Тренинг "Стоп-конфликт"
методическая разработка по психологии

Технологическая карта   психологического занятия с элементами тренинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbdou_88_kurganskaya_a.a._peddebyut.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта   психологического занятия с элементами тренинга
«Стоп-Конфликт»

Курганская Анастасия Александровна,

Педагог-психолог МБДОУ д/с №88 г.Белгород.

Ф.И.О.

педагога-психолога

Курганская Анастасия Александровна

Участники

Педагоги ДОУ  

Тип  занятия

Психологическое занятие с элементами тренинга

Тема занятия

«Стоп-конфликт»

Цель

предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи

  • обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
  • ознакомление  со способами решения конфликтных ситуаций;
  • помощь  участникам  в корректировке  своего поведения в сторону снижения его конфликтности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
  • сплочение коллектива, развитие умений и навыков командного взаимодействия

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Использовать   полученную информацию для решения образовательных задач. Уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях (ценностях разных групп). Признавать общепринятые моральные нормы. Самооценка,  получение опыта расширения и творческого применения в реальной жизни полученных раннее знаний, умений и навыков. 

Регулятивные  умения: 

Использовать   полученную информацию для решения конфликтные ситуации. Уметь в ходе личностной саморефлексии определять вид конфликта и причины его возникновения.  Снятие конфликтности в личностно-эмоциональной сфере. Получение опыта расширения и творческого применения в реальной жизни полученных раннее знаний,  умений и навыков. 

Коммуникативные умения:

Вести диалог, признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Познавательные умения:

Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов. Самостоятельно отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации , устанавливать  соответствие поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям.

Средства ИКТ, ресурсы

мультимедийное устройство, ноутбук, презентация «Конфликт, его виды и способы решения», блокноты, цветные карандаши, ручки.

Технологии и формы работы.

элементы тренинга, рассказ психолога, психотехнические упражнения, беседа, разбор ситуаций, технология сотрудничества, групповая форма.

Методы

Словесные, наглядные, игровые, практические.

Предполагаемые результаты

получат представление о конфликте, его видах и способах разрешения; научатся сотрудничать, контролировать собственные действия, прислушиваться к мнению окружающих.

научатся  работать с проблемой,  умения аргументировано выстраивать речевое высказывание.

Время проведения

1 час

Этапы

занятия

Задачи этапа

Методы, приемы,

формы взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность педагогов

Планируемые результаты личностного развития

Мотивационно-целевой этап

Создать благоприятную

психологическую атмосферу тренинга;

включить всех педагогов в работу;

создать условия для мотивации

каждого педагога к работе в тренинге;объяснить правила участия в тенинге.

Групповая дискуссия

Приветствие. Установление первичного контакта.
Психолог обращается к участникам тренинга, спрашивает  для чего они здесь собрали, интересуется  почему тренинг имеет такое название, что для них самих значит слово «Конфликт», просит привести примеры конфликтных ситуаций.

Педагоги отвечают на вопросы, приводят свои примеры.

Познавательные  умения:

-внутренне замотивировать себя на работу и личностный успех;

Коммуникативные умения: 

-установить эмоциональный

доверительный контакт с психологом и друг другом;

Личностные умения:
-настрой  на работу

Ориентировочный этап

Оценить уровень подготовленности учащихся;

скорректировать их знания,

смотивировать на активное восприятие новой информации.

Групповая дискуссия

Психолог зачитывает притчу. Задает ряд вопросов:
Как вы поняли данную притчу? О чем в ней говорилась? Как вы относитесь к тому, о чем только что услышал?
Предлагает вместе разобраться с понятием «Конфликт». Психолог просит привести   примеры конфликтных ситуаций в стенах ДОУ? Спрашивает какие пути решения конфликта участники знают?
Предлагает обратиться к презентации и подробно разобрать и обсудить данную тематику.

Прослушивают притчу, делятся своими умозаключениями.

Озвучивают свои версии и приходят к единому мнению.

