Родительское собрание «Скоро в школу» в формате игры «Поле чудес»
план-конспект занятия по психологии
Родительское собрание «Скоро в школу»
в формате игры «Поле чудес»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_s_uchitelyami_v_podgotovitelnoy_gruppe_may.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
Родительское собрание «Скоро в школу»
в формате игры «Поле чудес»
Авторы:
Механикова В.В.
педагог-психолог,
старший воспитатель
Соколова Е.В.,
Щербакова И.В.,
педагог-психолог
пгт. Пряжа 2024 г.
Родительское собрание "Скоро в школу"
в подготовительных группах
(в формате игры: «Поле чудес»)
Ход собрания:
Елена Владимировна: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады, что вы нашли время посетить нашу встречу! Вот и стали ваши детки на год взрослей. Совсем скоро вы пойдете в школу. Наше родительское собрание мы назвали "Скоро в школу». Кто - то сейчас подумает "А еще целый учебный год впереди!". Но мы вас призываем прожить этот период с девизом (меняет надпись) " Не теряйте время зря, сентябрь не за горами!"
Сегодня на нашем собрании присутствуют: заведующая детским садом Авдеева Елена Михайловна, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе Ромахина Юлия Владимировна, старший воспитатель Соколова Елена Владимировна, педагоги-психологи Щербакова Ирина Вадимовна, Механикова Валентина Владимировна, директор Пряжинской СОШ Санникова Ольга Николаевна.
Наша встреча будет проходить в форме игры «Поле чудес». Все вы знаете как в нее игра. Фраза попытаемся ответить на главный вопрос: «Будущий первоклассник - какой же он –?»
Итак, начинаем наш квест «Скоро в школу», отправляемся в путешествие, где нас ждут разные препятствия, преодолев, которые мы узнаем, какими же качествами должен обладать первоклассник.
Мы стоим с вами на "Берегу ожидания"
Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А будет ли готов мой ребенок к школе? Как он будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе?
Давайте же сейчас подумаем и ответим на вопрос: как вы готовите ребенка к школе. Молодцы, спасибо.
Еще нас интересует еще один очень важный вопрос: «Каким на ваш взгляд должен быть будущий первоклассник?» Записываем на ватман. В ходе нашего выступления мы будем не раз обращаться к этой записи.
Ирина Вадимовна: А впереди у нас "Остров…" без названия. Позже мы его назовем. Наверное вы не раз задавали вопрос вашему ребенку: «А ты хочешь пойти в школу? Ответы родителей. На нашей диагностике мы тоже задавали такой вопрос. Ответы детей были разные, кто-то хочет идти в школу, потому что там есть перемены, столовая, не надо спать. Кто-то идет по другим причинам, узнать новое, научиться читать, писать, некоторые дети ответили, что не хотят идти в школу, чаще так отвечают дети у которых есть старшие братья и сестры. Как вы думаете, о какой готовности мы сейчас разговариваем?
Ответы родителей, давайте назовем наш остров мотивационная готовность.
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические занятия - являются новыми. Но оказывается, что это не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением. (Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Научусь читать - буду читать маленькой сестренке»). Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний умений и навыков ему трудно будет в школе. Поэтому рекомендуется сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней. СМ. список. (Что мы можем отнести к мотив. готов.) Двигаемся дальше.
Валентина Владимировна: Впереди «Пещера…» она без названия, позже мы ее вместе назовем. Родителям предлагается выполнить задание «Шифровка». Какое слово получилось. Уважаемые родители, что Вам помогло выполнить качественно это задание? (ответы родителей – подвести к эмоционально-волевой готовности) Пещера эмоционально-волевая готовность. Следующий компонент психологической готовности к школе эмоционально-волевая готовность, которая требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Она предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, переживание). Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением, так называемым произвольным поведением. Можно развивать волю ребенка и дома, давая детям разные (вначале несложные) задания. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности геометрические фигуры под диктовку или по заданному образцу. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Итак, это у нас «Пещера эмоционально-волевой готовности». СМ. список. (что мы можем отнести к эм.-вол. готовности) (Будем ли мы что-нибудь добавлять)???
Ирина Вадимовна: далее "Поляна… "
Далее родителям предлагается пройти интеллектуальное испытание: Задание для вас такое: услышь лишнее слово
1 Дождь – снег – осадки – иней - град
2 Молоко – сыр – сметана – мясо.
3 Пальто – зонт – плащ – юбка.
4 Волк – медведь – лиса – зайка.
5 Лето – осень – весна – цветок.
6 День – ночь – утро – завтрак.
7 Январь – снег – февраль – март.
8 Понедельник – вторник – четверг – утро.
9 Первый – второй – четверг – пятый.
10 Кресло – диван – кастрюля – стол.
11 Волк – медведь – корова – белка.
12 Бабочка – стрекоза – муха – воробей.
13 Окунь – лягушка – карась – щука.
14 Клен – дуб – ромашка – береза.
15 Апельсин – мандарин – капуста – груша
Как Вы думаете, о какой готовности здесь идет речь? (Ответы родителей). Поляна интеллектуальной готовности.
Следующим компонентом психологической готовности ребенка к школе называют интеллектуальную готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе.
Что же кроется под этим термином? Конечно, прежде всего, это уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи. От сформированности этих процессов будет зависеть будет ли школьник решать задачи, запоминать стихи, писать диктанты и изложения.
Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребёнка главного - умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.
