Профилактика и коррекция нарушений в эмоциональном развитии детей
материал по психологии
На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, враждебностью, агрессивностью, тревожностью, неуверенностью в себе. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Они нарушают дисциплину, конфликтуют со сверстниками, или наоборот замыкаются. Эмоции — это переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе. Препятствия на пути удовлетворения различных потребностей порождают отрицательные эмоции, а удача в достижении цели — положительные.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
Одной из задач дошкольного учреждения является эмоционально – личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
Трудности, с которыми сталкиваются дети, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы семейного воспитания. Следовательно, в условиях ДОУ у ребёнка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих, переживаний, собственного опыта, успехов и неудач в деятельности и общении со сверстниками построить свой образ, структуру «Я».
В старшем дошкольном возрасте типичными нарушениями эмоциональной сферы являются:
1. Высокая интенсивность и длительность эмоционального напряжения, «застревание» эмоционального процесса, который в норме у ребенка достаточно быстро возникает и исчезает;
2. Боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.) и чрезмерная осторожность. Появление осторожности свидетельствует об эмоциональном нарушении.
3. Эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете (например, какой-то игрушке).
4. Равнодушие и апатия ребенка.
5. Отсутствие эмпатии, которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказки.
6.Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных эмоциональных нарушений, также проявляются замкнутость, страхи и агрессивность.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей направлена на смягчение эмоционального дискомфорта, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями.
Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Коррекционная работа может проводиться 1–2 раза в неделю. Наша задача – сделать среду пребывания для ребёнка наиболее благоприятной:
– приблизить условия детского сада к домашним;
– обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в свои силы;
– давать детям различные поручения, требующие вступления в контакт со взрослыми.
С целью коррекции, в старшем дошкольном возрасте, используются методы и приемы направленые:
– на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности детей, на их двигательное раскрепощение;
- на развитие у детей навыков совместной деятельности, формирование доброжелательного отношения друг к другу.
1.Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. Другими словами, это лечение с помощью книги. Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Ребенок встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.
Дидактические сказки – они создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. В роли героев – цифры, буквы. В них раскрывается смысл и важность определённых знаний.
Психологические сказки – создаются для мягкого влияния на поведения ребёнка. Коррекционный смысл их в том, что происходит замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснения ребёнку смысла происходящего.
Медитативные – они создаются для снятия психо-эмоционального напряжения для накопления положительного опыта, положительных моделей взаимоотношений и т.д.
2. Игротерапия – это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности. Игротерапия может быть
– индивидуальная,
– коллективная,
– директивная – взрослый руководит игрой. Педагог выступает в качестве организатора и транслятора её символического значения,
– не директивная – спонтанные игры самих детей.
Ролевая гимнастика. Уже в 3–4 года дети осваивают ролевые действия: походить как кошка, помяукать и т.д.
Пальчиковые игры. Происходит обучение элементарной техники, выразительных движений, управление своим телом. В 5–6 лет дети используют ролевые образцы т.е. ребёнок полностью принимает роль сказочных героев, животных, неодушевлённых предметов. При этом он использует голос, мимику, жесты, движения.
Игры на развитие коммуникативных навыков. Они обучают умению сотрудничать, развивают вербальные и невербальные средства общения и т.д.
3. Музыкатерапия - это особая форма работы с детьми с использованием музыки. Музыкатерапия дает возможность активизировать ребенка, улучшает его эмоциональное состояние.
4.Телесно-ориентированная терапия.
техника коррекции поведения детей через физическую активность, выполнение определенных упражнений для выявления чувств, эмоций, взаимодействия с окружающим миром. Дети выполняют простые движения, формируя необходимые навыки. Эта методика позволяет справляться со страхами, неврозами, умственными и речевыми нарушениями, депрессией, паническими состояниями.
Дыхательные упражнения. Задачи таких упражнений: успокаивает нервную систему, гасит эмоции, избавляет от тревожных мыслей, учит ощущать и контролировать свои мысли.
Танцевальная терапия. Даёт заряд бодрости и энергии, укрепляет силы как на психическом, так и на физическом уровне.
5. Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Этот метод помогает снимать эмоциональное напряжение, негативные эмоции.
С учетом специфики эмоционального поведения в детском саду применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игра с правилами, и руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались.
