КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ : "Создание психологически -безопасной среды в ДОУ"
консультация по психологии (подготовительная группа)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ : "Создание психологически -безопасной среды в ДОУ".Рассмотрены критерии безопасной образовательной среды в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.pptx | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ц ель ДОО: сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка. Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра.
Пирамида п отребностей человека по Маслоу
Важным положением ФГОС дошкольного образования являются: обеспечение эмоционального благополучия дошкольников; это ориентация на гуманистическое взаимодействие ; учет индивидуальных потребностей детей ; о беспечение психологической безопасности образовательной среды Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия. Ребенок должен испытывать чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности
Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей (угроз) или возможность надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными , дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности. Компоненты психологической безопасности образовательной среды Продуманное пространственное, цветовое и световое оформление среды. Свободный доступ к игрушкам, игровым материалам Реализация потребностей ребенка в игре, движении, познавательной активности, общении Ориентация на возрастные, физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития Компоненты стимулирующие собственную активность ребенка Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального творческого Поощрительное воздействие, эффективное использование педагогом всего спектра поощрений.
Диады психологической безопасности и существующие в них угрозы Ребенок-взрослый: отсутствие доверительных отношений; отсутствие психологической поддержки, авторитарность; незащищенность ребенка; жестокость; безразличие, игнорирование; самоутверждение за счет ребенка; предвзятость, субъективизм; стили воспитания
Ребенок-ребенок: нарушение межличностных отношений, насилие, низкая коммуникативная компетентность, деление на лидеров и изгоев, соперничество , игнорирование, плохие отношения между микрогруппами , прозвища, отклоняющееся поведение, агрессивность , вспыльчивость, насмешки и т.д.
П едагог-педагог (администрация ) личная неприязнь, к онкуренция, низкий уровень культуры поведения и коммуникации, зависть, недоброжелательные отношения в коллективе, увеличение нагрузки,недооценивание важности работы. Детски сад- семья изменение состава семьи, патологии личности родителей, развод, завышенные требования к ребенку, пьянство, невнимание к ребенку, смерть одного из родителей, плохая забота о ребенке, семейные конфликты, педагогическая некомпетентность, неполная семья. Изменение социального и материального статуса. Жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни. Самым важным фактором психологической безопасности является отношение педагогов и родителей к ребенку.
К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка следует отнести: 1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений. 2. Индивидуально-личностные особенности персонала , участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. 3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме. 4. Враждебность окружающей ребенка среды , ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка. 5. Интеллектуально-физические и психо -эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней. 6. Неправильная организация общения . Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых. Преобладание голоса взрослого над голосами детей. 7. Отсутствие понятных ребенку правил , регулирующих его поведение в детском обществе. 8. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания. 9. Недооценка значения закаливания , сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе 10 . Нерациональность и скудость питания , его однообразие и плохая организация. 11. Невнимание к ребенку со стороны родителей , асоци альная семейная микросреда и т. д. .
Внутренние источники психологической безопасности 1 . Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения . В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми. 2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности . Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательно го чувства, как зависть. 3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно. 4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания. 5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.
Мероприятия по обеспечению психологической безопасности ребенка в ДОО Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов Создание в группе комфортной эмоциональной обстановки(отсутствие необоснованных запретов, продуманная и последовательная система требований) 2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции. 3. Арома - и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения. 4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций . 5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах. 6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок. 7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы. 8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция. 9. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми и при этом соблюдение личных границ ребенка)
Эмоциональное состояние воспитанников нашего ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии создания психологически безопасной среды в ОУ.Мониторинг психологической безопасности образовательной среды.
Создание психологической безопасной среды...
Консультация для педагогов «Создание коррекционно – развивающей среды с использованием кукол азбуки».
Использование наглядно – образных средств, в частности кукол, способствует развитию интереса к обучению, влияет на прочность знаний, умений и навыков, со...
Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»...
Создание психологически безопасной среды в ДОУ
Создание психологически безопасной среды в ДОУ...
Консультация для педагогов "Создание предметно-развивающей среды для формирования основ безопасности в старшей и подготовительной группах"
В консультации для педагогов "Создание предметно-развивающей среды для формирования основ безопасности в старшей и подготовительной группах" представлен материал для педагогов по перечню уго...
Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в образовательном учреждении»
Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в образовательном учреждении»Новые условия, осознание важности и возрождение необходи...
Консультация для воспитателей "Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в образовательном учреждении"
Вашему вниманию предлагается консультация для воспитателей и презентация к ней....