Ребенок кусается в детском саду.
консультация по психологии

Сулейманова Любовь Викторовна

Большинство детей кого-то когда-то кусали хотя бы однажды, но проблемой это становится только тогда, если это закрепляется как плохая привычка.

Чаще всего дети кусаются в возрасте от двух до пяти лет. Советую проанализировать, что произошло у ребенка. Определенно что-то повлияло...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_kusaetsya_v_detskom_sadu.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Ребенок кусается в детском саду.

Подготовила: Сулейманова Л.В.,

                                                            педагог-психолог.

Большинство детей кого-то когда-то кусали хотя бы однажды, но проблемой это становится только тогда, если это закрепляется как плохая привычка.

Чаще всего дети кусаются в возрасте от двух до пяти лет. Советую проанализировать, что произошло у ребенка. Определенно что-то повлияло:

- Малыш избавляется от накопившегося: выплескивает негативные эмоции, то, что его не устраивает. Он еще не может удержать свои чувства. Ему плохо, и он не знает, как это надо выразить.

- Дети используют советы взрослых (на диагностике говорят, что дали сдачу). 

-Возможно, в группе в детском саду есть пример для плохого подражания: дети-агрессоры, которые решают свои проблемы таким образом. И ребенок, который понимает, что он слаб по отношению к обидчику, тоже кусается.

- часто дети кусаются в тот период, когда в семье происходят те или иные значимые для них события: рождение еще одного ребенка, переезд, ссорятся родители. И это все влияет на то, что малыш начинает волноваться.

- У детей эмоции гипертрофированы: все очень хорошо или очень плохо. Это такие эмоциональные качели, в которых сложно удержаться. Они проявляются в то время, когда ребенок устал: ближе к дневному сну или вечеру.

Поэтому если у ребенка есть привычка кусаться, нужно проявлять к нему максимум внимания, чтобы предотвратить попытку.

В предыдущих случаях учим выражать эмоции и решать конфликты другими путями. 

Нарабатывая свой собственный опыт, малыш пробует самые разные действия, самые неожиданные и нелогичные, но большинство действий не становятся привычкой. Остаются в «поведенческом репертуаре» действия, которые получили так называемое положительное подкрепления, то есть сразу вызвали приятные ощущения или убрали неприятные. Без подкрепления или с отрицательным подкреплением (стало неприятно или перестало быть приятно) поведение угасает и не повторяется.

Если ребенок стал регулярно кусаться, скорее всего, он получил раньше или продолжает получать какое-то положительное подкрепление.

Например, когда грудной ребенок начинает кусать грудь (или по-другому «хулиганить» при кормлении, например, щипаться хорошо работает простой алгоритм:

Плохое поведение — грудь сразу отнимается.

Как только плохое поведение прекратилось — возвращают.

Возобновилось — грудь сразу снова отняли.

Это эффективно, потому что выполняются принципы поведенческой терапии: найдено положительное и отрицательное подкрепление, и они действуют без промедления, как только поведение меняется.

Мозг малыша получает сигнал: ослабить связи, отвечающие за кусание, и укрепить связи, регулирующие аккуратное обращение с мамой. Если бы мама убирала грудь хотя бы через минуту после того, как он ее укусил, установить связь между действием и его последствием малышу было бы гораздо труднее.

Кусается ребенок дошкольного возраста

Что не работает?

Часто, когда родителям жалуются, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется.

Что работает?

Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся убрать проблемное поведение, возникает вопрос, каким желательным поведением мы его заменим.

Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача не только для годовалых детей, но и в 2, 3 и 4года.

 Если уже есть речь, можно научить ребенка вместо укуса сказать что-то, например, как он злится. Дальше объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом.

Положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного. Отлично, если получится не только давать отрицательное подкрепление при плохом поведении (например, сразу прекращать общение, когда тот кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда он вместо этого сделал что-то другое.

А для того, чтобы дети понимали что они чувствуют, что  с ними происходит, вместе с родителями развиваем эмоциональный интеллект. Что такое интеллект? Это способность решать жизненные задачи. Эмоциональный интеллект - это способность решать жизненные задачи, связанные с эмоциями.

Важно помнить, что ребенок выражает эмоции не как взрослый. Взрослые могут сообщить, не изменившись в лице:

- Я в страшной ярости, все внутри горит и клокочет.

Ребенок так сделать не может: у него нет внутренних переживаний. Его эмоции выдает не только лицо, все его тело показывает, что он сейчас чувствует. Если ребенку не хватает слов, он будет использовать язык тела: кричать, драться, кусаться. Наша задача научить детей воспринимать свои эмоции правильно и выражать их экологично через обсуждение, игру, рисование….

Для развития эмоционального интеллекта есть интересные занятия, задания, игры.

Презентация книг. 

Как разговаривать с маленьким ребенком?

У восприятия малышей есть некоторые особенности:

  • ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг еще не умеет делать два дела одновременно. Если можно, сначала мягко прервите действие физически, потом установите контакт и говорите.
  • не говорите «сверху вниз», присядьте сами или поднимите малыша, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.
  • Общайтесь искренне, дети чувствуют формальное отношение и результат будет, если ребенок почувствует, что вы понимаете его и хотите ему помочь.
  • На поведение гораздо больше влияют те слова, которые ребенок     проговаривает сам. Так мозгу проще связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы и если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него.

Например:

- Что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?

Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама (воспитатель) может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.

- А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?

-  Я позову маму (воспитателя)

- Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?

- Нет

Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать если ребенок кусается в детском саду?

В детском саду в каждой группе зачастую имеется ребёнок, который кусает своих сверстников. Такое поведение малыша неприятно всем: пострадавшему, родителям обеих сторон, воспитателю и самому «кусаке». ...

Ребенок кусается в детском саду.

Если ребенок кусается в детском саду, вам будут полезны советы психолога. Такое поведение часто встречается и не является однозначным признаком каких-либо нарушений, но оно нежелательно, и очень важно...

Консультация для родителей "Если ребенок кусается в детском саду"

Дети в силу эмоциональной незрелости, в меньшей степени, чем взрослые, не способны держать себя в руках....

Консультация дя родителей "Почему ребенок кусается в детском саду"

laquo;Почему ребенок кусается? Как отучить ребенка  от этой привычки?»      ...

Консультация для заботливых пап и мам "РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ В ДЕТСКОМ САДУ, ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Материал поможет родителям разобраться в причинах того, почему ребенок кусается, научить ребенка  контролировать свои зубки, понимать , что это больно . Нельзя причинять боль другим....

ребенок кусается в детском саду, что делать?

Детский сад для ребенка – не только место встречи с друзьями, игры и обучения. Это ещё и сильный стресс. Множество новых ситуаций, с которыми он сталкивается один на один, детки и взрослые, с ко...

Ребенок кусается в детском саду

Рекомендации родителям и педагогам....