Мастер-класс «Профилактика страхов и тревожности в детском саду, методы и приемы»
методическая разработка по психологии

Мастер-класс "Профилактика страхов и тревожности в детском саду, методы и приемы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_strahov_i_trevozhnosti.docx85.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края, ул. Ленина, 2

Мастер класс

Тема: Профилактика страхов и тревожности в детском саду, методы и приемы.

Подготовил: педагог-психолог

Гросс Е.В.

с. Кулунда, 2021

Содержание

1. Введение (актуальность, термины, основные положения)

2. Страхи и тревожность (определение, взаимосвязь, работа)

3. Методы и приемы профилактики и коррекции страхов и тревожности.

3.1. Игры со страхом - игротерапия.

3.2. Рисование страха - изотерапия.

3.3. Вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

3.4. Игры с песком - пескотерапия.

4. Практическая часть.

1. Введение.

В настоящее время прослеживается увеличение обращений педагогов и родителей тех детей, которые проявляют различные нарушения: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

По данным исследований, каждый второй ребёнок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребёнок уже многое видит и знает, но ещё не всё понимает, необузданная детская фантазия ещё не сдерживается реальными представлениями о мире.

Таким образом, наличие страхов у ребёнка является нормой, но если страхов много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребёнка. Так что же такое страх?

Страх – это неприятное и мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью.

2. Страхи и тревожность.

Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Разве не внушает страх незнакомое пространство, в которое внезапно попадает ребенок, и даже его собственная комната? А какие опасности таит в себе темное время суток – вечер и ночь, когда страшным представляется то, что днем никакого испуга не вызывает. Плоды детских страхов, возникающие вдруг в воображении ребенка, нереальны, однако страх, испытываемый дошкольником, переживается им по-настоящему. Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Они имеют разное значение для ребенка. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть "свои" страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка:

- от 1 до 3 лет нередки ночные страхи;

- на 2-ом году жизни часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли;

- в 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства;

- в 5-7 лет ведущим становится страх смерти;

- от 7 до 11 лет дети больше всего боятся "быть не тем", сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.  

Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.
    Необходимо определять патологический страх, требующей коррекции, от нормального, возрастного, с тем чтобы не нарушить развития ребенка. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка , наличии у них самих страхов , конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей.

Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного дошкольного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога-психолога - создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки.

В работе со страхами и тревожностью в дошкольных организация проводятся следующие этапы: выявления, диагностика, коррекция и профилактика.

Типологические особенности дошкольников, испытывающих страхи, проявляются, прежде всего, в эмоциональной чувствительности, впечатлительности и эмоциональной ранимости.

Для определения количества страхов и уровня тревожности применяются такие методики как тест «Сказки» Л. Дюсса, тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.), тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках».

Способы профилактики и коррекции детских страхов можно условно разделить на три группы:

1. игра со страхом;

2. рисование страха;

3. вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

3. Методы и приемы профилактики и коррекции страхов и тревожности.

Для организации коррекционно-профилактических занятий обычно используются сразу несколько методов, что позволяет сохранять заинтересованность детей на протяжении всего занятия и несет более положительный психотерапевтический эффект.

3.1. Игра со страхом - игротерапия.

Основная задача данного метода: научить ребёнка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основным средством является разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребёнка, помогает ему установить доверительные отношения со взрослыми и сверстниками.

 В игре «Прогулка вслепую» один ребёнок закрывает глаза, а другой служит проводником (говорит куда идти: направо, налево и т. д.). Преградами, которые преодолевает ребенок, являются стулья, расставленные в группе.

В «Отгадай, чего я боюсь» ребёнок жестами изображает, чего он боится, а другие отгадывают страх. У детей могут возникать трудности, например, страх темноты и одиночества дети часто не могут изобразить жестами. Поэтому здесь возникают трудности с отгадыванием. Однако это не снижает коррекционной силы данной игровой методики.

Для игры «В страх» подбирается сюжет, предметы, символизирующие то, чего ребёнок боится (собака, волк, вампиры, Баба - Яга, разыгрывается сюжет с этими предметами. Дети расправляются со своим страхом.

Использование данных методик помогает детям установить доверительные отношения со сверстниками, преодолеть чувство одиночества, тревожности. Также игра позволяет повысить уровень самооценки, что является важным при работе с тревожными детьми.

3.2. Рисование страха - изотерапия.

Изотерапия – это метод снятия у детей  ощущений постоянной угрозы, исходящей от окружающего мира, преодоления тревоги посредством графического изображения своего страха.

Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снимает тревожное ожидание их реализации. В процессе рисования происходит «оживление» страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения.

Объект страха сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется.

Детям предлагают методику «Расправься со страхом», где они должны нарисовать то, что они бояться больше всего. А после этого предлагается «расправиться» со страхом: смять, порезать рисунок или закрасить другой краской.

«Нарисуй портрет своего страха»

Ребенку предлагают нарисовать свой страх. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?» Детям часто сложно нарисовать свой страх. В этих случаях он может отказываться рисовать. Могут возникнуть сложности и по другим причинам: если ребенок стыдится своего страха, не хочет его признавать, тем более афишировать. Такие дети обычно утверждают, что ничего не боятся, и предлагают порисовать на другую тему. В этом случае можно предложить, например, нарисовать то, чего он боялся, когда был маленький, или то, чего обычно боятся все дети.

