Семинар для родителей "Дети - цветы жизни"
материал по психологии

Татьяна Ивановна Быкова

"Дети - цветы жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_seminar.docx25.89 КБ
Файл deti-_tsvety_zhizni.pptx339.84 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для родителей на тему взаимоотношений между родителями и детьми «Дети – цветы жизни»

Психолог:  Добрый день, уважаемые родители! Рада вас видеть! Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы поговорить о самом главном, о наших детях и особенностях взаимоотношений между родителями и  детьми. Для того чтобы лучше погрузиться в сегодняшнюю тему, давайте для начала окунемся в наше детство. Давайте вспомним приятные мгновения из детства.

Погружение. Сядьте поудобнее, ноги поставьте так, чтобы они не чувствовали сопротивления, закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Представьте, что вы переноситесь в свое детство. Вам 6 лет. Теплый весенний день, светит солнце, поют птицы. Вы идете из детского сада, рядом с вами самый близкий человек, посмотрите, кто это. Посмотрите, во что он одет. Посмотрите, во что одеты Вы, рассмотрите себя с ног до головы. Вы берете его за руку и чувствуете его безмерную теплоту, безусловную любовь и безоговорочную надежность. Вы улыбаетесь друг другу неподдельной улыбкой. Вы в отличном настроении и полны детского задора.  Вы идете медленным шагом в направлении родного дома. Вы наслаждаетесь особенным весенним запахом, ласково пригревает солнышко, а рука близкого человека греет изнутри Вашу душу. Ощущение счастья, беззаботности и умиротворения разливается по вашему телу, Вам ничего не страшно рядом со своим близким человеком. Вы знаете, что ему можно доверить любую тайну! С ним всегда тепло и спокойно. Вы знаете, что он любит Вас даже тогда, когда вы огорчаете его своими поступками. И Вы убеждены, что так будет всегда! А теперь вернитесь назад, в этот зал, открывайте глаза. Подумайте, так ли чувствуют себя ваши дети рядом с Вами?

Я не зря назвала этот семинар «Дети – цветы жизни», ведь давно известно, что от того как мы заботимся о них, от того в каких условиях они живут и растут напрямую зависит их благополучие в будущем.

Дети в дошкольном возрасте подобны сосуду, в который мы можем положить все, что угодно, но вложенное нами, взрослыми,  рано или поздно даст свои результаты.  Давайте наглядно посмотрим как поведение родителей и их отношение к ребенку  влияет на формирование личности ребенка в целом. Вот стакан обыкновенной чистой воды, эта вода такая же чистая, как и душа ребенка изначально при рождении. Теперь мы начинаем воспитывать наших детей. Добавим в эту воду сахар – это теплые слова поддержки, положительный личный пример родителей, спокойные взаимоотношения между всеми членами семьи, это заинтересованность родителей во всех сферах жизни их ребенка, это адекватное реагирование родителей на «плохие» и «хорошие» поступки ребенка. Теперь добавим соль – это крики, оскорбительные и унизительные высказывания родителей в адрес детей. Например: ты ничего не можешь, ты глупый, ты снова хуже всех, ты слабый, ты плохой, я от тебя устала, я тебя больше не люблю и т.д. Добавим черную землю – это жестокое отношение к детям (физические и моральные наказания), это агрессивные взаимоотношения между родителями (скандалы, драки, оскорбления).  Сахар растворится в воде и сделает её вкуснее и слаще, но не уберет из воды землю и соль. Со временем они осядут, но все же останутся в этой воде и стоит эту воду встряхнуть и все негативное снова поднимется и заполнит все пространство.  И как бы мы не хотели, отсеять эту землю и соль всю без остатка уже невозможно. Так же и душа ребенка, накапливает то, что вкладывают в неё взрослые и в будущем это накопленное «добро» станет основой, на которой и будет строиться жизнь ребенка.

Психолог: Не зря говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!». Вы – главный пример для вашего ребенка. Вы, ваш образ жизни, ваши жизненные установки, ваше поведение, ваши взаимоотношения с окружающими, ваша манера реагировать на раздражающие или наоборот радостные события - это самый главный инструмент их воспитания. Ребенок все видит и слышит, впитывает и в результате копирует ваше поведение. Не столь важно что Вы говорите вашему ребенку, гораздо важнее какое поведение Вы ему демонстрируете. Если мама говорит ребенку: «Материться нельзя!», но при этом использует в речи сама бранные слова, то ребенок, конечно же, проигнорирует слова родителя и скопирует его поведение.  Так же, зачастую, дети в своей уже взрослой жизни, при построении взаимоотношений в семье, с большой вероятностью, будут копировать взаимоотношения его матери и отца, которое он наблюдал в детстве. Давайте, посмотрим видеоролик о том, как отражается поведение родителей на дальнейшей жизни детей. (просмотр ролика «Счастье-это просто»)

Психолог: Теперь давайте поговорим о стилях воспитания.

Каждый родитель выбирает сам свой стиль воспитания ребенка. Кто-то просто неосознанно копирует стиль воспитания, которого придерживались его родители, кто-то анализируя  свое воспитание и в общем свой жизненный опыт выбирает совершенно другой стиль воспитания. Давайте разберемся какие вообще существуют стили воспитания. 

Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. 
       Родители, склонные 
к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам.        Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье. 
      Родители, которые выбирают 
либеральный (попустительский) стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка. 
       Родители - сторонники 
демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, какой он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность; осуждают не самого ребенка, а его поступок; прислушиваются к мнениям ребенка; проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Родитель, придерживающийся данного стиля, «правит жёсткой рукой в бархатной перчатке», всё больше ослабляя контроль по мере взросления ребёнка. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными. 

