Рекомендации педагогам ДОУ по профилактике виктимизации
учебно-методический материал по психологии

Особенности взаимодействия педагога с ребенком, подвергшимся жестокому обращению или насилию, имеющему признаки социально психологической дезадаптации и психоэмоционального напряжения. Памятки

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИКТИМИЗАЦИИ

«Особенности взаимодействия педагога с ребенком, подвергшимся жестокому обращению или насилию, имеющему признаки социально психологической дезадаптации и психоэмоционального напряжения»

Группа риска:

1. Дети, пострадавшие от противоправных действий в силу возраста, так как зачастую не способны оказать посягателю активное сопротивление.

2. Дети, которым свойственно виктимное поведение, т.е. рискованное, необдуманное или чрезмерно доверчивое поведение по отношению к злоумышленникам.

Во время взаимодействия с ребенком, рекомендуется:

● Учитывать динамику и протяженность проявления признаков социально-психологической дезадаптации;

● Обсудить на психолого-педагогическом консилиуме с другими педагогами, ДОУ возможные варианты индивидуальной помощи ребенку с целью преодоления учебных и др. трудностей, либо необходимость разработки индивидуального плана работы до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех;

● Дать почувствовать ребенку, что его состояние, отличающееся от обычного, замечено, и педагог открыт к тому, чтобы оказать поддержку, если ребенок в ней нуждается:

- Мне кажется, что тебя что-то беспокоит или у тебя что-то происходит. Если тебе нужно поговорить, я всегда готов (а) тебя выслушать.

- Я очень беспокоюсь о том, что с тобой что-то происходит. Мы могли бы поговорить и подумать над решением ситуации.

- Возможно, тебе самому (ой) сейчас нелегко, давай вместе подумаем, что с этим можно сделать.

- Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным (ой), у тебя что-то случилось?

● Способствовать формированию у ребенка устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог бы почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в коллективно-творческую, в трудовую деятельность и пр., в кружки дополнительного образования;

● Организовать досуговые групповые мероприятия с использованием интерактивных форм работы для сплочения группы и создания благоприятного психологического климата;

● Организовать взаимодействие с педагогом-психологом и социальным педагогом для коррекции воздействия негативных факторов, повлекших социально-психологическую дезадаптацию;

● Привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. Помните, что ребенок может скрывать негативные события от родителей. Старайтесь наладить доверительные отношения с родителями своих воспитанников.

Алгоритмы действий специалистов в ситуациях выявления тревожных факторов поведения несовершеннолетних обучающихся, свидетельствующих о совершаемых противоправных посягательствах в их отношении, в том числе против половой неприкосновенности», включает 2 вида реагирования:

1. Экстренное (оперативное) реагирование – это осуществление взаимосвязанных действий специалистов по незамедлительному получению информации о факте насилия или жестокого обращения, принятию решений и организации экстренной (оперативной) помощи ребенку, а также родителям или законным представителям (если это не противоречит интересам ребенка, родитель или законный представитель не применял физическое насилие или пренебрежение по отношению к ребенку, адекватно реагирует на ситуацию и способен участвовать в оказании помощи и защите ребенка).

2. Кризисное реагирование/управление включает в себя меры, направленные на минимизацию потенциального ущерба в ситуации риска возможного жестокого обращения с ребенком.

Благополучие и интересы детей – высшие неоспоримые и основополагающие ценности, признанные российскими и международными правовыми нормами.

В процессе взаимодействия с ребенком фундаментальным требованием к работе специалистов является соблюдение этики к доверенной им информации о совершенном в отношении него насилии, в том числе сексуальном насилии, об испытываемых им страхах, переживаниях.

Соблюдение этических принципов обеспечивает профессиональную качественную работу специалиста и ответственность за ее результаты, уважение к личности ребенка и его родителей, добровольность участия обучающегося в психологических мероприятиях.

Принцип конфиденциальности – это обязательство специалиста не разглашать информацию, ставшую известной в результате профессиональной работы с ребенком.

ВАЖНО: однако из этого строгого правила есть исключения, если речь идет об информации о совершенном в отношении ребенка насилии.

В ситуациях, когда ребенок сообщает о риске или фактах насилия, жестокого обращения и/или злоупотребления преобладающим над принципом конфиденциальности становится принцип обеспечения безопасности и благополучия ребенка.

