Кризис трехлеток - какой он?
консультация по психологии (младшая группа)

Консультация разработана для воспитателей дошкольной образовательной организации и для родителей воспитывающих детей 3-х лет.

В данной консультации вы найдете краткую характеристику кризиса 3-х лет, а также рекомендации о том, как себя вести с маленькими упрясцами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_trehletok_-_kakoy_on.docx12.36 КБ

Предварительный просмотр:

«КРИЗИС ТРЕХЛЕТОК — КАКОЙ ОН?»

К трем годам мы начинают замечать серьезные изменения в ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Что происходит на данном возрастном этапе с малышом? В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», попытка малыша самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как – то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Острота протекания кризиса, это не отрицательный показатель. Яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов.

Как помочь ребенку выйти из кризиса трех лет, не внося в душу негативные качества?

Чтобы понять что малыш чувствует взрослым важно знать что стоит за негативными проявлениями, такими как:

упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества;

капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»;

эгоизм – в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство;

агрессивность – крайняя форма самозащиты;

замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств.

Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать о детском упрямстве и капризности:
• Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
• Как правило, фаза эта заканчивается к – 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);
• Пик упрямства приходится на – 3 года жизни;

• Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

• Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

• В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз);

• Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Рекомендации родителям и педагогам:

• Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.

• Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.

• Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.

• Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.

• Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

• Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» — подобные маневры заинтересуют и отвлекут.

• Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Как правильно вести себя с ребенком в период кризиса 3-х лет

  • Измените свое отношение к ребенку (смените авторитарную позицию воспитания на более гибкую).
  • Старайтесь понять внутренний мир ребенка и принимать его таким, какой он есть.
  • Предоставьте ребенку больше свободы и самостоятельности, но в допустимых размерах.
  • Хвалите ребенка за его достижения и проявления самостоятельности
  • Не забывайте о последовательности своих воспитательных воздействий.
  • Не идите на поводу у ребенка, если ребенок капризничает, постарайтесь его отвлечь. Иногда нужно просто взять за руку и увести.
  • Сохраняйте спокойствие в общение с малышом.
  • Создайте атмосферу безопасности и комфортности для ребенка.
  • Пусть ребенок чувствует Вашу любовь и заботу о нем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кризис трехлеток

Проблемы возраста детей, котрые достигли 3 лет...

Собрание для родителей: «Какое значение имеет кризис 3-х лет в развитии ребёнка»

Собрание для родителей: «Какое значение имеет кризис 3-х лет в развитии ребёнка»...

Лечим сказкой кризис трехлеток

Действительно, полезная сказка имеет свои особенности. Очень важно правильно подобрать сюжет и форму изложения истории, чтобы она была и интересна, и эффективна одновременно....

Занятия для трехлеток

Развитие мелкой моторики – это одно из направлений развития детей. Помогая владеть своими руками, мы стимулируем развитие речи, готовим к письму и т.д....

Психологические особенности трехлеток

Каковы психологические особенности детей трехлетнего возраста...

Кризис трёх лет, какие задачи стоят перед ребёнком.

Кризис трёх лет, какие задачи стоят перед ребёнком....