Презентация. Уроки общения с ребёнком
презентация по психологии

Елена Рыбачёк

В презентации представлена информация по материалам Ю.Б.Гиппенрейтер. Описаны основные ошибки в общении родителей и детей, а также техники  эффективного общения. Приведены практические ситуации для  отработки представленных техник.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уроки общения с ребёнком. По материалам Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» Подготовила: Педагог-психолог Елена Владимировна Рыбачёк

Слайд 2

Таня больше не хочет со мной дружить. Сегодня она играла и смеялась с другой девочкой, а на меня они даже не взглянули. Варианты ответов: 1. А ты попробуй подойди к ним первая: может быть, и тебя примут. 2. Наверное, ты сама в чем‑то виновата. 3. Конечно, очень обидно. Но, может быть, Тане интереснее с той девочкой. Лучше не навязывай ей свою дружбу, а найди себе другую подружку. 4. А ты предложи Тане поиграть с твоей новой куклой. 5. Не знаю, что делать. Подари им что‑нибудь . 6. Такое часто бывает в жизни. Постарайся не переживать так сильно. 7. А у вас с ней не было ссоры? 8. Брось переживать. Давай лучше поиграем.

Слайд 3

Что нам мешает слушать ребенка? Автоматические ответы!!! Приказы, команды : «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!»… 2. Предупреждения, предостережения, угрозы : «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».

Слайд 4

3. Мораль, нравоучения, проповеди : «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых»…. 4. Советы, готовые решения : «А ты возьми и скажи...», «Почему бы тебе не попробовать...», « По‑моему , нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи». 5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась – пеняй на себя».

Слайд 5

6. Критика, выговоры, обвинения : «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из‑за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!..». 7. Похвала . В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем». Важно чувствовать различие между похвалой и поощрением , или похвалой и одобрением . 8. Обзывание, высмеивание : « Плакса‑вакса », «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!» Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе.

Слайд 6

9. Догадки, интерпретации : «Я знаю, это все из‑за того, что ты...», «Небось опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь...» 10. Выспрашивание, расследование : «Нет, ты все‑таки скажи», «Что же все‑таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?». 11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания . « Я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» звучат слишком формально. «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет» 12. Отшучивание, уход от разговора . «Отстань!», «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами!».

Слайд 9

Безусловное принятие. Любить ребенка не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д … а просто так… за то, что он есть!!!

Слайд 10

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозвольтильными» он не были. Если они у него возникли, значит для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в непринятие его.

Слайд 11

Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребенка?

Слайд 12

Активно слушать ребенка – «Возвращать» ребенку в беседе то, что он поведал Вам , при этом обозначив его чувства. Данный метод используется при возникновении у ребенка эмоциональной проблемы, переживаний. Активное слушание – это не способ добиться от ребенка того, что вы от него хотите. Это путь установления лучшего контакта с ребенком, способ показать, что вы безусловно его принимаете со всеми его отказами, бедами, переживаниями.

Слайд 13

Основные моменты «активного слушания»: «Зрительный контакт» - повернитесь к ребенку лицом. Важно, чтобы Ваши и его глаза находились на. Ответы формулируйте в утвердительной форме. Учитесь «держать паузу». После каждой своей реплики, помолчите. Тем более если ребенок отводит от Вас взгляд. После повторения услышанного необходимо обозначить чувства ребенка. «Если некогда, лучше и не начинайте!»

Слайд 14

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей! ОТЕЦ : Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного). А что случилось? СЫН : Да, не хочу... ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся... (Обозначение чувства). Ты что, на него обиделся? СЫН : Он отнял мою машинку! МАМА: Ты очень огорчен и рассержен на него. Ну ничего, поиграет и отдаст... СЫН: Больше я туда не пойду! ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу. Как это ты не пойдешь в школу?! ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку! МАМА: Тебе она очень не нравится. Перестань капризничать, вполне приличная шапка! –

Слайд 15

Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней. ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть‑чуть ! МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят. ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше! МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь... (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой... ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают. МАМА: Ты скучаешь без меня. ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется. МАМА: Ты на него сердита. ДОЧЬ: Он мою игру поломал! МАМА: И ты расстроилась... ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине. МАМА: Было больно... (Пауза.) ДОЧЬ: Больно, а тебя нет! МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела. ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти... МАМА: Пойти... (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду‑жду , а ты не ведешь!