Упражнение «Стили родительского воспитания»

Уважаемые родители, сейчас мы с Вами попытаемся отразить с помощью пантомимики и жестов один из стилей родительского воспитания.

I группа – авторитарный;

II – либеральный;

III – демократический.

Остальные участники должны определить, какой из стилей был продемонстрирован.

Обсуждение:

– Какой из стилей, на ваш взгляд, является наиболее эффективным для воспитания?

– Какой из стилей наиболее близок лично вам?

Психолог: А теперь давайте порассуждаем о личных границах ребенка. Должно ли быть свое мнение у маленького ребенка, имеет ли он на него право? Безусловно, да! Конечно, задача родителей воспитывать детей, направлять, подсказывать и даже подталкивать. Но все же, не маловажно уважать выбор ребенка, брать его в расчет, стараться понимать и принимать этот выбор. Если с высоты вашего жизненного опыта Вам кажется что это неуместно, то нужно постараться переубедить или переключить ребенка на что-то другое, очень мягко и тактично, но не стоит категорично отметать выбор ребенка, если, конечно, это не несет опасности для ребенка и окружающих или не имеет каких-либо других серьезных последствий. Помните, не уважая выбор ребенка и пренебрегая его приоритетами, Вы формируете в нем низкую самооценку, безынициативность, пассивность, неумение и нежелание отстаивать свою точку зрения, что, конечно же, станет существенным барьером к достижению успехов в современном мире. Задавленный мнением родителей ребенок никогда не сможет обладать в полной мере такими качествами, как уверенность в себе, креативность, целеустремленность, самостоятельность и т.д. Давайте сейчас побудем немножко детьми, лишенными возможности выбирать.

Упражнение «Когда границы нарушаются»

Цель: рефлексия собственных способов нарушения границ своих детей.

Материалы: веревки (длиной 4 метра) по количеству участников.

Каждому участнику предлагается на полу отметить с помощью веревки свои границы. Участники сами выбирают, какого размера и формы они будут. Затем психолог, как бы не нарочно, начинает нарушать границы участников разными способами:

1. «Мне кажется, у окна вам будет комфортнее, перейдите к нему ближе».

Психолог молча переходит границы участника, поправляет веревку, выравнивает ее, кладет так, как кажется лучше ему.

2. «Посмотрите, как неровно у вас лежит веревка, какой вы невнимательный, могли бы постараться сделать аккуратнее».

3. «Ничего себе, как много пространства занимает ваша граница. Хороший человек должен быть скромным».

4. «Давайте будем с вами вдвоем на этой территории. Нам так будет лучше. Я вижу, что без меня вам трудно».

После этого идет обсуждение чувств участников:

- Вам приятны сейчас мои действия?

- Воспринимаете ли Вы меня сейчас своим «Соратником»?

-Как Вы думаете, значит ли что-то для меня Ваше мнение и Ваши желания?

-Захотели бы Вы обратиться ко мне за советом или просто поделиться чем-то важным и сокровенным?

Педагог-психолог: А теперь возьмите, пожалуйста, по цветку и раскрасьте их лепестки цветными карандашами. Сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по форме, размеру. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? Мы - взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Отсюда наше правило: Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Сравнивайте его же поступки: плохие и хорошие, рассуждайте и объясняйте ребенку на доступном для него языке.

Психолог: Еще я хотела бы сегодня поговорить о важности тактильного контакта между родителями и детьми. Нужно помнить, что ребенок нуждается в тактильном контакте с родителями. Объятия и теплые слова в умеренном количестве всегда положительно влияют на общий эмоциональный фон ребенка, это укрепляет вашу связь с ребенком, дает ему ощущение спокойствия и уверенности в том, что его любят. Ученые утверждают, что ребенку, как и взрослому, необходимо не менее восьми объятий в день. Кроме объятий положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка и на его взаимоотношения с родителями в целом  простые «жульканья», «щекотания», легкие пощипывания. Это способствует эмоциональной разгрузке и ребенка и родителя, настраивает их на одну волну и, конечно же, сближает. Но во всем должна быть мера, излишнее проявление родительской любви может иметь и отрицательные последствия, например,  в виде инфантильности ребенка в будущем. В завершении, хочу показать вам видео - ролик, который, конечно, смешной, но все же наводит на некоторые мысли (просмотр ролика «Если бы родители и дети поменялись местами»).

Психолог: Наше мероприятие подошло к концу. Всем большое спасибо за внимание и участие. Надеюсь что этот час вы провели не зря!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дети- цветы жизни»

Слайд 2

Стили воспитания: Авторитарный стиль Р одители имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Такой стиль воспитания вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.

Слайд 3

Стили воспитания 2. Либеральный (попустительский) стиль Родители почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Вследствие этого у ребенка формируется чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.

Слайд 4

Стили воспитания 3. Демократический стиль Родители уважают личность ребенка, принимают его таким, какой он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность; осуждают не самого ребенка, а его поступок; прислушиваются к мнениям ребенка; проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети- цветы жизни

Конспект занятия...

Цветы жизни

Ркомендации для родителей по содержанию и уходу за комнатными растениями в детской комнате...

Дети - цветы жизни

Краткие изречения о семье, детях...

Дети-цветы жизни

Моя группа ГКП. Это мои детки. Так мы проводим день: играем, занимаемся, кушаем, гуляем....

Буклет "Дети - цветы жизни"

Буклет для родителей по правам ребенка....

Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!»

Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!» (фотоотчет)Два года назад я решила попробовать себя в чем-то новом, а так как я люблю рисовать и так же сильно люблю ...

Семинар-практикум "Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"

Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Цвета имеют свойства по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого челове...