Регулятивные:

-в ходе беседы сформулировать

понятие конфликт;

Коммуникативные: 

- обучение навыкам позитивного общения;

- научиться с достаточной точностью выражать свои мысли.

Познавательные: 

-развитие познавательной активности и интереса к восприятию новой информации

Поисково-исследовательский этап

Организовать поиск решения проблемы; через организацию групповой

поисковой работы познакомить

педагогов с  с разновидностью конфликтов и способов их преодоления.; представление результатов работы групп;

Анализ фактов, обобщение данных, формулирование выводов; коллективная дискуссия

Психолог предлагает провести упражнение по  следующим правилам: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «Если бы меня в автобусе толкнули...». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «...Я бы в ответ тоже толкнул». В дальнейшем происходит обсуждение высказываний.

Психолог говорит о том, что каждый день люди сталкиваются с разными ситуациями и иногда могут стать участником конфликта. Чтобы уменьшить вероятность возникновения конфликтных ситуаций, необходимо научиться уверенно и спокойно реагировать на провокации. Для этого психолог предлагает  смоделировать  неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов в разных ситуациях. Участники тренинга моделируют ситуации в парах.

Проигрывают ситуацию безоценочных высказываний, обсуждают ответы каждого педагога. Работают в парах.  

Познавательные:

-искать и выделять необходимую информацию;

-строить логическую цепь рассуждений, доказывать;

-формулировать выводы;

-умение найти правильный выход из сложившейся ситуации.

Коммуникативные: 

-формирование навыков разрешения   проблем;

-преодолевать тревожность и страхи.

Регулятивные:

-саморегуляция как способность к мобилизации к волевому усилию (к выбору в ситуации правильного ответа) и преодолению препятствий.

Практический этап

Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов доказательства своей точки зрения;

развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой работы.

Групповая дискуссия ;

Психолог говорит о том, что уметь быстро и эффективно сглаживать конфликты – очень важное качество. Предлагает опытным путем выяснить основные методы урегулирования конфликтов. Задание заключается в том, что за пять минут каждая микрогруппа должна придумать сценарий, в котором двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся друзей, конфликт между незнакомыми людьми из-за желания купить что-то без очереди и т. п.). Третий участник должен играть роль медиатора, который пытается предотвратить ссору».

Разделите участников на микрогруппы по три человека. В ходе упражнения  каждая микрогруппа получает определенное описание ситуации, решение которой необходимо продумать.

Работают в парах.

Познавательные: 

-адекватно использовать речевые средства для аргументаций своей позиции;

Коммуникативные: 

-умения договариваться и представлять результаты работы групп.

- умение развивать навыки взаимодействия в группе;

-развивать навыки вербального и невербального общения.

Личностные:

-развитие умения самопрезентации, творческих способностей;

-оптимизировать самооценку.

 - выполняя творческое задание,

расширить знания по данному вопросу, научиться выражать своё мнение;

Регулятивные:

– развить навыки умения выделения и осознания обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Рефлексивно-оценочный этап

Осмысление процесса и результата деятельности;
Подведение итогов тренинга.

Индивидуальная; групповая

Психолог предлагает  подвести итоги тренинга в поэтической манере при помощи Сенкан.  Сенкан – это нерифмованный стих, в котором информация и факты синтезированы в краткое высказывание из 5 строк:

 1 строка - одно слово, существительное, обозначающего понятие;

 2 строка - описание из двух слов – прилагательных;

 3 строка – характерные действия из трех слов – глаголов;

 4 строка - фраза из четырех слов, которая выражает отношение к теме;

5 строка - одно слово, синоним к теме, в котором отражена суть или сформулирован вывод.

Ответы педагогов, прочтение своих стихов.

Регулятивные:

- умение дать оценку результатам своей и чужой деятельности.

Коммуникативные:

-в ходе проведения рефлексии

определить уровень собственных достижений и затруднений.

Личностные: 

-развить навыки личностного, жизненного самоопределения;

- умение расставлять приоритеты.