Статья "Особенности эмоционального выгорания педагогов и способы его преодоления."
статья по психологии
Эмоциональное выгорание педагогов, особенности и способы преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эмоциональное выгорание | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности эмоционального выгорания педагогов и способы его преодоления.
В статье рассматривается вопрос об особенностях эмоционального выгорания педагогов. Разбираются основные причины эмоционального выгорания педагогов, дается характеристика кризисных периодов в профессиональной деятельности педагога, способствующих формированию эмоционального выгорания. Выявляются основные симптомы эмоционального выгорания педагогов т. д.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, эмоциональное выгорание педагогов, симптомы, причины выгорания, цикличность выгорания.
Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Наиболее часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром эмоционального выгорания ряд авторов обозначает как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания.
Выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться.
Впервые термин «Синдром эмоционального выгорания» был употреблен врачом-психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 г. и определялся как «нарастающее эмоциональное истощение» [6, с. 90]. В Международную классификацию болезней синдром был включен только в 2001 г. при формировании 10-ого варианта классификации (МКБ-10).
По К. Маслач, синдром эмоционального выгорания — это «синдром физического и эмоционального истощения, сопровождающийся отрицательной самооценкой, негативным отношением к работе, утратой понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам» [5, с. 79].
В условиях изменений, происходящих в российской системе образования, все более четко проявляются требования к педагогам новой формации, которые должны работать на основе демократических и гуманистических принципов, а также готовить учеников к успешной жизни в современном обществе. Однако в свете социальных процессов, обновления образовательного процесса и подготовки кадров, настоящие учителя испытывают значительное эмоциональное напряжение и сталкиваются с высокими требованиями к своей квалификации и профессионализму. Это может привести к эмоциональному выгоранию, так как текущие условия труда не способствуют поддержанию и восстановлению их психологических ресурсов.
Профессия педагога характеризуется высокой интенсивностью и стрессом, что требует не только высокого уровня квалификации, но и вызывает значительную эмоциональную нагрузку. Синдром эмоционального выгорания, возникающий в результате физической и умственной перегрузки, монотонности, конфликтов в коллективе и недостатка мотивации, может привести к серьезным проблемам со здоровьем у учителей. В свою очередь, психологическое состояние педагогов напрямую сказывается на здоровье и развитии детей. Роль педагога является ключевой для успеха в образовательном процессе и заслуживает уважения и поддержки.
Основными признаками эмоционального выгорания являются: истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к ученикам, коллегам; негативные установки по отношению к своей работе; пренебрежение исполнением своих обязанностей; увеличение объема психостимуляторов; уменьшение аппетита или переедание; негативная самооценка; усиление агрессивности; усиление пассивности; чувство вины.
Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Распространенной является модель синдрома выгорания К. Маслач и С. Джексона (1981 г.). Они выделяют три его основных составляющих:
1. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.
2. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.
3. Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания.
Согласно мнению Т. И. Ронгинской, причинами синдрома эмоционального выгорания среди педагогов являются следующие факторы:
1) эмоциональная перегрузка, вызванная сильной вовлеченностью в учебный процесс;
2) отсутствие явной связи между учебным процессом и достижением ожидаемых результатов;
3) ограниченный временной рамками истекающих сроков задач и педагогический процесс в целом;
4) недостаточное умение эмоционально отреагировать на сложные ситуации;
5) ответственность перед учениками и обществом в целом;
6) неспособность эффективно коммуницировать и решать трудные ситуации с участниками образовательного процесса [7].
Также можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:
1. К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность к интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки и др.
В ряде исследований обнаружилось, что наиболее подвержены «выгоранию» трудоголики – те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, в ущерб другим личным интересам и потребностям.
2. Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; отверженность в значимой (референтной) группе; негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности.
3. К корпоративным (профессионально-организационным) факторам риска выгорания относятся нечеткая организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплоченности; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, конкуренция; дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др.
Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.
Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов противодействия выгоранию.
Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. Ресурсы подобны иммунитету, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других негативных сторон профессии и современной жизни.
Внутренние (личностные) ресурсы
противодействия профессиональному выгоранию.
К ресурсам личности относят: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.
Можно выделить четыре уровня личностных ресурсов противодействия выгоранию:
- Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически задано. Он включает в себя тип нервной системы (ее силу, слабость, устойчивость и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.
- Психологический уровень. Он включает в себя три подуровня:
а) Эмоционально-волевой. Эмоциональное противодействие (преодоление) – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний, неполного реагирования и другое.