Слайд 16

Результаты активного слушания: 1. Ослабевает или исчезает совсем негативное переживание ребенка. 2. Ребенок, убедившись, что его слушают в большинстве случаев раскрывает много интересных и важных для него тем. 3. Ребенок более осознанно относится к своим проблемам, учится самостоятельно решать их, применяя конструктивные способы. 5. Личностный рост взрослых – повышается чувствительность к внутреннему миру детей и окружающих людей. В том числе происходят изменения в эмоциональных проявлениях: взрослый научается быть более терпимым, лучше понимает свои чувства. 4. При постоянном использовании данной техники, дети осваивают эту технику.

Слайд 17

Ситуация и слова ребенка : «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка‑хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось». Чувства ребенка : Огорчение, обида Ваш ответ: Ты очень расстроилась, и было очень обидно. 1. (Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!». 2. (Старший сын – маме): "Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь". 3. "Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись". 4. (Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча‑ашечка !». 5. (Влетает в дверь): "Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!". 6. "Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!".

Слайд 18

№ Ситуация и слова ребенка Чувства ребенка Ваш ответ 1. «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка‑хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось» Огорчение, обида Ты очень расстроилась, и было очень обидно. 2. (Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!». Боль, обида Тебе больно, ты рассердилась на доктора. 3. (Старший сын – маме): "Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь". Обида, чувство незащищенности Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

Слайд 19

№ Ситуация и слова ребенка Чувства ребенка Ваш ответ 4. "Сегодня на занятии я ничего не поняла и сказала об этом воспитателю, а все ребята смеялись". Обида, смущение Было очень неловко и обидно. 5. (Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча‑ашечка !». Страх, жалость Ты испугалась, и чашечку очень жалко. 6. (Влетает в дверь): "Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!" Радость, гордость Здорово! Я вижу, ты очень рад.



Предварительный просмотр:

Занятие с родителями «Уроки общения с детьми»

по материалам Ю.Б. «Общаться с ребенком, как?»

Цель: развитие коммуникативных навыков, знакомство с «автоматическими» ответами родителей, освоение техники «активного слушания».

Материалы:

Ход занятия.

1. Приветствие. Игра "Повтори движение"

Участники  стоят в кругу, психолог предлагает поприветствовать друг друга. Каждый, по-очереди, начиная с ведущего произносят приветствие, называют свое имя и сопровождают это каким-либо движением. Остальные повторяют имя участника, приветствуют его и повторяют движение.

2. Упражнение «Ситуация». Родителям демонстрируется ситуация и варианты реагирования на неё у родителей.(Слайд №2) Задача родителей, выбрать наиболее правильный вариант ответа.

3. (Слайд№3, №4,№5) «Автоматические реакции и ответы родителей»

1. Приказы, команды : «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».

В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности.

Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности «в беде».

В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.

МАМА: Вова, одевайся скорее (команда), в садик опаздываем!

ВОВА: Я не могу, помоги мне.

МАМА: Не выдумывай! (Приказ.) Сколько раз уже одевался сам!

ВОВА: Рубашка противная, не хочу ее.

МАМА: Новые фокусы! Ну-ка, сейчас же одевайся! (Снова приказ.)

ВОВА: А у меня не застегивается. МАМА: Не застегивается – так и пойдешь, все ребята увидят, какой ты неряха.

ВОВА (плачущим голосом): Ты плохая...

А разговор мог бы развиваться совсем по-другому:

МАМА: Вова, одевайся скорее, в садик опаздываем!

ВОВА: Я не могу, помоги мне.

МАМА: (останавливается на минутку): Не можешь сам справиться.

ВОВА: Рубашка противная, не хочу ее.

МАМА: Тебе не нравится рубашка.

