Семинар для родителей "Дети - цветы жизни"
материал по психологии
"Дети - цветы жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_seminar.docx | 25.89 КБ |
deti-_tsvety_zhizni.pptx | 339.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для родителей на тему взаимоотношений между родителями и детьми «Дети – цветы жизни»
Психолог: Добрый день, уважаемые родители! Рада вас видеть! Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы поговорить о самом главном, о наших детях и особенностях взаимоотношений между родителями и детьми. Для того чтобы лучше погрузиться в сегодняшнюю тему, давайте для начала окунемся в наше детство. Давайте вспомним приятные мгновения из детства.
Погружение. Сядьте поудобнее, ноги поставьте так, чтобы они не чувствовали сопротивления, закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Представьте, что вы переноситесь в свое детство. Вам 6 лет. Теплый весенний день, светит солнце, поют птицы. Вы идете из детского сада, рядом с вами самый близкий человек, посмотрите, кто это. Посмотрите, во что он одет. Посмотрите, во что одеты Вы, рассмотрите себя с ног до головы. Вы берете его за руку и чувствуете его безмерную теплоту, безусловную любовь и безоговорочную надежность. Вы улыбаетесь друг другу неподдельной улыбкой. Вы в отличном настроении и полны детского задора. Вы идете медленным шагом в направлении родного дома. Вы наслаждаетесь особенным весенним запахом, ласково пригревает солнышко, а рука близкого человека греет изнутри Вашу душу. Ощущение счастья, беззаботности и умиротворения разливается по вашему телу, Вам ничего не страшно рядом со своим близким человеком. Вы знаете, что ему можно доверить любую тайну! С ним всегда тепло и спокойно. Вы знаете, что он любит Вас даже тогда, когда вы огорчаете его своими поступками. И Вы убеждены, что так будет всегда! А теперь вернитесь назад, в этот зал, открывайте глаза. Подумайте, так ли чувствуют себя ваши дети рядом с Вами?
Я не зря назвала этот семинар «Дети – цветы жизни», ведь давно известно, что от того как мы заботимся о них, от того в каких условиях они живут и растут напрямую зависит их благополучие в будущем.
Дети в дошкольном возрасте подобны сосуду, в который мы можем положить все, что угодно, но вложенное нами, взрослыми, рано или поздно даст свои результаты. Давайте наглядно посмотрим как поведение родителей и их отношение к ребенку влияет на формирование личности ребенка в целом. Вот стакан обыкновенной чистой воды, эта вода такая же чистая, как и душа ребенка изначально при рождении. Теперь мы начинаем воспитывать наших детей. Добавим в эту воду сахар – это теплые слова поддержки, положительный личный пример родителей, спокойные взаимоотношения между всеми членами семьи, это заинтересованность родителей во всех сферах жизни их ребенка, это адекватное реагирование родителей на «плохие» и «хорошие» поступки ребенка. Теперь добавим соль – это крики, оскорбительные и унизительные высказывания родителей в адрес детей. Например: ты ничего не можешь, ты глупый, ты снова хуже всех, ты слабый, ты плохой, я от тебя устала, я тебя больше не люблю и т.д. Добавим черную землю – это жестокое отношение к детям (физические и моральные наказания), это агрессивные взаимоотношения между родителями (скандалы, драки, оскорбления). Сахар растворится в воде и сделает её вкуснее и слаще, но не уберет из воды землю и соль. Со временем они осядут, но все же останутся в этой воде и стоит эту воду встряхнуть и все негативное снова поднимется и заполнит все пространство. И как бы мы не хотели, отсеять эту землю и соль всю без остатка уже невозможно. Так же и душа ребенка, накапливает то, что вкладывают в неё взрослые и в будущем это накопленное «добро» станет основой, на которой и будет строиться жизнь ребенка.
Психолог: Не зря говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!». Вы – главный пример для вашего ребенка. Вы, ваш образ жизни, ваши жизненные установки, ваше поведение, ваши взаимоотношения с окружающими, ваша манера реагировать на раздражающие или наоборот радостные события - это самый главный инструмент их воспитания. Ребенок все видит и слышит, впитывает и в результате копирует ваше поведение. Не столь важно что Вы говорите вашему ребенку, гораздо важнее какое поведение Вы ему демонстрируете. Если мама говорит ребенку: «Материться нельзя!», но при этом использует в речи сама бранные слова, то ребенок, конечно же, проигнорирует слова родителя и скопирует его поведение. Так же, зачастую, дети в своей уже взрослой жизни, при построении взаимоотношений в семье, с большой вероятностью, будут копировать взаимоотношения его матери и отца, которое он наблюдал в детстве. Давайте, посмотрим видеоролик о том, как отражается поведение родителей на дальнейшей жизни детей. (просмотр ролика «Счастье-это просто»)
Психолог: Теперь давайте поговорим о стилях воспитания.
Каждый родитель выбирает сам свой стиль воспитания ребенка. Кто-то просто неосознанно копирует стиль воспитания, которого придерживались его родители, кто-то анализируя свое воспитание и в общем свой жизненный опыт выбирает совершенно другой стиль воспитания. Давайте разберемся какие вообще существуют стили воспитания.
Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.
Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.
Родители, которые выбирают либеральный (попустительский) стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.
Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, какой он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность; осуждают не самого ребенка, а его поступок; прислушиваются к мнениям ребенка; проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Родитель, придерживающийся данного стиля, «правит жёсткой рукой в бархатной перчатке», всё больше ослабляя контроль по мере взросления ребёнка. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.
