Консультация педагогов "Случаи агрессивных проявлений у воспитанников"
консультация по психологии

Чайкина Светлана Александровна

Консультация педагогов "Случаи агрессивных проявлений у воспитанников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация педагогов

Случаи агрессивных проявлений у обучающихся

Педагоги отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагога просто не знают, как справиться с их поведением.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

Общие рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:

1. Проведение коррекционной и поддерживающей работы.

2. Создание в группе эмоционального комфорта для детей.

3. Научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом.

4. Формирование адекватной самооценки.

5. Формирование навыков самоконтроля.

6. Обучение навыкам сотрудничества.

7. Развитие творчества у детей.

Основная задача педагога заключается в уменьшении напряжения в ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий; крик, негодование;
  • демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт посторонних людей;
  • наказания или угрозы наказания.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту, в силу несформированности функций, отвечающих за самоконтроль. Однако публичное осуждение и негативная оценка могут нанести моральный вред ребенку и целесообразнее:

  • публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
  • не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
  • предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В этих случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

  • полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
  • выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
  • переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, раздать листочки»);
  • позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты, скорей всего, устал»).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках с повышенной степенью агрессивного поведения.

Техника объективного описания ситуации.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Неэффективно «чтение морали». Лучше показать ребенку негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

  • констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
  • констатирующий вопрос («ты злишься?», «ты обижен?»);
  • раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
  • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
  • апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, педагог должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Твердость проявляется только в конкретном проступке. Ребенок должен понять, что любят его, но против того, как он себя ведет.

Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ:

  • уход от раздражающего фактора;
  • ответ после отсчета «10 секунд»;
  • оценка ситуации под другим углом зрения;
  • оценка ситуации «холодной головой»;
  • оценка ситуации в перспективе;
  • занятие спортом, творчеством, занятием по интересам, чтением, прогулкой по лесу, по берегу, уборкой помещения;
  • прослушивание классической музыки;
  • общение с друзьями; родственниками, людьми, которые тебя любят;
  • доведение какого-либо начатого дела до конца;
  • совершение «доброго поступка, дела».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Снятие агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста

Цель: коррекция  проявлений агрессивного поведения у старших дошкольников через сказку, снятие психоэмоцинального напряжения через обучение детей приемам релаксации....

Детская агрессивность:проявление,причины,пути преодоления

Очень мало на свете родителей, которые так или иначе не сталкивались бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева и крушащего детской лопаткой все вокруг: "От...

Рекомендации для родителей по преодолению собственных агрессивных проявлений в общении с ребенком

Агрессия - это действие, агрессивность - готовность к совершению таких действий. Существует непосредственная связь между стилями воспитания в семье и проявлениями агрессии у детей....

Режиссерская игра на песке (Коррекция агрессивных проявлений старших дошкольников)

В дошкольной практике проблема детской агрессии проявляется в первую очередь в том, что среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей, именно агрессивные проявления часто приводят к уху...

Консультация педагога - психолога для воспитателей на тему:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».

В данной консультации описываются: сущность понятия "агрессивность", ее причины,  пути коррекии, игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов: «Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов: «Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста»....