ВОВА Да, ребята вчера смеялись, говорили, девчачья.

МАМА: Тебе было очень неприятно. Понимаю... Давай оденем вот эту!

ВОВА (облегченно): Давай! (Быстро одевается.)

Заметим, что в этом разговоре первые же ответы мамы на слова мальчика («Не можешь сам справиться», «Тебе не нравится рубашка») настраивают ее на то, чтобы действительно послушать его, услышать его ответы, а не только свои приказания, В результате сын охотно делится своей действительной проблемой, и мать готова ее принять. Если же разговор идет первым способом, то неизбежно появляется следующий тип родительских фраз.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы : «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».

Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик.

Так, в конце первого разговора мама прибегла к угрозе: «...так и пойдешь, все ребята увидят, какой ты неряха», на что последовали слезы и выпад мальчика в адрес мамы.

Знакомы ли вам такие сцены? Бывает ли так, что в результате вы реагируете еще большим «закручиванием гаек», следующей угрозой, окриком?

Угрозы и предупреждения плохи еще и тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать. Тогда некоторые родители от слов переходят к делу и быстро проходят путь от слабых наказаний к более сильным, а порой и жестоким: раскапризничавшегося малыша «оставляют» одного на улице, дверь закрывают на ключ, рука взрослого тянется к ремню...

3. Мораль, нравоучения, проповеди : «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».

Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое.

Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей. Если в семье все трудятся, воздерживаются от грубых слов, не лгут, делят домашнюю работу,– будьте уверены, ребенок знает, как надо себя правильно вести.

Если же он нарушает «нормы поведения», то стоит посмотреть, не ведет ли себя кто-то в семье так же или похожим образом. Если эта причина отпадает, то, скорее всего, действует другая: ваш ребенок «выходит за рамки» из-за своей внутренней неустроенности, эмоционального неблагополучия. В обоих случаях словесные поучения – самый неудачный способ помочь делу.

4. Советы, готовые решения : «А ты возьми и скажи...», «Почему бы тебе не попробовать...», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».

Как правило, мы не скупимся на подобные советы. Больше того, считаем своим долгом давать их детям. Часто приводим в пример себя:

«Когда я был в твоем возрасте...» Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они открыто восстают «Ты так думаешь, а я по-другому», «Тебе легко говорить», «Без тебя знаю!»

Что стоит за такими негативными реакциями ребенка? Желание быть самостоятельным, принимать решения самому. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы. А дети гораздо чувствительнее нас. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его, наперед все знаем.

Такая позиция родителей – позиция «сверху» – раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.

В следующем разговоре отец не избежал подобной ошибки.

В субботу вечером сын в заметно подавленном настроении слоняется по дому.

ОТЕЦ: Ты что такой кислый?

СЫН: Да так, делать ничего не хочется.

ОТЕЦ: Пойди погуляй, погода какая хорошая.

СЫН: Нет, гулять не хочу.

ОТЕЦ: Ну, позвони Мише, сыграйте в шахматы.

СЫН: В шахматы надоело, да и Мишка сегодня занят.

ОТЕЦ: Возьми в конце концов книжку!

СЫН: Да ладно, пап, чего ты привязался! Не понимаешь ты меня! (Уходит в другую комнату, закрывает дверь.)

Разговор пошел иначе, когда отец вспомнил о методе активного слушания. Через некоторое время он заходит в комнату сына, садится рядом.

ОТЕЦ (положив руку на плечо мальчика): Все еще плохое настроение.

СЫН: Да, плохое.

ОТЕЦ (помолчав): Делать ничего не хочется.

СЫН: Ага, а тут еще этот доклад.

ОТЕЦ: Задали доклад приготовить.

СЫН: Ну да, к понедельнику, по мифам Древней Греции, а книжки нет, по чему буду готовить?

ОТЕЦ: Думаешь, где найти материал.

СЫН: Вот именно, негде... (Пауза.) Есть правда одна идея, у Кольки дома энциклопедия.

ОТЕЦ: Пожалуй, там про это написано.

СЫН (уже бодрее): Сейчас я ему позвоню.

