КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ : "Создание психологически -безопасной среды в ДОУ"
консультация по психологии (подготовительная группа)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ : "Создание психологически -безопасной среды в ДОУ".Рассмотрены критерии безопасной образовательной среды в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №57 Консультация для педагогов «Создание психологически безопасной среды в ДОУ» Подготовила: педагог-психолог Хотяинцева М.В.

Слайд 2

Ц ель ДОО: сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка. Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра.

Слайд 3

Пирамида п отребностей человека по Маслоу

Слайд 4

Важным положением ФГОС дошкольного образования являются: обеспечение эмоционального благополучия дошкольников; это ориентация на гуманистическое взаимодействие ; учет индивидуальных потребностей детей ; о беспечение психологической безопасности образовательной среды Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия. Ребенок должен испытывать чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности

Слайд 5

Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей (угроз) или возможность надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными , дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности. Компоненты психологической безопасности образовательной среды Продуманное пространственное, цветовое и световое оформление среды. Свободный доступ к игрушкам, игровым материалам Реализация потребностей ребенка в игре, движении, познавательной активности, общении Ориентация на возрастные, физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития Компоненты стимулирующие собственную активность ребенка Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального творческого Поощрительное воздействие, эффективное использование педагогом всего спектра поощрений.

Слайд 6

Диады психологической безопасности и существующие в них угрозы Ребенок-взрослый: отсутствие доверительных отношений; отсутствие психологической поддержки, авторитарность; незащищенность ребенка; жестокость; безразличие, игнорирование; самоутверждение за счет ребенка; предвзятость, субъективизм; стили воспитания

Слайд 7

Ребенок-ребенок: нарушение межличностных отношений, насилие, низкая коммуникативная компетентность, деление на лидеров и изгоев, соперничество , игнорирование, плохие отношения между микрогруппами , прозвища, отклоняющееся поведение, агрессивность , вспыльчивость, насмешки и т.д.

Слайд 8

П едагог-педагог (администрация ) личная неприязнь, к онкуренция, низкий уровень культуры поведения и коммуникации, зависть, недоброжелательные отношения в коллективе, увеличение нагрузки,недооценивание важности работы. Детски сад- семья изменение состава семьи, патологии личности родителей, развод, завышенные требования к ребенку, пьянство, невнимание к ребенку, смерть одного из родителей, плохая забота о ребенке, семейные конфликты, педагогическая некомпетентность, неполная семья. Изменение социального и материального статуса. Жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни. Самым важным фактором психологической безопасности является отношение педагогов и родителей к ребенку.

Слайд 9

К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка следует отнести: 1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений. 2. Индивидуально-личностные особенности персонала , участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. 3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме. 4. Враждебность окружающей ребенка среды , ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка. 5. Интеллектуально-физические и психо -эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней. 6. Неправильная организация общения . Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых. Преобладание голоса взрослого над голосами детей. 7. Отсутствие понятных ребенку правил , регулирующих его поведение в детском обществе. 8. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания. 9. Недооценка значения закаливания , сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе 10 . Нерациональность и скудость питания , его однообразие и плохая организация. 11. Невнимание к ребенку со стороны родителей , асоци альная семейная микросреда и т. д. .

Слайд 10

Внутренние источники психологической безопасности 1 . Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения . В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми. 2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности . Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательно го чувства, как зависть. 3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно. 4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания. 5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Слайд 11

Мероприятия по обеспечению психологической безопасности ребенка в ДОО Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов Создание в группе комфортной эмоциональной обстановки(отсутствие необоснованных запретов, продуманная и последовательная система требований) 2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции. 3. Арома - и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения. 4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций . 5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах. 6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок. 7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы. 8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция. 9. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми и при этом соблюдение личных границ ребенка)

Слайд 12

Эмоциональное состояние воспитанников нашего ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Создание коррекционно – развивающей среды с использованием кукол азбуки».

         Использование наглядно – образных средств, в частности кукол, способствует развитию интереса к обучению, влияет на прочность знаний, умений и навыков, со...

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

Создание психологически безопасной среды в ДОУ

Создание психологически безопасной среды в ДОУ...

Консультация для педагогов "Создание предметно-развивающей среды для формирования основ безопасности в старшей и подготовительной группах"

В консультации для педагогов "Создание предметно-развивающей среды для формирования основ безопасности в старшей и подготовительной группах" представлен материал для педагогов по перечню уго...

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в образовательном учреждении»

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в образовательном учреждении»Новые условия, осознание важности и возрождение необходи...