Психологическая консультация на тему: «Значение совместной деятельности родителей и детей».
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Уважаемые родители, близятся Новогодние каникулы и, я  надеюсь, что у всех нас появится больше свободного времени, которое можно провести со своей семьей и детьми. Сегодня хочется поговорить о важности совместной деятельности ребенка и родителей.

В некоторых случаях,  для гармонизации детско-родительских отношений рекомендация психолога может прозвучать так: «Вам нужно выделять время для совместной деятельности с ребенком».

Казалось бы, родители и так проводят много времени со своими детьми – заботятся о питании, сне, развлечениях, поддержании порядка и соблюдении режима. Не это ли есть совместная деятельность?

Попробуем разобраться, зачем нужна совместная деятельность, чем она отличается от других способов взаимодействия с ребенком и как сделать ее приятной и для ребенка, и для родителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая консультация на тему: «Значение совместной деятельности родителей и детей».

Уважаемые родители, близятся Новогодние каникулы и, я  надеюсь, что у всех нас появится больше свободного времени, которое можно провести со своей семьей и детьми. Сегодня хочется поговорить о важности совместной деятельности ребенка и родителей.

В некоторых случаях,  для гармонизации детско-родительских отношений рекомендация психолога может прозвучать так: «Вам нужно выделять время для совместной деятельности с ребенком».

Казалось бы, родители и так проводят много времени со своими детьми – заботятся о питании, сне, развлечениях, поддержании порядка и соблюдении режима. Не это ли есть совместная деятельность?

Попробуем разобраться, зачем нужна совместная деятельность, чем она отличается от других способов взаимодействия с ребенком и как сделать ее приятной и для ребенка, и для родителя.

В общем виде совместную деятельность определяют как взаимодействие двух или более человек, направленное на создание любого продукта от духовного до материального. И под такое определение может попасть почти любое взаимодействие между людьми. 

В отечественной психологии изучением этого феномена занимался выдающийся ученый Лев Семенович  Выготский.  Согласно его  концепции  психическое развитие ребёнка определяется социальными формами общения

То есть взаимодействие ребёнка с взрослым помогает усваивать  социальные и культурные образцы поведения. Л.С. Выготский считал, что общение, являющееся источником психического и личностного развития ребенка,  также имеет обучающий характер, поскольку в результате него ребёнок начинает выполнять эту деятельность, в том числе самостоятельно.

Среди зарубежных авторов идея того, что взаимодействие ребенка и родителя влияет на развитие, также стало одной из ведущих, и нашла свое отражение в работах психологов-психоаналитиков Дж. Боулби, М. Кляйн, Д. Винникотта.  Эти представители психоаналитического направления особое внимание уделяли связи между матерью и ребенком на протяжении первых лет после рождения младенца. Они предполагали, что степень эмоциональной включенности и отзывчивости при совместной деятельности  влияет на формирование модели поведения ребенка в дальнейшей жизни.

Давайте подумаем, какие правила совместной деятельности с ребенком были бы полезны:

  1. Выберите и выделите время. Это важно, потому что в череде ежедневных забот и хлопот бывает трудно выбрать время для игры. Тогда можно воспользоваться правилом «10 минут», то есть 100% запланировать и приступить к задуманному, хотя бы на 10 минут. Здорово, если свободного времени окажется больше.
  2. Выберете вместе с ребенком, чем вам хотелось бы заняться. Что Вы и Ваш ребенок предпочитает? Совместный пейзаж гуашью? Чтение сказки? Собираем лего? Лепим снеговика или выпекаем блины? Выжигаем по дереву с папой? Или учимся вязать? Выбирайте занятие по душе!
  3. Распределение ролей. Совместная деятельность предполагает, что родитель и ребенок договариваются о том, кто какую роль играет в ней. Давайте ребенку проявить фантазию и инициативу, и,  не бойтесь оказаться в роли «помощника».
  4. Работайте в «команде». Поддерживайте, хвалите.  Предлагайте варианты, и давайте возможность выбирать. Предложите свою помощь, если нужно. Совместная деятельность предполагает, что родитель и ребенок находятся в постоянном контакте, они способны реагировать на действия друг друга, соотносят свои действия, регулируют поведение и «видят» друг друга. Если мама или папа сидят и читают журнал, пока ребенок рядом играет – это не совместная деятельность.
  5. Эмоционально-личностная включенность. В данном случае речь идет о том, что мама и папа должны вовлекаться в деятельность, испытывать чувства и демонстрировать их, радоваться или огорчаться, реагировать на то, что делает ребенок. Если ребенок расстроился, что он проиграл, ему нужно сопереживать, если он радуется, что у него хорошо вышло, нужно радоваться с ним. При этом можно и нужно делиться своими впечатлениями. Если мама или папа безучастно сидит или стоит, пока ребенок пытается бросить мяч в корзину – это не совместная деятельность.
  6. Ставьте цели на потенциал развития. Усложняйте задачи, если у ребенка что-то уже хорошо получается: он хорошо уже умеет кидать мяч в корзину, катается на лыжах, играет в игру или собирает пазл, то ему можно предложить усложнить это занятие. Придумать новую игру, дать более сложный пазл, предложить увеличить расстояние броска мяча или скатиться на лыжах с маленькой горки. При этом быть рядом и помогать ему делать первые шаги в освоении нового.

Таким образом, если придерживаться выше изложенных правил,  на самом деле любую деятельность можно сделать совместной. А самое главное полезной, яркой и интересной для всех членов семьи.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Поздравляю Вас с наступающим Новым годом и желаю много интересных событий и крепкого здоровья Вам и Вашей  семье!!!

 С уважением, педагог-психолог ГБОУ детский сад №27Петродворцового района Санкт-Петербурга

27 декабря 2024

Наталья Владимировна Груздева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение совместной деятельности родителей и детей в детском саду

Участие в совместной деятельности в детском саду поможет Вам и Вашему ребенку легко адаптироваться к требованиям школьной программы....

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Организация совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС ДО».

Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные новым (проектом) ФГОС ДО, ставят перед педагогом профессиональные задачи, требующие широких психолого-педагогич...

Консультация для родителей "Совместная деятельность родителей и детей"

Консультация для родителей«Совместная деятельность родителей и детей.В дошкольном возрасте очень часто родители не находят достаточно времени для совместной деятельности с детьми. Многие думают, что д...

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей и детей в сети интернет по теме: «Что рассказывать детям о войне».

Педагогом разработан образовательный маршрут для совместной деятельности родителей и детей в сети интернет в домашних условиях....

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей и детей по теме "Подготовка детей к школе"

Образовательный маршрут "Подготовка детей к школе"  содержит информацию для родителей, которая поможет  узнать все сведения о подготовке детей к школе: какие занятия следует посещать, к...

Консультация для педагогов МДОУ на тему: «Значение театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формировани...

Картотека психологических игр, для совместной деятельности родителей и детей

Психологические игры способствуют развитию у детей так называемого эмоционального интелекта и их личностному развитию...