Кризис трех лет.
консультация по психологии (младшая группа)
Возраст с 2,5 до 3,5 лет в психологии называют кризисом 3 лет или кризисом «Я сам».
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме, но все трудности носят временный, преходящий характер.
В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Он не может ждать, пока вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам! Я сама!»…
Возросшие потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_3h_let.docx | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Кризис трех лет.
Возраст с 2,5 до 3,5 лет в психологии называют кризисом 3 лет или кризисом «Я сам».
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме, но все трудности носят временный, преходящий характер.
В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Он не может ждать, пока вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам! Я сама!»…
Возросшие потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни.
Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
Ребенок пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться, разными путями выражая протест против зависимости от родителей, настаивает на равноправии. Он бурно реагирует на оценки, становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить.
Три года – это тот рубеж, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст. В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «я». Ребенок начинает отделять себя от мира взрослых и вступает в самостоятельную жизнь. Без психологического отдаления от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Ребенок не понимает, что с ним происходит, не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Становится упрямым, капризным, вздорным.
Не надо пугаться! Это не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление кризиса говорит о том, что в психике ребенка сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности.
Симптомы кризиса:
- Негативизм – стремление все сделать наоборот, вопреки всем требованиям и просьбам взрослых.
- Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.
- Строптивость – направлена против норм воспитания, образа жизни в целом, против тех правил, которые были в его жизни до трех лет.
- Своеволие, своенравие – все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало что умеет.
Второстепенные симптомы:
- Протест, бунт – ребенок находится в стадии войны со всем и всеми.
- Обесценивание – ребенок начинает ругаться, обзываться, употреблять нецензурную брань.
- Деспотизм – проявляет деспотичную власть по отношению к окружающим.
Что могут сделать родители во время кризиса.
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
Истеричность и капризность требуют зрителей. Не прибегайте к помощи посторонних.
Во время приступа оставайтесь рядом. Дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь во время приступа что-нибудь внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять за руку и увести.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!» (книжка, штучка и т.д.). «А что это там за окном..?» - подобные маневры заинтригуют и отвлекут, т.к. у малышей очень подвижное внимание, легко переключаемое. Лучше сделать вид, что вы очень заинтересовались чем-то, восхитились. Акцентируйте эмоции и смотрите только «туда». («Ух ты, вот это да! Какая красота!»). Текста должно быть много, чтобы малыш не успевал вставить свои требования в промежутки.
Не надо обращаться непосредственно к плачущему или кричащему ребенку и уговаривать его не кричать – подольете огонь в масло.
После истерики, ссоры, когда ребенок успокоился, пожалейте его, объясните, в чем он не прав. Дайте ему понять, что вы любите его любого.
Нежелательно использовать авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком. Это может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдается строгий приказ: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и т.п.
Как можно меньше вмешивайтесь и торопите ребенка. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие (если, конечно, позволяет время). Развивайте самостоятельность! Чрезмерная заботливость неизбежно делает ребенка слишком зависимым от родителей, ведет к серьезным проблемам в дальнейшем – комплексам в общении.
Если вы «не заметили» крика, его не следует обсуждать, тем более – наказывать.
Можно воспользоваться приемом действия «от противного» - разрешить кричать. «Ты собираешься плакать? Можно, я тебе разрешаю». Кричать он не будет, так как это разрешено. Сам факт дозволенности сбивает ребенка с толку.
Если частые приступы капризности, истерики, необходимо давать капли валерианы или пустырника.
Если вы на чем-то настаиваете, оставайтесь неприступными, доводите дело до конца. При этом будьте спокойными. Меньше слов – больше дела.
Побольше совместных дел. Это может быть и игра, и уборка квартиры.
Ребенок должен усвоить с детства, что мама и папа – главные люди в семье. Они принимают решения. Их слово – закон.
Не ждите и не надейтесь, что ваш ребенок будет в точности таким, каким вы его хотите видеть. Такого не бывает. Дети всегда идут своим путем. Поэтому меньше думайте о том, каким ваш ребенок должен быть, а внимательнее смотрите, какой он есть. Думайте, как ему помочь, а не как его исправить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Маленький тиран" или кризис трех лет. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям понять, что происходит с их ребенком в возрасте трех лет. С какими трудностями в поведении ребенка они могут столкнуться и как с ними справиться....
"Кризис трех лет"
Консультация для родителей...
Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка
Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...
Кризис 3-х лет у детей. Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?
Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому ...
Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет
Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...
Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет
Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...
Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса.
Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса....