«Дошкольник и мир социальных отношений» Консультация для педагогов ДОУ
консультация по психологии
Все мы являемся членами общества, живем в социуме, в котором каждый из нас ежедневно общается с окружающими людьми.
Социальные отношения – это отношения между людьми и их объединениями в целях обеспечения личных и общественных потребностей.
Первые уроки человеческих взаимоотношений ребенок получает в детстве. Те навыки общения, которые у него закладываются с первых лет жизни, во многом определяют успешность дальнейших отношений уже взрослого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_doshkolnik_i_mir_sotsialnyh_otnosheniy.docx | 24.22 КБ |
prezentatsiya_rebenok_i_sots_otnosheniya.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Яйский детский сад "Чайка"
«Дошкольник и мир социальных отношений»
Консультация для педагогов ДОУ
Подготовила:
педагог-психолог
Булгакова
Валентина Михайловна
Яя, 2024 г.
«Дошкольник и мир социальных отношений»
Консультация для педагогов ДОУ
Все мы являемся членами общества, живем в социуме, в котором каждый из нас ежедневно общается с окружающими людьми.
Социальные отношения – это отношения между людьми и их объединениями в целях обеспечения личных и общественных потребностей.
Первые уроки человеческих взаимоотношений ребенок получает в детстве. Те навыки общения, которые у него закладываются с первых лет жизни, во многом определяют успешность дальнейших отношений уже взрослого человека.
Первым образцом для ребенка, первым консультантом по общению являются именно родители и педагоги дошкольного учреждения.
И среди малышей можно уже наблюдать активных исследователей, интересующихся всем, что их окружает; лидеров - инициаторов и заводил в играх; наблюдателей - пассивных «середнячков», ничем среди других не выделяющихся.
Исследования ученых показали, что группа сверстников является важнейшим условием формирования коммуникативных способностей. При этом организация общения и деятельности в детском коллективе взрослым обеспечивает дополнительную мотивацию ребенка к коммуникативному взаимодействию.
Почему важно общение?
- Активное общение ребенка - обязательное условие его нормального развития.
- Процесс общения способствует формированию речевой активности, обуславливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей, а также наличие у членов группы общей цели, которая приводит к большей сплоченности.
- Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, более,0 чем другие, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.
То, какими чертами обладает ребенок, определяет путь его познания мира, в том числе и мира человеческих отношений.
В различных изданиях по детской психологии встречаются характеристики следующих типов «непопулярных» среди сверстников дошкольников.
«Любимчик». Дети не любят сверстников, которых постоянно выделяют воспитатели (особенно, если им неизвестна причина покровительства), ставят на особое место, занимаются и делают поблажки.
«Прилипала». Дети избегают или настроены агрессивно к тем, кто постоянно старается привлечь к себе внимание неважно: положительное или отрицательное), хватает за одежду, забирает вещи, обнимает и удерживает против воли объекта привязанности, постоянно заглядывает в глаза собеседнику.
«Клоун». Дети переводят на него всю вину и неудачи коллектива («...Это Р, он всегда так делает») Его реплики вызывают смех, на занятиях он выкрикивает разную ерунду, стараясь иметь хоть немного внимания в коллективе, быть интересным группе сверстников. Его перестают воспринимать всерьез, привлекать в свою команду.
«Озлобленный». От него отстраняются, не хотят стоять в паре, сидеть за одним столом ... Он, не умея найти место в коллективе, ведет себя так, будто мстит окружающим за свои неудачи. На занятиях мешает детям, стучит по столу, перебивает тех, кто отвечает ...
«Незаметный». К такому ребенку никто не бежит навстречу после выходных, не замечает, что его нет в группе, никто не выбирает его в команду на эстафетах. Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застенчивый, не знает, как обратить на себя внимание.
«Неряха». Такому ребенку не хотят давать руку в хороводной игре, сидеть за обеденным столом, вместе играть игрушками. Он плохо владеет навыками личной гигиены, у него не сформированы самоконтроль и дисциплина, в его шкафчике всегда лишние вещи, свою одежду носит неряшливо, постоянно жалуется на отсутствие друзей и игрушек.
Есть ли у вас в группе есть такие дети и как можно помочь им справляться с трудностями в общении со сверстниками? Какие же корректирующие воздействия может использовать педагог в работе с «непопулярными» детьми?
Применяя на практике данные способы воздействия, можно достичь значимых результатов в формировании уважительного отношения и дружбы между детьми в условиях детского сада.
