Релаксационные игры
картотека по психологии

Золотых Елена Викторовна

Картотека игр для релаксации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relaksatsionnye_igry.docx30.54 КБ
Файл palchikovye_igry.docx16.47 КБ
Файл igry_s_peskom.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель релаксационных игр – снятие психоэмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон.

Существуют разные релаксационные игры:

- игры, помогающие достичь состояния релаксации путём чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;

- игры-медитации снимают эмоциональное напряжение через расслабление основных мышц;

- игры, помогающие добиться состояния релаксации путём чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;

- игры с прищепками – релаксация достигается путём сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки. Монотонные движения руками и сжимание мышц кистей рук затормаживают отрицательные эмоции – это известный факт;

- игры-«усыплялки», колыбельные имеют сильное психоэмоциональное воздействие на ребёнка, расслабляют и лечат.

ИГРЫ НА ОСНОВЕ НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

«Муравей»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Все дети и взрослый сидят на коврике. «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим – вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают».

Повторить несколько раз.

«Мороженое»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. «Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твёрдое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…»

«Улыбка»

Цль: снять напряжение мышц лица.

Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнёмся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щёчки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

«Поймай бабочку»

Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Ведущий показывает летящую бабочку, пробует её поймать одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат её.

«Холодно – жарко»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

«Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя ручками, голову прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер…». Дети повторяют действия.

«Сорока – ворона»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Дети сидят в парах на стульях, проговаривают слова-потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.

Сорока-ворона кашу варила

Сорока-ворона деток кормила,

Этому дала, и этому дала,

И этому дала, и этому дала.

А самому маленькому –

Из большой миски

Да большой ложкой.

Всех накормила!

«Самолёт летит, самолёт отдыхает»

Цель: снять эмоциональное напряжение путём чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.

Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолётики. Дети поднимают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолётик летел). Стоя на месте, дети изображают самолётики (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки), жужжат «Моторами», двигают крыльями, затем опускают их расслабленными – самолётики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть.

«Игра с шарфиком»

Цель: снять напряжение мышц лица.

«Представьте себе, что вам холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками. Но вот пришла мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу.

«Шишки»

Цель: снять напряжение.

«Вы медвежата, а я мама-медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (показать, что надо сделать) и силой сжимаете в лапах». Дети играют. Ведущий: «Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам…».

«Лягушонок»

Цель: снять напряжение мышц лица.

Перед упражнением нужно помыть руки.

Ведущий рассказывает стихотворение и показывает движения к нему.

Вот понравилось лягушкам:

Тянут губы прямо к ушкам! (взрослый и дети осторожно пальцами растягивают улыбку к ушкам).

Потяну – перестану и нисколько не устану! («Отпускают» улыбку).

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны…(Пальчиками руки проводят по расслабленным губам сверху вниз.

«Хоботок»

Цель: снятие напряжения мышц лица.

Перед проведением помыть руки.

Ведущий рассказывает стихотворение и показывает движения к нему.

Подражаю я слону: губы хоботком тяну (взрослый и дети тянут губы «хоботком»).

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю (возвращаются в исходное положение)

Губы не напряжены и рас-слаб-лены… (пальчиком руки проводят по расслабленным губам сверху вниз).

«Лимон»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Детям предлагается представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют её. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Всё в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

«Потягушечки»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Ведущий предлагает всем поспать, отдохнуть. Дети собираются в круг, садятся на корточки, закрывают глаза. Ведущий (через несколько секунд): «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперёд, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Ведущий «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз.

УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ С СОСРЕДОТОЧЕНИЕМ НА ДЫХАНИИ:

«Задуй свечу»

Глубоко вдохнуть, набирая в лёгкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».

«Ленивая кошечка»

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперёд, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».

УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ЛИЦА:

«Озорные щёчки»

Набрать воздух, сильно надувая щёчки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щёки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щёки при этом втягиваются. Затем расслабить щёки и губы.

«Рот на замочке»

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы),

Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав 4-5 с).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

«Злюка успокоилась»

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела и расслабилось всё тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ШЕИ:

«Любопытная Варвара»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:3Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперёд – тут немного отдохнёт.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ РУК:

«Пара» (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук)

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперёд ладоней партнёра, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнёра. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнёра выпрямляется.

«Вибрация»

Какой сегодня чудный день!

Прогоним мы тоску и лень.

Руками потрясли.

Вот мы здоровы и бодры.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ НОГ:

«Палуба»

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать её к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

«Лошадки»

Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать, не забудьте!

