Памятка для педагогов и родителей "Детская агрессия"
методическая разработка по психологии
В народе говорят: «Лучшая защита – это нападение». Стоит прислушаться к народной мудрости, чтобы разобраться в причинах подобного поведения своего ребёнка.
Чаще всего агрессивная энергия накапливается у людей по двум причинам:
- либо в ответ на агрессию более сильного в его адрес,
- либо из-за фрустрированной (неудовлетворённой) потребности в чём-то.
Какие дети чаще всего становятся агрессивными? Это дети, пережившие глубокую обиду, душевную травму или нападение в прошлом (насилие со стороны сердитых, разгневанных взрослых), которые чаще от родителей слышат «нет», чем «можно» в ответ на свою просьбу. Хотя не всё так однозначно.
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.
В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии
| - полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; - выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); - переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); - позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. |
Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности | После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. - констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); - констатирующий вопрос ("ты злишься?"); - раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); |
Контроль над собственными негативными эмоциями | Родителям необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком. |
Демонстрация модели неагрессивного поведения | Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы: - нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.); - пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; - внушение спокойствия невербальными средствами; - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; - использование юмора; |
Игры и упражнения для снятия агрессивности
Упражнение «Брыкание»
Цель: Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения
Ход: ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорят "Нет!", увеличивая интенсивность удара.
Упражнение «Кулачок»
Цель: Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.
Ход: ребенок берет в руку какую-нибудь мелкую игрушку или мягкий мячик. Взрослый просит сжать кулачок крепко-крепко, подержать кулачок сжатым, а затем раскрыть его - рука расслабится и на ладошке будет красивая игрушка или мячик.
Игра «Минута шалости»
Цель: психологическая разгрузка.
Ход: Взрослый по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает ребенку шалить: они делает то, что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал взрослого через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (выплескивания) ГНЕВА
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Пускать мыльные пузыри.
6. Устроить «бой» с боксерской грушей.
7. Полить цветы.
8. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
9. Пробежать несколько кругов вокруг детского сада
10. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
11. Отжаться от пола максимальное количество раз.
12. Сделать приседание
13. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
14. Стучать карандашом по парте.
15. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
16. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а за тем зачирикать его.
17. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- команды, жесткие требования;
- оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_detskaya_agressiya.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.
В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии | - полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; - выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); - переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); - позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. |
Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности | После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. - констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); - констатирующий вопрос ("ты злишься?"); - раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); |
Контроль над собственными негативными эмоциями | Родителям необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком. |
Демонстрация модели неагрессивного поведения | Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы: - нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.); - пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; - внушение спокойствия невербальными средствами; - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; - использование юмора; |
Игры и упражнения для снятия агрессивности
Упражнение «Брыкание»
Цель: Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения
Ход: ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорят "Нет!", увеличивая интенсивность удара.
Упражнение «Кулачок»
Цель: Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.
Ход: ребенок берет в руку какую-нибудь мелкую игрушку или мягкий мячик. Взрослый просит сжать кулачок крепко-крепко, подержать кулачок сжатым, а затем раскрыть его - рука расслабится и на ладошке будет красивая игрушка или мячик.
Игра «Минута шалости»
Цель: психологическая разгрузка.
Ход: Взрослый по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает ребенку шалить: они делает то, что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал взрослого через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (выплескивания) ГНЕВА
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Пускать мыльные пузыри.
6. Устроить «бой» с боксерской грушей.
7. Полить цветы.
8. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
9. Пробежать несколько кругов вокруг детского сада
10. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
11. Отжаться от пола максимальное количество раз.
12. Сделать приседание
13. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
14. Стучать карандашом по парте.
15. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
16. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а за тем зачирикать его.
17. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- команды, жесткие требования;
- оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка родителям по предупреждению детской агрессии
Памятка родителям по предупреждению детской агрессии.Памятка №1. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.Постарайтесь сохранить в своей семье атм...
Консультация для педагогов. Рекомендации педагогам. Причины появления агрессии у детей.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.Огромную роль играет восп...
Консультация для педагогов "Как преодолеть агрессию у детей 3 - 7 лет"
«Агрессивность ребенка» – один из самых частых запросов в практике детского психолога. Начинаешь разбираться в деталях, и становится заметным, насколько разное поведение ребенка родители называют агре...
Памятка для родителей по профилактике агрессии у детей
Памятка для родителей по профилактике агрессии у детей...
Тренинг для педагогов: «Учимся переводить агрессию в позитив».
Цель: ознакомление педагогов с основными понятиями «агрессия» и «агрессивное поведение»; профилактика агрессивного поведения. Начало тренинга начинается с приветствия уча...
Памятка для родителей по профилактике агрессии у детей
1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия. 2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд. 3.Не ставьте своему ребенку каких ...