Звонит, договаривается о книге, говорит: «А потом погуляем».

Как часто дети сами приходят к тому же, что мы перед этим пытались им посоветовать! Но им надо самим принять решение – это их путь к самостоятельности. Очень важно давать детям такую возможность, хотя это, конечно, труднее, чем дать совет.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»:  «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась – пеняй на себя».

И здесь дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно», «Хватит!». В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют «смысловым барьером», или «психологической глухотой». 

Папа и пятилетняя Вера идут по весенней улице. Тает снег, на тротуаре лужи. Вера проявляет повышенный интерес к лужам и сугробам. Папа: «Вера, если ты будешь наступать в воду, ты промочишь ноги. Если ты промочишь ноги, твой организм охладится. Если он охладится, ты можешь легко подхватить инфекцию. Ты должна знать, что весной в городе всюду много микробов». Вера (наступая в очередную лужу): «Пап, а почему у дяденьки, который прошел, такой красный нос?»

6. Критика, выговоры, обвинения : «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!..».

Вы, наверное, уже готовы согласиться с тем, что никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безвольный, безнадежный, что он неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.

Вера некоторых родителей в воспитательное значение критики поистине безмерна. Только этим можно объяснить, что иногда в семьях замечания вперемежку с командами становятся главной формой общения с ребенком.

Давайте проследим, что может слышать ребенок в течение дня: «Вставай», «Сколько можно валяться?», «Посмотри, как у тебя заправлена рубашка», «Опять с вечера не собрал портфель», «Не хлопай дверью, малыш спит», «Почему опять не вывел собаку (не покормил кошку)? Сам заводил, сам и следи», «Опять в комнате черт знает что!», «За уроки, конечно, не садился», «Сколько раз говорила, чтобы мыл за собой посуду», «Устала напоминать про хлеб», «Гулять не пойдешь, пока...», «Сколько можно висеть на телефоне?», «Ты когда-нибудь будешь ложиться спать вовремя?!»

Помножьте эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит. Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще полученных от самых близких людей. Чтобы как-то уравновесить этот груз, ему приходится доказывать себе и родителям, что он. чего-то стоит. Самый первый и легкий способ (он, кстати, подсказывается родительским стилем) – это подвергнуть критике требования самих родителей.

Что же может спасти положение, если ситуация в семье сложилась именно таким образом?

Первый и главный путь: постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны  поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его.  Нет ничего более пагубного для ваших отношений, чем такое мнение. Для начала найдите в течение дня несколько положительных поводов сказать ребенку добрые слова. Например:

«Спасибо, что ты сходил в сад за малышом», «Хорошо, что ты пришел, когда обещал», «Мне нравится готовить с тобой вместе».

Иногда родители думают, что ребенок и так знает, что его любят, поэтому положительные чувства ему высказывать необязательно. Это совсем не так.

Вот горькое признание одной одиннадцатилетней девочки: "Моя мама меня не любит, я это точно знаю. Я проверяла это много раз. Вот, например, на днях Олег (старший брат) принес ей цветочки, и она ему улыбнулась. Вчера я тоже купила ей цветы, принесла и внимательно наблюдала за ее лицом: она мне не улыбнулась . Так что теперь я точно знаю: Олега она любит, а меня – нет".

Приходит ли нам в голову, что дети так буквально истолковывают наше поведение, слова, выражение лица? Всегда ли мы учитываем, что дети воспринимают мир в черно-белых тонах: либо безусловно да, либо безусловно нет?

И еще вопрос: а мы сами хорошо бы выживали в условиях постоянной бомбардировки критикой со стороны нашего самого близкого человека? Не ждали бы мы от него добрых слов, не тосковали бы по ним?

7. Похвала. После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой  и поощрением, или похвалой  и одобрением . В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем».

Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других.

Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. («А почему ты меня сегодня не похвалила?»)  Наконец, он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений.

СЫН: Не получаются у меня эти буквы!

МАМА: Что ты, ты прекрасно их написал!

СЫН: Неправда, ты нарочно так говоришь, чтобы я не расстраивался!

А как же реагировать на успехи или правильное поведение ребенка?

Лучше всего просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения "я", «мне» вместо «ты»:

ДОЧЬ: Мама, я сегодня по-русскому получила сразу две пятерки!

МАМА: Я очень рада! (Вместо: «Какая ты у меня молодец!»)

СЫН: Ведь правда, я плохо выступил?

ПАПА: Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось (то-то и то-то). (Вместо: «Ну что ты, ты выступил, как всегда, блестяще!»)

8. Обзывание, высмеивание : «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!» Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама какая?», «Пусть лапша», «Ну и буду таким!».

9. Догадки, интерпретации : «Я знаю, это все из-за того, что ты...», «Небось опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь...»

Одна мама любила повторять своему сыну: «Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!», что неизменно приводило подростка в ярость.

И в самом деле: кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его «вычисляют»? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

Пятнадцатилетний Петя приходит домой, обращается к маме. ''

ПЕТЯ: Мне никто не звонил?

МАМА: Никто. Я догадываюсь, ты ждешь звонка Лены.

ПЕТЯ: А тебе все надо знать.

МАМА: Надо. Например, я знаю почему у тебя второй день плохое настроение: с Леной поссорился.

ПЕТЯ: Мам, ну хватит! Какое тебе дело!

Близок к этому следующий тип ошибок.

10. Выспрашивание, расследование : «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?».

Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все-таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные. Об этом мы уже говорили на предыдущем уроке.

Привожу дословно короткий разговор, где мать допускает именно такую ошибку:

ДОЧЬ (зло): Вот смотри, что я получила!

МАМА: Четыре по математике. Почему же ты злишься?

ДОЧЬ: Да, злюсь, а почему, не знаю. А ты спрашиваешь: «Почему да почему?» (Уходит от разговора, замыкается.)

Более удачный вариант был такой (реальный диалог):

ДОЧЬ (зло): Вот смотри, что я получила!

МАМА: Четыре по математике. Но я чувствую, что ты злишься.

ДОЧЬ: Да, я злюсь, а почему, не знаю.

МАМА: Тебе плохо.

ДОЧЬ: Да, плохо... Я не хочу, чтобы ты уходила.

МАМА: Ты хочешь, чтобы я осталась дома.

ДОЧЬ: Да (просительно). Мам, пожалуйста, не ходи сегодня на занятия!

Удивительно, как одно, совсем, казалось бы, незначительное изменение в ответе взрослого (вместо: «Почему же ты злишься?» – «Я чувствую, что ты злишься») может повернуть разговор иначе.

Порой разница между вопросом и утвердительной фразой может показаться нам почти незаметной. А для переживающего ребенка эта разница велика: вопрос звучит как холодное любопытство; утвердительная фраза – как понимание и участие.

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания . Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет» он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.

ДОЧЬ (расстроенная): Знаешь, я сегодня в школе бежала по коридору, а Сережка Петров поставил мне подножку и я упала.

ОТЕЦ: Ну ничего, пустяки, ты же не разбилась.

ДОЧЬ: Да, пустяки, а все мальчишки смеялись.

ПАПА: Да брось, не обращай внимания!

ДОЧЬ: Тебе легко говорить, а мне обидно!

12. Отшучивание, уход от разговора .

Папа проявляет чувство юмора, но проблема остается. А что уж говорить о таких словах, как «Отстань!», «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами!».

Познакомившись с длинным списком неудачных высказываний, родители обычно восклицают: «И это нельзя, и то нельзя... что же можно?».

4. Примерные ситуации для разбора совместно с родителями.

(1)Приказ.

(2)Догадка, предположение.

(3)Нотация.

(4)Угроза.

(5)Совет.

(6)Высмеивание.

(7)Чтение морали.

(8)Выспрашивание.

5. Ситуации для родителей.

Попробуйте определить, к какому типу ошибочных высказываний относится ответ родителя Ситуация №1

ДОЧЬ: Никогда не пойду больше к зубному!

МАТЬ: Не выдумывай, на завтра у нас талончик, надо долечивать твой зуб. (приказ)

ДОЧЬ: Я больше не выдержу. Знаешь как было больно!