«Слон»

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате, поочерёдно поднимая каждую ногу и опуская её с ударом сопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!».

УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЯ ВСЕГО ОРГАНИЗМА:

«Снежная баба»

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У неё есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растёкшуюся по земле.

«Птички»

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его лёгкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на её макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул тёплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои пёрышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнёздышко на лесной полянке.

«Бубенчик»

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной «Пушистые облачка». «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.

«Летний денёк»

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бои-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

«Замедленное движение»

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

«Тишина»

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать

И тихонько будем спать.

ИГРЫ-МЕДИТАЦИИ

«На полянке»

(выполняется под релаксационную музыку)

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Психолог: «Представьте себе лесную полянку, на которой растёт мягкая травка-муравка. Давайте ляжем на неё, как на перинку. Вокруг всё спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щёчки, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело (пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного к другому). Лучики гладят… (имя ребёнка), ласкают… (имя ребёнка и т.д.). Вам хорошо, приятно. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули».

«Воздушные шарики»

( выполняется под релаксационную музыку)

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Психолог: «Все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Всё ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие-лёгкие. Воздушные шарики поднимаются всё выше.

 Дует тёплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик…(пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного ребёнка к другому). Обдувает шарик…(имя ребёнка), ласкает шарик…(имя следующего ребёнка и т.д.). Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику».

«Ручей» (понадобиться запись шума воды, журчания, шума леса)

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Психолог: «Вы лежите возле небольшой речки в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеёк журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдаёт вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся тёплыми от волшебных брызг, всё тело становится лёгким-лёгким от прикоснувшейся воды. Вы наполняетесь журчанием ласкового ручейка… (пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного ребёнка к другому). Ручеёк погладил…(имя ребёнка), и …(имя следующего ребёнка и т.д.) погладил. Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно… Но пришла пора расставаться. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку».

«Лентяи»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Дети ложатся на ковёр. Психолог: «Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Вы – лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущения приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги…(пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного к другому). Отдыхают ручки к …(имя ребёнка), отдыхают ножки у … (имя следующего ребёнка и т.д.). Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение…Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение».

«Тихий час для мышат»

(игра  с элементами медитации)

Цель: релаксация.

Психолог предлагает детям превратиться в мышат и показать, как они обедают – откусывают кусочки сыра; гладят свои животики – наелись; показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации на 1 – 2 минуты (с каждым разом можно увеличивать время), дети лежат и слушают музыку. На счёт «три» все мышата превращаются в послушных ребят. Психолог: «Откройте глазки, вы отдохнули и у вас хорошее настроение».

ИГРЫ НА РЕЛАКСАЦИЮ ПУТЁМ ЧЕРЕДОВАНИЯ РИТМИЧНОГО ДЫХАНИЯ И ДЫХАНИЯ С ЗАДЕРЖКОЙ

«Согреем бабочку»

Цель: достичь релаксации через дыхательные техники.

Дети сидят в кругу на стульях. Ведущий показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замёрзла и не может взлететь. Предлагает согреть её своим дыханием. Дети дышат на ладошки (обучая этому дыхательному упражнению, можно попросить детей широко открыть рот и произнести долгий звук «А»).

Рассказывают, что бабочка согрелась и её надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки (на начальном этапе освоение этого упражнения можно предложить детям на выдохе произнести долгий звук «У»).

«Воздушный шарик»

Цель: развить у детей способности расслабления мышц живота.

Дети стоят в кругу. Ведущий: «У меня в руках воздушный шарик. Посмотрите, как я буду его надувать (надувает настоящий воздушный шарик, а затем сдувает его). А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе и мы должны его надуть. Положите руки на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем животик, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте ручкой, как он растёт. А теперь сделаем выдох и сдуем животик. Отлично! Давайте повторим ещё раз. Вдох – выдох, ещё один вдох – выдох. Молодцы!»

«Часики»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона.

Ведущий: «Ребята, а вы видели часики? У кого они есть? А хотите, мы сегодня с вами будем показывать часики? Встаньте прямо, ножки слегка расставьте так, чтобы машина между ними могла проехать, руки опустите. Мама часики завела, и они стали тикать «Тик-так!» Размахивайте прямыми руками вперёд и назад. Устали часики, остановились, отдыхают… Мама снова завела часики, и они снова стали тикать». Дети и ведущий размахивают руками, говорят «Тик-так».

