Консультация Как бороться с истерикой у ребёнка аутиста.
консультация по психологии

Шарова Александра Вячеславовна
Многие люди в спектре аутизма испытывают нервные срывы («истерики»). Это нормальная реакция на перегрузку в слишком тяжелой для человека окружающей среде, которая не отвечает потребностям нейроотличных людей. Важно понять, что именно стало причиной кризисной реакции, например, это может быть чрезмерная стимуляция или трудная социальная ситуация. Мы поговорили с разными аутичными людьми о том, что может спровоцировать у них нервный срыв. Чем лучше мы понимаем наших нейроотличных друзей и близких, тем лучше мы сможем поддержать их в сложный момент.Не умение владеть собой, сенсорные проблемы, слабая эмоционально-волевая сфера, физическое недомогание или проблемы с кишечником все это приводит к истерикам, хаосу поведения, настроения и капризам. Слезы без видимой причины, слишком сильные и долгие крики и истерики, увы, очень часто сопровождают Аутизм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку-аутисту успокоиться

(Методы предотвращения нервных срывов и управления ими)

Дети-аутисты часто сталкиваются с проблемами в поведении. Даже у аутичных детей с меньшими потребностями в поддержке может случиться "аутичный срыв" в ситуациях, которые были бы лишь слегка сложными для нейротипичного сверстника.

Срыв — это интенсивная реакция на стрессовую ситуацию, которая приводит к потере контроля над своим поведением.1 Срыв у людей с аутизмом более масштабный, эмоциональный, продолжительный и сложный в управлении, чем обычная истерика.

Эти срывы могут быть вызваны реакцией на физический или эмоциональный стресс. Дети с аутизмом могут быть более склонны к срывам, чем дети без аутизма, потому что они часто испытывают трудности с контролем эмоций. Кроме того, у них могут быть сенсорные нарушения и трудности в общении.

Дети с ярко выраженными чертами аутизма могут расстраиваться каждый день. Из-за срывов им может быть трудно участвовать в повседневных делах или, в крайних случаях, даже выходить из дома. Успокоить ребёнка с аутизмом не всегда легко, но есть методы, которые могут помочь.

В этой статье рассматриваются некоторые инструменты и методы, которые используются для управления или предотвращения срывов у детей с аутизмом. В ней также рассматриваются причины и признаки срывов, чтобы помочь вам распознавать их и справляться с ними более эффективно и с меньшим беспокойством.

Что такое нервный срыв?

Срыв у аутичного человека — это сильная реакция на физический или эмоциональный стресс без какой-либо конкретной цели. Аутичный человек может просто выражать чувства волнения, разочарования или тревоги. Он также может реагировать на сенсорные перегрузки (то есть на избыток ощущений).2

Вещи, которые могут спровоцировать нервный срыв, включают:

  • Сенсорная перегрузка: ребёнок чувствителен к звукам, прикосновениям, вкусу, запахам, зрительным образам или движениям
  • Изменения в распорядке дня или неожиданные перемены
  • Тревога
  • Трудности в общении

Существуют глубинные факторы, которые способствуют срыву и подобным эмоциональным реакциям. Такое поведение основано на ограничениях, характерных для большинства детей с аутизмом, в том числе:

  • Трудности с пониманием социальных норм и условностей
  • Проблемы с пониманием или использованием разговорной речи
  • Трудности с отслеживанием или использованием невербального общения
  • Неосведомленность о вероятной реакции окружающих на его поведение
  • Сенсорные проблемы, которые могут помешать позитивному поведению
  • Отсутствие социальной мотивации или желания социального признания

Реальность такова, что дети с аутизмом, как правило, хуже контролируют свои эмоции, чем другие дети. В результате эмоциональные всплески случаются чаще.

Дети с аутизмом склонны к вспышкам гнева и эмоциональным реакциям, потому что им, как правило, трудно понимать социальные нормы, невербальную коммуникацию и реакцию окружающих на их поведение.

Ранние признаки нервного срыва

Родителю или опекуну ребёнка с аутизмом не всегда легко предсказать или даже распознать ситуации, которые могут вызвать истерику.

