ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР
план-конспект занятия по психологии
О внимании
Следует понимать, что подобные дети на занятиях довольно рассеяны, они не способны работать больше десяти – пятнадцати минут. Дети с ЗПР отличаются ослабленным вниманием к словесной (вербальной) информации, даже когда повествование очень захватывающее и интересное. Ребенок может потерять нить вопроса или рассказа даже при малейших раздражителях, к примеру, при стуке в дверь.
Спецификой в формировании внимания у ребенка с ЗПР является то, что с учетом структуры дефекта, дефицит внимания разделить можно на два направления.
Память
Дети с ЗПР обладают памятью, которая отличается качественным своеобразием. У подобных деток, в первую очередь, снижена прочность запоминания и ограничен объем памяти. Им характерны быстрая утеря информации и неточность воспроизведения. Вербальная память страдает в наибольшей степени. Выраженность указанного дефекта может зависеть от происхождения ЗПР. При грамотном подходе к обучению дети способны усваивать некоторые мнемотехнические приемы, а также овладевать логическими способами запоминания. В единицу времени, дети с ЗПР воспринимают меньшую долю информации.
Мышление
Отставание на уровне наглядных форм мышления:
- Проявляются сложности в формировании сферы образов-представлений;
- Несформированность способности к творческому созданию новых образов;
- Замечен подражательный характер деятельности деток с ЗПР;
- Замедления в процессе формирования мыслительных операций.
Речь (нарушена вторично)
Нарушения речи имеют системный характер и включены в структуру дефекта.
- Импрессивная сторона речи отличается недостаточной дифференциацией восприятия оттенков речи и речевых звуков.
- Экспрессивная сторона речи характеризуется бедным словарным запасом (речь составляют глаголы и существительные).
- Наблюдается нарушение в звукопроизношении, лексико-грамматическая сторона речи сформирована небогато ( цветы вместо клумба, стакан – кружка, ребенок смешивает слова разного значения, но близкие по звуковому составу: поезд-пояс; не улавливает разницу: шьет – вышивает, употребляет слова в неточном, приблизительном значении: дерево-сад, шапка-шляпа, заменяет наименование действием или описанием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР
О внимании
Следует понимать, что подобные дети на занятиях довольно рассеяны, они не способны работать больше десяти – пятнадцати минут. Дети с ЗПР отличаются ослабленным вниманием к словесной (вербальной) информации, даже когда повествование очень захватывающее и интересное. Ребенок может потерять нить вопроса или рассказа даже при малейших раздражителях, к примеру, при стуке в дверь.
Спецификой в формировании внимания у ребенка с ЗПР является то, что с учетом структуры дефекта, дефицит внимания разделить можно на два направления.
- Когда ведущим фактором в структуре дефекта является – нарушение регуляции.
Дети из данной группы страдают от импульсивности, неустойчивого внимания, истощаемости, которые сочетаются с достаточно высокими процессами в познавательной деятельности (наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти).
При коррекции в данной группе требуется дозировать задания во времени, а также применять приемы, которые способствуют развитию самоконтроля, формированию произвольного внимания и т.д.
- Когда ведущим фактором в структуре дефекта является – недоразвитие процессов познавательных, которые сочетаются с медленными темпами деятельности, кратковременной памятью и более узким объемом внимания при выполнении различных заданий. В данной группе детей формирование произвольного внимания осуществляться должно во взаимосвязи с развитием речи и мышления.
Память
Дети с ЗПР обладают памятью, которая отличается качественным своеобразием. У подобных деток, в первую очередь, снижена прочность запоминания и ограничен объем памяти. Им характерны быстрая утеря информации и неточность воспроизведения. Вербальная память страдает в наибольшей степени. Выраженность указанного дефекта может зависеть от происхождения ЗПР. При грамотном подходе к обучению дети способны усваивать некоторые мнемотехнические приемы, а также овладевать логическими способами запоминания. В единицу времени, дети с ЗПР воспринимают меньшую долю информации.
Особенности восприятия:
- Ограниченность, недостаточность, фрагментарность познаний об окружающем мире;
- Страдает целостность восприятия. Нарушение касается не только отдельных свойств восприятия, но также восприятие как деятельность;
- Нарушены структурность и предметность ( отмечается затруднение в узнавании предметов в непривычном ракурсе, ребенок узнает и смешивает сходные по начертанию элементы букв и буквы);
- Затруднена деятельность ориентировочно-исследовательская, которая направлена на исследование качеств и свойств предметов;
- Подобным детям свойственна пассивность восприятия (более сложная задача подменяется простой), затруднения в ориентировке в пространстве.
