Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»
консультация по психологии (подготовительная группа)

Шепелева Елена Александровна

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Как у маленького деревца, поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких

десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у

своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В.А. Сухомлинский.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из

важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на

вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать

многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял

патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и

своему народу». Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не

профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее

время появился термин «новый патриотизм», который включает в

себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой

духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе,

толерантное отношение к другим людям.

Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в

ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье. У мальчиков с

детства необходимо формировать представления о необходимости

всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду,

оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина,

что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую

работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому,

закаляться, заниматься спортом. Родители должны формировать у

своих детей положительный опыт “решения конфликтов” (уметь

договориться, уступить, прийти к соглашению без “кулаков” и т.д.

У девочек нужно формировать представления о том, что значит

сохранять, мирные, доброжелательные отношения между

близкими, утешать и заботиться о них. Уже в дошкольном возрасте

ребенок должен знать так же, в какой стране он живет, чем она

отличается от других стран. Нужно как можно больше

рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать

чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно

относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и

папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах,

участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде,

на улице, в парках, в детском саду. Существуют разнообразные

формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о

Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших

людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский

фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор

песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример

родителей. Через изучение истории и традиций предков,

воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль

здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к

поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию.

Самобытный народный фольклор – прекрасный материал,

формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей.

Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных

праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит

познакомить их с культурой, обычаями и традициями других

народов, сформировать к ним дружелюбное отношение. Одно из

проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется

бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о

животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое

значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают

возможность познакомить детей с некоторыми правилами

бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой

родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее

особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории

родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти

человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты

характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином

своей страны. Не менее важным условием нравственно[1]патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с

родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у

ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно

относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу

ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя

ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к

родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к

детям.

Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного

возраста:

 знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества

родителей, где работают, как важен для общества их труд;

 знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по

дому;

 может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать

улицу, на которой живет;

 знает, что Российская Федерация (Россия)

— огромная многонациональная страна; что Москва — столица

нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии

гимна;

 имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне

Победы.

Рекомендации для родителей.

 Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого

для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

 Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

 Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,

поговорите о значении каждого объекта.

 Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,

магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников

этих учреждений, отметьте ценность их труда.

 Вместе с ребенком принимайте участие в труде по

благоустройству и озеленению своего двора.

 Расширяйте собственный кругозор.

 Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки

других людей.

 Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре

своего народа.

 Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок,

примерное поведение в общественных местах.

 Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и

гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.

 Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю

ваших предков, из которых они вышли с честью.

 Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами

своей Родины.

 Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с

ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и

регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький,

тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные

заведения в подростковом возрасте и юности.

 Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым

прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью

будет выражать ваш ребёнок.

 Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только

проблемы, но и отмечайте положительные моменты.

 Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной

стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не

высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!»

 Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о

людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте,

позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

 Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется

против вас самих.

 Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять

позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в

старости!

Анкета для родителей по патриотическому воспитанию:

1. Какие слова выражают любовь к Родине?

2. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с

патриотизмом?

3. Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре?

4. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к

какой нации он принадлежит?

5. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша?

6. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи?

7. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье?

8. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в

воспитании ребенка?

9. Знаете ли Вы пословицы о Родине? Назовите их.

10. Назовите Российскую символику?

11. Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям,

которые будут воспитывать патриотические чувства у детей?

12. Как часто Вы читаете детям такие произведения?

13. Какие народные праздники Вы знаете?

14. Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию

патриотических чувств?

15. Прививаете ли Вы любовь к Родине у своего ребенка? Да. Нет.

Почему?

Анкета для детей на тему «Я и моя страна»:

1. Как называется страна, в которой ты живешь? Какие ещё страны

ты знаешь?

2. Как ты думаешь, Россия – большая страна?

3. О каких городах нашей страны ты слышал? В каких городах

бывал?

4. Если бы тебе предложили выбрать страну, которой хотел бы

жить, какую бы ты выбрал? Почему?

5. Люди, каких национальностей живут в России? Назови их.

6. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности?

Какой? Что ты можешь о них рассказать?

7. Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности?

Почему?

8. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности?

9. Ты любишь свою страну? Почему?

10. Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять

желания только для всей страны или своего села, какие бы три

желания ты загадал?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_patriaticheskoe_vospitanie.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Как у маленького деревца, поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких

десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у

своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В.А. Сухомлинский.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из

важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на

вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать

многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял

патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и

своему народу». Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не

профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее

время появился термин «новый патриотизм», который включает в

себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой

духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе,

толерантное отношение к другим людям.

Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в

ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье. У мальчиков с

детства необходимо формировать представления о необходимости

всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду,

оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина,

что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую

работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому,

закаляться, заниматься спортом. Родители должны формировать у

своих детей положительный опыт “решения конфликтов” (уметь

договориться, уступить, прийти к соглашению без “кулаков” и т.д.

У девочек нужно формировать представления о том, что значит

сохранять, мирные, доброжелательные отношения между

близкими, утешать и заботиться о них. Уже в дошкольном возрасте

ребенок должен знать так же, в какой стране он живет, чем она

отличается от других стран. Нужно как можно больше

рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать

чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно

относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и

папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах,

участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде,

на улице, в парках, в детском саду. Существуют разнообразные

формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о

Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших

людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский

фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор

песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример

родителей. Через изучение истории и традиций предков,

воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль

здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к

поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию.

Самобытный народный фольклор – прекрасный материал,

формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей.

Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных

праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит

познакомить их с культурой, обычаями и традициями других

народов, сформировать к ним дружелюбное отношение. Одно из

проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется

бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о

животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое

значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают

возможность познакомить детей с некоторыми правилами

бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой

родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее

особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории

родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти

человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты

характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином

своей страны. Не менее важным условием нравственнопатриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с

родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у

ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно

относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу

ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя

ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к

родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к

детям.

Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного

возраста:

 знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества

родителей, где работают, как важен для общества их труд;

 знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по

дому;

 может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать

улицу, на которой живет;

 знает, что Российская Федерация (Россия)

— огромная многонациональная страна; что Москва — столица

нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии

гимна;

 имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне

Победы.

Рекомендации для родителей.

 Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого

для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

 Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

 Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,

поговорите о значении каждого объекта.

 Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,

магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников

этих учреждений, отметьте ценность их труда.

 Вместе с ребенком принимайте участие в труде по

благоустройству и озеленению своего двора.

 Расширяйте собственный кругозор.

 Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки

других людей.

 Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре

своего народа.

 Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок,

примерное поведение в общественных местах.

 Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и

гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.

 Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю

ваших предков, из которых они вышли с честью.

 Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами

своей Родины.

 Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с

ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и

регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький,

тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные

заведения в подростковом возрасте и юности.

 Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым

прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью

будет выражать ваш ребёнок.

 Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только

проблемы, но и отмечайте положительные моменты.

 Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной

стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не

высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!»

 Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о

людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте,

позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

 Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется

против вас самих.

 Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять

позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в

старости!

Анкета для родителей по патриотическому воспитанию:

1. Какие слова выражают любовь к Родине?

2. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с

патриотизмом?

3. Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре?

4. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к

какой нации он принадлежит?

5. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша?

6. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи?

7. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье?

8. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в

воспитании ребенка?

9. Знаете ли Вы пословицы о Родине? Назовите их.

10. Назовите Российскую символику?

11. Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям,

которые будут воспитывать патриотические чувства у детей?

12. Как часто Вы читаете детям такие произведения?

13. Какие народные праздники Вы знаете?

14. Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию

патриотических чувств?

15. Прививаете ли Вы любовь к Родине у своего ребенка? Да. Нет.

Почему?

Анкета для детей на тему «Я и моя страна»:

1. Как называется страна, в которой ты живешь? Какие ещё страны

ты знаешь?

2. Как ты думаешь, Россия – большая страна?

3. О каких городах нашей страны ты слышал? В каких городах

бывал?

4. Если бы тебе предложили выбрать страну, которой хотел бы

жить, какую бы ты выбрал? Почему?

5. Люди, каких национальностей живут в России? Назови их.

6. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности?

Какой? Что ты можешь о них рассказать?

7. Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности?

Почему?

8. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности?

9. Ты любишь свою страну? Почему?

10. Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять

желания только для всей страны или своего села, какие бы три

желания ты загадал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы....

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»...

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Патриотическое воспитание - одно из главных звеньев в системе воспитания....

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»...

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы....

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»...