Если ребенок дошкольник ворует
статья по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье представлен материал, который будет полезен педагогам - психологам ДОУ и родителям дошкольников. Включены приложения - "Лист достижений" и "Памятка для родителей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_rebenok_voruet.docx | 165.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок дошкольник ворует.
В дошкольном возрасте любой ребенок может в определенных обстоятельствах взять чужую вещь себе.
Важно, чтобы это не переросло в привычку. Маленькие (например, двухлетние дети способны взять тот предмет, который ему понравился. Он не соотносит свой поступок с плохим действием, что обижает другого ребенка, человека. Но очень остро может реагировать, обижаться, когда эту вещь или игрушку забрали у него. Поэтому повторим – первичен не сам предмет, а удовольствие, которое ребенок испытывает от обладание им.
В подобных случаях нужно разобраться, что лежит в основе поведения:
- Это компенсация ущерба от недостатка материнской нежности реальной или воображаемой.
- Ущемленность из – за отсутствия конкретных материальных благ.
Если в первом случае ребенок может вести себя не осознавая отрицательное поведение, то во втором случае дошкольник возьмет чужую вещь осознанно, ради обладания ей.
Повторим, что склонность к воровству у дошкольника может не иметь четких мотивов, обладать конкретным предметом. Чаще таким образом ребенок восполняет внимание и любовь близкого взрослого.
Важно не упустить момент.
Советы для родителей:
- Попробуйте уделить больше внимания, времени, своего терпения ребенку;
- Покажите ребенку, что вы в курсе его поступка;
- Четко выскажите отрицательную оценку действиям ребенка. Учтите, мы оцениваем не самого ребенка, а поступок. Четко и спокойно. Выдаем реакцию на поступок. Не откладывая на долгий период;
- Рассказать о последствиях. Объяснить, о тех чувствах, которые испытывает ребенок, лишившийся своей вещи;
- Объясните, что за последующее повторение последует наказание;
- Если нравиться вещь, подойди и попроси;
- Поиграл чужой вещью, обязательно верни ее.
Эмоционально – волевая сфера и произвольность поведения начинают формироваться к 6 – 7 годам, поэтому у дошкольников возникает трудности с контролем своего поведения. Если паталогическое поведение не уменьшается, при этом удовлетворена потребность в повышенном внимании со стороны близкого взрослого и обладание конкретным предметом, то можно говорить о болезненном влечении к совершению краж и расстройствам импульсивного контроля – клептомании.
Данное заболевание может диагностироваться у детей младшего школьного возраста. Чтобы вылечить клептоманию у ребенка, нужна психотерапевтическая помощь (групповая, поведенческая, обучение контролю), когнитивная терапия (работа с неприятным чувством стыда, тревожности, возможностью быть наказанным).
Для детей дошкольного возраста, с целью определения внутрисемейного стиля эмоциональной близости можно использовать следующие проективные методики:
- «Моя семья» в интерпретации В.К. Лосевой;
- «Тест Рука» тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру
- Методика (СОМОР) Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка. Н.Я. Семаго.
В прикладном анализе поведения, с целью формирования желаемого поведения используют систему подкреплений. Предлагаю взять на вооружение отработанную технику. Больший упор делаем на положительное подкрепление. Ребенок получит желаемый предмет (подкрепление), если будет выполнять определенные задачи и соберет нужное количество жетонов (наклеек, отличительных значков). Для этого предлагаю воспользоваться Листом достижений. Приложение 1.
Необходимо заранее обговорить с дошкольником, какие действия он будет выполнять, то есть взрослый ожидает их выполнения. Отмечайте именно успехи. Действия подбираются в соответствии с текущими навыками ребенка и с учетом зоны ближайшего развития. В данный список включаем желаемую функцию поведения – не брать чужие вещи. В качестве приза используем положительное подкрепление. Для дошкольника первичными будут получение «вкусняшек» (продукт, который любит есть ребенок), далее – предмет обладания (игрушка, поход в развлекательный центр) и в последствии, подкрепление переходит в эмоциональную форму – объятия, похвала.
Конечно, процесс коррекции нежелательного поведения не будет быстрым, сиюминутным. Поэтому запаситесь терпением, будьте настойчивы и устойчивы в своих действиях!
Приложение 1.
Приложение 2
Если ваш ребенок дошкольник ворует.
Памятка для родителей.
В дошкольном возрасте любой ребенок может в определенных обстоятельствах взять чужую вещь себе.
Важно, чтобы это не переросло в привычку. Маленькие (например, двухлетние дети способны взять тот предмет, который ему понравился. Он не соотносит свой поступок с плохим действием, что обижает другого ребенка, человека. Но очень остро может реагировать, обижаться, когда эту вещь или игрушку забрали у него. Поэтому повторим – первичен не сам предмет, а удовольствие, которое ребенок испытывает от обладание им.
- Попробуйте уделить больше внимания, времени, своего терпения ребенку;
- Покажите ребенку, что вы в курсе его поступка;
- Четко выскажите отрицательную оценку действиям ребенка. Учтите, мы оцениваем не самого ребенка, а поступок. Четко и спокойно. Выдаем реакцию на поступок. Не откладывая на долгий период;
- Рассказать о последствиях. Объяснить, о тех чувствах, которые испытывает ребенок, лишившийся своей вещи;
- Объясните, что за последующее повторение последует наказание;
- Если нравиться вещь, подойди и попроси;
- Поиграл чужой вещью, обязательно верни ее.
Конечно, процесс коррекции нежелательного поведения не будет быстрым, сиюминутным. Поэтому запаситесь терпением, будьте настойчивы и устойчивы в своих действиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Что делать, если ребенок ворует?
Статья имеет консультативный характер и предназначена для родителей детей дошкольного возраста. В ней рассматриваются причины детского воровства, его возрастные аспекты, а также даны рекомен...
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: Если ребенок ворует
Как только вы выявили, что ваш ребенок берет чужие вещи, не паникуйте. Это еще не значит, что он станет вором. Вы должны знать, маленькие дети не воруют в том смысле слова, как мы понимаем. У них свои...
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок ворует?»
Многие родители испытывают растерянность и даже страх, столкнувшись с детским воровством. Оно относится к так называемым «стыдным» проблемам. Взрослым чаще всего неловко говорить на эту тему, им...
Консультация для родителей "Если ребенок дошкольник берет чужие вещи"
консультация для родителей детей дошкольного возраста...
Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)
На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...
Консультация для родителей « Если ребенок-дошкольник ворует»
В консультации рассмотрены основные мотивы, которые толкают дошкольников на «воровство» и даны рекомендации родителям по предотвращению детского воровства....
Что делать, если ребенок – дошкольник обманывает?
Действительно, маленькие дети иногда говорят неправду. И, наверное, каждый из Вас был свидетелем таких ситуаций. Сначала мы, взрослые, часто не реагируем на такие проявления детей, порой нас просто за...