- Необходимо большее число примериваний и практических проб при решении наглядно-практических задач, дети испытывают затруднения в обследовании предмета.
- Дети могут практически соотносить предметы по величине, форме, цвету, однако их сенсорный опыт длительно не обобщается и не находит закрепления в слове. Присутствуют ошибки при назывании величины, цвета или формы. Из-за перечисленного, своевременно не формируются эталонные представления.
- Называя основные цвета, ребенок затрудняется в названиях цветовых промежуточных оттенков. Не применяет слова, которые обозначают величины («широкий-узкий», «короткий-длинный», «низкий-высокий» и т.п.), а применяет слова «маленький-большой».
- недостатки сенсорного и речевого развития оказывают влияние на формирование области образов-представлений.
- из-за ослабленного анализирующего восприятия ребенок имеет затруднения в выделении главных составных частей предметов, определении их взаимного расположения в пространстве.
- Отмечается замедленный темп в формировании способности воспринимать целостные образы предметов.
- дефицит тактильно-двигательного восприятия, выражающийся в неудовлетворительной дифференцированности тактильных и кинестетических ощущений (фактуры материала, температуры, величины, формы, свойства поверхности), у ребенка затруднения в процессе узнавания предметов на ощупь.
- замедление процесса формирования межанализаторных связей, лежащих в основе сложных видах деятельности. Недостатки слухо-зрительно-моторной и зрительно моторной координации.
Мышление
Отставание на уровне наглядных форм мышления:
- Проявляются сложности в формировании сферы образов-представлений;
- Несформированность способности к творческому созданию новых образов;
- Замечен подражательный характер деятельности деток с ЗПР;
- Замедления в процессе формирования мыслительных операций.
По достижении старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР не формируется уровень словесно-логического мышления, соответствующий возрастным возможностям:
Ребенок не выделяет существенных признаков при обощении, а обощает по функциональным или ситуативным признакам.
- Дети затрудняются при сравнении предметов, выполняя их сравнение по случайным признакам, также при этом затрудняются даже при поиске признаков различия. Но дошкольники с ЗПР, после полученной помощи, предложенные задания выполняют на более высоком уровне, который близок к норме.
У большинства детей с ЗПР в норме уровень развития наглядно-действенного мышления. Они верно выполняют задание, однако некоторым необходимо задание стимулирующее. Наглядно-образное мышление: большинству подобных детей необходимо многократное повторение задания, а также оказание определенных видов помощи, но имеются и такие детки, которым и помощь не помогает справиться с заданием. Мышление словесно-логическое у большинства не развито.
В зависимости от развития мышления и особенности детей с ЗПР можно разделить на три группы:
- Дети имеют нормальное развитие мыслительных операций, но у них снижена познавательная активность.
- Дети, имеющие неравномерное проявление познавательной активности и продуктивности выполнения заданий.
- У ребенка сочетается отсутствие познавательной активности и низкий уровень продуктивности.
Речь (нарушена вторично)
Нарушения речи имеют системный характер и включены в структуру дефекта.
- Импрессивная сторона речи отличается недостаточной дифференциацией восприятия оттенков речи и речевых звуков.
- Экспрессивная сторона речи характеризуется бедным словарным запасом (речь составляют глаголы и существительные).
- Наблюдается нарушение в звукопроизношении, лексико-грамматическая сторона речи сформирована небогато ( цветы вместо клумба, стакан – кружка, ребенок смешивает слова разного значения, но близкие по звуковому составу: поезд-пояс; не улавливает разницу: шьет – вышивает, употребляет слова в неточном, приблизительном значении: дерево-сад, шапка-шляпа, заменяет наименование действием или описанием предмета), дефекты артикуляционного аппарата, наличие аграмматизмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/10/picture-463350-1710085480.jpg)
Методическая разработка "Картотека развивающих игр (развитие мышления, внимания, восприятия, памяти)".
В данной методической разработке предложены игры на развитие мышления, внимания, восприятия, памяти для детей старшей и подготовительной к школе группы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/15/picture-1240287-1586928064.jpg)
Презентация «Игры на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения»
Презентация «Игры на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/14/picture-1063538-1702530297.jpg)
Статья_Особенности развития познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/05/picture-1119699-1612544671.jpg)
«Картотека развивающих игр (развитие мышления, внимания, восприятия, памяти) для детей 5-7 лет».
Картотека развивающих игр (развитие мышления, внимания, восприятия, памяти) для детей 5-7 лет»....
Развиваем детей. Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, восприятия, памяти
Здесь представлены практические материалы для развития детей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-1096910-1610645196.jpg)
Игры и упражнения для развития зрительных внимания, восприятия, памяти у неговорящих детей.
Из системы работы с неговорящими детьми...