Консультация для воспитателей «Компьютерные игры: вред или польза?»
консультация по психологии (старшая, подготовительная группа)

Мария Васильевна Санарова

Компьютерная игра превращается в основную форму досуга детей. Многие дети ежедневно проводят у компьютера большую часть своего свободного времени, причём родители спокойно реагируют на эту ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Компьютерные игры: вред или польза?»

Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные дети быстро осваивают управление сложными электронными приборами, удивляя этим своих родителей, бабушек и дедушек. Даже двухлетние малыши активно пользуются планшетами. Дети словно рождаются с навыками обращения с современными электронными устройствами. Они самостоятельно используют компьютеры, ноутбуки родителей, сначала для просмотра мультфильмов, потом для компьютерных игр.

Компьютерная игра превращается в основную форму досуга детей. Многие дети ежедневно проводят у компьютера большую часть своего свободного времени, причём родители спокойно реагируют на эту ситуацию.

А ведь игра (не компьютерная) – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата. И если настоящая, подлинная игра ребенка заменяется компьютерной………….

Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности, лишь изредка «отлучаясь» в оффлайн. Крайняя степень игровой зависимости – когда у игромана пропадает аппетит (ему не хочется отлучаться от игр даже для принятия пищи) и сон (он жалеет время на отдых и даже во сне продолжает завоевывать миры и убивать врагов). Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно, не вызывая подозрений со стороны близких людей. Поэтому так сложно бороться с игровой зависимостью – когда она становится очевидной, так просто вытащить игромана из ее щупалец невозможно.

Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр, и перед родителями остро становится проблема того, как оторвать чадо от компьютера. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Говоря о вреде компьютерных игр для детей , стоит отметить, что особую опасность в этом плане  представляют различные стрелялки, бродилки, леталки и гонки.

Чем опасны компьютерные игры - стрелялки? Это самый опасный вид игр, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрейшей души человеком.

Вредны также бродилки, леталки и гонки, которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться.

Кроме того, постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук.

Среди огромного разнообразия компьютерных игр мальчики отдают предпочтение играм со сценами агрессии. Выраженная агрессивность игр вызывает обеспокоенность у ведущих педагогов и ставит непростые вопросы: как влияют эти игры на формирование особенностей личности дошкольника, его познавательное развитие и социальную адаптацию?

Большинство психологов подтверждают наличие связи между содержанием компьютерной игры и уровнем агрессии в последующей свободной игре ребенка, его враждебностью  и тревожностью.

Компьютерные игры, которые предпочитают дети (в основном) не способствуют  решению образовательных задач и развитию дошкольника. Их главная цель – научить ребенка как можно быстрее щелкать мышкой или нажимать на клавиши для достижения желаемого результата. Эти игры не стимулируют мышление, повышают уровень тревожности, вызывают у многих игроков равнодушие или даже нетерпимость к окружающим, желание спрятаться в воображаемом мире, где победа дается значительно легче, чем в жизни.

В играх дети переживают самые разные чувства – от радости до агрессии и страха. Переживания их очень реалистичны. При описании своих переживаний дети чаще других употребляют слова « страшно», «боюсь», «убить», «зомби», «монстры».

К негативным последствиям влияния многих компьютерных игр в сфере социального и личностного развития ребенка относится и нарушение речевого развития. По наблюдениям опытных педагогов дети владеют недостаточным для их возраста словарным запасом, связная речь отстает от возрастной нормы.

Дети, проводящие за компьютером все свободное время, владеют навыками развития речи на очень низком уровне. Они не могут грамотно писать и разговаривать, связно излагать свои мысли. Причина отставания ребенка в развитии речи – отсутствие практики устного общения и потеря интереса к чтению книг. Многие родители не понимают всей опасности виртуальных забав и наивно разрешают своим детям долго играть, не утруждая себя или не считая нужным посмотреть эти игры и увидеть собственными глазами, что в них преподносится детям.

В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным.

Чем полезны компьютерные игры.

Существует ряд развивающих компьютерных игр для самых маленьких детей от 3 до 5 лет. Они научат малыша буквам и цифрам, познакомят с миром животных и растений, окажут благотворное влияние на развитие эмоциональной сферы, поспособствуют развитию моторики рук (манипуляции с джойстиком, мышкой и клавиатурой), зрительной памяти, музыкального слуха.

Очевидна польза компьютерных игр и для старших дошкольников, младших школьников – для них разработано множество обучающих игр, которые помогут углубить свои познания в той или иной области, научат действовать в различных ситуациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточенности, внимательности.

С помощью компьютерных игр вы можете ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества и способности. Безусловно, компьютер не должен стать единственным источником развития вашего чада – по-прежнему актуальными остаются книги, развивающие настольные игры, конструкторы, пазлы и, конечно, родительские внимание и ласка как неотъемлемый спутник всех занятий.

Советы воспитателя для родителей.

  • ограничьте время нахождения ребенка за компьютером;
  • следите за тем, во что играет ребенок, какие фильмы смотрит и где бывает в Интернете;
  • проводите с ребенком гимнастику глаз, следите за его осанкой;
  • чаще играйте с ребенком в игры, развивающие внимание, память, мышление, логику, речь;
  • помогите ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, чаще  и больше общайтесь с ребенком;
  • станьте лучшим другом для своего ребенка. Интересуйтесь его делами, интересами, происходящими в сегодняшнем дне;
  • разнообразьте жизнь ребенка (запишите его в какой-то интересный кружок);
  • выбирая детские компьютерные игры, в первую очередь обратите внимание на жанр заинтересовавшей Вас игры (головоломки, обучающие игры, спортивные игры, игры- симуляторы, приключения). Это поможет Вам оценить её возможное влияние на психику ребенка;
  • определите, какую сферу психики развивает игра (познавательную или  личностную), затем определите, насколько соответствует игра возрасту и полу ребенка;
  • не оставляйте ребенка за компьютером без присмотра.

Придирчиво выбранные Вами игры будут очень удобным инструментом для обучения и развития вашего ребенка.

Стоит взять под строгий контроль использование компьютера, чтобы ваши дети были физически и психически здоровыми. Не ошибитесь в выборе компьютерных игр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?»

В представленной консультации акцентируется внимание родителей на возможные проблемы, возникающие у детей при работе с компьютером.Даются рекомендации, при помощи которых ребенок будет познавать компь...

Консультация для родителей "Компьютерные игры - польза или вред?"

В этой консультации высказаны рассуждения на тему - приносят компьютерные игры пользу или насосят вред ребенку....

Консультация для родителей "Компьютерные игры для детей: польза или вред?"

Многие родители считают видеоигры бичом современности – этот вид развлечения, по их мнению, отнимает время и здоровье у детей, которые вместо того, чтобы просиживать за компьютером, могли бы побегать ...

Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?»

Современные технологии, которые приходят в нашу жизнь, не только приносят пользу, но и создают ряд проблем. Актуально это и для всеобщей компьютеризации. Компьютер дома – это уже не роскошь, а необход...

Консультация для родителей: "Компьютерные игры - вред или польза?"

Консультация для родителей: "Компьютерные игры - вред или польза?"...

Консультация для родителей компьютерные игры: вред или польза?

Можно много говорить о пользе информационных технологий и компьютере в частности: это и помощь в учёбе, и развлечение, и хобби. Однако уже давно на западе учёные забили тревогу по поводу вреда виртуал...