Профилактика сенсорного переутомления детей
материал по психологии
Профилактика сенсорного переутомления детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Профилактика сенсорного переутомления детей»
В стимулирующей среде, которая поощряет познавательную активность ребенка, он быстрее учится и развивается. Но иногда стимулов, событий, новых впечатлений оказывается слишком много, что приводит к сенсорной перегрузке. Как она проявляется в поведении ребенка? Почему лучше его не перегружать? На что опираться в поисках баланса между активными занятиями и отдыхом?
Сенсорная перегрузка – это состояние, которое наступает в моменты, когда мозг и нервная система получают такое большое количество сенсорных воздействий от сенсорных систем, что не могут обработать и отсортировать поступающую информацию. Перевозбужденные дети, как правило, капризничают, чувствуют себя усталыми и разбитыми. Постарайтесь на время обеспечить малышу спокойную, тихую и по возможности знакомую обстановку, если заметили, что ему тяжело.
Как определить сенсорную перегрузку у ребёнка?
Ребёнок с сенсорной перегрузкой может:
- закрывать руками лицо, уши, глаза, отворачиваться, прятаться
- стать плаксивым и чувствовать себя усталым
- кричать, ругаться, драться, бросать на пол предметы
- впадать в ступор, напрягать мышцы
- избегать тактильного или зрительного контакта
В первые 5 лет жизни детский мозг развивается быстрее, чем в любой другой период жизни. Опыт, полученный малышом в первые годы, — все, что он видит, слышит, трогает, нюхает, пробует на вкус, — стимулирует развитие мозга, помогая ему создавать миллионы новых нейронных связей.
А значит, маленьким детям нужна стимулирующая среда, где они могут выбирать, чем заняться, играть и учиться разными способами, применять на практике полученные знания.
Однако это не означает, что нужно дни напролет пытаться привлечь внимание ребенка игрушками или другими раздражителями. Детям полезны спокойные занятия в одиночестве, им нужно дать возможность исследовать окружающий мир так, как им удобно, в собственном темпе. В этом случае они учатся занимать себя самостоятельно, определять, когда пора сделать паузу, и придумывать, чем заполнить такие паузы, чтобы восстановить психическое равновесие.
Умение занять себя — важный жизненный навык, развивая который, мы помогаем детям в их стремлении стать самостоятельными взрослыми.
Чтобы предотвратить или снизить сенсорную перегрузку, примите эти меры:
1. В течение насыщенного дня дайте ребёнку возможность отдохнуть и насладиться тишиной и покоем.
2. Используйте мягкие подушки, пледы и другие предметы, которые могут создать комфортную обстановку.
3. Дайте ребёнку возможность выбирать свои собственные игры и занятия. Это может помочь ему чувствовать себя более уверенно и контролировать свою сенсорную нагрузку.
4. Помогите ребёнку понять, что он чувствует. Не принимайте его агрессию свой счёт. Будьте спокойны и дружелюбны.
5. Используйте техники релаксации: глубоко подышать, укрыться одеялом (лучше утяжелённым) и полежать в тихой комнате с приглушённым мягким светом.
6. Говорите с ребёнком тихим голосом и не ждите немедленного ответа. Если нужно задать вопросы - постарайтесь быть максимально краткими.
7. Чередуйте периоды активности с паузами для отдыха.
8. Если ребёнок говорит, что не хочет делать что-то конкретное, попробуйте понять, что именно ему не нравится в этом. Обсудите свои догадки с ним позже, когда он будет в более спокойном настроении.
9. Помогите ему назвать те чувства, которые сейчас он выражает своим поведением. Например, попробуйте сказать: «Я вижу, что ты расстроен(а)» или «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь себя подавленным/уставшим/перегруженным».
10. Попробуйте найти успокаивающее дело, которым можно заниматься вместе с ребенком. Можно почитать ему книжку, спеть пару тихих песен или просто погладить по спине. Когда малыш успокоится, дайте ему немного времени поиграть самостоятельно.
11. Если из-за стресса, вызванного сенсорной перегрузкой, ребенок демонстрирует проблемное поведение, почти всегда можно «переключить» его и привести в чувство, сменив обстановку.
Использованы материалы www.maugli.by
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение переутомления детей.
Утомление ребёнка – это отражение неблагоприятного состояния его центральной нервной системы. При частом переутомлении у ребёнка может развиться негативное отношение к окружающему, формировать а...

Консультация для родителей «Профилактика переутомления детей»
Родители недоумевают и даже пугаются, когда их живой и любознательный ребенок постепенно становится сонным, вялым, плаксивым и безразличным ко всему происходящему вокруг. Ни общение с друзьями, ни игр...
Зрительная гимнастика, профилактика зрительного переутомления.
Для снятия утомления, для активизации внимания и работоспособности необходимо использовать разгрузочные упражнения с элементами релаксации и зрительной гимнастики, а так же смену видов деятельности на...

Профилактика переутомления детей дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности.
Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности....
Предупреждение переутомления детей
Утомление - это временное ухудшение состояния организма, которе приводит к снижению работоспособности. Если утомление будет накапливаться, это приведёт к переутомлению детей. А это в свою очередь може...