Синдром дефицита внимания и гиперактивность
учебно-методический материал по психологии

Наталья Евгеньевна Тараканова
Синдро́м дефици́та внима́ния и гиперакти́вности (СДВГ), расстро́йство внима́ния с гиперакти́вностью, или гиперакти́вное расстро́йство с дефици́том внима́ния (англ. attention deficit hyperactivity disorder, ADHD), — расстройство поведения и психического развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_defitsita_vnimaniya_i_giperaktivnosti.docx66.33 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Picture background

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется двумя компонентами:

  • Невнимательность:

 -  С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр;

 -    Часто допускает ошибки из-за небрежности;

-   Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь;

-    Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца;

-  Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания;

-   Избегает задания, требующие длительной концентрации;

-   Часто теряет свои вещи;

-   Легко отвлекается на посторонние стимулы;

-  Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

  • Гиперактивность:

-  Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится,

что-то теребит в руках;

-  Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте;

-  Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.;

-   Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге;

-   Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор»;

-   Часто бывает болтливым;

- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца;

- Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях;

- Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места;

-  Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка в данном случае – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его. 

 

Рекомендации родителям:

 

  • Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  • Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
  • Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
  • Не допускайте ссор в присутствии ребенка;
  • Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;
  • Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  • Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  • Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • Избегайте, по возможности, больших скоплений людей; 
  • Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером; 
  • Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть;
  • Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
  • Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
  • Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  • Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
  • Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.

 

Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Здесь вы найдете ответ на вопрос что такое сдвг....

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ). - основные проявления.

синдром  дефицита  внимания и гиперактивность у детей....

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) советы по выявлению и дальнейшей коррекции данного нарушения у школьников.

В статье представлены указания и рекомендации по выявлению данного синдрома и его дальнейшей успешной коррекции...

Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

Гиперактивные дети (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также называют гиперактивностью.Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком  дома. В конечном счете, эффективность любого воз...

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...