1. Помогите каждому ребенку сформировать собственный положительный имидж, особенно когда речь идет о новичке, замкнутом или неуспешном ребенке: принимайте активное участие в выработке общественного мнения о нем, как за содействие в различных областях деятельности (вовремя прийти на помощь, продемонстрировать поддержку инициативы, обеспечить возможность реализации плана и т.д.), так и ненавязчивыми положительными высказываниями типа: «Саша всегда хочет всех чем-то угостить», «У нас Саша никогда не забудет собрать игрушки на площадке» и т.д. Разумеется, количество таких высказываний должно быть соразмерным и касаться разных детей, иначе захваливание отдельного ребенка может привести к обратному эффекту. Неадекватная чрезмерная похвала формирует у детей искаженное представление о мире и себе, и, в конце концов, тормозит процессы самоотношения и саморазвития.
2. Практикуйте разные способы демонстрации симпатии и привязанности друг к другу: аплодисменты в ситуации успеха и как средство поддержки; поднятый вверх большой палец за успех; разнообразные ритуальные движения (можно придумать вместе с детьми) и др.
3. Используйте соответствующую лексику, поддерживающие действия и жесты: «Я тебе сочувствую!», «Чем я могу тебе помочь!», «Я с тобой!», «В следующий разу тебя обязательно получится!», «Ты достоин доверия!» и т.д.
Жесты - взять за руку, погладить по голове, похлопать по плечу, подмигнуть. Поступки - пригласить к игре, поделиться чем-то и т.д.
4. Учите детей проявлять благодарность к сверстникам и взрослым. Для этого рядом с соответствующей словесной лексикой («спасибо», «ты мне очень помог», «ты приятный человек» и т.д.) можно использовать специальные приемы: рисование смайликов или рисунков благодарности. Конечно, воспитатель подскажет, за что можно поблагодарить своего сверстника и как об этом можно сказать.
5. Стоит обогатить практику утреннего сбора играми и упражнениями, направленными на формирование дружеских отношений, чувств симпатий и привязанностей.
6. Обратите особое внимание на изменение отношения к детям, которые по каким-то причинам были неуспешными в деятельности или поведении. Стоит приложить все усилия, чтобы каждый ребенок переживал радостные чувства успешности. Если ребенок продемонстрировал неприемлемые формы поведения, стоит подтвердить ценность его как личности («Ты у нас такой молодец!», «Мы привыкли тобой гордиться!» и т.п.), вместе с тем решительно признать недопустимость такого поведения. Детям группы нужно пояснить, что намерения у товарища были хорошими, но тот пока не умеет правильно себя вести.
7. Обратите внимание на детей, которые чувствуют себя одинокими, при этом имеют неуверенный, тревожный вид, а иногда являются демонстративными или придирчивыми. Чаще приглашайте их к совместным делам, одновременно с уважением относитесь к их желанию побыть в одиночестве. Выделите время в течении дня для индивидуального общения, помогите им найти друзей, предложите интересное дело. Сделайте так, чтобы они периодически попадали в центр внимания всей группы (поручите что-то разложить на столы или заводить колонну детей в зал).
8. Обустройте в группе «уголок мира» или «коврик доверия». Для этого выделите отдельное уютное место, положите туда коврик, на котором могут разместиться двое-трое детей. Вместе с детьми украсьте это место, обозначьте выразительным символом.
Цель такого мероприятия в том, чтобы стимулировать воспитанников к самостоятельному мирному решению проблем, возникающих в отношениях и сформировать внутреннее спокойствие и уверенность в том, что любые спорные ситуации будут решаться справедливо. Воспитатель постоянно проводит мысль о том, что любую проблему следует обсуждать, находить приемлемое для всех решение.
Психологические упражнения на формирование дружеских отношений между детьми и сплочение детского коллектива
«Мы разные»
Двое детей, например, те на кого меньше всего обращают внимания в коллективе, выходят из группы. Все остальные должны как можно точнее описать их внешний вид. Взрослому важно следить за тем, чтобы высказывания дети не были оскорбительными для тех, кого описывают.
«Что я люблю, не люблю»
Каждый должен решить, что он больше всего любит и не любит, и выразить это. Взрослый: «Вас так много, и вы все такие разные, но большинству из вас нравится и не нравится одно и то же. То есть вы похожи, у многих из вас общие интересы, а значит, вам будет легко понять друг друга».
«Дорисуй полукруг»
На листе бумаги нарисован полукруг. Детям раздаются такие же образцы. Они должны представить, на что похож полукруг и дорисовать его на своих листочках. Вывод. «Каждый, глядя на это полукруг, представил что-то свое. При этом, что у вас столько общего, у каждого из вас есть собственное мнение? Это прекрасно и очень интересно».
