Тренинг «В ГАРМОНИИ С СОБОЙ И МИРОМ»
материал по психологии
Цель тренинга:снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов, профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Задачи:
- познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
- снять эмоциональное напряжение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «В ГАРМОНИИ С СОБОЙ И МИРОМ»
(Тренинговое занятие по профилактике эмоционального
выгорания педагоговДОУ №39
Цель тренинга:снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов, профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Задачи:
- познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
- снять эмоциональное напряжение.
Оборудование: магнитофон, запись спокойной музыки, видео ролик для релаксации,чистые листы бумаги, ручки ицветные карандаши.
Уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас сегодня. Мне очень приятно, что вы пришли. Я надеюсь, что наше занятие пройдет в дружественной атмосфере.
Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому – работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии, большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми, физических перегрузок педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья.
Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.
Перед вами листы, на которых напечатаны симптомы эмоционального выгорания. Заполните их. (Приложение 1)
Если Вы ответили «да» хотя бы в 2-3 колонках каждой группы, то можно сказать, что у вас в той или иной степени присутствует синдром эмоционального выгорания.
Еще в древности Гиппократ сказал «Человек носит врача в себе».
Природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.А чтобы управлять, нужно уметь анализировать.
Упражнение «Моё имя»
(на осознание своих положительных качеств)
Инструкция:
- Напишите своё имя в столбик. К каждой букве подберите положительную характеристику. Прочитайте всем участникам тренинга. Например: меня зовут Наталья –надежная, активная, тактичная, аккуратная, ласковая, яркая…..интересная, интеллектуальная, игривая, искромётная.
Анализ:
- В чем трудность этого упражнения?
-Почему некоторые затрудняются найти в себе положительное качество?
Вывод: Необходимо знать свои положительные качества. Осознание своей силы умножает её.
Упражнение «Плюс-минус»
(на осознаниенегативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности)
Материалы и оборудование: доска или ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки или фломастеры для каждого участника.
Инструкция: Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета - плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось - плюсов педагогической деятельности или минусов - и почему.
Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, их легче и приятнее озвучивать и прийти к выводу, что работа педагога-психолога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности коллег, осознать, что затруднения похожи.
Притча о стакане
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: «Сколько, по-вашему, весит этот стакан?»
- «50 грамм! », «100 грамм!», «125 грамм!» - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос вдругом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течение этого времени?
- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
Способов опустить стакан много. Например: сон или отдыхпосле работы.
Упражнение «Дыхание»
Цель: расслабление организма.
Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре —на задержку дыхания, четыре —на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.
Упражнение «Удовольствие»
Цель: нахождение индивидуальных путей снятия эмоционального напряжения.
Участники пишут не менее 5 повседневных действий, которые приносят им удовольствие и зависят только от вас. Далее их нужно про ранжировать до самых приятных. Ведущий объясняет, что эти действия и есть ресурс восстановления педагога. Подчеркивает, что они зависят только от вас, а не от каких-либо обстоятельств.
Элемент арт-терапии:Раскрашивание «мандалы»
Мандала - это буддийский символ (круг, единство, пространство). По представлениям буддистов рисунок в круге - это мини-модель Вселенной. Раскрашивание мандалы увлекает и успокаивает.Рисующий автоматически входит в легкий транс, как при медитации. Повседневные заботы и тревоги уходят на задний план, и дух на время побеждает Эго. Иногда при этом приходят ответы на сложные вопросы. При раскрашивании мандалы нет ничего правильного и неправильного. Единственно, что требуется от рисующего, - это уважение к заданной форме, ее нельзя нарушать.
Далее раздаются мандалы, участники рисуют под медиативную музыку.
Подведение итогов.
Рефлексия: каждый участник по очереди говорит: «С этой минуты я буду...».
Спасибо за работу. Надеюсь, что вы сегодня отдохнули, набрались сил и положительных эмоций.
В завершение работы предлагаю посмотреть видеоролик.Желтый цвет – цвет радости и хорошего настроения. Он повышает концентрацию внимания, улучшает память, снимает чувство усталости и сонливость. Пусть этот прекрасный ролик добавит в вашу жизнь немного позитива и радости.
Улыбайтесь чаще и будьте здоровы!
В завершении на выходе из аудитории стоит «Ларец желаний»
Цель: снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроения.
Участникам предлагается достать из ларца листы, на которых написано, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Симптомы эмоционального выгорания | |
Поведенческие | Сопротивление выходу не работу |
Частые опоздания | |
Откладывание деловых встреч | |
Уединение, нежелание видеть коллег | |
Нежелание видеть детей | |
Нежелание заполнять документацию | |
Формальное исполнение обязанностей | |
Аффективные | Утрата чувства юмора |
Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения | |
Повышенная раздражительность | |
Ощущение придирок со стороны других | |
Равнодушие | |
Бессилие, эмоциональное истощение | |
Подавленное настроение | |
Когнитивные | Мысли о смене профессии, уходе с работы |
Слабая концентрация внимания, рассеянность | |
Ригидность мышления, использование стереотипов | |
Сомнения в полезности работы | |
Разочарование профессией | |
Циничное отношение к клиентам, коллегам | |
Озабоченность собственными проблемами | |
Физиологические | Нарушение сна (бессонница/ уход в сон) |
Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание») | |
Длительно текущие незначительные недуги | |
Восприимчивость к инфекционным заболеваниям | |
Усталость, быстрая физическая утомляемость | |
Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ | |
Обострение хронических заболеваний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»
В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...
Тренинг для педагогов "В гармонии с собой!"
Трениг посвящен созданию условий для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности....

Тренинг на снятие эмоционального напряжения «В гармонии с собой»
Снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы....

Тренинг для педагогов "Гармония с собой"
Рада приветствовать Вас! Жить в гармонии с собой и с миром основная задача педагогов!...