б) Когнитивный. Когнитивное противодействие – понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним. Психологическая компетентность, позитивность и рациональность мышления, гибкость мышления, поиск и оценка возможных средств, которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, поиск конструктивных стратегий преодоления, самооценка, поиск самоподкрепления и поддержки.
в) Поведенческий (деятельностный). Поведенческое (деятельностное) противодействие – активность и гибкость поведения, перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивизация поведения или деятельности.
3. Социальный уровень: социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям.
4. Духовный уровень. К этому уровню относятся три психологических ресурса.
Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Это активное ожидание и готовность встретиться с тем, что может появиться на свет. Надеяться – значит в каждый момент времени быть готовым к тому, что еще не появилось на свет, несмотря ни на что, не отчаиваться, если на том или ином участке жизненного пути это рождение не произошло.
Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности. Вера – рациональная интерпретация настоящего.
Душевная сила – мужество. Душевная сила – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превращая в «голый» оптимизм или в иррациональную веру. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет», когда весь мир хочет услышать «да».
Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию» можно считать способность личности к смыслотворчеству. Потеря смысла жизни ведет к ряду профессиональных и личностных деформаций, к числу которых относится синдром профессионального выгорания.
Смысл жизни может быть утрачен «в силу непропорциональности тех психических и личностных затрат, той цены, которую личность платит за свои реальные достижения… Слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни… Когда цена бывает слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны личности, личность также перестает испытывать удовлетворение, а это, в свою очередь, разрушает смысл ее жизни».
Обновление смыслов профессиональной деятельности происходит постоянно, обостряясь в периоды кризисов. Умение находить новые смыслы в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед собой новые цели – все это является факторами преодоления профессионального выгорания. Человеку необходима гибкость в построении новых смыслов, помогающих адаптироваться к изменившимся условиям.
Оптимальный смысл жизни представляет собой генеральную линию жизни, задающую высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогает ему максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности. Принятие ответственности за каждый жизненный выбор позволяет человеку почувствовать свою жизненную силу.
Эффективные стратегии для распространения эмоциональной стабильности должны включать определенные психологические и практические упражнения, которые позволяют установить психологическое равновесие в рамках высоконагруженного рабочего процесса педагога.
Как отмечает О. И. Бабич, профессия учителя может быть предопределена кризисными периодами, которые могут привести к эмоциональному выгоранию. В частности, можно выделить следующие этапы:
Кризис первого года работы — это время, когда молодые и неопытные педагоги сталкиваются с множеством сложностей и испытывают недостаток уверенности в своих силах.
Второй кризис наступает спустя 5–7 лет работы, когда педагоги приобретают большой опыт, но могут столкнуться с проблемой перегрузки и слияния личной жизни и работы.
Третий кризис происходит в 12–15 лет работы и характеризуется высокой агрессивностью, раздражительностью и стрессом, вызванными переменами в жизни педагога [1].
Для преодоления этих кризисных периодов и снижения риска эмоционального выгорания, О. И. Бабич рекомендует педагогам уделить время саморазвитию, установить границы между работой и личной жизнью, научиться эффективно управлять своим временем и эмоциями.
Хотя описанные выше кризисы не обязательно вызывают у учителей эмоциональное выгорание, но тем, кто эти кризисы переживает трудно, грозит изменение эмоциональности, что может привести к «сгоранию».
Уровень эмоциональности является одним из критически важных факторов при взаимодействии между учителем и учеником. Когда учитель подвержен синдрому эмоционального выгорания, то уровень эмоциональности меняется, что сказывается на качестве образования. Ученики сталкиваются с такими проблемами, как затруднения с формированием своей самооценки, нарушение нормального поведения и снижение мотивации в учебной деятельности.
Важно отметить, что у педагогов также могут «присутствовать общие симптомы синдрома эмоционального выгорания, такие как усталость, нарушение сна, эмоциональное истощение, безразличие к коммуникации, чувство беспомощности, психологическая боль, некачественное исполнение трудовых обязанностей, снижение интереса к саморазвитию, апатия, цинизм, низкая социальная и физическая активность, непонимание окружающих» [3, с. 61]. Кроме того, у педагогов с синдромом могут наблюдаться хронические заболевания и проблемы с кровяным давлением, а также другие соматические заболевания.