ВАЖНО: такое обеспечение возможно лишь на основе междисциплинарного и межведомственного взаимодействия, что делает невозможной абсолютную конфиденциальность информации о насилии.

Принцип конфиденциальности относительно информации о насилии, совершенном в отношении ребенка, обеспечивается тем, что состав сотрудников образовательной организации, осведомленных о ней, ограничен лишь теми, кто имеет непосредственное отношение к оказанию ребенку помощи и его психолого-педагогическому сопровождению.

ВАЖНО: круг этих лиц может включать руководителя организации, педагога-психолога, классного руководителя, социального педагога, образующих одновременно консилиум по решению проблем ребенка в пределах компетенции образовательной организации.

ВАЖНО: если сведения о совершенном насилии по независящим от этих специалистов причинам стали известными более широкому сообществу, в том числе другим обучающимся, то членам консилиума рекомендуется проведение с ними беседы профилактического характера, направленной на предупреждение неблагоприятных последствий раскрытия этой информации для пострадавшего ребенка, а также аналогичных случаев с другими детьми.

Если речь идет о насилии, в том числе сексуальном, совершенном вне семьи (например, в результате нападения на ребенка), то информация должна быть незамедлительно передана специалистом руководителю образовательной организации и родителям ребенка.

● ВАЖНО: обращение в правоохранительные органы является правом и обязанностью родителей пострадавшего ребенка.

Образовательная организация должна поддержать родителей, обеспечив ребенку и его семье профессиональное психологическое сопровождение,

Рекомендации подготовлены на основе «Навигатора профилактики виктимизации детей и подростков», разработанными ФГБОУ ВО МГППУ и ФГБУ НМИЦ ПН им. В.П. Сербского (ВЕРСИЯ 1.0 2024г).

Авторы-разработчики «Навигатора профилактики виктимизации детей и подростков»:

Дозорцева Е.Г., доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, профессор кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Борисенко Е.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Богданович Н.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Делибалт В.В., доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ

Дворянчиков Н.В., кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической и судебной психологии, декан факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ


Памятка №1      

Понятия «жестокое обращение», «насилие», «злоупотребление»

1.1. Жестокое или плохое обращение с ребенком – это все формы физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти.

1.2. Насилие - преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

1.3. Злоупотребление – это использование доверия ребенка во вред ему самому, эксплуатацию, вовлечение ребенка в действия, на которые он по своему интеллектуальному и личностному развитию еще не может дать информированного согласия.

1.4. Абьюз (англ. «abuse») – близкое понятие к злоупотреблению, означает использование чего-либо в неправильных целях, аморально, с причинением вреда. Абьюз может проявляться в разных формах - физической, вербальной, сексуальной.

Памятка №2

Виды жестокого обращения

2.1. Физическое насилие над ребенком определяется как действия со стороны взрослого (родителя, воспитателя и др.) или сверстника/более старшего ребенка, которые фактически причиняют физический вред или могут его причинить.

2.2. Сексуальное насилие имеет место, когда взрослый (родителю, воспитатель и др.) или сверстник/более старший несовершеннолетний использует ребенка для получения сексуального удовлетворения. Может быть реализовано как оффлайн, так и онлайн (секстинг, груминг). Сексуальное рабство и сексуальная эксплуатация – это форма использования зависимости человека (ребенка, взрослого) с целью принуждения к сексуальным действиям.

2.3. Эмоциональное насилие – неспособность взрослого (родителя, воспитателя и др.) обеспечить подходящую для ребенка доброжелательную атмосферу. Включает действия, оказывающие неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: это ограничение его движения, оскорбление, унижение, осмеяние, угрозы и запугивание, дискриминация, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения.

К эмоциональному насилию также относят присутствие детей при сценах насилия, причем наблюдение ребенком насилия может быть как принудительным, так и случайным.

Также к этому виду насилия можно отнести проявления дидактического (в том числе школьного) насилия со стороны педагогов или других специалистов.

2.4. Пренебрежение потребностями ребенка и отсутствие заботы о нем – неспособность или нежелание родителя (воспитателя и т.д.) обеспечить развитие ребенка – там, где он обязан это сделать – в следующих аспектах (одном или более): здоровье, образование, эмоциональное развитие, питание, кров, безопасные условия проживания, иные базовые потребности ребенка.

2.5. Отсутствие заботы отличается от проживания в бедности: оно может иметь место только в тех случаях, когда у семьи или у воспитателя имеются некоторые средства.

