Кризис 3-х лет
материал по психологии (младшая группа)

Ануфриева Наталья Евгеньевна

Родительское собрание. Кризис детей 3-х лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_3h_let.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САЛЕМАЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Выступление педагога-психолога на родительском собрание

во 2 младшей группе

Тема: «Кризис 3-х лет»

Выступление подготовила:

педагог-психолог: Ануфриева Наталья Евгеньевна

с. Салемал

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросе психологического развития ребёнка в период кризиса 3-х лет.

Задачи:

  • расширить знания родителей о кризисе 3-х лет;
  •  актуализировать проблемы воспитания и развития ребёнка 3-летнего возраста;
  • дать рекомендации по взаимодействию с ребёнком.

Форма проведения: групповая консультация, мозговой штурм.

Длительность: до 30 мин.

Оборудование: презентация, флипчарт, маркеры, 2 листа формата А3 с изображением силуэта человека, 2 мольберта, клубок ниток (мяч).

Рекомендации по организации пространства: в помещении поставить 2 стола.

Предварительная работа: на ватмане нарисовать силуэт человека (2 шт.)

Ход мероприятия:

Слайд № 1

Здравствуйте, уважаемые родители! Наше собрание посвящается одному из важнейших периодов в жизни ребёнка 3-х лет, а именно кризису 3-х лет.  Сейчас ваши дети находятся именно в таком возрастном периоде. Скажите, заметили ли вы какие-то изменения в поведении детей? (ответы родителей). Что это за изменения? (родители отвечают, а психолог записывает их ответы на флипчарте). Все эти изменения говорят о том, что ребёнок находится в важном для него возрастном периоде кризисе 3х- лет. На этом этапе происходит становление новых качеств, перестройка личности ребёнка. Это первое выражение своего «Я», попытка ребёнка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис 3 лет называют «Семизвездием симптомов». Что это за симптомы?

Слайд № 2

Симптомы кризиса 3 лет

  1. Негативизм. Ребёнок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требования или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив- сделать наоборот. Негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем.
  2. Упрямство. Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
  3. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Ребёнок всё хочет сделать и решить сам. Это положительное явление, но во время кризиса трёх лет усиленная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не соответствует возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
  4. Своеволие. Это когда ребёнок всё хочет делать сам.
  5. Бунт против окружающих. Ребёнок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно.
  6. Обесценивание. В глазах ребёнка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёхлетний ребёнок может ругаться, отбросить или сломать любую игрушку и т.п.
  7. В семьях с одним ребёнком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае её ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и самому себе.

Давайте сейчас с вами попробуем определить, каким должен быть родитель, чтобы выдержать все эти проявления. Для этого я предлагаю разделиться на две равные группы (родители делятся). Одна группа занимает места за этим столом (психолог показывает жестом), а вторая группа за этим (психолог показывает жестом).

Перед вами силуэты человека. Задача вашей группы (показывает жестом) написать внутри силуэта человека качества родителя, которые будут помогать ребёнку проживать кризис 3-х лет. Ваша группа (показывает жестом) будет писать качества родителя, которые будут мешать полноценному проживанию ребёнком кризиса 3-х лет, тормозить его развитие. Качества необходимо написать за пределами силуэта человека. У вас на выполнение задания 5 минут.

Отлично, вижу, что ваши плакаты готовы. Давайте, зачитаем что у нас получилось (психолог вывешивает плакаты на мольберты и зачитывает характеристики). У вас получились 2 замечательных портрета, где наглядно видно какие качества родителя будут помогать и мешать ребёнку полноценно проживать кризисный период.

Конечно же идеальных родителей не бывает и в каждом из нас есть качества этих обоих родителей (показывает жестом на плакаты). И нам решать, какие качества мы будем предъявлять ребёнку.

В заключение мне хотелось бы озвучит несколько рекомендаций по взаимодействию с ребёнком в период кризиса 3-х лет.

  • Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
  • Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
  • При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение.  Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ.  Ребенок должен усвоить, что криком, слезами и истерикой нельзя манипулировать родителями.
  • Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром. 
  • Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.
  • Постарайтесь давать возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).
  • Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол, вытереть пыль и т.д.
  • Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать несложные самостоятельные решения. 
  • Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации. Бывают ситуации, когда ребенок взял какую-то вещь и ни в какую не хочет отдавать или хочет надеть определенную одежду и никакую другую. Попробуйте найти с ребенком компромисс. Например, если он взял на детской площадке чужую игрушку, а потом не хочет отдавать, предложите ему его же игрушку, только со словами: «А твоя машинка быстрее ездит и колеса у нее больше!». Тоже касается и одежды. Старайтесь проговаривать с ребенком каждую ситуацию, мотивируя, почему сегодня лучше надеть вот это, а не это.
  • Чаще показывайте ребенку свою любовь, хвалите, обнимайте его. И, когда ругаете, объясняйте ребенку, что его самого вы очень любите, вам не нравится, то, что он сделал. 
  • Важно знать, что в возрасте 3 лет игра становится для ребенка ведущей деятельностью, поэтому используйте игровые приемы в общении с ребенком. Например, если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ним.  
  • Не следует ставить ребёнку общих оценок, обзывать ребенка. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для дальнейших психологических проблем.

На этом моё выступление подходит к концу и для меня было бы важно получить от вас обратную связь. Я предлагаю по кругу передавать клубок ниток (мяч) и продолжить фразу: «Сегодня я поняла … или сегодня я узнала…, или сегодня я вспомнила …, уточнила …»

Всем спасибо за внимание и обратную связь. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....