Ранние предупреждающие признаки часто связаны с триггерами нервного срыва, такими как:

  • Сильные запахи, например, запах свежей краски, или даже приятные, как у индейки на День благодарения
  • Визуальные стимулы, такие как мерцающие лампы дневного света в продуктовом магазине
  • Очень громкие звуки, такие как фейерверки или шум автомобиля
  • Изменения в распорядке дня, например, объезд по дороге в школу

При этом ребёнок может по-разному реагировать на одну и ту же ситуацию в разные дни. То, что вызывает истерику во вторник, может быть полностью проигнорировано в четверг.

Точно так же ребёнок может по-разному реагировать на одни и те же раздражители в разных условиях. Например, переполненный торговый центр может быть слишком шумным для ребёнка, а переполненный кинотеатр — нет (особенно если там идёт фильм, которого он ждёт).

Срыв у ребёнка с аутизмом — это обычно не «истерика», а реакция на физический или эмоциональный стресс. Триггерами могут быть громкие звуки, резкие запахи, изменения в окружающей среде или распорядке дня, а также другие раздражители, вызывающие сенсорную перегрузку.

Понимание поведения вашего ребенка-аутиста и управление им

Что делать перед нервным срывом

Избегать, контролировать или планировать срывы можно, но не всегда. Лучшее решение — помочь ребёнку научиться успокаивать свои эмоции.

Есть несколько методов, которые, хотя и не являются надёжными, могут существенно изменить ситуацию. Многие из них связаны с терапией сенсорной интеграции — формой игровой терапии, которая направлена на «обучение» мозга реагировать на прикосновения, звуки, зрительные образы и движения.

Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы подготовиться к истерике ребёнка:

  • Составьте план действий: если ваш ребёнок легко впадает в панику, составьте план действий, чтобы вы и ваш ребёнок знали, что делать в случае приступа тревоги. Это может быть счёт до 10, отход в сторону, глубокое дыхание, просмотр успокаивающего видео или чтение успокаивающей книги.
  • Приобретите сенсорные игрушки: вы можете купить сенсорные игрушки, но есть и менее дорогие варианты, например, мягкие «сжимающиеся» шарики, пластилин, игрушки-антистресс и другие вещи, которые дают тактильную или сенсорную разрядку.
  • Приобретите качели или батут для дома или улицы: это отличный способ для детей с аутизмом получить сенсорную информацию, необходимую для саморегуляции. Маленькие модели для дома часто можно найти в магазинах игрушек. Нет необходимости покупать специальные «сенсорные» качели.
  • Купите утяжелённый жилет или одеяло: для некоторых детей эти тяжёлые предметы могут обеспечить чувство безопасности. Это также может помочь справиться с сенсорной перегрузкой в школе и других местах скопления людей.
  • Купите «жёваные» колпачки для карандашей и ручек: для некоторых детей с аутизмом разрешения жевать может быть достаточно, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями.
  • Изучите техники медитации с инструктором: не все дети с аутизмом способны практиковать медитацию, но многим будет полезно научиться осознанности и техникам дыхания с инструктором.
  • Заведите домашнего питомца: домашние животные успокаивают детей с аутизмом. На самом деле, некоторые дети с аутизмом полагаются на них как на помощников или эмоциональную поддержку.

Ребёнок с аутизмом может научиться успокаиваться, если его научат, что делать в случае приступа тревоги. Обеспечьте ребёнка инструментами для саморегуляции, такими как сенсорные игрушки, успокаивающие книги или видео, утяжелённые одеяла, качели или даже домашнее животное.

Помогаем детям-аутистам справиться со своими эмоциями

Что делать во время нервного срыва

Даже самый бдительный родитель или опекун может столкнуться с периодическими приступами гнева у своего ребёнка с аутизмом. В таких случаях могут помочь следующие советы:

  • Распознавайте признаки: дети с аутизмом часто проявляют признаки беспокойства перед тем, как у них случится срыв. Обращайте внимание на изменения в поведении вашего ребёнка и спрашивайте его, что он чувствует, если что-то кажется ему неправильным.
  • Проверьте, не изменилось ли что-нибудь в окружающей обстановке: это может быть что-то простое, например, закрытая дверь, выключенный свет или приглушённая музыка.
  • Дайте ребёнку пространство: если вашему ребёнку не грозит опасность причинить себе вред, дайте ему возможность успокоиться самостоятельно. Оставайтесь рядом, чтобы обеспечить его безопасность, но не толпитесь вокруг и не пытайтесь «всё исправить».
  • Держите под рукой средства для успокоения: если вы находитесь вдали от дома, обязательно держите под рукой любимую сенсорную игрушку вашего ребёнка, утяжелённое одеяло, видео или книгу.
  • Сохраняйте спокойствие: Первый шаг к тому, чтобы научить ребёнка справляться со своими чувствами, — сохранять спокойствие самому.