МАТЬ: Не умерла же. В жизни часто приходится терпеть. А не будешь лечить, останешься без зубов. (доводы, угроза)

ДОЧЬ Тебе хорошо говорить, тебе так не сверлили! И вообще ты меня не любишь!

Ситуация №2.

СЫН: Представляешь, я пропустил две последние тренировки, и тренер продержал меня сегодня в запасе.

МАТЬ: Ну, ничего, кому-то там тоже надо сидеть, не ты, так другой мальчик; а потом – сам виноват. (увещевание, критика)

СЫН: Пусть другой сидит, а я не хочу. Это ведь несправедливо: Петров слабее меня, а его поставили играть!

МАТЬ: Откуда ты знаешь, что он слабее? (вопрос, выспрашивание)

СЫН: Знаю! Я один из лучших в команде.

МАТЬ: Я бы на твоем месте так не заносилась, надо быть более скромным. (совет, критика)

СЫН (с досадой): Да что с тобой говорить, не понимаешь ты...

Ситуация №3

Девочка пяти лет – отцу (плачет)

ДОЧЬ: Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой! Нога теперь болтается.

ПАПА Да, действительно. А как это случилось? (Выспрашивание)

ДОЧЬ: Откуда я знаю! Моя ку-у-колка!

ПАПА: Ну успокойся. Давай что-нибудь придумаем.(Уговоры)

ДОЧЬ: Не могу-у успокоиться, ку-у-колка моя...

ПАПА (радостно): О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом; симпатичный такой инвалидик. (Улыбается).(Совет, Подшучивание)

ДОЧЬ(плачет сильнее): Не хочу представлять...Не смейся. Я убью его в следующий раз!

ПАПА: Что ты такое говоришь?! Чтобы я никогда таких слов не слышал!(Нравоучение, угроза)

ДОЧЬ: Ты плохой, я пойду к маме. Ма-аам, посмотри...

6. «Безусловное  принятие». Основные моменты активного слушания.

(Слайд№10).

7. Игровые ситуации

Ситуация и слова ребенка

 Чувства ребенка

Ваш ответ

1.

«Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось»

Огорчение, обида

Ты очень расстроилась, и было очень обидно.

2.

(Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!».

Боль, обида

Тебе больно, ты рассердилась на доктора.

3.

(Старший сын – маме): "Ты всегда ее защищаешь,

говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь".

Обида, чувство незащищенности

Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

4.

"Сегодня на занятии я ничего не поняла

и сказала об этом воспитателю, а все ребята смеялись".

Обида, смущение

Было очень неловко и обидно.

5.

(Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-ашечка!».

Страх, жалость

Ты испугалась, и чашечку очень жалко.

6.

 (Влетает в дверь): "Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!"

Радость, гордость

Здорово! Я вижу, ты очень рад.

Упражнение «Безусловное принятие»

Займите удобную позу сделайте глубокий вдох носом  и выдох ртом. Представьте перед собой своего ребенка, обнимите его и скажите следующие слова (сначала про себя, затем вслух): «Как хорошо, что ты у меня есть… Я люблю тебя таким, какой ты есть… мне очень интересно узнать какой ты и каким ты будешь…!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Уроки вежливости для самых умных малышей

Для детей в доступной форме показаны правила поведения....

Презентация "Уроки Тётушки Совы"

презентация на автоматизацию звука "С"...

Презентация "Уроки Мойдодыра"

1.Дидактическая игра"Для чего нужны гигиенические предметы",2.Рассматривание сюжетных картинок по разным временам года.3.Сюжетно-ролевая игра"В гости к кукле Даше".4.Методический прием "Как правильно ...

презентация "Уроки вежливости.Загадки"

Вежа.Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово ...

Презентация Уроки по финансовой грамотности для Буратино. Урок №1

Презентация Уроки пофинансовой грамотности для Буратино.Урок№1...

Презентация Уроки по финансовой грамотности для Буратино. Урок №2

Презентация Уроки по  финансовой грамотности  для Буратино. Урок №2...