«Каша кипит»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники.

Ведущий: «Поставила мама кашу варить и ушла. А каша сварилась и закипела. Вы знаете, как каша кипит? Давайте покажем. Одну ручку положим на животик, другую – на грудь. Втянули животик – набрали воздух. Говорим громко: «Ф-Ф-Ф», - выпятили животик. Вот как каша кипит!».



Предварительный просмотр:

Эмоциональная пальчиковая гимнастика

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят,

(пальцы плотно прижимаем к ладони).

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит

(трясём кистями).

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем

(«моем» руки, дышим на них).

К себе ладошки мы прижмём

(поочерёдно, 1 вверху, 1 внизу).

Гладить ласково начнём

(гладим ладонь другой ладонью).

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко

Скрестить пальцы, ладони прижать,

пальцы двух рук быстро легко стучат).

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать

(каждый палец зажимаем в кулачке).

Упражнения для развития мелкой моторики

«Гроза»

Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и,

перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней.

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;

махать пальцами, сжатыми вместе)

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,

изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)

В небе молния сверкает,

Гром все небо разрывает.

(нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками,

а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

(поднять обе руки вверх с разомкнуты

ми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

«Цветочки»

Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)

Во зеленой во стране,

(показывают ладошками "горшочки")

В расписных горшочках

(поднимают ладошки вверх вертикально)

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

(загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)

Их польем мы спозаранку,

(поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)

Я и все мои друзья!

«Колокольчик»

Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:

-Дон-дон-дон, -

Колокольчик звенит.

(пошевелить пальчиками обеих рук)

-Ля-ля-ля, - Что-то он говорит.

(поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)

Динь-динь-динь, -Наклоняет головку.

(опустить ладошки вниз)

Бом-бом-бом, -

Растрепал всю прическу.

(провести ладошками по волосам)

Дзынь -дзынь-дзынь, -

Солнцу он улыбнулся.

(улыбнуться и похлопать в ладоши)

Наконец-то проснулся.

(постучать пальцами одной руки о пальцы другой).

Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики  с использованием песка (по методики О. Н. Никитиной)

Упражнение 1. « Нити»

Дети набирают

песок в кулачки, поднимают руки над столом и, раскачивая вправо и

влево, слегка расслабляют кулачок, постепенно засыпают стол песком.

Поглядите, поглядите,

Потянулись с неба нити.

Что за тоненькая нить

Хочет землю с небом сшить?

Не ответишь, подождём,

Отгадаешь под дождём!

Высыпав весь песок из кулачка, дети расслабляют и встряхивают кисти рук.



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, выполняемые песком на световых столах

  1. Упражнение «Во саду ли, в огороде».

Цели: расширение кругозора и общей осведомлённости об окружающем мире; развитие мышления, речи, мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Дополнительные материалы: игрушечные овощи и фрукты.

По взмаху волшебной палочки песочница превращается во «фруктовый сад» или «в огород», который  детям  предлагается засадить разными растениями. Выполнив задание, они рассказывают, что где растёт. Педагог просит их описать овощи и фрукты по форме, цвету и вкусу.

  1. Упражнение «Моя любимая игрушка».

Цели: развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации; развитие способности аргументировать свои высказывания.

Форма: групповая.

С помощью считалки выбирается водящий.

Трынцы-бынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Выходи скорее вон!

Водящий рисует песком на световом столе свою любимую игрушку, а затем описывает её словами, не называя. Остальные дети должны догадаться, о какой игрушке идёт речь. Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

  1. «Детские секретики».

Цели: обучение детей рисованию карт-схем; развитие мышления, воображения.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Дополнительный материал: набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.

Дети вместе с педагогом чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов, а затем по данной схеме создают песочную картину. Затем кого-нибудь из них просят отвернуться, в это время взрослый прячет на различных участках картины секретики. В тех местах, где они находятся, он ставит точки. Ребёнок поворачивается и отыскивает их, следуя карте-схеме. Игру можно усложнить: прятать секретики и отмечать на карте-схеме их местонахождение будет ребёнок, а взрослый станет их отыскивать.

  1. Упражнение «Что это? Для чего?»

Цели: расширение кругозора и общей осведомлённости об окружающем мире; развитие мышления, речи, мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Применение этой игры зависит от изучаемой детьми в группе лексической темы. Психолог рисует песком на световом столе контурные изображения какого-либо животного, инструмента, предмет а мебели, посуды, элемента одежды… Затем просит ребят назвать изображённый им предмет, описать его форму, назначение. Можно вместе придумать необычную историю, которая произошла с этим предметом.

