Консультация «Как поддержать у ребенка положительную самооценку»
консультация по психологии
На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 11 «Малышка»
Консультация на тему:
«Как поддержать у ребенка положительную самооценку»
Выполнила:
Педагог-психолог
Ермолаева Т.А.
г. Элиста 2024
Консультация
«Как поддержать у ребенка положительную самооценку»
На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.
Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.
Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.
Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".
При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.
Как правильно хвалить ребенка!
Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого (одобрение, похвала, поддержка и поощрение), это стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиологами отмечено, что похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.
Однако хвалить тоже надо правильно, не рекомендуется хвалить ребенка в следующих случаях:
за то, что достигнуто не своим трудом — (физическим, умственным или душевным);
не подлежит похвале красота и здоровье, а также игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
нельзя хвалить из жалости, или желания понравиться.
Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Необходимо поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т. д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию. Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
За что же необходимо хвалить? Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок, за проявления инициативы, за маленькие и большие достижения.
Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет (например, ты такой смелый, что решил участвовать). Похвала ребенка с утра (например, здорово, что ты собрался самостоятельно, я очень рада) — это аванс на весь долгий и трудный день.
Одобрение заранее внушит ребенку веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!", "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т. д.
Также необходимо помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в милицию, в плохую компанию и т. д.)" — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.
Вместе с тем, важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Однако, наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций:
наказание не должно вредить здоровью (ни физическому, ни психологическому);
никогда не отнимайте вещи, подаренные ребенку;
лучше не наказывать, чем наказывать запоздало (запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим);
если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте;
также наказание можно отменить в связи с новыми обстоятельствами (если поведение ребенка было хуже некуда, но при этом он сегодня помог больному или защитил слабого, главное не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили).
Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
Без унижения. Если ребенок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.
Также нельзя наказывать:
1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
3. Сразу после душевной или физической травмы.
4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.
Тест и игры по самооценке
Хотите выяснить тип самооценки ребёнка? Воспользуйтесь тестом «Лесенка». Его можно применять для диагностики детей с 3-х лет.
Тест «Лесенка». Нужно нарисовать на бумаге лесенку из 10 ступенек. Покажите её ребёнку и объясните, что внизу стоят самые неудачливые, завистливые, сердитые, плаксивые дети, на ступеньке повыше — чуть получше, не третьей ступеньке — ещё немного лучше и т. д. А на самом верху стоят самые-самые лучшие ребята: умные, весёлые, талантливые, добрые девочки и мальчики. Уточните, понял ли ребёнок расположение ступеней. После этого спросите: на какую ступеньку он сам себя поставит? Пусть малыш отметит ступеньку, сделав символический рисунок себя. Теперь можно делать выводы.
Если ребёнок себя поставил на первую, вторую или третью ступеньку — у него явно заниженная самооценка. Размещение от 4-й до 7-й ступеньки говорит о средней (то есть адекватной) самооценке. А если ваш ребёнок стоит на восьмой, девятой или десятой ступеньке — то это свидетельствует о завышенной самооценке.
Для коррекции и поддержания адекватного уровня самооценки ребёнка создана специальная игра «Ситуации».
Игра «Ситуации». Опишите ребёнку несколько ситуаций, которые он должен соотнести со своим поведением. Роли других персонажей возьмите на себя. Например:
• Ты принимал участие в спортивных соревнованиях и победил, а твой друг оказался в конце списка. Он очень огорчился. Как ты его будешь успокаивать?
• Папа принёс 3 яблока: тебе и брату (сестре). Как будешь делить? Почему?
• Ребята во дворе играют в увлекательную игру, а ты немного опоздал на неё. Попроси, чтобы тебя взяли в игру. Как поступишь, если тебя не примут?
Эта игра помогает овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни индивидуально для каждого ребенка.
Приемы для повышения самооценки ребенка:
1. Попросить совета как у равного себе или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
2. Попросите о помощи как у равного себе или старшего, и примите эту помощь от ребенка.
