Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников.
презентация к уроку по психологии (старшая группа)
В материале представлены различные виды театрализованной деятельности и их влияние на развитие речи дошкольников в работе педагога-психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Театрализованная деятельность позволяет решать вопросы развития личности, способствует умению организовать общение со сверстниками, умению правильно выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей.
Значение театрализованной деятельности помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению совершенствует артикуляционный аппарат формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий дети получают эмоциональный подъём способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса позволяет формировать опыт социального поведения стимулирует активную речь
Основные направления речевой работы в театральной деятельности: -Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. - Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения. - Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности .
Цели театрализованной деятельности - воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии; - воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;
- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности; - совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга; - активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. Их можно разделить на две основные группы: Театрализованная деятельность драматизация режиссерские
В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Дети переживают за своего героя, действуют от его героя, сыгранного другим. Игры – драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.
Видами драматизации являются: - игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; - ролевые диалоги на основе текста; - инсценировки произведений; - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; - игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок организуя деятельность как средства вербальной выразительности. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Виды режиссерских игр Настольный, плоскостной, объемный, теневой театр Театр на фланелеграфе Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток)
Речь ребенка и различные виды театра Пальчиковый театр: Способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность , тонус коры головного мозга; Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития Вязаный театр: Развивает моторно- двигательную, зрительную, слуховую координацию; формирует творческие способности, артистизм; обогащает пассивный и активный словарь Конусный : Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Стендовый: Развивает творческие способности; Содействует эстетическому воспитанию; Развивает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи. Теневой: Развивает пластичность, подвижность, чувство ритма, координацию движений; Развивать тембр голоса; Умение раскрепоститься. вести диалогическую и монологическую речь. Театр-топотушки: помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие; обучает навыкам общения. игры и счета.
Театр Би-ба-бо: Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; Помогает справиться с переживаниями, страхами; Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой. Развивает абстрактное мышление Костюмированный театр: способствует активизации разных сторон речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. способствует реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощению и повышению личной самооценки.
Для того, чтобы театрализованная деятельность оказывала благоприятное воздействие на развитие детей необходимо использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию, назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей, распределение ролей по карточкам (схематичное изображение персонажей), проигрывание ролей в парах
Основные требования к организации театрализованных игр: содержательность и разнообразие тематики, постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр, сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры, последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников»
Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия....

" Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольника"
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержат...

Доклад к педсовету «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников»
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический с...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи младших дошкольников
В последние годы отмечается увеличения количества детей, имеющих нарушения речи. Наблюдается бедный запас слов, дети не могут полностью выразить свои мысли, у них слабо развито воображение, связная ре...

"Влияние занятий театрализованной деятельностью на развитие речи дошкольника."
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возм...

Консультация для родителей: "Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников"
laquo;Театр - это волшебный мир. Он даек т уроки волшебной красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»Б. М. Теплов...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников
Статья о влиянии театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников...