Семейное воспитание
методическая разработка по психологии

Жанна Николаевна Чернега

Влияние  родителей на развитие ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynoe_vospitanie.doc493 КБ
Файл semeynoe_vospitanie.pptx526.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 69 комбинированного вида»

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Методическая разработка

Выполнила:

Чернега Жанна Николаевна

г.Ухта, 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1 СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ        5

1.1 Общее понятие о семейном воспитании        5

1.2  Стили семейного воспитания        7

1.3 Характеристика основных стилей семейного воспитания        10

1.3.1 Демократический стиль        10

1.3.2 Авторитарный стиль        11

1.3.3 Попустительский стиль        12

1.3.4 Либеральный стиль        12

2  ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ДЕТЕЙ

И СЕМЕЙНОЕ ЗДОРОВЬЕ        14

2.1 Влияние стиля семейного воспитания  на  возможности адаптации детей к социуму        14

2.2 Семейное здоровье как фактор улучшения параметров

семейного воспитания        17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        26

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        27

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди основных вопросов современной науки особое место занимает проблема развития личности и психики ребенка.  

Тема данного исследования актуальна тем, что  внутренние факторы, влияющие на развитие ребенка, становление благополучной психики – это  важнейшие условия, определяющие развитие личности подрастающего человека.

Влияние  родителей на развитие ребенка очень велико.  

Дети,  растущие  в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных  со  здоровьем, трудностями с обучением в школе, общением со сверстниками, и  наоборот, как правило,  нарушение  стиля семейного воспитания     ведет  к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Актуальность работы определили основную проблему исследования –  изучение особенностей семейного воспитания детей.

Целью работы  является изучение семейного воспитания.

Объект исследования: семейное воспитание.

Предмет: особенности стили семейного воспитания.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в работе были определены следующие задачи:

–  изучить особенности семейного воспитания;

–  выделить основные стили семейного воспитания;

–   рассмотреть влияние стиля семейного воспитания  на  возможности адаптации детей к социуму.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: метод теоретического анализа научной отечественной и зарубежной литературы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на соответствующие теме работы параграфы, заключения, списка используемых в ходе проведения работы источников и  приложений.

1. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

1.1 Общее понятие о семейном воспитании

С детства ребенок окружен родителями, бабушками-дедушками, традициями. Он погружен в семейную атмосферу эмоций и взаимоотношений. Семейная атмосфера впитывается, вдыхается, как воздух, пронизывает все его клетки. Именно поэтому она накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Главным в воспитании является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Каждая семья имеет свой стиль взаимоотношений, который и формирует семейную атмосферу.

В исследование вопроса внесли свой вклад такие отечественные исследователи, как А. Г. Ковалев, В. Леви, В. Я. Титаренко, И. С. Кон, а также зарубежные:  Я. Корчак, Д. Спок, К. Росс, В. Сатир, А. Дела Торе и др. В их работах отражены общие закономерности психического развития ребенка.

По мнению А. Я. Варга, В. В. Столина и других учёных, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями является сложность к адаптации к социуму у детей.

           Таким образом, семейное воспитание – это  система разнообразных чувств родителей  по отношению к  ребёнку в семье.

1.2  Стили семейного воспитания

Это   система разнообразных чувств по  отношению  к  ребенку,  поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с  ребенком,  особенностей  восприятия  и  понимания характера ребенка, его поступков.

Существует большое количество стиля семейного воспитания, позиций, отношений к ребенку. Одна из самых ранних стиля семейного воспитания  предложена в 1937 г. А. Коннер. К ним она отнесла:

– принятие и любовь,

– явное отторжение,

– излишняя требовательность,

–  чрезмерная опека.

Есть восемь типов родительской любви, которые отражают отношение родителей к детям:

– действенная любовь (симпатия, уважение, близость);

– отстраненная любовь (симпатия, уважение, большая дистанция в общении);

– действенная жалость (симпатия, близость, отсутствие уважения)

–  отторжение (апатия, неуважение, большая дистанция в общении);

– презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении);

– преследование (антипатия, уважение, близость);

– отказ (антипатия, уважение, большая дистанция);

– снисходительное отторжение (симпатия, неуважение, большая дистанция).

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.  Могут быть выделены четыре  тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре  типа семейных взаимоотношений:

1. диктат,

2. опека,

3. «невмешательство»,

4. сотрудничество.

Существует несколько стилей семейного воспитания:

1) демократический или рассудительный;

2) попустительский;

3) либеральный или предупредительный;

4) авторитарный, контролирующий или  состязательный (в результате такого воспитания формируется доминирующий тип личности или тревожный тип личности);

5) сочувствующий;

6) гармоничный.

В основе разнообразных стилей воспитания лежат следующие причины:

1) отклонения в характерологических свойствах самих родителей,

2) стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей.

Характерологическое свойство понимается, как яркая выраженность свойств характера, которая  свидетельствует о социально-психологическом типе.

Характер ребенка можно изменить путем собственного, родительского поведения и взаимоотношений в семье.

Есть три составляющие системы семейного воспитания:

1) поведенческий компонент семейного воспитания- это умения, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка

2) эмоционально-оценочный компонент, представляющий собой взгляды, суждения, позиций человека относительно численности собственной семьи;

3) когнитивный (познавательный)   компонент, который касается тех сторон суждений и поведения по отношению к которым проявляется поведение родителей.

 Формирование системы семейного воспитания   влияет целый ряд условий: образ жизни семьи, образ жизни родительской семьи и количество детей в семье; мнение  каждого из супругов, детей в качестве помощников и поддержки,и на продолжение своего рода.

1.3 Характеристика основных стилей семейного воспитания

1.3.1 Демократический стиль

При таком стиле отношений родители понимают, что ребенок взрослеет и с ним необходимо считаться. Поэтому они гибко меняются вместе с ребенком. Предъявляемые требования сочетают с появившимся у подростка чувством взрослости. Причины требований тщательно разъясняются и проговариваются, а права ребенка не ущемляются.

Иногда такое равновесие достигается само по себе (особенно если подобное отношение к ребенку сложилось изначально, даже когда ребенок был совсем маленьким). Но чаще всего в реальности это выглядит следующим образом. Родители и ребенок договариваются  о соблюдении некоторого правила. Оглашают права каждого и четко распределяют обязанности между членами семьи. Например, правилом может  быть: «Крупные покупки для семьи обсуждаем вместе» они касаются сразу всех членов семьи или для каждого члена семьи предусмотрен свой пункт. Затем определяют  наказание, если соглашение нарушено. И еще один маленький момент. Подростку хочется быть взрослым и самостоятельным, поэтому поручите ему что-нибудь из общих дел для всей семьи (а не «хорошо учиться » или «быть примерным мальчиком»).

Главный принцип демократической семьи – чувство уважения и готовность к сотрудничеству.

Ребенок из такой семьи старается строить отношения с окружающим миром отношения того же типа. Он терпим к недостаткам других, уважает их право на собственное  мнение и поступки, готов к компромиссам, достаточно ответственен, реально оценивает свои силы, умеет сам решать свои проблемы или просит помощи, зачастую и высоко духовно  развит.

Многое в таких семьях основано на доверии и уважении к мнению каждого. Этот стиль взаимоотношений сложный, требующий особого терпения. Но именно  он в дальнейшем  не оттолкнет детей от родителей. А в сложные жизненные периоды позволит многое решать, не ущемляя достоинств друг друга.

1.3.2 Авторитарный стиль

Такого стиля придерживаются родители, которые привыкли с раннего детства жестко контролировать своего ребенка, предъявляя требования, причины которых не разъясняются. Часто это сопровождается репликами типа «Так положено!», «Как я сказал, так и будет!», «Я тебя кормлю, значит, мне и решать, что тебе делать и как поступать!». В такой семье допустимы и телесные наказания: маленького ребенка могут просто отшлепать и поставить в угол. Часто в такой семье главенствует кто-то один. Этот член семьи держит в ежовых рукавицах всю семью: последнее слово всегда за ним. Его боятся и заискивают одновременно.

Зачастую ребенок сопротивляется такому стилю отношений. И это сопротивление может проявиться в двух линиях поведения:

1. неподчинение и борьба;

2. неуверенность в себе, незрелость и несамостоятельность. При таком варианте вырастают инфантильные дети. Не приучившись к самостоятельности и ответственности за свои поступки, ребенок в дальнейшем не сможет решать свои проблемы  без помощи родителя.

Многие из таких детей подвержены неврозам.

Ребенок вырастает  конформистом (человеком, который никогда не пойдет против авторитетного мнения начальника, жены или мамы), либо – очередным домашним «авторитетом».

Как это ни странно, один из побочных эффектов авторитарного стиля воспитания – лишний вес. Иногда он появляется еще и оттого, что родители всегда «прекрасно знали, что и сколько должен съесть ребенок», и даже если ребенку столько съесть не под силу, то его возражения не принимаются. Постепенно такой ребенок привыкает есть столько, сколько положит ему в тарелку мама или бабушка.

1.3.3 Попустительский стиль

У некоторых родителей главный принцип воспитания сводится к тому, чтобы контролировать ребенка, регулировать его поведение «как надо». Отношения при этом сводятся к «У тебя все нормально? Ну и хорошо. Займись чем-нибудь и не мешай мне». И воспитание происходит по типу «Золушки».

Внешне это выражается так: сочетание жесткого контроля жизни ребенка, и лишение его эмоционального тепла и поддержки. Родители часто навязывают своему ребенку единственное, с их точки зрения, правильное поведение. Однако реально их не интересуют желания ребенка, и они испытывают глобальное недовольство им. Ребенок чувствует себя брошенным, ненужным, устанавливает в общении с ними большую дистанцию. Недостаток тепла развивает недоверие, а зачастую и жестокость (ведь такой ребенок порой не знает, что значит любить, сострадать, жалеть). Потребность в любви и эмоциональном контакте дети из таких семей компенсируют поверхностным общением со сверстниками.

Эти отношения дают ощущение вседозволенности, потому что они лишены полноценной родительской заботы и ответственности за ребенка. Родители думают только о себе (своих делах). Часто в таких семьях ребенок является просто раздражающим фактором. Он чувствует себя лишним и нелюбимым. Это приводит в дальнейшем к уходам из дома, прогуливанию уроков.  

Такие дети – хорошие манипуляторы, которые «сидят на голове» у своих родителей. Эгоизм и конфликтность – вечные спутники таких детей. Они не могут строить нормальные адекватные отношения с людьми, а нетерпимая требовательность будет выражаться в вечных «Я так хочу! Я  так сказал!», провоцируя в ответ агрессивную реакцию.

1.3.4 Либеральный стиль

Ребенок в такой семье окружен заботой и находится под пристальным вниманием своих родителей. Но тем самым они не дают ребенку самостоятельно развиваться. Они думают за него, решают, что и как делать, водят за ручку, договариваются за него с учителями.

Удушающая опека подается как: «Это все для твоего же блага». А реально родители не отпускают детей от себя ни на минуту, пытаются завладеть даже их душевными переживаниями. Если что не по их правилам – хватаются за сердце и упрекают: «Я тебе всю жизнь посвятила, а ты вот чем платишь…»

Фактически родители живут жизнью своих детей, вместо того чтобы жить своей. Со временем у детей, воспитанных таким образом, возникают трудности в общении, они пассивны, неуверенны в себе.

Чаще всего, дети прошедшие такую «школу воспитания» становятся неуправляемыми. Им очень сложно жить в обществе, руководствуясь общепринятыми стандартами. Детям либеральных родителей сложно адаптироваться в социуме, сложно поддерживать отношения с другими людьми, так как они не умеют воспринимать требования и желания других. Им сложно нести ответственность за свои поступки. Кроме того, в глубине души они ощущают себя очень неуверенно, поскольку жить в мире без рамок, на которые можно опереться – довольно сложно.

Таким образом, жизненные сценарии, которым следует личность, она впитывает с родительской семьи. Система и  стиль семейного воспитания   – это определенный взгляд на собственную роль в родительстве.

Это система эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителями и способов обращения с ним,  ожидания относительно ребенка.

Здоровая личность формируется под влиянием благополучного стиля семейного воспитания, основанных на эмоциональном принятии и ясности, последовательности требований.  

2. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА  ДЕТЕЙ

И СЕМЕЙНОЕ ЗДОРОВЬЕ

2.1 Влияние стиля семейного воспитания  на  возможности адаптации детей к социуму

По мнению А.Г. Харчева, семья для ребенка  – «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе стиля семейного воспитания.

Из предыдущих глав работы становится ясно, что детско-родительские отношения – это двусторонний процесс взаимоотношений, в котором принимают участие два субъекта: родитель и ребенок. Однако, в психологии  до сих пор нет четкого и однозначного определения родительства.

Родительство –  это отдельно функционирующая подсистема, имеющая свои стадии развития.

Существует четыре стиля семейного воспитания:

  1. Гиперопека

При таком стиле семейного воспитания родители черезмерно опекают ребенка, лишая его самостоятельности и тем самым замедляют личностное и интеллектуальное развитие. Даже во взрослом возрасте родители не признают взросление и продолжают опекать «взрослого ребенка».

  1. Гипоопека (попустительский стиль)

При, таком стиле воспитания ребенок предоставлен сам себе, на него не обращают особого внимания. Воспитание строится на вседозволенности и низкой дисциплине. Для родителей с попустительским стилем воспитания характерна неспособность или нежелание руководить ребенком

  1. Авторитарный стиль (стиль «подавления»)

При таком стиле воспитания родители осуществляют строгий контроль за жизнедяетельностью ребенка. Контролируются желания, потребности, интересы, круг общения. При, таком стиле семейного воспитания родители используют физические наказания, принуждения, запреты. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок рос послушным и исполнительными. Дети находятся в постоянном эмоциональном напряжении, что сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка.

  1. Демократический стиль (стиль «согласия»)

При таком стиле воспитания родители осуществляют строгий контроль за жизнедяетельностью ребенка. Контролируются желания, потребности, интересы, круг общения. При, таком стиле семейного воспитания родители используют физические наказания, принуждения, запреты. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок рос послушным и исполнительными. Дети находятся в постоянном эмоциональном напряжении, что сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка.

Адаптация при различных стилях воспитания:

  1. Гипоопека

Такие дети часто попадают в плохие компании. Таким детям сложно разобраться, что такое хорошо и что, такое плохо. Привыкшие жить в ситуации бесконтрольности и вседозволенности, у таких детей отмечаются нарушения в поведении, что приводит к затруднению адаптации в социуме.

  1. Гиперопека

Дети вырастут беспомощными, с неадекватным восприятием себя и мира, они не смогут услышать свой внутренний голос, да и окружающих. Робкие, закомплексованные, неуверенные в себе, отстающие в развитии, нереализующие себя в полной мере, а главное - несчастные.

  1. Авторитарный

У таких детей затруднена социальная адаптация, появляются трудности в межличностном общении. В подростковом возрасте, при авторитарном стиле семейного воспитания, возможен бунт со стороны ребенка, уходы их дома, враждебное отношение к окружающим. Такие подростки часто занимают оппозиционное отношение ко взрослым, демонстрируют протестные реакции.

  1. Демократический

Ребенок вырастает ответственным за свои поступки, инициативным, умеющим рассуждать, с чувством собственного достоинства. Такие дети, как правило, хорошо учатся, имеют собственное мнение, независимы от оценок других людей.При таком стиле семейного воспитания формируется адаптивная, гармоничная личность.

Есть три основных составляющих родительской любви:

1. Эмоциональный компонент (эмоционально-чувственный): налаживание эмоциональных связей с ребенком, а также способов ориентировок в его переживаниях.

2. Когнитивный компонент (рациональный): родительская любви предполагает наличие определенных представлений о том, что такое любовь, каковы ее проявления, а также способность регулировать и контролировать проявление родительской любви.

3. Поведенческий компонент: предполагает проявление родительской любви в реакциях, действиях и поступках родителя. Проявляется в ответственности и заботе.

Одним из факторов, влияющих на появление сложностей с адаптацией детей в социуме, являются родительские отношения.

Характер привязанности ребенка к родителям откладывает глубокий отпечаток на все сферы его развития, и прежде всего на эмоционально-личностную. Как показывают многочисленные исследования влияние привязанности к матери не ограничивается ранними этапами детства, а распространяется даже на взрослые возрасты жизни.  

Проблемы адаптации детей к социуму оказывает определённое влияние система эмоциональных стиля семейного воспитания, в  результате чего ребёнок находится под давлением родителей.

Отношения с  родителями ребёнок строит на основе двух основных стратегий:

2) стратегия «защитного поведения», где ребёнок в ответ на отвержение начинает вести себя так как, будто его любят, как бы приглашая родителей изменить свое отношение к нему;

1) стратегия «дополнительного поведения», где ребёнок реагирует инициативой на предоставление самостоятельности.

        Выделяют четыре типа родительского отношения:

1. Принимающе – авторитарный, теплое отношение и принятие ребенка сочетается с  требованиям социальных  успехов  и достижений.

2. Отвергающий – эмоциональное  отвержение  ребенка.

3. Симбиотический – стремление выстроить с ребенком напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.

4. Симбиотическо-авторитарный –тотальный  контроль поведения психической  жизни  ребенка.

Таким образом, одним из факторов, влияющих на адаптацию ребенка к социуму, являются особенности родительского отношения к нему: строгое, жестокое отношение, стили воспитания, позиция родителей по отношению к ребёнку, отсутствие эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним, незнание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

2.2 Семейное здоровье как фактор улучшения параметров семейного воспитания

Семья – это коллектив, члены которого связаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.

Семейное здоровье – это процесс сохранения и развития  психических и физиологических качеств каждого из членов семьи, их оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни каждого из членов семьи.

Семью укрепляют общие дела и заботы, совместный досуг и отдых, поэтому совместный досуг является важным средством не только воспитания ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи.

Роль семьи бесспорна и в физическом развитии детей, т.к. именно в семье закладываются физические качества людей, основы их здоровья. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе-то и закаливают организм.

Многочисленные исследования показали, что факторами здоровья семьи, являются:

1) биологические (наследственность);

2) природные (климат);

3) состояние окружающей среды;

4) социально-экономические;

Вся жизнь семьи  проходит в режиме распределения времени. Правильный режим дня – это распределение по времени дня, питания, труда, отдыха, сна. Режим воспитывает организованность, целенаправленность действий, приучает к самодисциплине. Рациональное режим жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу каждого из членов семьи, их  высокий уровень его здоровья. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности каждого из членов семьи.

Отдыхать каждому из членов семьи требуется ежедневно, еженедельно в выходные дни, ежегодно во время очередного отпуска, используя свободное время для укрепления физического и духовного здоровья.

К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье каждого из членов семьи. Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы каждого из членов семьи. Недосыпание, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, к заболеванию организма. В среднем спать рекомендуется не более 8 не менее 7 часов.

Еще одним важнейшим условием здоровья каждого из членов семьи является правильное питание. Питаться правильно – это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.

Правильный режим питания чрезвычайно важен для организма. Самый оптимальный режим приема пищи – четырехразовый. Промежутки между приемами пищи при четырехразовом питании составляют 4-5 часов, при этом нагрузка на пищеварительный тракт распределяется равномерно, пища полностью обрабатывается пищеварительными ферментами и хорошо усваивается.

У большинства семей  в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Примерно в одни и те же часы каждый из членов семьи работает, отдыхает, принимает пишу. Организм привыкает к этому распорядку, и в результате дела требуют меньше усилий, затрачиваемые в процессе трудовой деятельности силы быстро и полностью восстанавливаются.

Родители должны иметь представление о комплексах утренней гимнастики, необходимым дополнением к занятиям по физкультуре в домашнем быту являются упражнения и подвижные игры. Ежедневные упражнения улучшают состояние здоровья, физическое развитие. Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать с детьми в занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

Таким образом, правильно спланированный режим дня с учетом возраста, физиологических и психических особенностей каждого из членов семьи является основой для сохранения здоровья и главной составной частью здорового образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы отмечю следующее.

Семья  является, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям, у ребенка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. Контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в

противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP022007/VP072057.HTM#$p57 
  2. Божович,  Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л. И Божович. – СПб.: П, 2018. – 440 с.
  3. Детская практическая психология: монография / под. ред. Т.Д. Марцинковской. – 2019. – 225 с.
  4. Дубровина,  И.В.  Возрастные особенности психического развития детей / И. В. Дубровина, М.И. Лисина. –  2018. – 164 с.
  5. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/11/07/individualnyy-podhod-v-vospitanii-rebenka 
  6. Ковалёв, А.Г. Психология личности   / А. Г. Ковалев. – М.: Просвещение», 2018. –  391 с.
  7. Козубовский,  В.М. Общая психология  / В. М. Козубовский. – М.: Амалфея,  2018. – 448 с.
  8. Логинова И. А. Специфика стиля семейного воспитания  // Семейная психология и семейная практика. – 2018. –  № 4. – 77 – 81.
  9. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология  / Т. Д. Марцинковская. – М.: Астрель, 2019.  – 278 с.
  10. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. –  М.: Российское педагогическое агентство, 2020. –  374 с.
  11. Педагогическая психология [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://xn--123-3ed8d.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/06/Pedagogicheskaya-psihologiya.pdf 
  12. Принципы и методы семейного воспитания [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.kld5.ru/roditeyam/rekomendatsii/printsipy-i-metody-semeynogo-vospitaniya/ 
  13. Психология детства  /  Под ред. А.А. Реана. –  СПб.: П. 2019.  –  368с.
  14. Структура и динамика родительского отношения воспитания [Электронный ресурс]//Режим доступа:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Стили семейного воспитания

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятка для родителей по воспитанию детей

1. Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

2. Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля.

3. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребностей в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они больше уважают, чем взрослых).

4. Правила, ограничения требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

5. Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

6. О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать  на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем давать ему плохое.

7. Важно помнить, что гораздо легче предупреждать появления трудностей, чем потом преодолевать их.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила : Чернега Жанна Николаевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 69 комбинированного вида» СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Слайд 2

Актуальность Внутренние семейные факторы, влияющие на развитие ребенка, становление исходно благополучной психики – это важнейшие условия, определяющие развитие личности подрастающего человека Особенно важной является сфера эмоционального взаимодействия ребёнка с родителями – семейное воспитание

Слайд 3

Цель работы Целью работы является изучение семейного воспитания Объект исследования в работе: семейное воспитание Предмет исследования в работе : особенности стили семейного воспитания

Слайд 4

Задачи работы

Слайд 5

Семейное воспитание Главным в воспитании является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка

Слайд 6

Демократический стиль воспитания При демократическом стиле отношений родители понимают, что ребенок взрослеет и с ним необходимо считаться Поэтому они гибко меняются вместе с ребенком Предъявляемые требования сочетают с появившимся чувством взрослости Причины требований тщательно разъясняются и проговариваются, а права ребенка не ущемляются

Слайд 7

Авторитарный стиль воспитания Авторитарного стиля воспитания придерживаются родители, которые привыкли с раннего детства жестко контролировать своего ребенка Зачастую ребенок сопротивляется такому стилю отношений, что может проявиться в двух линиях поведения: неподчинение и борьба; неуверенность в себе, незрелость и несамостоятельность

Слайд 8

Либеральный стиль воспитания При либеральном стиле воспитания фактически родители живут жизнью своих детей, вместо того чтобы жить своей Ребенок в такой семье находится под пристальным вниманием своих родителей Они думают за него, решают, что и как делать, водят за ручку, договариваются за него с учителями (а в дальнейшем пристраивают на работу к себе под бочок).

Слайд 9

Попустительский стиль воспитания При попустительском стиле воспитания отношения между родителями и детьми сводятся к «У тебя все нормально? Ну и хорошо. Займись чем-нибудь и не мешай мне». потребности и желания ребенка, и они испытывают глобальное недовольство им. Ребенок чувствует себя брошенным, ненужным

Слайд 10

Адаптация при различных стилях воспитания : 1. Гипоопека Такие дети часто попадают в плохие компании. Таким детям сложно разобраться, что такое хорошо и что, такое плохо . 2. Гиперопека Дети вырастут беспомощными, с неадекватным восприятием себя и мира, они не смогут услышать свой внутренний голос, да и окружающих .

Слайд 11

3. Демократический Ребенок вырастает ответственным за свои поступки, инициативным, умеющим рассуждать, с чувством собственного достоинства . 4. Авторитарный У таких детей затруднена социальная адаптация, появляются трудности в межличностном общении.

Слайд 12

факторы здоровья семьи для улучшения семейного воспитания Биологические: наследственность, тип нервной деятельности, темперамент. Окружающая среда и образ жизни: природные( климат, флора, фауна) Социальные: социально-экономические

Слайд 13

Режим семьи 1. Рациональное питание; 2. Труд; 3. Отдых; 4. Сон. Вся жизнь семьи проходит в режиме распределения времени:

Слайд 14

Заключение Жизненные сценарии, которым следует личность, она впитывает с родительской семьи, следуя модели поведения через восприятие отношения родителей к ней Система и стиль семейного воспитания – это определенный взгляд на собственную роль в родительстве , основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах Здоровая личность формируется под влиянием благополучного стиля семейного воспитания, основанных на эмоциональном принятии и ясности, последовательности требований

Слайд 15

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций  в духовно - нравственном воспитании....

Конспект индивидуальной консультации по вопросам семейного воспитания "Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребёнка"

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности - именно они, окрепнув, станут фун...

Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...

Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)

Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Материал предназначен для педагогов ДОУ .Представлен опыт работы ДОУ с семьей в деле духовно - нравственного вопитания....

Консультация для родителей по вопросам семейного воспитания "Основные правила семейного воспитания"

Консультация для родителей по вопросам семейного воспитания "Основные правила семейного воспитания" (старшая группа)...