Диагностика типа темперамента дошкольника
материал по психологии
Практические рекомендации по определению темперамента дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 179.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика типа темперамента дошкольника
Предложите ребенку ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо "да", либо "нет".
Сначала анализируются вопросы №1-6, затем - №7-12. Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, или ответ не соответствует действительности, взрослые могут отвечать на вопросы вместо ребенка, основываясь на своих наблюдениях.
1.Ты больше любишь ходить в гости, чем сидеть дома?
2.Тебе больше нравится играть с ребятами, чем одному?
3.Тебе больше нравиться играть на улице, чем дома?
4.Тебе нравиться ходить в садик?
5.Ты можешь заговорить первым с незнакомыми тебе детьми?
6. Тебе больше нравятся игры, где можно побегать, чем спокойные?
Посчитайте количество положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребенка, тем более ребенок открыт окружающему миру, новой информации, тем он общительнее (экстраверсия). Чем меньше положительных ответов, тем в большей степени ребенок сконцентрирован на себе, своих чувствах, ощущениях, переживаниях. Он не испытывает особой потребности в частом и активном общении (интроверсия).
Интерпретация результатов
1 балл- интроверсия выражена ярко. Ребенок имеет очень узкий круг общения, не стремиться обзаводиться новыми приятелями. В свой внутренний мир впускает только близких людей. Он малоэнергичен, медлителен в своих действиях.
2-3 балла - умеренная интроверсия. Этот ребенок тоже не испытывает особой потребности в общении (круг друзей ограничен), но может пообщаться, если в какой-то ситуации это необходимо. Он не участвует в коллективных мероприятиях. Отличается ровным настроением, эмоции проявляет сдержанно.
4-5 баллов -умеренная экстраверсия. Ребенок не испытывает затруднений в общении, легко устанавливает контакты с незнакомыми людьми. Охотно участвует в коллективных мероприятиях. Слишком сильные эмоциональные реакции может сдерживать, тормозить.
6 баллов -экстраверсия значительная. Ребенок общителен, имеет большой круг людей. Сам стремится к контактам, в том числе и с новыми людьми. Любит играть, со сверстниками. Ребенок активен, стремится к новым впечатлениям, может дать волю чувствам.
Приступаем к следующим вопросам.
7. Когда ты рисуешь, а на тебя кто-то смотрит, тебе это мешает?
8. Когда тебя дразнят, ты сильно обижаешься?
9.Ты часто просыпаешься по ночам?
10. Ты часто болеешь?
11.Ты боишься оставаться один дома?
12.Когда тебя толкают, ты тоже толкаешься?
За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребенка, тем он чувствительнее, тем более склонен к переживаниям (эмоциональная неустойчивость). Чем меньше положительных ответов, тем его нервная система устойчивее к нагрузкам (эмоциональная устойчивость). Эмоциональная нестабильность может сопровождаться еще и плохим самочувствием.
Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к эмоциональной стабильности, наибольшее - к эмоциональной нестабильности.
Интерпретация результатов
1балл - высокая эмоциональная устойчивость.
Ребенок отличается невозмутимостью, из-за пустяков не расстраивается. Он сдержан в общении, в поведении, контролирует свои поступки.
2-3 балла - средняя эмоциональная устойчивость. Ребенок эмоционально устойчив, поведение спокойное, непринужденное. Он хорошо понимает действительность, охотно подчиняется правилам, групповым нормам.
4-5 баллов - эмоциональная устойчивость. Поведение ребенка в значительной степени зависит от текущего состояния: в спокойном состоянии он уравновешен, в возбужденном может реагировать бурно. Возможны импульсивность, вспыльчивость, агрессия.
6 баллов - очень высокая эмоциональная неустойчивость. Ребенок тревожен, эмоционально возбудим. В поведении и поступках часто руководствуется импульсами. Реакции на события могут быть неадекватными: сила реагирования часто не соответствует силе раздражителя. В состоянии утомления, обиды реагирует бурно, гневно.
Для определения типа темперамента ребенка можно воспользоваться "кругом Айзенка".
На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале "интроверсия-экстраверсия" (вопросы 1-6), а на вертикальной - сумму баллов по шкале "стабильность - нестабильность" (вопросы 7-12). В точке пересечения перпендикуляров к осям обозначен темперамент ребенка. Чем дальше точка от центра, тем ярче у него выражены черты одного из видов темперамента. Если точка оказалась близко к одной из двух осей, значит, ребенку свойственны черты двух видов темперамента.
Цветовой тест эмоциональных состояний на основе теста Люшера
Для диагностики потребуется 8 цветных квадратиков: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый.
Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик - настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом, и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.
План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....
Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.
План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-230373-1364413166.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".
В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/09/picture-416800-1394384912.jpg)
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия"
Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-883068-1485275848.jpg)
«Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента»
«Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/24/picture-19131-1490381992.jpg)
Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента.
Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее уст...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/22/picture-275106-1626958871.jpg)
Рекомендации для воспитателей по типам темперамента дошкольников
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту.Физиол...