Уже в 5-7 лет эти приемы, время от времени употребляемые, могут дать чудодейственные результаты. Также эти приемы можно использовать по отношению к подросткам, особенно в отношениях "мать-сын" — для воспитания настоящего мужчины.
Для развития адекватной самооценки у ребенка:
Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает!
Тест и игры по самооценке
Хотите выяснить тип самооценки ребёнка? Воспользуйтесь тестом «Лесенка». Его можно применять для диагностики детей с 3-х лет.
Тест «Лесенка». Нужно нарисовать на бумаге лесенку из 10 ступенек. Покажите её ребёнку и объясните, что внизу стоят самые неудачливые, завистливые, сердитые, плаксивые дети, на ступеньке повыше — чуть получше, не третьей ступеньке — ещё немного лучше и т. д. А на самом верху стоят самые-самые лучшие ребята: умные, весёлые, талантливые, добрые девочки и мальчики. Уточните, понял ли ребёнок расположение ступеней. После этого спросите: на какую ступеньку он сам себя поставит? Пусть малыш отметит ступеньку, сделав символический рисунок себя. Теперь можно делать выводы.
Если ребёнок себя поставил на первую, вторую или третью ступеньку — у него явно заниженная самооценка. Размещение от 4-й до 7-й ступеньки говорит о средней (то есть адекватной) самооценке. А если ваш ребёнок стоит на восьмой, девятой или десятой ступеньке — то это свидетельствует о завышенной самооценке.
Для коррекции и поддержания адекватного уровня самооценки ребёнка создана специальная игра «Ситуации».
Игра «Ситуации». Опишите ребёнку несколько ситуаций, которые он должен соотнести со своим поведением. Роли других персонажей возьмите на себя. Например:
• Ты принимал участие в спортивных соревнованиях и победил, а твой друг оказался в конце списка. Он очень огорчился. Как ты его будешь успокаивать?
• Папа принёс 3 яблока: тебе и брату (сестре). Как будешь делить? Почему?
• Ребята во дворе играют в увлекательную игру, а ты немного опоздал на неё. Попроси, чтобы тебя взяли в игру. Как поступишь, если тебя не примут?
Эта игра помогает овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни индивидуально для каждого ребенка.
ПАМЯТКА
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:
Приемы для повышения самооценки ребенка:
1. Попросить совета как у равного себе или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
2. Попросите о помощи как у равного себе или старшего, и примите эту помощь от ребенка.
Уже в 5-7 лет эти приемы, время от времени употребляемые, могут дать чудодейственные результаты. Также эти приемы можно использовать по отношению к подросткам, особенно в отношениях "мать-сын" — для воспитания настоящего мужчины.
Для развития адекватной самооценки у ребенка:
Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все задачи и проблемы.
Оставляйте ребенку право выбора.
Поощряйте в ребенке инициативу.
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и к неудачам.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой.
Не бойтесь искренне любить своего ребенка, и главное – показывать ему свою любовь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/18/picture-264559-1376805768.jpg)
«Как поддерживать у ребенка положительную самооценку?»
самооценка, самооценка дошкольника, поддерживаем самооценку....
«Как поддерживать у ребенка положительную самооценку?»
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/22/picture-1244184-1608627243.jpg)
Консультация для родителей "Как поддержать у ребенка положительную самооценку"
Ребенок с развитым чувством самоуважения доброжелательно относится к окружающим, терпим как к своим собственным, так и к чужим слабостям. Самонадеянность или эгоизм часто являются результатом недостат...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/17/picture-988419-1534489894.jpg)
«Как поддержать у ребенка положительную самооценку»
Дети, которых хвалят за способности, бояться неудач больше, чем дети, которых хвалят за то, что они прилагают много усилий при встрече с трудностями. И кроме того, дети, которых постоянно хвалят за ус...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/07/picture-817895-1699362544.jpg)
Консультация для родителей " Как поддержать у ребенка положительную самооценку"
Что такое самооценка? Виды самооценки.Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, и на этом основании вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и чело...
«Как поддержать у ребенка положительную самооценку»
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов «Как поддержать у ребенка положительную самооценку?»
Консультация для воспитателей старших групп...