Если у ребёнка случился нервный срыв, дайте ему сенсорную игрушку или другие средства для успокоения. Проверьте, не произошли ли какие-либо изменения в окружающей обстановке, которые могли спровоцировать срыв. Дайте ребёнку возможность самостоятельно взять свои эмоции под контроль.

Вот чего не следует делать во время нервного срыва:

  • Не стыдите ребёнка: крики «веди себя как взрослый» не повлияют на ребёнка, который не понимает, что такое поведение, соответствующее возрасту.
  • Не спорьте и не рассуждайте: даже ребёнок с аутизмом, которому не нужна особая поддержка, не сможет вести рациональную беседу во время приступа.
  • Не угрожайте ребёнку: это либо останется без внимания, либо разозлит вас, либо усугубит ситуацию.
  • Не оставляйте ребёнка одного: вы можете дать ребёнку пространство, но не оставляйте его одного. Детям с аутизмом может быть трудно понять, что такое опасность, даже в самых простых ситуациях. Держитесь достаточно близко, чтобы они знали, что вы рядом.
  • Не позволяйте кому-то другому разбираться с ситуацией: даже при самых благих намерениях большинство взрослых не знают, как вести себя с расстроенным ребёнком с аутизмом. Вмещайтесь и берите ситуацию в свои руки.

Лучшее, что вы можете сделать как родитель во время истерики, — сохранять спокойствие. Не наказывайте ребёнка, не угрожайте ему, не опускайте руки и не уходите. Это может усугубить ситуацию.

Утяжеленные одеяла и глубокая сенсорная терапия при аутизме

Что делать после нервного срыва

Сразу после истерики ваш ребёнок может чувствовать себя измотанным. Чтобы помочь ребёнку прийти в себя после истерики, вы можете:

  • Дайте ребенку время и пространство для перегруппировки.
  • Предложите успокаивающее и привычное занятие, например, чтение книги или прикосновение к сенсорному объекту.
  • Проведите некоторое время с домашним питомцем.
  • Включите его любимую музыку.
  • Если позволяют ваши языковые навыки и уровень развития, отложите разговор о случившемся на потом, когда вы оба успокоитесь.

      • Попытайтесь определить, появились ли новые триггеры или их комбинация.

В моменты стресса бывает трудно вспомнить, что дети с аутизмом отличаются от своих обычных сверстников. Маловероятно, что они «выпендриваются» или намеренно «плохо себя ведут», чтобы расстроить вас.

Если вам сложно контролировать поведение вашего ребёнка, хорошим первым шагом будет поговорить с его лечащим врачом. Он может предложить терапию и поддержку, которые помогут вашему ребёнку научиться справляться с эмоциями и поддержат вас и эмоциональное развитие вашего ребёнка.

Краткие сведения

У многих детей с аутизмом часто случаются срывы. Обычно это не «истерики», а реакция на стрессовые ситуации, которые их подавляют. Срывы часто происходят из-за сенсорной перегрузки или таких раздражителей, как громкие звуки, резкие запахи или изменения в распорядке дня или окружающей обстановке.

Если ребёнок с аутизмом склонен к истерикам, важно подготовиться к ним. Найдите сенсорные инструменты, которые могут успокоить ребёнка в стрессовой ситуации. Это могут быть мягкие игрушки, утяжелённые одеяла, успокаивающее видео или книга, качели или даже домашнее животное. Если ребёнок впадает в истерику, дайте ему время и пространство, чтобы он успокоился и научился самоконтролю.

Не пытайтесь стыдить, обвинять или угрожать ребёнку во время истерики. Всплеск эмоций, может быть, выше понимания ребёнка и только усугубит ситуацию.

  • Что вызывает приступ аутизма?

Срыв происходит, когда стрессовый фактор превышает способность человека самостоятельно контролировать эмоции. У людей с аутизмом это может быть вызвано чем угодно: от изменения распорядка дня до сенсорной перегрузки. К распространённым сенсорным триггерам относятся:

  • Яркий свет или солнце бьют ему в глаза
  • Места массового скопления людей
  • Ему слишком жарко или слишком холодно
  • Громкие, внезапные или непредсказуемые звуки
  • Сильные запахи
  • Неудобная одежда, носки или обувь
  • Почему у моего ребенка-аутиста случается истерика в продуктовом магазине?

Для людей с аутизмом продуктовый магазин может стать настоящим сенсорным кошмаром. В нём есть всё, что может вызвать у них истерику: флуоресцентное освещение, шумная толпа, запахи еды и непредсказуемость. Однако имейте в виду, что истерика — это не то же самое, что каприз. Каприз возникает, когда ребёнок пытается получить то, что он хочет или в чём нуждается, например игрушку или конфету на кассе. Истерика возникает, когда ребёнок подавлен окружающей обстановкой.

  • Есть ли способ предотвратить аутичный срыв?

Иногда, но не всегда. Это помогает распознавать и предугадывать триггеры у вашего ребёнка. Если у вашего ребёнка появляются первые признаки истерики, устраните триггер или уберите его из окружения. Например, если триггером является продуктовый магазин, не ходите туда в часы, когда там многолюдно, и возьмите с собой что-нибудь успокаивающее, например, одеяло или мягкую игрушку. Тканевая или марлевая маска для лица с несколькими каплями эфирного масла лаванды или другого приятного аромата поможет предотвратить истерику из-за резких запахов.

  • Как я могу помочь своему ребёнку с аутизмом, когда у него случается приступ?

Самое важное, что вы можете сделать, когда у вашего ребёнка с аутизмом случается приступ, — это сохранять спокойствие. Постарайтесь оценить ситуацию, чтобы понять, что стало причиной приступа. Слишком жарко или холодно, слишком светло или слишком шумно? Есть ли резкие запахи? Если вы находитесь в общественном месте, постарайтесь увести ребёнка в более спокойное место, например в машину. Дайте ему что-нибудь успокаивающее, например любимое одеяло или мягкую игрушку.

Некоторым людям с аутизмом нужно пространство, чтобы успокоиться, в то время как другие предпочитают, чтобы их крепко обнимали или гладили по спине или рукам.

Как только вы поймёте, что вызывает у вашего ребёнка вспышки гнева, и освоите методы, которые помогут его успокоить, вам станет проще предотвращать истерики и помогать ребёнку быстрее восстанавливаться после них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Истерики у ребёнка 4-5 лет".

В консультации даётся описание истеричного поведения ребёнка, различаются понятия каприза и истерики, даются рекомендации о том, как предотвратить истерику ребёнка и что делать, если истерика всё-таки...

Консультация для родителей по теме "Если ребёнок часто устраивает истерики"

Здравствуйте, уважаемые коллеги и родители! Если Ваш ребёнок часто капризничает и устраивает истерики, но Вы не знаете, что с этим делать? Может, данная информация будет Вам очень полезна и поможет пр...

Консультация «Как бороться с детскими истериками»

Консультация  «Как бороться с детскими истериками»...

Статья "Консультация для родителей "Детские истерики. Как с ними бороться"

Рекомендации родителям, как бороться с детскими истериками....

Статья для родителей «Кризис 3 лет. Как бороться с истерикой и капризами?»

Ребенок в возрасте от одного года до трех часто проявляет свои капризы и устраивает истерики. Как бороться с истерикой и капризами?»...

Как бороться с истериками у ребенка

Многие родители сталкиваются с проблемой, о которой не знали раньше - частые истерики. Что такое истерическое поведение? И как быть родителям?...

Консультация для родителей "Детские истерики и как с ними бороться"

Истерика – это очень эффективный способ добиться своего, манипулируя взрослыми. Ребенок довольно быстро понимает, что своим неадекватным поведением он ставит нас в неудобное положение и получает...