Профилактика сенсорного переутомления детей
материал по психологии

Профилактика сенсорного переутомления детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_sensornogo_preutomleniya_u_detey.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Профилактика сенсорного переутомления детей»

В стимулирующей среде, которая поощряет познавательную активность ребенка, он быстрее учится и развивается. Но иногда стимулов, событий, новых впечатлений оказывается слишком много, что приводит к сенсорной перегрузке. Как она проявляется в поведении ребенка? Почему лучше его не перегружать? На что опираться в поисках баланса между активными занятиями и отдыхом?

Сенсорная перегрузка – это состояние, которое наступает в моменты, когда мозг и нервная система получают такое большое количество сенсорных воздействий от сенсорных систем, что не могут обработать и отсортировать поступающую информациюПеревозбужденные дети, как правило, капризничают, чувствуют себя усталыми и разбитыми. Постарайтесь на время обеспечить малышу спокойную, тихую и по возможности знакомую обстановку, если заметили, что ему тяжело.

Как определить сенсорную перегрузку у ребёнка?

Ребёнок с сенсорной перегрузкой может: 

  •  закрывать руками лицо, уши, глаза, отворачиваться, прятаться
  •  стать плаксивым и чувствовать себя усталым
  •  кричать, ругаться, драться, бросать на пол предметы
  •  впадать в ступор, напрягать мышцы 
  •  избегать тактильного или зрительного контакта

В первые 5 лет жизни детский мозг развивается быстрее, чем в любой другой период жизни. Опыт, полученный малышом в первые годы, — все, что он видит, слышит, трогает, нюхает, пробует на вкус, — стимулирует развитие мозга, помогая ему создавать миллионы новых нейронных связей.

А значит, маленьким детям нужна стимулирующая среда, где они могут выбирать, чем заняться, играть и учиться разными способами, применять на практике полученные знания.

Однако это не означает, что нужно дни напролет пытаться привлечь внимание ребенка игрушками или другими раздражителями. Детям полезны спокойные занятия в одиночестве, им нужно дать возможность исследовать окружающий мир так, как им удобно, в собственном темпе. В этом случае они учатся занимать себя самостоятельно, определять, когда пора сделать паузу, и придумывать, чем заполнить такие паузы, чтобы восстановить психическое равновесие.

Умение занять себя — важный жизненный навык, развивая который, мы помогаем детям в их стремлении стать самостоятельными взрослыми.

Чтобы предотвратить или снизить сенсорную перегрузку, примите эти меры:

1. В течение насыщенного дня дайте ребёнку возможность отдохнуть и насладиться тишиной и покоем. 

2. Используйте мягкие подушки, пледы и другие предметы, которые могут создать комфортную обстановку.

3. Дайте ребёнку возможность выбирать свои собственные игры и занятия. Это может помочь ему чувствовать себя более уверенно и контролировать свою сенсорную нагрузку.

4. Помогите ребёнку понять, что он чувствует. Не принимайте его агрессию свой счёт. Будьте спокойны и дружелюбны.

5. Используйте техники релаксации: глубоко подышать, укрыться одеялом (лучше утяжелённым) и полежать в тихой комнате с приглушённым мягким светом.

6. Говорите с ребёнком тихим голосом и не ждите немедленного ответа. Если нужно задать вопросы - постарайтесь быть максимально краткими. 

7. Чередуйте периоды активности с паузами для отдыха.

8. Если ребёнок говорит, что не хочет делать что-то конкретное, попробуйте понять, что именно ему не нравится в этом. Обсудите свои догадки с ним позже, когда он будет в более спокойном настроении.

9. Помогите ему назвать те чувства, которые сейчас он выражает своим поведением. Например, попробуйте сказать: «Я вижу, что ты расстроен(а)» или «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь себя подавленным/уставшим/перегруженным».

10. Попробуйте найти успокаивающее дело, которым можно заниматься вместе с ребенком. Можно почитать ему книжку, спеть пару тихих песен или просто погладить по спине. Когда малыш успокоится, дайте ему немного времени поиграть самостоятельно.

11. Если из-за стресса, вызванного сенсорной перегрузкой, ребенок демонстрирует проблемное поведение, почти всегда можно «переключить» его и привести в чувство, сменив обстановку.

Использованы материалы www.maugli.by


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение переутомления детей.

Утомление ребёнка – это отражение неблагоприятного состояния его центральной нервной системы. При частом переутомлении у ребёнка может развиться негативное отношение к окружающему, формировать а...

Консультация для родителей «Профилактика переутомления детей»

Родители недоумевают и даже пугаются, когда их живой и любознательный ребенок постепенно становится сонным, вялым, плаксивым и безразличным ко всему происходящему вокруг. Ни общение с друзьями, ни игр...

Зрительная гимнастика, профилактика зрительного переутомления.

Для снятия утомления, для активизации внимания и работоспособности необходимо использовать разгрузочные упражнения с элементами релаксации и зрительной гимнастики, а так же смену видов деятельности на...

Переутомление детей

Консультация для родителей дошкольников на тему "Переутомление детей"...

Профилактика переутомления детей дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности.

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности....

Предупреждение переутомления детей

Утомление - это временное ухудшение состояния организма, которе приводит к снижению работоспособности. Если утомление будет накапливаться, это приведёт к переутомлению детей. А это в свою очередь може...

Переутомление детей

Переутомление детей...