Тренинг
методическая разработка по психологии

Елена Николаевна Шамина

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ

ТРЕНИНГА «УЧУСЬ ЛЮБИТЬ …»

п. Коноша,

18.11.2024

Участники: педагоги

Цель: профилактика эмоционального выгорания.

Задачи:

- помочь справиться с хронической усталостью, раздражением, негативными переживаниями;

- развивать умение вступать в контакт с самим собой, научить вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе;

- познакомить с техниками самоуправления и саморегуляции;

- преодолеть эмоциональное истощение, восполнить дефицит положительных эмоций.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, карандаши, фломастеры, мелки, листы белой бумаги формата А4, зеркала, стулья (по количеству участников), монетка, мяч.

Дата и время проведения: 17.11.2024 

Место проведения: музыкальный зал

Время проведения: 13.45. – 14.55

Продолжительность: 1 час 10 минут

Ход тренинга.

Вводная часть, приветствие

Педагог-психолог:

- Добрый день, дорогие коллеги! Я рада видеть вас на нашей первой в этом учебном году встрече. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Предлагаю немного поиграть и настроиться на работу.

Игра-разминка «Ассоциация» (участники сидят в кругу)

Педагог-психолог:

- Я начну фразу, бросаю вам мяч, а вы, поймав его, продолжите эту фразу.

Если представить, что педагог - это цвет, то какой?

Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог – это настроение, то какое?

Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?

Если педагог – это время года, то какое?

Если педагог – это вид спорта, то какой?

Если педагог – это блюдо, то какое?

Если педагог – это день недели, то какой?

Если педагог – это животное, то какое?

Если педагог – это шоколад, то какой?

Если педагог – это буква, то какая?

Если педагог – это музыкальный инструмент, то какой?

Если педагог – это дерево, то какое?

Если педагог - это птица, то какая? И т.д. (вопросы по количеству участников).

- Молодцы, коллеги. Вы очень креативно мыслите, ответы получились оригинальными. Действительно, профессия «педагог» – очень творческая, яркая и насыщенная, требующая огромного терпения и нескончаемой энергии. Можно бесконечно перечислять ассоциации и качества, которыми обладает педагог.

- Ну, что ж, немного поиграли, разогрелись, продолжим наше общение.

- Закройте, пожалуйста, глаза и сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Помолчите несколько мгновений. Возьмитесь все за руки. Почувствуйте энергию, исходящую от руки соседа. Подумайте о том, что стремление всего коллектива совпадает с мечтами каждого из вас. Каждая из женщин стремится к здоровью и благополучию. Все ждут любви и стараются реализовать свой творческий потенциал. Сегодня мы будем усваивать новые позитивные идеи, которые могут улучшить нашу жизнь. Все хорошо, мы спокойны, мы в безопасности! Повторите! Все хорошо, мы спокойны, мы в безопасности! Один, два, три – откройте глаза.

Основная часть.

Упражнение «Совместный счёт»

Педагог-психолог:

- Сейчас я предлагаю вам встать и разойтись по залу (участники расходятся по залу). Закройте глаза.

Слушаем задание: нужно досчитать до десяти коллективно. Кто-то говорит: «один», кто-то другой – «два» и т.д. Если очередное число произносят одновременно несколько педагогов, то счёт начинается сначала. Разговаривать во время упражнения нельзя (дать участникам время на выполнение задания). Итак, начали (участники выполняют задание).

- Коллеги, молоды! Отлично справились с этим заданием. Садитесь на свои места. Продолжим.

Упражнение «Мой герб» (7 мин.)

Педагог-психолог:

- Был в старину такой обычай – изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, то есть краткое изречение, которое выражает основную идею или цель деятельности владельца. Сейчас я предлагаю вам нарисовать свой герб, который отражает ваше жизненное кредо, отношение к миру и к самому себе. Желательно, чтобы пока вы рисуете, другие участники тренинга не видели ваш рисунок. На рисование вам даю 7 минут. Подписывать рисунки не надо. По окончании рисования ваши работы сдайте мне (педагог-психолог раздает участникам листы бумаги, карандаши. Когда воспитатели закончат, раздать им рисунки коллег и предложить отгадать, кому принадлежит герб. Хозяин герба объясняет значение своего герба).

- Гербы получились у всех разные и, порой было трудно определить их хозяина. Но вы справились, молодцы!

- Продолжим наше общение и далее предлагаю поработать с лесенкой.

Упражнение «На какой я ступеньке?»

(Педагог-психолог раздает бланки с изображением лестницы из 10 ступенек, дает инструкцию к выполнению задания).

- Коллеги, а сейчас вам такое задание:

- Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь.

(После того, как все нарисовали, педагог-психолог сообщает ключ к методике.)

- На 1 – 4-й ступеньке – самооценка занижена, на 5 – 7-й – самооценка адекватная, на 8 – 10-й ступеньке – самооценка завышена.

Информационный блок

Педагог-психолог:

- Чтобы быть счастливой, чтобы у вас всегда были хорошие отношения на работе, с окружающими вас людьми, вы должны научиться любить себя. Если вы не любите себя, вы не можете наслаждаться положительными взаимоотношениями. Если вы думаете, что любовь к самому себе – это тщеславие и самовлюбленность, то это не так. Тщеславие и чванство – это следствие недостатка самоуважения. Если вы, например, зациклены на своей внешности, то чувствуете себя неуверенно и пытаетесь сделать себя более приемлемым для окружающих. Но ваше достоинство не вытекает из физической красоты: оно основано на том, насколько мы любим себя. Если вы не любите себя, то не можете любить и других. Любовь к себе всегда помогает оставаться спокойными и уверенными в себе. Вы должны любить себя такими, какие вы есть, и знать, что вы достойны любви.