Упражнение «Стили родительского воспитания»
Уважаемые родители, сейчас мы с Вами попытаемся отразить с помощью пантомимики и жестов один из стилей родительского воспитания.
I группа – авторитарный;
II – либеральный;
III – демократический.
Остальные участники должны определить, какой из стилей был продемонстрирован.
Обсуждение:
– Какой из стилей, на ваш взгляд, является наиболее эффективным для воспитания?
– Какой из стилей наиболее близок лично вам?
Психолог: А теперь давайте порассуждаем о личных границах ребенка. Должно ли быть свое мнение у маленького ребенка, имеет ли он на него право? Безусловно, да! Конечно, задача родителей воспитывать детей, направлять, подсказывать и даже подталкивать. Но все же, не маловажно уважать выбор ребенка, брать его в расчет, стараться понимать и принимать этот выбор. Если с высоты вашего жизненного опыта Вам кажется что это неуместно, то нужно постараться переубедить или переключить ребенка на что-то другое, очень мягко и тактично, но не стоит категорично отметать выбор ребенка, если, конечно, это не несет опасности для ребенка и окружающих или не имеет каких-либо других серьезных последствий. Помните, не уважая выбор ребенка и пренебрегая его приоритетами, Вы формируете в нем низкую самооценку, безынициативность, пассивность, неумение и нежелание отстаивать свою точку зрения, что, конечно же, станет существенным барьером к достижению успехов в современном мире. Задавленный мнением родителей ребенок никогда не сможет обладать в полной мере такими качествами, как уверенность в себе, креативность, целеустремленность, самостоятельность и т.д. Давайте сейчас побудем немножко детьми, лишенными возможности выбирать.
Упражнение «Когда границы нарушаются»
Цель: рефлексия собственных способов нарушения границ своих детей.
Материалы: веревки (длиной 4 метра) по количеству участников.
Каждому участнику предлагается на полу отметить с помощью веревки свои границы. Участники сами выбирают, какого размера и формы они будут. Затем психолог, как бы не нарочно, начинает нарушать границы участников разными способами:
1. «Мне кажется, у окна вам будет комфортнее, перейдите к нему ближе».
Психолог молча переходит границы участника, поправляет веревку, выравнивает ее, кладет так, как кажется лучше ему.
2. «Посмотрите, как неровно у вас лежит веревка, какой вы невнимательный, могли бы постараться сделать аккуратнее».
3. «Ничего себе, как много пространства занимает ваша граница. Хороший человек должен быть скромным».
4. «Давайте будем с вами вдвоем на этой территории. Нам так будет лучше. Я вижу, что без меня вам трудно».
После этого идет обсуждение чувств участников:
- Вам приятны сейчас мои действия?
- Воспринимаете ли Вы меня сейчас своим «Соратником»?
-Как Вы думаете, значит ли что-то для меня Ваше мнение и Ваши желания?
-Захотели бы Вы обратиться ко мне за советом или просто поделиться чем-то важным и сокровенным?
Педагог-психолог: А теперь возьмите, пожалуйста, по цветку и раскрасьте их лепестки цветными карандашами. Сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по форме, размеру. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? Мы - взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Отсюда наше правило: Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Сравнивайте его же поступки: плохие и хорошие, рассуждайте и объясняйте ребенку на доступном для него языке.
Психолог: Еще я хотела бы сегодня поговорить о важности тактильного контакта между родителями и детьми. Нужно помнить, что ребенок нуждается в тактильном контакте с родителями. Объятия и теплые слова в умеренном количестве всегда положительно влияют на общий эмоциональный фон ребенка, это укрепляет вашу связь с ребенком, дает ему ощущение спокойствия и уверенности в том, что его любят. Ученые утверждают, что ребенку, как и взрослому, необходимо не менее восьми объятий в день. Кроме объятий положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка и на его взаимоотношения с родителями в целом простые «жульканья», «щекотания», легкие пощипывания. Это способствует эмоциональной разгрузке и ребенка и родителя, настраивает их на одну волну и, конечно же, сближает. Но во всем должна быть мера, излишнее проявление родительской любви может иметь и отрицательные последствия, например, в виде инфантильности ребенка в будущем. В завершении, хочу показать вам видео - ролик, который, конечно, смешной, но все же наводит на некоторые мысли (просмотр ролика «Если бы родители и дети поменялись местами»).
Психолог: Наше мероприятие подошло к концу. Всем большое спасибо за внимание и участие. Надеюсь что этот час вы провели не зря!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стили воспитания: Авторитарный стиль Р одители имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Такой стиль воспитания вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.
Стили воспитания 2. Либеральный (попустительский) стиль Родители почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Вследствие этого у ребенка формируется чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.
Стили воспитания 3. Демократический стиль Родители уважают личность ребенка, принимают его таким, какой он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность; осуждают не самого ребенка, а его поступок; прислушиваются к мнениям ребенка; проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети- цветы жизни
Конспект занятия...
Цветы жизни
Ркомендации для родителей по содержанию и уходу за комнатными растениями в детской комнате...
Дети - цветы жизни
Краткие изречения о семье, детях...
Дети-цветы жизни
Моя группа ГКП. Это мои детки. Так мы проводим день: играем, занимаемся, кушаем, гуляем....
Буклет "Дети - цветы жизни"
Буклет для родителей по правам ребенка....
Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!»
Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!» (фотоотчет)Два года назад я решила попробовать себя в чем-то новом, а так как я люблю рисовать и так же сильно люблю ...
Семинар-практикум "Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"
Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Цвета имеют свойства по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого челове...