Готов ли ребенок к школе
консультация по психологии (подготовительная группа)

Бутинова Марина Юрьевна

Ваш ребенок идет в этом году в школу. Готов ли ребенок к школе? Когда надо начинать готовить его к школьному обучению? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей будущих первоклассников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole_2.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли ребенок к школе?

Ваш ребенок идет в этом году в школу. Готов ли ребенок к школе? Когда надо начинать готовить его к школьному обучению? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей будущих первоклассников.

Обязательным условием для приёма в школу является достижение детьми к 1 сентября возраста не менее 6,5 лет (6лет 6 месяцев).

Некоторые родители стремятся отдать ребёнка в школу как можно раньше, но рассчитывают ли они силы ребёнка? Кому-то по силам все школьные нагрузки и в 6 лет, а кому-то полезнее ещё годик провести дома или в детском саду. Не потому что ребёнок не готов к учёбе, а потому, что он не готов к школе, к существующей системе обучения, к тому объёму школьных нагрузок, с которыми он должен будет справиться.

И дело здесь не только и не столько в уровне интеллектуального развития ребёнка, сколько в возрастных особенностях его функционального развития, в резервах его организма, в состоянии его здоровья.

Ведь речь идёт о систематическом обучении в школе в определённых условиях классно-урочной системы, по определённой программе, потому что учить ребёнка индивидуально по индивидуальной программе можно и в 3, и в 4, и в 5 лет, а вот в школе без перенапряжения может учиться только тот, кто к такому обучению готов. Поэтому, давайте разберёмся, что такое готовность к школе.

Современная учебная программа, интенсивность обучения предъявляют высокие требования к подготовленности будущих учеников. Однако родители понимают готовность по-разному. Для одних это умение ребёнка читать, писать, считать. Для других – большой запас разнообразных сведений и знаний. Для третьих – усидчивость и способность сосредоточиться на конкретном занятии.

Многие принимают за готовность желание самого ребёнка идти в школу.

И каждый из этих родителей по-своему прав. Но лишь отчасти.

«Готовность» ребёнка к школе - понятие комплексное, включающее все стороны развития ребёнка. Выделяют 3 основных компонента:

1. Физический (готовность организма к систематическому обучению: состояние здоровья и физическое развитие)

2. Психологический (оптимальный уровень психического развития, который обеспечивает высокую успешность обучения).

3.Специальный (умение читать, писать, считать).

Состояние здоровья – это первое, что должны оценить родители, собираясь отдать ребенка в школс с 6 лет. Может лучше будет подождать год и не навредить здоровью ребёнка.

Самое пристальное внимание следует обратить на здоровье ребенка. Если он часто болеет (3-4 раза в год), у него есть тяжелые и хронические заболевания, - ему трудно будет справиться со школьной программой. Оставшееся время до школы необходимо посвятить укреплению здоровья ребенка, закаливанию, физическому развитию.

Умение читать и считать: в современном мире это, конечно, важно, но это не является определяющим фактором готовности к школьному обучению.

Очень важной является психологическая готовность к школьному обучению. Она включает в себя много компонентов:

1. Мотивационную готовность.

2. Волевую.

3. Коммуникативную.

4. Интеллектуальную.

5. Достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность это, во-первых, наличие у детей желания пойти в школу и, во-вторых, наличие познавательных интересов, т.е. ребёнок хочет пойти в школу для того, чтобы учиться.

Если ребенок хочет идти в школу чтобы заняться важным, социально одобряемым делом, изучать новое, значит, у него есть мотивационная готовность. Если же ему хочется в школу, потому что там много детей, с которыми можно поиграть, побегать, то у него еще не сложилась учебная мотивация. И тогда следует предоставить ребенку возможности для развития учебной мотивации, т. е. опыт учения: рисование, музыка, танцы, спортивные секции.

Дети, которые испытывают сильное желание пойти в школу для того, чтобы учиться, и готовы принять внутреннюю позицию школьника (т. е. у ребёнка меняется социальная позиция: из просто ребёнка он превращается в школьника с определёнными обязанностями, которые он готов выполнять), как правило становятся прекрасными учениками. В то время как дети с недостаточной мотивацией даже при высоком уровне интеллектуальной готовности оказываются не готовыми к учебной деятельности и испытывают большие трудности в обучении.

Такая внутренняя позиция формируется к 7 годам почти у всех детей. Однако, если ребёнок часто слышит дома разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его знаниям в семье не меняется, хотя он идёт в школу, то внутренняя позиция может не сформироваться вообще. Поэтому необходимо рассказывать детям о том, что значит быть школьником, что дети ходят в школу для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Учёба это обязанность каждого человека.

Работа по формированию мотивации, познавательных интересов это прежде всего работа родителей.

Дети по своей природе любознательны и при благоприятных условиях развития приобретают познавательные интересы достаточно быстро.

Создавайте эти условия – показывайте, рассказывайте, покупайте игрушки, полезные для развития мыслительных процессов. Не отмахивайтесь от вопросов «ПОЧЕМУ».

Главное – давайте только позитивную информацию о школе. Ребёнок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу. (А бывает и так: «Вот пойдёшь в школу, там тебя научат» или «Ты у меня такой робкий, что ты в школе будешь делать?»)

Серьёзного внимания требует развитие ВОЛЕВОЙ готовности – развитие произвольного поведения. Ребёнок вместо «ХОЧУ - НЕ ХОЧУ» должен уметь заставлять себя делать то, что надо, то, что от него потребует учитель, режим дня, школьная программа.

Если ребенок способен к произвольному поведению, может действовать в соответствии с правилами, а не с сиюминутным желанием, значит, волевая сфера у него развита. Такой ребенок сможет понять и усвоить новые правила школьной жизни.

