Треннинг для родителей:"Как предстоит строить взаимодействия родителей с детьми"
учебно-методический материал по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Долгополова Екатерина Николаевна

треннинг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг на тему: «Как предстоит работать и строить взаимоотношения родителей с детьми»  

Воспитатель:

Долгополова Е.Н

Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.

Задачи:

- сплачивать родителей;

- создавать условия для непринужденного общения;

- развивать коммуникативные навыки общения участников, создавать атмосферу эмоциональной близости и доброжелательности.

Участники: Воспитатель, родители, дети, психолог

Ход занятия

1. Знакомство.

Здравствуйте, меня зовут (Ф. И. О. педагога) В течение нескольких месяцев мы будем встречаться здесь и работать вместе. Мы все сидим в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать важные вопросы. Сегодня у нас необычное собрание, а собрание-тренинг. Кратко расскажу вам, что же такое «тренинг». Тренинг-это

Цель:

Установка доверительных отношений между родителями и детьми.

Задачи:

Развивать коммуникативные навыки ребенка, познавательные процессы и креативность;

Обучать родителей приемам развития памяти, внимания, мышления и творческих способностей у ребенка в игровой форме;

Формировать слушать себя и друг друга.

  1. Упражнение «Клубочек знакомств»

Материал: клубок ниток.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей работе, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе...

Например, «Меня зовут... и я очень люблю петь...» (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок следующему родителю).

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все родители не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с родителями обо всем, что может способствовать сплоченности. Спросите их: «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?»

После этого разговора нужно будет снова распутать паутину. Для этого каждый родитель должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, когда нить будет запутываться в таких ситуациях, можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже связаны между собой.

  1. Упражнение " Растение" (проективная арт-терапия)

Цель:

Исследование детско-родительских отношений.

Инструкция:

Нарисуйте своего ребенка в образе растения. Вы можете выбрать любое растение, какое вам захочется (дерево, куст, цветок)

После того как закончили рисовать, каждый родитель рассказывает о своем растении, которое он нарисовал.

По ходу рассказывания педагог-психолог задает вопросы, направленные на конкретизацию деталей: " Что может означать нераскрывшийся бутон? Что для вас значит цветочный горшок? Вам нравится ваше растение? и т. д. "Какое отношение это имеет к вашему ребенку?"

Затем рисунки передают по кругу. Участники дают свои ассоциации: " Если бы я увидел это растение, то я бы почувствовал (подумала)

По ходу упражнения педагог-психолог обращает внимание на состояние и чувства людей " здесь" и " теперь"

Все рисунки сохраняются, в конце тренинговой работы раздаются родителям.

  1. Упражнение «Неоконченные предложения»

Цель: исследования внутрисемейных отношений.

Воспитатель начинает фразу: «Мой сын (дочь)…», а родители завершают в соответствии с собственным контекстом. (описание своего ребенка)

Воспитатель начинает фразу : «Моя мама…», а дети заканчивают предложение описанием мамы (какая она, что она обычно говорит) обычно ответы детей подготавливаются заранее, записываются на диктофон, и включаются родителям(выборочно)или же воспитатель записывает ответы детей на листик и затем зачитывает родителям

  1. Рисование «Моя семья»

Цели: исследование внутрисемейных отношений, улучшение рефлексии взаимоотношений с ребенком, формирование умения получать дополнительные знания о своём ребенке.

Дети и родители делятся на две подгруппы. Рисуют по отдельности. По окончании объединяются, обсуждают нарисованное, делятся впечатлениями. Родители выполняют сравнительный анализ и интерпретацию рисунков детей с помощью психолога. Важно помочь родителям увидеть разницу в восприятии семьи детьми и родителями.

  1. Упражнение «Идеальный родитель».

«У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они - хорошие родители.

Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листе, какие качества вы бы хотели видеть в своем супруге как в родителе. Ведущий может создать соревновательный характер упражнения, пообещав тем, у кого список будет самым большим и полным, приз.

Когда родители завершат свою работу, психолог приглашает «на сцену» победителей: тех, кто составил о своем партнере самый большой «список ожиданий». Пусть они сначала прочтут свою запись форму под аплодисменты. Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, психолог задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от супруга. А вы сами - такие?!»

Дополнительные вопросы:

  1. Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?
  2. Случалось, ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто?
  3. Чем вы готовы научиться…. У своего ребенка?

Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

  1. Упражнение «Семья».

1) Несколько участников (5-7 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берут за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти (комментарий ведущего: «в семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вмести, но это еще не семья»).

2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни») появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центре; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) – это уже настоящая семья -устойчивая и дружная.

3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает лёгким, а может быть даже проблемным («ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» - это «родители». Ведущий спрашивает у «родителей»: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достаётся больше всего проблем, но и другим становиться не сладко).

4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает всех изводить ведущий: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи»).

5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу- силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим.

Итог ведущего: «Круг-это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид».

1 вариант Рефлексия:  Участники садятся в круг. Родители и дети обсуждают в парах наиболее интересные моменты занятия, после чего, передавая мяч по кругу, высказывают свои мнения и вносят пожелания и предложения. Получение обратной связи для педагога и возможность поделиться своими ощущениями — для участников.

2 вариант рефлексия В конце мероприятия все участники садятся в круг и педагог просит каждую семейную пару сначала обсудить, а потом рассказать в группе о своих впечатлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игровые взаимодействия родителей с детьми»

Игра – является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста и занимает центральное место в жизни дошкольника. Игра — универсальный способ жизнедеятельности ребенка, его жизненная потребнос...

Консультация для родителей "Игровые взаимодействия родителей с детьми"

Материал будет интересен педагогам доу планирующих работу с родителями...

консультация для родителей " Игровые взаимодействия родителей с детьми"

Консультация для родителей «Игровые взаимодействия родителей с детьми»  Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятел...

Консультация для родителей: "Игровые взаимодействия родителей с детьми"

Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она создает предаосылки для развития личности в целом. Именно поэтому так важно правильно организовать игровой процесс, в котором родители должн...

Консультации для родителей «Игровые взаимодействия родителей с детьми»

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности.В.А Сухомлинский подчёркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через котор...

Консультация для родителей "Взаимодействие родителей с детьми".

Когда в семье подрастает малыш, перед родителямичасто встают вопросы: «Как построить нормальные отношения с ребенком?», «Что сделать, чтоб он слушался?»,...