Поэтому именно развитие психических процессов будет фундаментом для дальнейшей учебной деятельности. В детском саду дети развиваются на занятиях, играя в дидактические игры, рисуя и т.д. И наша пещера называется интеллектуальная. Давайте опять обратимся к нашему списку, нужно ли еще что-нибудь добавить?
Елена Владимировна: далее "Гора…"
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи
Руки движутся на встречу
Руки в боки. Улыбнись
Вправо-влево наклонись
Приседанья начинай
Не спеши, не отставай
А в конце ходьба на месте
Это всем давно известно(повтор быстрее)
Игра “Пятка-нос” (ухо-плечо, колено-ладонь, колено-плечо, ухо-ладонь)
О какой готовности идет речь?
Физическая готовность ребенка к школе
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками это факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.
Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.
Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде.
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности.
Физическая готовность состоит из физического и биологического развития, а так же состояния здоровья.
Биологическое развитие- количество прорезавшихся постоянных зубов, достижения определенных пропорций-отношение окружности головы к длине тела
Состояние здоровья определяется группой здоровья.
Физическое развитие.
Старшие дошкольники очень быстро растут, прибавляю за этот год 7-10 см. Этот возраст называют периодом “вытягивания в длину”. У девочек физическое протекает интенсивно, в сравнении с мальчиками.
У детей повышается надежность и резервные возможности сердечно- сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эндокринная системы.
Развивается опорно-двигательная система: скелет, мускулатура, суставно-связочный аппарат. Кости скелета изменяются по размерам, форме и строению, но процесс окостенения еще не завершён.
Физические качества (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, меткость) сформированы на более высоком уровне.
Важно помнить, что физически здоровый ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости и неустойчивого внимания.
На что нужно сделать акцент уже сейчас!
#1056;ежим дня.
#1056;азвитие крупной моторики.
Крупная моторика (движения тела, рук и ног) это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладывается движения мелкой моторики.
#1055;одготовка руки к письму (мелкая моторика)
4. Профилактика нарушения осанки.
5. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Итак подведем итог, для успешного обучения в школе ребенку необходима физическая готовность . Она включает в себя:
- хорошее состояние здоровья;
-достаточный уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.);
- достаточный уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек;
- закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям;
- хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).
Ирина Вадимовна и Валентина Владимировна: далее «Долина….»
Упражнение «Коробка»
Приглашаются три участника (по желанию)
Один ставит ноги в коробки (правую ногу-в одну коробку, левую в другую), участники сбоку ставят одну ногу в коробку к игроку в центре. Связываем подобным образом ноги участников.
В таком положении им предлагается пересечь комнату.
По окончании проводится обсуждение.
- Удобно ли было двигаться?
- Кому из участников наиболее сложно перемещаться?
- В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда каждый участник двигается в своем направлении? О какой готовности идет речь.
Валентина Владимировна: Следующим показателем готовности к школе является социально-коммуникативная готовность. Не менее, важное условие - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.
Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.
К школе у детей надо сформировать следующие навыки общения:
• умение слушать собеседника, не перебивая его;
• говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
• пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей. И еще очень важный момент - то, как вы реагируете на своего ребенка, каким вы его видите, как оцениваете его успехи и неудачи. Детям, как воздух, просто необходима уверенность в том, что вы в него верите, что вы уверенны в его возможностях. Это дает сильный толчок для формирования самоуверенности, самоуважения. В дальнейшем ребенку это пригодится для самоутверждения в школе. Поэтому чаще хвалите ребенка за какой-нибудь даже очень маленький положительный момент в его деятельности. При неудачах не ругайте его, не говорите, какой он бестолковый, он это и сам чувствует. Ребенка надо поддержать: «У тебя сейчас не получилось, но, если ты попробуешь еще раз, то все получиться. Я в этом уверен». И так наша долина называется социально-коммуникативная готовность. Что на Ваш взгляд входит в социально-коммуникативную готовность? (ответы родителей)
Елена Владимировна: Вы большие молодцы, прошли все испытания, познакомились со всеми составляющими готовности ребенка к обучению в школе. Давайте посмотрим, какой же у нас получился портрет будущего первоклассника!!! Сравнить первоначальный список с полученным в ходе путешествия (прочитать все полученные ответы)
И сейчас слово предоставляем директору Пряжинской СОШ Ольге Николаевне.
И в заключении нашей сегодняшней встречи, нам хотелось бы узнать: была ли сегодняшняя встреча полезна и интересна для вас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое родительское собрание "Скоро в школу"
Даны представления о понятии "готовность к школе", знакомство родителей с критериями готовности ребенка к школе, дана возможностьоценить степень готовности ребенка к школе....
Презентация к родительскому собранию "Скоро в школу"
Год составления - 2012 год. Автор: заместитель заведующего по ВОП Казакова Оксана Александровна...
Родительское собрание "Скоро в школу"
Готовность к школе – одно из важнейших понятий детской психологии ,определяющее возможности успешного или неуспешного встраивания бывшего дошкольника в новую для себя социальную действительность. Что...
Родительское собрание "Скоро в школу"
Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом...
родительское собрание "Скоро в школу"
конспект родительского собрания подготовка детей к школе...
Презентация для родительского собрания "Скоро в школу".
Презентация предназначена для родителей и воспитателей подготовительной к школе группы....
Презентация к родительскому собранию "Скоро в школу..."
Данная презентация обобщает имеющуюся информацию по подготовке ребенка к школе.Будет полезна для педагогов при проведении родительского собрания или консультации....