  1.  Упражнение «Загадки».

Цели: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.

Форма: групповая.

Детям предлагается отгадать предмет (животное, птицу и т.д.) по наводящим фразам. Например, загадано яблоко. О нём можно рассказаьб следующее:

  • это фрукт;
  • растёт на дереве;
  • бывает зелёным, жёлтым, красным;
  • бывает кислым и сладким;
  • можно есть его сырым, варить из него компот, повидло, печь с ним пирог.

Затем дети должны, не произнося ответ вслух, нарисовать отгадку песком на световом столе.

Вариант. Педагог косвенными фразами описывает какую-либо ситуацию, дети должны отгадать её и нарисовать. Например, загадана ситуация – празднования Нового года: у всех на лицах улыбки;

- слышен смех и топот ног;

- звучит весёлая музыка;

     - все держаться за руки, водят хоровод;

     - слышны залпы фейерверков;

- детей ждут подарки;

- чувствуется запах ели и мандаринов.

  1. Упражнение «Фотография».

Цели: развитие мелкой моторики и координации движений; формирование коммуникативных навыков и социальной активности.

Форма проведения: групповая, в парах.

Дети делятся на пары. Педагог предлагает им внимательно посмотреть друг на друга, запомнить внешний вид, причёску партнёра и нарисовать песком на световом столе его портрет (сделать «фотографию»), а потом обсудить, насколько удачным получилось изображение.

  1. «Рисование в паре».

Цели: формирование коммуникативных навыков; развитие у детей умения договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т.д.; формирование навыка взаимопомощи; повторение признаков времён года.

Форма проведения: групповая, в парах.

Паре предлагается изобразить с помощью песка определённое время года. Для этого партнёрам нужно предварительно договориться друг с другом о том, что именно они будут рисовать на световом столе. По завершению детям предлагается словами передать сюжет своего рисунка.

  1. «Дорисуй картинку».

Цели использования: развитие воображение, мелкой моторики.

Форма: индивидуальная или групповая.

Педагог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники и предлагает ребёнку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и др.)

Варианты: педагог предлагает ребёнку «обвести» песком на световом столе свою ладошку, а затем дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение; педагог или сам ребёнок рисует на световом столе абстрактную фигуру, проводит линии, а затем спрашивает, на что это похоже, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение.

  1.  Игра «Путешествие в Космос».

Цели: речевое развитие, развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания, мышления.

Оборудование: фигурки, игрушки (звёздочки, ракеты, человечки).

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в песочную страну. Поздороваемся с песочком. Погладим его. Порисуем на нём пальчиком. Возьмём немного песка в ладошку.

- А теперь я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие! На чём мы полетим? На ракете или на летающей тарелке? Пофантазируем. На каких планетах вы хотели бы побывать? Кто обитает на Марсе? А какие дожди идут на Венере? Что представляет собой огромный Юпитер? Что мы можем видеть в полёте? (кометы, звёзды, галактики).

В процессе рисования меняется цвет песочного стола, и дети могут себе представить поверхности разных планет, задумать и порассуждать на космическую тему и, конечно нарисовать все, что захочется.

- Попрощаемся с планетами, с которыми мы познакомились. Вернёмся на нашу родную планету Земля.

10.  Игра «Лесное царство».

Цель: закрепление знаний детей об окружающем мире; закрепление правил безопасного поведения в лесу; развитие речи, внимания.

Материал: фигурки животных, растений, песок для рисования.

- Ребята, вы только посмотрите, где мы с вами оказались! Посмотрите, что вы видите здесь? (Горы, реки, поляну, лес). Здесь есть и горы, и леса, и озёра. А где мы с вами можем увидеть такую природу, такие пейзажи? В нашей стране можем? Как называется наша страна?.

Предлагаю нам отправиться в лесное путешествие. Педагог раздаёт детям фигурки деревьев.

- А какие правила поведения в лесу вы знаете?

- А кого мы можем встретить в лесу? (Дети перечисляют животных и птиц, которых они знают.)

- А живёт ли лев в нашем лесу? Почему? А я добавлю игрушку слона. Педагог ставит в песочницу жирафа и крокодила. Дети объясняют, почему игрушки не подходят.

11. Упражнение «Сказочная страна».

