |
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
Психолого - педагогический консилиум (ППк) организуется и функционирует в ДОУ на основании соответствующего Положения, которое разрабатывается, принимается педагогическим советом учреждения и утверждается директором.
Цель ППк состоит в выявлении трудностей у воспитанников ДОУ, определении особых образовательных потребностей для реализации образовательной программы и проведения коррекционно-образовательной работы с детьми.
В рамках ППк педагог-психолог:
- Осуществляет консультирование родителей и педагогов по вопросам оказания помощи детям в рамках ППк;
- Приводит углубленную диагностику развития ребёнка;
- Отслеживает результаты коррекционно-развивающей работы;
- Участвует в разработке индивидуальной образовательной траектории (маршрута);
- Проводит коррекционно-развивающие занятия по рекомендациям ППк.
В начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года специалисты ППк, в том числе педагог-психолог проводят комплексное всестороннее обследование детей с целью выявления детей с особыми образовательными потребностями.
После этого проводится заседание консилиума и принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. На каждого дошкольника готовится пакет документов и характеристики с результатами обследования. После прохождения ребенком ТПМПК выдается протокол Заседания с рекомендациями по созданию для воспитанника специальных образовательных условий, тип группы и/или
индивидуального образовательного маршрута и /или адаптированную образовательную программу.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
#1052;АТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Наименование | Использование, виды работ на территории кабинета и в ДОУ |
1 | Стол детский (1 шт), стул детский (3 шт) Маркерная доска (1 шт) | Индивидуальные занятия с детьми Подгрупповые занятия с детьми (2-3 человека) |
2 | Стенд «Рекомендации психолога» (1 шт) Стол рабочий и стул офисный (2 шт) Стеллаж для книг и пособий (2 шт) Шкаф для игр м методической литературы и документов (1 шт) | Консультирование родителей и педагогов Методическая работа Обработка, хранение, оформление документации, диагностических материалов и др. |
3 | Колонка | Используется в музыкальной терапии, релаксации и сказкотерапии |
4 | Центр «Песка» песочница, игрушки для игр с песком | Песочная терапия, игры с водой, игры в период адаптации |
5 | Зона игровой терапии: Игрушки, куклы, конструктор, кубики, игры | Индивидуальные занятия, материал для групповой работы |
- 2. Предметно-пространственная развивающая среда
Игрушки и игры для кабинета педагога-психолога подобранны с учетом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы:
№ п/п | Наименование развивающих игр и игрушек | Количество шт. |
1. | Развивающие игры с разрезными картами. Средняя группа. Учебно-дидактический комплект по освоению опыта социального поведения | 1 |
2. | Развивающие игры с разрезными картами. Средняя группа. Учебно-дидактический комплект по освоению опыта здоровьесбережения | 1 |
3. | Расскажите детям 3-7 лет (игровые карточки-задания) Издательский дом ООО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»: - Животные жарких стран - Морские обитатели - Домашние животные - Фрукты - Насекомые - Птицы - Лесные животные - Деревья - Транспорт | 2 |
5. | Развивающая игра для детей от 5 лет и старше «Развиваем память» | 1 |
6. | Познавательная игра-лото для детей 3-6 лет «Цвет и форма» | 1 |
7. | Познавательная игра-лото для детей 4-7 лет «Логика» | 1 |
8. | Развивающая игра-занятие «Логические цепочки» | 2 |
9. | Кукла пластмассовая «Анна Весна 21» | 1 |
10. | Матрёшка | 2 |
11. | Неваляшка | 1 |
12. | Игра «Рамки и вкладыши Монтессори» (4 шт) | 1 |
13. | Пирамидка | 1 |
14. | Набор детской посуды «Хозяюшка» на 6 персон | 5 |
15. | Деревянные пазлы «Геометрические фигуры» (1 шт) | 1 |
16. | Гуашь, фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши, стёрки, точилки, восковые мелки, кисти № 3, 4, 5, 8 | 5 |
Методическое оснащение программы по направлениям работы педагога-психолога
Психологическая диагностика
#1042;енгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. Владос-Пресс,2003.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Питер, 2004.
#1055;авлова Н.Н., Руденко Л.Г. экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских образовательных учреждений. Генезис, 2008.
#1057;требелева Е.С.. Психолого - педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Просвещение, 2005.
5. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе. Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. Вента-Граф, 2001.
6. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.Нейропсихологическая диагностика дошкольного возраста. Питер, 2008.
7. ВераксаН.Е. Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Мозаика- Синтез, 2008.
Психологическая коррекция
#1055;рихожан А.М.Психология тревожности дошкольный и школьный возраст. Питер, 2009
2. Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет. Аркти, 2017
3. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г.Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (с учетом их половых различий). УЦ «Перспектива», 2009
4. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка. Речь, 2007
#1055;анфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, 2Издательство ГНОМ и Д»,2005
#1063;истякова М.И. Психогимнастика. Просвещение,1990
#1052;ардерЛ. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Генезис,2008
#1057;учкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. Речь,2008
#1046;дакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско-родительских отношений через сказку, игру, рисунок. Речь, 2011
Психологическое консультирование
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? АСТ,2001
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? АСТ, 2008
3. Гиппенрейтер Ю.Б.Родителям: как быть с ребенком. АСТ, 2011
#1055;ол Коулмен. Как сказать ребенку о…Как помочь вашему ребенку решить проблемы, утешить его и развить в нем хорошие качества. Институт Психотерапии, 2002
#1040;кимова Галина. Словарь-справочник для неравнодушных родителей. Весь, 2001.
#1056;абота с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 207 лет/авт.-сост. Шишова Е.В. Учитель,2011.
Психологическое просвещение и профилактика
#1055;рактическая психология образования / Под ред.И.В.Дубровиной. Сфера,1997.
#1064;ирокова Г.А.Справочник дошкольного психолога.Феникс,2004.
#1042;еракса Н.Е., Веракса А.Н.Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Пособие для педагогов дошкольных учрежденрий.Мозаика-Синтез,2006.
#1057;тепанов С.С.Азбука детской психологии.Сфера,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение в процессе познавательно-речевого развития дошкольников в рамках образовательной программы
В связи с введением в действие Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009 год) и ФГТ к условиям реализации...
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) в образовательной системе были введены основные принципы дошкольного образования,...

программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Божья коровка"
программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Божья коровка"...

Рабочая программа психологического сопровождения образовательного процесса педагога - психолога в Доме ребенка
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.Рабочая программа выделяет содержан...

Программа психологического сопровождения образовательного процесса на 2022-23 г.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая профилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и ...

Программа психологического сопровождения образовательного процесса на 2023-2024г
Рабочая программа деятельности педагога-психолога разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и Федеральной образователь...
Программа психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ
Деятельность педагога-психолога направленная на психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса: дети, педагоги, родители....