Родительское собрание "Психологические особенности развития детей 5 – 6 лет"
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей, вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Ход выступления:

Возраст 5 – 6лет можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в этом возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Выступление на родительском собрании в старшей группе

«Психологические особенности развития детей 5 – 6 лет»

Педагог – психолог С.Ф.Журина

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей, вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Ход выступления:

Возраст 5 – 6лет можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в этом возрасте.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире.

Этот период называют сензитивным (чувствительным) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Ведущая потребность этого возраста – потребность в общении, как со взрослым, так и со сверстником. Взрослый – источник информации, собеседник. Со сверстниками происходит углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. Преобладание ровного оптимистичного настроения.

В начале учебного года по вашим заявлениям проведена психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня познавательного развития дошкольников.

Предлагаю ознакомиться с результатами. Высокий уровень – 13%, средний уровень – 67%, низкий  20% Обращаю ваше внимание на времена года, что относиться к общей осведомленности, последовательные картинки, отвечает за мышление и рисунок человека, отвечает за мелкую моторику.

Теперь подробнее остановимся на каждом из познавательных процессов и каждый отметит для себя, что знает ребенок, а над чем нужно поработать.

В возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольное внимание. Объем-8-10предметов, удерживает внимание 15 – 20 минут. Происходит развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7предметов из 10,3-4действия, формируется логическое мышление, развивается творческое воображение. Способ познания - самостоятельная деятельность, экспериментирование, объект познания - предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.

          В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

        Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость.

Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Новообразования возраста:

1.Планирующая функция речи

2. Предвосхищение результата деятельности

3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на родительском собрании « Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста» Педагог – психолог С.Ф.Журина

Слайд 2

Возраст 5 – 6лет можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире.

Слайд 3

Ведущая потребность этого возраста – потребность в общении , как со взрослым, так и со сверстником. Взрослый – источник информации , собеседник. Со сверстниками происходит углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. Преобладание ровного оптимистичного настроения.

Слайд 4

Результаты психолого – педагогической диагностики по развитию познавательной сферы на октябрь 2024 год

Слайд 6

Начинает формироваться произвольное внимание . Объем-8-10предметов, удерживает внимание 15 – 20 минут. Происходит развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7предметов из 10,3-4действия, формируется логическое мышление, развивается творческое воображение. Способ познания - самостоятельная деятельность, экспериментирование, объект познания - предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. Развиваем память: ребенку предлагают лист с изображениями восьми предметов. Он рассматривает их, называет предметы. Через некоторое время лист убирается и ребенку предлагают вспомнить то, что было нарисовано на картинке

Слайд 7

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление . Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Развиваем мышление: Логические таблицы, хорошо развивает логическое мышление – конструктор. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Упражнение «Четвертый лишний» «Разложи по порядку» Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

Слайд 8

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Развиваем воображение «На что похоже»

Слайд 9

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций , у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость.

Слайд 10

Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой разложить по полочкам ее они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Слайд 11

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Слайд 12

Новообразования возраста 1.Планирующая функция речи 2. Предвосхищение результата деятельности 3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Особенности развития детей от 2 до 3 лет»

Родительское собрание в первой младшей группе...

Родительское собрание "Особенности развития детей 4-5 лет"

Родительское собрание«Особенности развития детей 4-5 лет»Цель: знакомство с особенностями развития ребёнка 4-5 лет.Задачи: дать представление об особенностях физического, психологического и интеллекту...

Родительское собрание «Особенности развития детей 2-3 лет.Адаптация детей».

Цель собрания: установление доверительных отношений между воспитателями и родителями; изучение семьи воспитанников, с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка к детскому сад...

Родительское собрание "Особенности развития детей 3-4 лет."

Цель: обогащение родительских представлений овозрастных изменениях детей 3-4 лет; о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: ознакомить родителей с особенностями р...

Презентация для родительского собрания "Особенности развития детей 4-го года жизни"

Материал о том, как развивается ребёнок в этом возрасте, психологические особенности, рекомендации для родителей....

Родительское собрание "Особенности развития детей 5 года жизни"

Познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников...