Возрастные особенности 5-6 лет.
консультация по психологии (старшая группа)
Возрастные особенности 5 лет.
Пять лет- очень непростой для ребенка- дошкольника возраст. Возраст, который считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь. Пять лет – это период дошкольного детства, в который ребенок активно получает знания из разных областей жизни. У него развиваются познавательные процессы, формируется характер, происходит становление личности. Интерес ребенка пяти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению с собственными.
Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание, поэтому начинать подготовку к школе нужно тоже в виде игры. Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение.
Психологическое развитие Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это - произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи. Мышление пятилеток очень активное: они тянутся к новым знаниям и интенсивно их усваивают. У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами. К пяти-шести годам ребенок использует такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.
Главное для родителей — развивать у ребенка 5 – 6 лет познавательный интерес, расширять кругозор. Накопленный ранее багаж знаний об окружающей действительности нужно постоянно пополнять, расширять горизонты известных понятий, при этом подталкивая малыша к рассуждениям. Ответ взрослого на любой вопрос ребенка этого возраста должен быть не только полным, но и побуждающим его самого к логическим размышлениям. В таком диалоге важно задавать ему вопросы с формулировкой «обоснуй», «докажи», «объясни», «как ты думаешь, почему» (почему сейчас холодно, почему в доме нельзя жечь костер, почему нельзя бить животных, есть ядовитые грибы, ходить на лед в оттепель). Все это должно выстраиваться в цепочку ненавязчивых речевых и умственных упражнений, готовящих дошкольника стать школьником.
Мелкая моторика рук к пяти годам активно совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге, пробуют делать из бумаги оригами, хорошо складывают пазлы из десятка деталей.
Развитость тонкой моторики - основной показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны, и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию. Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой и т.д. Прекрасными средствами для развития тонкой моторики является искусство оригами (создание из бумаги разнообразных изделий), а также искусство завязывания узелков из веревочек.
В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без необходимости. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.
К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них уже неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Поэтому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь. С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности 5 лет.
Пять лет- очень непростой для ребенка- дошкольника возраст. Возраст, который считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь. Пять лет – это период дошкольного детства, в который ребенок активно получает знания из разных областей жизни. У него развиваются познавательные процессы, формируется характер, происходит становление личности. Интерес ребенка пяти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению с собственными.
Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание, поэтому начинать подготовку к школе нужно тоже в виде игры. Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение.
Психологическое развитие Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это - произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи. Мышление пятилеток очень активное: они тянутся к новым знаниям и интенсивно их усваивают. У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами. К пяти-шести годам ребенок использует такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.
Главное для родителей — развивать у ребенка 5 – 6 лет познавательный интерес, расширять кругозор. Накопленный ранее багаж знаний об окружающей действительности нужно постоянно пополнять, расширять горизонты известных понятий, при этом подталкивая малыша к рассуждениям. Ответ взрослого на любой вопрос ребенка этого возраста должен быть не только полным, но и побуждающим его самого к логическим размышлениям. В таком диалоге важно задавать ему вопросы с формулировкой «обоснуй», «докажи», «объясни», «как ты думаешь, почему» (почему сейчас холодно, почему в доме нельзя жечь костер, почему нельзя бить животных, есть ядовитые грибы, ходить на лед в оттепель). Все это должно выстраиваться в цепочку ненавязчивых речевых и умственных упражнений, готовящих дошкольника стать школьником.
Мелкая моторика рук к пяти годам активно совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге, пробуют делать из бумаги оригами, хорошо складывают пазлы из десятка деталей.
Развитость тонкой моторики - основной показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны, и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию. Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой и т.д. Прекрасными средствами для развития тонкой моторики является искусство оригами (создание из бумаги разнообразных изделий), а также искусство завязывания узелков из веревочек.
В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без необходимости. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.
К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них уже неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Поэтому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь. С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно.
Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение, поэтому не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой. В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, давайте ему возможность выбора. Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой
Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова Г. А....

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.
В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.
1. Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...
Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "
Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»
Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»
Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...