«Закончи предложение»
Детям предлагается закончить предложение:
- Я не люблю, когда дети в группе ...
- Было бы очень хорошо, если бы дети в нашей группе ...
Цель - проанализировать, что нравится и не нравится детям в поведении сверстников.
«Рисунок по кругу»
Суть этого метода заключается в произвольном рисовании того, чего хочется ребенку. Через определенный промежуток времени рисунок передается другому ребенку, сидящему рядом. Так происходит несколько раз. Затем проводится обсуждение полученных рисунков.
«Волшебные очки»
Воспитатель: У меня в руках волшебные очки. Все, кто их надевает, видит в человеке только хорошее. Я вижу… Цель этих игр - развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.
«Как расположить к себе окружающих»
Ведущий напоминает золотое правило нравственности «Относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». С детьми определяются приемы, которые помогают наладить отношения с окружающими: улыбка, спокойный тон, вежливые слова, знаки внимания и заботы ...
«Самооценка»
Детям предлагаются макеты многоэтажных сказочных домиков. Отмечается, что фея-волшебница приглашает в гости на первый этаж - некрасивых, ленивых, глупых детей; на второй - немного лучших; на следующий - еще лучших, а на самый высокий этаж - красивых, умных, общительных. Детям нужно прикрепить свое имя на тот этаж, на который, по их мнению, они считают себя достойными пойти.
Так постепенно, шаг за шагом формируется умение ребенка-дошкольника жить в мире людей, строить дружеские отношения, сотрудничать, решать конфликты. А задача педагога оставаться рядом, поддерживать и направлять маленького человека на пути к его взрослению. Ведь именно в мире социальных отношений и формируется личность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальные отношения – это отношения между людьми и их объединениями в целях обеспечения личных и общественных потребностей. Группа сверстников в детском саду является важнейшим условием формирования коммуникативных способностей.
Активное общение ребенка - обязательное условие его нормального развития. Процесс общения способствует формированию речевой активности и поведенческих особенностей. Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству. Почему важно общение?
Типы «непопулярных» сверстников «Любимчик» «Прилипала» «Клоун» «Озлобленный» «Незаметный» « Неряха »
Корректирующие воздействия, которые может использовать педагог в работе с «непопулярными» детьми Помогите каждому ребенку сформировать собственный положительный имидж, особенно когда речь идет о новичке, замкнутом или неуспешном ребенке. Практикуйте разные способы демонстрации симпатии и привязанности друг к другу. Используйте соответствующую лексику, поддерживающие действия и жесты.
4. Учите детей проявлять благодарность к сверстникам и взрослым. 5. Стоит обогатить практику утреннего сбора играми и упражнениями, направленными на формирование дружеских отношений, чувств симпатий и привязанностей. 6. Обратите особое внимание на изменение отношения к детям, которые по каким-то причинам были неуспешными в деятельности или поведении.
7. Обратите внимание на детей, которые чувствуют себя одинокими, при этом имеют неуверенный, тревожный вид, а иногда являются демонстративными, или придирчивыми. 8. Обустройте в группе «уголок мира» или «коврик доверия».
Психологические упражнения на формирование дружеских отношений между детьми и сплочение детского коллектива: «Мы разные»; «Что я люблю, не люблю»; «Дорисуй полукруг»; «Закончи предложение»; «Рисунок по кругу»; «Волшебные очки»; «Как расположить к себе окружающих»; «Самооценка».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Дошкольник и мир социальных отношений»
Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...
Консультация для педагогов «Дошкольник и мир социальных отношений»
То, какими чертами обладает ваш ребенок, определяет путь его познания мира, в том числе и мира человеческих отношений. Данный материал будет интересен педагогам- практикам....
Консультация для педагогов ДОУ: «Дошкольник и мир социальных отношений»
Консультация о развитии навыков поведения в обществе...
Консультация для педагогов ДОУ «Дошкольник и мир социальных отношений»
Консультация для педагогов ДОУ «Дошкольник и мир социальных отношений»...
Консультация для педагогов ДОУ: "Дошкольник и мир социальных отношений"
Консультация для педагогов ДОУ: «Дошкольник и мир социальных отношений»...
Консультация для педагогов Дошкольник и мир социальных отношений
Те навыки общения, которые у ребенка закладываются с первых лет жизни, во многом определяют успешность дальнейших отношений уже взрослого человека...
Консультация для педагогов ДОУ: «Дошкольник и мир социальных отношений»
Мы живем в мире людей и ежедневно общаемся с окружающими. Но первые уроки человеческих взаимоотношений каждый ребенок получает в детстве. Те навыки общения, которые у ребенка закладываются с первых ле...