Цели: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Педагог предлагает ребёнку нарисовать песком на световом столе сказочную страну, а затем вместе с ним обсуждает, что это за страна:

- какие существа её населяют;

- какой у них характер;

- что они умеют делать;

- откуда пришли в эту страну;

- в каких взаимоотношениях между собой;

- всем ли существам хорошо в этом мире (этой стране), если нет, то что можно сделать, чтобы им стало лучше;

- какие события будут происходить в этой стране;

- что жители будут делать дальше;

- есть ли название у получившегося рисунка;

- что нравится или не нравится в рисунке, что хотелось бы изменить…

Примечание. Если ребёнок испытывает затруднения при составлении истории, рекомендуется использовать метод незаконченных предложений.

12. «Картина из загадок».

Цель: развитие ориентировки на плоскости.

Детям предлагается разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они должны находиться.

Загадки:

- Жёлтая тарелка на небе висит

Жёлтая тарелка всем тепло дарит.   (Солнце).

- Ветер-пастушок затрубит в свой рожок,

Собрались овечки у небесной речки.    (Облака).

- Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо-мостик подвесной.   (Радуга).

- Течёт, течёт – не вытечет

Бежит, бежит – не выбежит   (Речка).

- Она под осень умирает

И вновь весною оживает,

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё – беда

Она их главная еда.   (Трава).

13. Игра «Песочные строители».

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

«Жители песочной страны просят помочь им построить (нарисовать) домики. Для этого надо наметить на песке, где будет строится тот или иной домик. Например, колобок любит дома только круглой формы, жираф – прямоугольной, а бегемот – квадратной. Помогите обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемот. Выбери нужную форму и сделай отпечаток». Таким образом взрослый даёт задание расселить всех жителей песочницы.

14.  Насыпная картина из манки.

Знакомство с техникой рисования манкой (В. Шевченко, модификация Е. Татариной).

Цель: развитие гармоничного взаимодействия правого и левого полушарий мозга, творческого воображения, эстетического вкуса, повышение самооценки, релаксация.

Задачи:

- усиление доверия между участниками;

- снятие эмоционального напряжения, релаксация.

Инвентарь: манка.

Участникам предлагается двумя руками одновременно нарисовать манкой следующие образы: два глаза, два цветка, два солнца, два гриба, два дерева.

Нарисовать:

- двумя руками два одинаковых образа;

- двумя руками одновременно один образ;

- двумя руками одновременно два разных образа;

- в круге на манке разными пальцами (но не указательными) различные образы, буквы;

- прорисовать образы ладонью.

15. Техника «Мир эмоций» (А. Сосновик).

Цель: развитие эмоционального интеллекта.

Задачи:

- знакомство с эмоциями (грусть, радость, страх, злость, обида и др.);

- учиться распознавать эмоции и выражать их;

- снятие психомышечного напряжения;

- расслабление;

- диагностика эмоциональной сферы;

- развитие мелкой моторики рук.

Инвентарь: песочные световые столы, карточки «Эмоций».

Задание: нарисовать своё настроение. Из колоды карточек с изображением эмоций случайным образом вытягивается одна карточка. Ребёнок определяет, какую эмоцию он видит. Нарисовать, увиденную эмоцию на песке. Далее говорится, что вы, наверное тоже иногда испытываете эту эмоцию, и предлагаем им закончить предложение «Радость (обида, грусть) – это когда…». «Для котика – это когда…».

Упражнение повторяется с новой карточкой. В конце предлагается нарисовать настроение после выполнения упражнения.

Вопросы для обсуждения:  Какие бывают эмоции? Какую эмоцию понравилось/не понравилось рисовать? Как изменилось настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

релаксационные игры для детей раннего возраста

игры для снятия психоэмоционального напряжения...

Релаксационные игры и упражнения

Картотека релаксационных игр и упражнений для детей...

Релаксационные игры для детей раннего возраста

Материал для воспитателей ДОУ, игры для снятия у детей эмоционального напряжения...

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3+

Материал для родителей и педагогов "РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ СНЯТИЯПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3+"...

Памятка для педагогов " Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"

Существуют разные релаксационные игры:·  игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильно­го напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;·  игры, помогающие д...

Релаксационные игры и упражнения для работы с тревожными детьми.

В детском саду наряду с гиперактивными, агрессивными и конфликтными детьми встречаются и очень тревожные дети. Такие дети отличаются постоянным беспокойством, тревожностью, раздражительностью, нарушен...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста.

Психологическая безопасность сегодня рассматривается какодно из требований безопасности образовательного процесса. Маленькие дети нередко находят...