Консультация для педагогов работающих с детьми с ТНР
методическая разработка по психологии
Методические рекомендации педагога-психолога для воспитателей, работающих с детьми с ТНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации педагога-психолога для воспитателей, работающих с детьми с ТНР.
Материал предназначен для воспитателей, он поможет разобраться в особенностях развития познавательной и личностной сферы детей с НТР.
- Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.
- При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.
- Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в речевом развитии, на обогащение представлений об
окружающем мире.
- Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
- Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого
дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
- Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
- Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать
сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
- Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы.
- Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.
- При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.
- Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда .
- Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия. памяти. Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение
ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.
- Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – логопеда группы.
- В коррекционной работе с детьми с ТНР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их
воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.
- Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место
уделяется закреплению результатов , достигнутых учителем – логопедом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.
- В первые две – три недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – логопедом, проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности.
- Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.
- Важным направлением в работе воспитателя является компенсация
недостатков психических процессов ребенка с ТНР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.
- В задачу воспитателя входит создание доброжелательной , комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативно-информационная страничка для педагогов, работающих с детьми с ЗПР
Материал содержит теоретические основы по ознакомлению детей с ЗПР с профессиями взрослых...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-1119404-1614172320.jpg)
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/14/picture-1349406-1639486568.jpg)
Консультация для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по теме «Вовлечение родителей обучающихся в образовательный процесс ДОО посредством использования «образовательной афиши»»
Обзор такой формы работы педагогов как вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/26/picture-773320-1458986618.jpg)
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ «Арт - терапия как средство развития когнитивных процессов в работе с детьми с нарушениями слуха в дошкольном образовании»
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-1188531-1573760239.jpg)
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/27/picture-1358637-1635366522.jpg)
Консультация для педагогов, работающих с детьми с РАС "Кризис переходного возраста"
Данная консультация поможет педагогам, работающим с детьми с РАС, разобраться с кризисными моментами, найти способы, наиболее эффективные для снятия повышенной тревожности у детей с РАС....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/29/picture-1540275-1730181543.jpg)
Консультация для педагогов работающих с детьми старшего дошкольного возраста: «Работа педагога с гиперактивными детьми в детском саду»
Консультация для педагогов работающих с детьмистаршего дошкольного возраста: «Работа педагога с гиперактивными детьми в детском саду» В последнее время родители, воспитат...