Произвольность поведения проявляется и в преднамеренном заучивании стихотворения, и в способности побороть желание поиграть в интересную игру ради выполнения какого-либо дела, например, помощи маме. Это и умение побороть боязнь (войти в тёмную комнату), преодолеть боль, не заплакать при ушибе.

Воспитывать и развивать волю ребёнка нужно задолго до поступления в школу. Этому могут способствовать поручения по домашнему хозяйству, самые разные игры по правилам, от настольных до подвижных, помогут вашему ребенку развить произвольность.

Важная составляющая волевой готовности - это умение слушать и слышать, т.е. вникать в содержание, действовать по инструкции. Для тренировки этого качества хороши графические диктанты, в которых детям надо рисовать по заданию в определённой последовательности кружки, квадраты и т.д. под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определённую букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают работоспособность детей, внимание, умение сосредоточиться на задании.

Зрительно-моторная координация.

Важно подготовить руку ребенка к письму. У него должно быть сформировано умение внимательно рассматривать предмет, картинку. Надо обратить внимание не на отдельные движения рук и глаз, а на их взаимосвязь, т.е. зрительно-моторную координацию. В процессе учёбы ребёнку надо одновременно выполнять два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Поэтому важны согласованные действия глаз и рук, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дают им глаза. Для развития этого умения полезными будут рисование, штриховка, раскрашивание. Помогут и графические диктанты. Только если для развития волевой готовности лучше диктовать, то для зрительно-моторной координации важно дать ребёнку образец, который он должен скопировать, срисовать (развивает зрительно-моторную координацию, внимание, память). Вообще любые задания на копирование (геометрических фигур, рисунков, схем, букв), а также и на конструирование (особенно по заданному образцу) очень помогают детям в развитии необходимых навыков.

Коммуникативная (личностная) готовность – проявляется в отношении ребёнка к взрослым и сверстникам, в отношении к себе (самооценка). В возрасте 6-7 лет происходит изменение самооценки в сторону большей реалистичности. До этого она завышенная («Мой рисунок самый лучший»). Дети с завышенной самооценкой могут без труда учиться хорошо, но испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, не могут понять причины своих неудач в учёбе и часто дают эмоционально-неадекватную реакцию на замечания учителя. («Учительница строгая, всё время меня поправляет», «С друзьями мне не интересно, всё ломают, ничего не знают»).

К началу учёбы у ребёнка должна быть достигнута хорошая эмоциональная устойчивость. Ведь школьная жизнь – это не только уроки. Между учащимися нередко возникают ссоры, обиды. Ребёнок должен уметь подчинить своё поведение правилам, установленным в классе, когда надо уступать или, наоборот, отстаивать свою точку зрения.

В процессе учёбы возникают отношения «учитель-ученик», и ребёнок должен понимать, что учитель это не бабушка, с которой можно покапризничать, в школе этого делать нельзя.

Трудности в общении возникают у тех детей, у которых отсутствует опыт социального общения со сверстниками. Таким образом, общение с другими детьми, совместная игровая или творческая деятельность научат детей лучше управлять своими эмоциями и помогут усвоить социальные нормы.

Теперь поговорим об интеллектуальной готовности, о развитии мышления ребенка. Интеллектуальная готовность предполагает не количественный запас знаний, а более высокий качественный уровень развития интеллектуальных процессов. Фактически обучение начинается с момента рождения ребенка, когда ребенок общается со взрослыми, играет, исследует окружающий мир. К трем годам ребенок проходит уже полпути своего умственного развития, к моменту поступления в школу он способен к систематизации и классификации (находит общие и отличительные признаки предметов и явлений, находит существенные признаки предметов и явлений), может анализировать простые причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, ориентироваться в пространстве (слева, справа, внизу, вверху…), во времени, у него развиты внимание и память.

Важной чертой интеллектуальной готовности являются не просто разрозненные знания, а умение увидеть связи и закономерности.

Ребенок должен обладать словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него. При недостаточной сформированности речи или трудностях звукопроизношения помогут занятия с логопедом.

А бывает так: ребёнок рассуждает об астрономии, выучил почти наизусть статьи из энциклопедического словаря («Сказки мне не читают – нечего глупостями заниматься»), но не умеет составить самый простой рассказ по картинке, описать то, что видит вокруг себя, не умеет сделать самый простой вывод из рассказанной ему истории. Именно это ему пригодится в школе – умение правильно выражать свои мысли.

Родители не всегда уделяют должное внимание развитию речи детей или делают это не совсем правильно. Простой пример: мама недоумевает: «Я так много читала ему, рассказывала стихи, учила, много разговаривала с ним, но результата нет, он сам не может описать простую картинку». Не удивительно, ведь это мама рассказывала, объясняла, а не ребёнок. Взрослые очень любят всё объяснять. Это необходимо с малышами 3-4 лет, но более старшие дети должны говорить сами, а мы их внимательно слушать.

Обо всех сторонах подготовки ребёнка к школе сейчас поговорить мы не сможем, слишком сложна эта проблема, включающая умственное и физическое развитие, знакомство с окружающим миром и эстетическое воспитание, развитие речи, личностное развитие и многое другое.

Давайте проверим, готовы ли ваши малыши к школьному обучению.

Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей дошкольников.Готов ли ребенок к школе?

Тест для  родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе? Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:  Хочет ли ваш ребенок идти в школу?  Привлекает ли ...

"Готов ли ребенок к школе? (развитие навыков письма)"

Рекомендации для родителей по подготовке руки к письму....

Первый класс или готов ли ребенок к школе

В этой консультации изложен материал чем ребёнок должен владеть для успешного обучения в школе....

Готов ли ребенок к школе?

Рекомендации для родителей....

Консультация "Готов ли ребенок к школе"

Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно....

«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...