Консультация для педагогов работающих с детьми с ТНР
методическая разработка по психологии

Методические рекомендации педагога-психолога для воспитателей, работающих с детьми с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагога-психолога для воспитателей, работающих с детьми с ТНР.

Материал предназначен для воспитателей, он поможет разобраться в особенностях развития познавательной и личностной сферы детей с НТР.

  1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.
  2. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.
  3. Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в речевом развитии, на обогащение представлений об

окружающем мире.

  1. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
  2. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого

дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

  1. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
  2. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать

сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

  1. Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы.
  2. Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.
  3. При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.
  4. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда .
  5. Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия. памяти. Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение

ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.

  1. Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – логопеда группы.
  2. В коррекционной работе с детьми с ТНР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их

воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.

  1. Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место

уделяется закреплению результатов , достигнутых учителем – логопедом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.

  1. В первые две – три недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – логопедом, проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности.
  2. Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.
  3. Важным направлением в работе воспитателя является компенсация

недостатков психических процессов ребенка с ТНР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.

  1. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной , комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно-информационная страничка для педагогов, работающих с детьми с ЗПР

Материал содержит теоретические основы по ознакомлению детей с ЗПР с  профессиями взрослых...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...

Консультация для педагогов, работающих с детьми с РАС "Кризис переходного возраста"

Данная консультация поможет педагогам, работающим с детьми с РАС, разобраться с кризисными моментами, найти способы, наиболее эффективные для снятия повышенной тревожности у детей с РАС....

Консультация для педагогов работающих с детьми старшего дошкольного возраста: «Работа педагога с гиперактивными детьми в детском саду»

Консультация для педагогов работающих с детьмистаршего дошкольного возраста: «Работа педагога с гиперактивными детьми в детском саду»    В последнее время родители, воспитат...