Тест «Люблю ли я себя»

Педагог-психолог:

Для того, чтобы узнать, насколько вы себя любите, я предлагаю пройти тест. Для этого вам нужно ответить на 11 вопросов (педагог-психолог раздает бланки и карандаши, педагоги отвечают на вопросы) и проставить баллы.

- Я вижу, что все закончили отвечать на вопросы теста. А теперь суммируйте набранные баллы и у вас получится определенное число. Например, число 7. Это означает, что вы любите себя на 7 баллов из 11, иначе говоря, это ваш уровень принятия себя на данный момент.

Продолжим наше общение и далее предлагаю поработать с зеркалом.

Упражнение «Работа с зеркалом»

(Педагог-психолог раздает каждому участнику зеркало).

- Давайте сейчас поработаем с зеркалом. Возьмите зеркало, посмотрите с любовью, глядя в глаза своему отражению, и скажите: «Я люблю тебя, я в самом деле люблю тебя». Повторите эту фразу три раза.

- Полюбуйтесь на себя. Посмотрите, как вы прекрасны. Занимайтесь этим каждое утро, говорите себе: «Я люблю тебя. Что я могу сделать для тебя сегодня, чтобы быть счастливой?». Повторите эту фразу три раза. Затем прислушайтесь к своим внутренним потребностям. Это может быть что-то незначительное, но, прислушиваясь, вы начнёте доверять себе и скоро обнаружите, что вам легче доверять и остальным. Если у вас появляются неприятные ощущения, подойдите к зеркалу и скажите себе ласковые слова, напомните себе: «Все в порядке, я по-прежнему люблю тебя» Повторите эту фразу три раза. Подождите, когда уйдут плохие мысли, они уничтожаются вашим желанием любить себя. Помните, что любовь к себе намного важнее любого переживания: эмоции стихнут, а ваша любовь останется неизменной. Если происходит что-то восхитительное, подойдите к зеркалу и скажите: «Спасибо. У меня все замечательно, все хорошо». Признайте, что вы – причина всего хорошего в вашей жизни. Чем больше вы уважаете себя, тем чаще у вас будет повод для уважения.

- Я думаю, что вы будете обращаться к зеркалу. Это, действительно, работает и для этого не требуется много времени.

Ну, что ж, засиделись, пора отдохнуть и сделать зарядку.

Упражнение «Психологическая зарядка»

Педагог-психолог:

- Коллеги, предлагаю выполнить небольшую психологическую зарядку.

Рекомендую делать её каждое утро. Итак, начнём.

1. Левой рукой поглаживайте себя по затылку, скажите: «Я одобряю себя».

2. Ноги на ширине плеч. Вращайте головой по часовой стрелке и повторяйте: «Я думаю о хорошем».

3. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены. Делаем наклоны туловища вправо – влево, говорим: «Каждый день чудесен».

4. Принимаем позу цапли: руки в стороны, поднять ногу, согнутую в колене, говорим: «Я – королева». Повторяем с другой ногой.

5. Ноги на ширине плеч, делаем круговые движения руками и говорим: «Мои мечты сбываются».

6. Приседаем, выпрямляемся и говорим: «Я решаю любые проблемы».

7. Массируем мочки ушей, зажмуриваем попеременно правый и левый глаз, говорим: «Будущее прекрасно».

8. Правой рукой поглаживаем левый локоть и говорим: «Я любима, любима». Затем поглаживаем левой рукой правый локоть.

9. Перекатываемся с носка на пятку и говорим: «Мне все удается».

Эти упражнения помогут вам овладеть приемами релаксации, повысят ваш энергетический потенциал. Каждое упражнение повторяйте от 3 до 6 раз.

Я думаю, что стоит попробовать делать такую зарядку, что поможет нам быть более позитивными и уверенными в себе.

Просмотр видео «Пять уроков успеха от природы» (4 мин.)

Педагог-психолог:

- Действительно, у животных есть чему поучиться. Глядя на них понимаешь, что жизнь прекрасна и что все в наших руках.

Заключительная часть.

Рефлексия – упражнение «Орел и решка»

- Коллеги, предлагаю закончить нашу встречу игрой с монеткой. Предлагаю по очереди каждому из вас подбросить монетку вверх и поймать её. Если монетка упадёт решкой вверх, то вам нужно ответить на вопрос: «Какое упражнение, на ваш взгляд, было наиболее удачным?». Если монетка упадёт орлом вверх, то ответьте на вопрос: «Что было для вас сложным и что запомнилось?».

- Коллеги, спасибо за обратную связь. Вы – большие молодцы!

В завершение встречи хочу ещё раз напомнить вам, что любовь к самим себе – это та сила, что исцеляет нас. Я желаю вам любить себя и отдавать любовь другим. Научившись любить себя, мы становимся сильными. Люди, хорошо чувствующие себя, естественно, привлекательны, потому что обладают замечательной аурой. Они всегда побеждают в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...