Завершить работу над портретом страха можно следующим образом. Скажите ребенку по секрету, что знаете, чего боятся все страхи, - они боятся стать посмешищем! Они ненавидят, когда люди смеются над ними. После этого торжественно приговорите страх ребенка к осмеянию. «Кару» можно осуществить несколькими способами. Например, дорисовать образу страха смешные детали - бантики, косички, нелепые шляпки и пр. Можно перерисовать рисунок, сделав новый сюжет, в котором тот же страх попадает в нелепую ситуацию, например, падает в лужу, и очень этого смущается.

Занятия изобразительным творчеством могут помочь ребёнку осознать и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, быть самим собой. Самое главное заключается в том, что с помощью рисования ребёнок может избавиться от негативных переживаний. При этом изобразительное творчество позволяет не только отражать реальную действительность, но и моделировать желаемую.

3.3. Вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

Сказкотерапия представляет собой метод, использующий форму сказки для решения имеющихся проблем личности, связанных, в частности, с тревожностью. Также данный метод позволяет развивать творческие способности, способствует созданию благоприятных взаимоотношений. Наряду с игрой сказка неотъемлемая часть дошкольного детства. Дети любят слушать сказки, придумывают их сами, проигрывают их.

Как известно, «страшилки» различного содержания - один из видов своеобразного детского фольклора. Сочиняя и рассказывая «страшилку», ребёнок самостоятельно моделирует эмоциями преодоление своих страхов.

Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты.

Детям предлагают методику «Сказка про страх», где они придумывают и рассказывают различные истории, связанные со своим страхом.

Методика «Придумай завершение сказки». Детям предлагается завершить сказку по предложенному началу: «Жили-были мальчик и девочка, которые всего боялись. Однажды они попали в дремучий тёмный лес. И вдруг на их пути…»

В конце работы дети начинают понимать, что сказочные персонажи - это вымысел и их можно сделать такими, какими ты сам хочешь, тот есть добрыми, смешными, весёлыми.

3.4 Игры с песком – пескотерапия.

Отдельно хотелось бы выделить игры с песком. Песок сам по себе является мощным психотерапевтическим средством, играть  с которым обожают все дети. Он успокаивает и уравновешивает.

Именно в песочнице можно объединить все методы. Здесь можно обыграть сказу, построить и разрушить страх, нарисовать, дорисовать и стереть все свои замыслы.

Песочная мультипликация «Веселый страх»

Психолог рассказывает сказку, а дети по ходу истории иллюстрируют её на световом столе. «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Дети обсуждают, как звали Страх, как он выглядел, кого пугал. Затем они рисуют на песочном столе с подсветкой, каким был Страх в начале сказки, как он грустил в одиночестве.

Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело…». Дети придумывают смешные детали и изменяют рисунок, помогая Страху стать весёлым. Можно обсудить с ребятами, с кем мог бы подружиться Страх, и нарисовать ему друга.

В психолого-педагогический пакет следует также добавить такие технологии, методы и приемы, как:

Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения.

Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

4. Практическая часть.

А теперь давайте мы с вами немного поиграем. Закройте глаза и вспомните себя маленькими. Вспомните свой дом, свой детский сад, своих родителей, своих друзей из сада, как вы с ними играли. Вспомните что вы тогда любили … и чего боялись.

1. Открывайте глаза и давайте поиграем в игру «Покажи свой страх». Все по очереди показывают свой страх, а другие должные его отгадать.

2. Какие вы молодцы! Весело вам было играть? Значит наши страхи могут быть не только страшными, но и веселыми! Правда? Посмотрите перед вами лежат листочки и краски, давайте мы попробуем «нарисовать наши страхи». Ух какие страшные страхи! Как же мы с ними расправимся? Как вы думаете? Я вам подскажу: мы можем их закрасить в красивый яркий цвет; мы можем их смять и выкинуть; мы можем их порвать, порезать; мы можем сделать их смешными. Расправляйтесь со своими страхами! Молодцы!

4. Дети, а вы любите сказки? Давайте мы с вами сами «придумаем сказку», я начну, а вы продолжите, каждая по очереди.

«Жили были три девочки, три подружки. Однажды пошли девочки гулять и…»

3. А теперь я хочу рассказать и показать вам сказку. И вы тоже можете в ней поучаствовать. Сказка называется «Веселый страх». Мультипликация в песочнице.

Молодцы, девочки, садитесь на свои места. Целью данного мастер класса было не показать отдельное занятие, а продемонстрировать методы профилактики страхов и тревожности и способы их совмещения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриота в детском саду. Методы и приемы работы.

Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметн...

Мастер - класс для воспитателей «Цветные числа» Кюизенера в детском саду

Знакомстов педагогов с приемами работы с дидактическим материалом - счетные палочки Кюизенера....

Мастер – класс для родителей 2ой младшей группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки»

Мастер – класс для родителей 2ой младшей группыТема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,направленной на профилактику нарушения осанки»...

Мастер – класс для родителей 2ой младшей группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки

Мастер – класс для родителей 2ой младшей группыТема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,направленной на профилактику нарушения осанки...

Мастер - класс использование комплекта "Мате: плюс.Математика в детском саду " в образовательной деятельности как иснструмент повышения качества образования в детском саду

МАСТЕР - КЛАСС  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....

Мастер-класс для педагогов ДОУ « ФЭМП в группе раннего возраста» (методы и приемы работы)

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер -класс на тему : « ФЭМП в группе раннего возраста». Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика - царица ...