Еще одним симптомом и проявлением является слишком высокая, неадекватная концентрация внимания на учениках, испытывающих академические трудности. Главным признаком педагога с синдромом эмоционального выгорания является отсутствие или слабая мотивация к саморазвитию и достижению высоких результатов в рамках трудовой деятельности.
У педагогов, страдающих от синдрома эмоционального выгорания, часто наблюдается утрата интереса к эмоциональному взаимодействию с учениками. Эта проблема также касается тех, кто пытается сократить свои обязанности. Общение с ребенком для них превращается в рутинный процесс, и они перестают видеть в нем индивидуальность. В итоге работа с учениками становится неэффективной, что может негативно сказаться на их будущем развитии. Особенно уязвимы к синдрому эмоционального выгорания те педагоги, которые предъявляют высокие требования к себе в сфере образования и воспитания.
Н. Е. Водопьянова выделила несколько признаков, характеризующих проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов: «психофизические, социально-психологические и поведенческие» [2, с. 280]. К психофизическим признакам следует отнести: постоянное ощущение усталости; эмоциональное и физическое истощение; головные боли, нарушения пищеварения и колебания веса; нарушения сна; проблемы с дыханием; повышенная чувствительность; ухудшение работы органов чувств. К социально-психологическим признакам относятся: равнодушие и пассивность; нестабильная нервная система и раздражительность; негативизм, страх и негативные социальные установки. К поведенческим признакам можно отнести: увеличение чувства сложности в деятельности; ощущение бесполезности; безразличие к деятельности в целом; игнорирование целей и задач; дистанцирование от людей; употребление психоактивных веществ; аддиктивное поведение.
Э. Ф. Зеер проводит исследование о цикличности появления синдрома эмоционального выгорания. Педагог может «переживать несколько фаз синдрома за короткий промежуток времени» [4, с. 71], что наиболее часто происходит с минимальным негативным эффектом на здоровье. Согласно исследованию, синдром может возникать от одного до пяти раз в году и длиться от трех до семи дней. Однако, Э. Ф. Зеер также указывает на то, что синдром эмоционального выгорания может быть заразным, что является крайне опасным для больших педагогических коллективов, так как это может привести к социальному ущербу.
Таким образом, синдром эмоционального выгорания у педагогов может быть вызван рядом факторов, включая: высокую нагрузку на работе; негативную психологическую атмосферу в коллективе; кризисные периоды в профессии; нехватку навыков эмоциональной саморегуляции.
В профессии педагога характерны следующие симптомы выгорания: усталость, нарушение сна, эмоциональная изоляция, безразличие к партнеру по общению, ощущение беспомощности, снижение качества выполнения рабочих обязанностей, потеря интереса к саморазвитию, апатия, цинизм, низкая социальная и физическая активность, непонимание со стороны окружающих и отсутствие мотивации к саморазвитию. Признаки проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов можно разделить на три группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие. Факторы, приводящие к синдрому эмоционального выгорания у педагогов, их симптомы и признаки проявления могут быть причиной затруднений в работе, а также в личной жизни. Поэтому важно вовремя распознать симптомы и заняться профилактикой синдрома.
Качества, помогающие специалисту избежать эмоционального выгорания.
- Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
- Опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы.
- Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием.
- Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.
- Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.
- Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
- Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
- Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
- Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
- Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
- Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
- Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
- Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
- Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.
- «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества», - писал В.А. Сухомлинский. Вечно занятые педагоги редко читают бестселлеры, не смотрят нашумевшие фильмы, постановки и… постепенно теряют к этому вкус. Следствием может стать потеря уважения со стороны учеников. Такого учителя ученики считают безнадежно отставшим от жизни, а затем переносят свой вывод на предмет, который тот преподает.
- У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью. Хобби-терапия – способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации.
- Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.
- Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой. К сожалению, многие люди постоянным атрибутом своего существования сделали тягостные переживания негативных жизненных мелочей: неприятности они возводят в ранг трагедии (что особенно характерно для учителей с их ранимостью); всех оценивают через призму прежних разочарований, копят недовольство и обиды и при этом страдают прежде всего сами.
- Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
- Тому, кто верит в Бога, предотвратить или снять стресс может помочь молитва или посещение церкви. Там все – от икон с ликами святых до запаха ладана – помогает обрести покой в душе.
- Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
- Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны.
- Научитесь жить с юмором. «Юмор – соль жизни, - говорил К. Чапек, - кто лучше просолен, дольше живет». Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, т.е. облегчает самоотстранение. Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой. Человек начинает ощущать себя хозяином положения.
- Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».
- Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма – это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.
Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста; удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах; наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы.
Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы. Те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращается к творческому поиску решения при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.
Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.
В работе по профилактике эмоционального выгорания первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.
Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет – и суда нет, как говорят в народе. Большая мудрость содержится в изречениях: «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% - из того, как вы ее воспринимаете», «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».
Экспресс-приемы для снятия эмоционального напряжения.
- Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
- Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).
- Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
- Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4 + 4 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
- Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь – прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит на жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное – это установка на радость.
- Мудра Земли. (Мудра – особое положение пальцев рук на фоне медитации, которое замыкает и направляет биологическую энергию человека.) Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза. Замрите. Эта мудра улучшает психофизическое состояние организма, снимает стрессы, повышает самооценку.
- Мудра «Лестница небесного храма». Снимает депрессию, улучшается настроение, снимает состояние безысходности и тоски. Сложите пальцы в виде лестницы: большой на большой, указательный на указательный, средний на средний, безымянный на безымянный, мизинцы выпрямите и несколько минут медитируйте. Скажите себе, что вы самый уравновешенный человек. Улыбнитесь!
- Мышечная разрядка отрицательных эмоций (пешие прогулки, физические упражнения). Например: в течение 10 минут утром и вечером (под музыку, как бы танцуя), стоя, ритмично отрывая пятки от пола, поворачиваться на носках на 90 градусов влево, вправо, одновременно перекручиваясь в талии вокруг своей оси насколько возможно и при поворотах делая махи руками и моргая. Это средство от нервно-психического перенапряжения, для улучшения настроения и работоспособности (из альтернативной индийской медицины).
- Учтите, что стрессы реже «пристают» к человеку, который умеет дурачиться, или, как говорят, «валять дурака». Например, дома побоксируйте с воображаемым противником, состройте самому себе рожицу перед зеркалом, наденьте на себя что-нибудь экстравагантное, поиграйте с игрушкой вашего ребенка…
- Одна из биологически активных точек, надавливание на которую успокаивает нервную систему, находится в центре нижней части подбородка, другая – на тыльной стороне правой и левой рук между большим и указательным пальцами, причем ближе к указательному пальцу. Надавливают как на одну, так и на другую точку кончиком большого пальца колебательными движениями сначала слегка, потом сильнее (до появления легкой боли) не менее 3 минут.
- Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов. Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения:
- при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
- при угнетенном меланхолическом настроении – ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта,
- при выраженной раздражимости, гневе – «Сентиментальный вальс» Чайковского;
- при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
- расслабляющее действие – «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
- тонизирующее воздействие – «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.
Литература:
- Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. — М.: Учитель, 2014. — 122 с.
- Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек–человек» / Г. С. Никифоров. — СПб., 2011. — С. 276–282.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания / Н. Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
- Зеер Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. — М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2014. — 336 с.
- Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. М.: — Статья, 1988. — 193 с.
- Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — 330 с.
- Ронгинская Т. И. Проблемы эмоционального выгорания педагогов / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. — 2013. — Т. 24. — № 5. — С. 90–97.
- Юрченко Е. В. Содержание и методы преодоления профессиональной деформации учителя в работе педагога–психолога: дис. … канд. пед. наук. — Уссурийск, 2014. — 184 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, педагог, синдром, эмоциональное выгорание педагогов, личная жизнь, нарушение сна, работа, образовательный процесс, учебный процесс, физическая активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты....
Эмоциональное выгорание педагога и способы его преодоления
В консультации раскрыто понятие "Эмоциональное выгорание". представлены способы его преодоления. Даны примеры тренинговых упражнений для преодоления выгорания у педагогов ДОУ....
Мастер-класс «Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы пробл...
музыкотерапия как средство профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов
Мастер-класс по музокотерапии, звукотерапии и вокалотерапии среди специалистов и воспитателей как средство предотвращения эмоционального выгорания....
Мастер класс: «Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления».
План:Вступительное слово, понятие «Синдром эмоционального выгорания».Тест на профессиональное выгорание.Личность педагога и профессиональное выгорание. Теоретический блок. (буклеты)Об эмоц...
Профилактика и преодоление синдрома эмоционального выгорания педагога
Программа тренингов с педагогами дошкольных учреждений...
Мастер-класс на тему: "Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления"
Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы, его возможности диагностировать на разных стадиях. Свое...