2.6. Часто насилие носит комплексный характер, при котором могут сочетаться разные виды насилия и злоупотребления.

Памятка №3

Социально-психологическая дезадаптация

и психоэмоциональное напряжение у детей,

подвергшихся жестокому обращению или насилию

3.1. Социально-психологическая дезадаптация – это состояние, осложняющее приспособление к социальной среде и окружению.

Часто дети и подростки, пережившие или находящиеся в ситуации жестокого обращения, насилия и/или злоупотребления могут демонстрировать это состояние. Также дезадаптация может предшествовать проявлениям различных видов отклоняющегося поведения или быть его следствием.

3.2. Проявления дезадаптации могут варьироваться от незначительных трудностей в общении до серьезных поведенческих или психических расстройств, без оказания соответствующей комплексной помощи приобретающих хронический характер.

3.3. Психоэмоциональное напряжение - это состояние организма, характеризующееся повышенным уровнем стресса, тревоги и эмоциональной нестабильности.

Памятка №4

Проявления социально-психологической дезадаптации

                          и психоэмоционального напряжения у детей,

подвергшихся жестокому обращению или насилию

▪ Стрессовые реакции, тревожность, депрессия, низкая самооценка;

▪ Социальное отвержение;

▪ Проблемы в обучении;

▪ Проблемы в коммуникации, трудности в построении доверительных отношений и социальной интеграции;

▪ Дезадаптация может также привести к развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) или агрессивного поведения.

        Важно своевременное вмешательство, включающее профессиональную помощь специалистов (психологов, социальных педагогов, врачей, социальных работников и др.), а также поддержку семьи и окружающего сообщества, чтобы преодолеть последствия насилия и способствовать адаптации ребенка.

Памятка №5

Риски, связанные с социально-психологической дезадаптaцией у детей, подвергшихся жестокому обращению или насилию

▪ Психосоматические заболевания (ребёнок начинает болеть и просто не ходить в ДОУ, получая вполне надежные медицинские справки);

▪ Различные виды отклоняющегося поведения;

▪ Развитие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) или агрессивного поведения.

       Во время взаимодействия с ребенком важно обращать внимание на проявления психоэмоционального и/или нервно-психического напряжения, которые могут дополнительно указывать на признаки социально-психологической дезадаптации.

Памятка №6

Куда можно обратиться за помощью

«Насилие и жестокое обращение с детьми»    

   

Всероссийский Детский телефон доверия

8-800-2000-122 (бесплатно, круглосуточно)

Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей, педагогов и специалистов в организациях Орловской области.

+7(4862) 77-99-44

+7(4862) 72-37-99

(БУОО Орловский кризисный центр помощи женщинам и детям)

Горячая линия «Ребёнок в опасности» Следственного комитета Российской Федерации

8-800-100-12-60#1

(бесплатно, круглосуточно)

Бесплатная консультационная помощь родителям по вопросам развития, воспитания и образования детей в возрасте от 0 до 18 лет, профилактики социального сиротства

Портал Растимдетей.рф

Психологический университет для родителей «Быть родителем»

Бытьродителем.рф

(для родителей)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам ГБДОУ по профилактике профессионального выгорания

Рекомендации педагогам ГБДОУ по профилактике профессионального выгорания....

"Профилактика профессионального выгорания" - рекомендации педагогам

Что необходимо делать педагогам, чтобы предотвратить эмоциональное выгорание...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста (рекомендации педагогам и родителям)

Профилактика  нарушений  звукопроизношения  у  детей дошкольного  возраста (рекомендации  педагогам  и  родителям)...

Буклет "Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания"

Буклет включает основные симптомы эмоционального выгорания, техники управления своим психоэмоциональным состоянием, рекомендации по профилактике эмоционального выгорания....

Рекомендации педагогам для профилактики эмоционального выгорания личности.

Эмоциональное выгорание педагога. Профилактика синдрома....

Рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции недостатков речевого развития детей младшего возраста средствами продуктивной деятельности по теме: «Овощи»

формирование положительной установки на участие в занятии, развитие мимических движений, воображения.Помните медвежонка Винни- Пуха? Что он приносил нам?Педагог предлагает детям изо­бразить овощи....

Комплекс бесед, упражнений, рекомендации педагогам, родителям по профилактике нарушения письма

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился успехов в учебе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.     Чтобы ваши мечты стали реальностью...