Игра «Я радуюсь, когда…»
Взрослый: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребёнка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
Упражнение «Зеркало»
Ход: Взрослый передаёт по кругу зеркало и предлагает каждому ребёнку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
Интерпретация: после выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щёки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Игра «Прогони злость»
Взрослый: «А сейчас я научу вас некоторым приёмам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте её в сторону».
Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.
Игра «Зеркало эмоций».
Детям предлагается поиграть в «зеркало» с изображением определенного настроения. Детям предлагается: «Ребята, у вас бывает разное настроение. Давайте посмотрим, как это выглядит со стороны». Выбирается один ребенок, который выражает различное настроение: радость, грусть, гнев, отвращение, испуг. Остальные должны изображать то настроение, которое показывает ребенок.
Игра «Магазин настроения».
Дети садятся в ряд, выбирается ребенок, который приходит в «магазин настроения» и просит любое настроение: «Я пришел к вам за радостью (весельем, испугом, интересом). Остальные дети должны исполнить просьбу покупателя и попытаться «заразить» весельем или напугать, успокоить, рассказать что-то интересное, страшное и т.д.
Психологическая игра «Я могу».
Условие игры: нужно, поймав мячик, громко сказать: «Я могу хорошо…» и назвать то, что хорошо получается. Обычно, дети называют: рисовать, лепить, вырезать, клеить, плавать и т.д. Главное, уверенность ребёнка, что он может это делать.
Чем больше «Я могу» скажет ребёнок, тем интереснее ему будет играть и тем больше гордости он за себя испытывает, ведь он так много может. Такая игра способствует развитию самоуважения.
Таким образом, эмоционально-личностное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе.
Указанная тесная связь между эмоциональным развитием детей и развитием игры свидетельствует о том, что психолого-педагогические приемы, осуществляемые в процессе игры должны нормализовать эмоциональную сферу, снимать эмоциональные барьеры и вести к появлению более высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krivenko_t.a._prezentatsiya.pptx | 211.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоции - это переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе Препятствия на пути удовлетворения различных потребностей порождают отрицательные эмоции, а удача в достижении цели — положительные . Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника , придавая им особую окраску и выразительность.
В старшем дошкольном возрасте типичными нарушениями эмоциональной сферы являются: - высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения, « застревание » эмоционального процесса, который в норме у ребенка достаточно быстро возникает и исчезает; - боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.) и чрезмерная осторожность. Появление осторожности свидетельствует об эмоциональном нарушении ; - эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете (например, какой-то игрушке); - равнодушие и апатия ребенка; - отсутствие эмоциональной децентрации , которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказки. Так , в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных эмоциональных нарушений, также проявляются замкнутость, страхи и агрессивность .
сКАЗКОТЕРАПИЯ Это самый древний психологический и педагогический метод. Другими словами, это лечение с помощью книги. Основная цель сказкотерапии – это развитие личности. Ребенок встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.
иГРОТЕРАПИЯ Это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности.
Музыкатерапия – это особая форма работы с детьми, с использованием музыки. Музыкатерапия дает возможность активизировать ребенка, улучшает его эмоциональное состояние.
Телесно-ориентированная терапия - это методы работы с психикой, через тело .
Арт - терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
С учетом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игра с правилами, и руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались.
Игра «Я радуюсь, когда…» Игра «Прогони злость» Игра «Зеркало эмоций». Игра «Магазин настроения». Психологическая игра «Я могу».
Вывод: Эмоционально-личностное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Указанная тесная связь между эмоциональным развитием детей и развитием игры свидетельствует о том, что психолого-педагогические приемы, осуществляемые в процессе игры должны нормализовывать эмоциональную сферу, снимать эмоциональные барьеры и вести к появлению более высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика и коррекция нарушения осанки плоскостопия у детей дошкольного возраста
Рекомендации для родителей....
Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей.
Рекомендации воспитателя Как правильно приучить ребенка кушать, если ребенок отказывается от еды в ДОУ....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ НЕДОСТАТКОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работ...
Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей
Основные советы родителям во время карантина по организации питания дошкольников....
Коррекция познавательного и эмоционального развития детей с ЗПР.
Коррекция познавательного и эмоционального развития детей с ЗПРЗПР необходимо выявить к 3—4 годам ребёнка, пока не проявились вторичные отклонения.Коррекционно-педагогическую работу с такими дет...
«Представление опыта работы с детьми по профилактике и коррекции нарушений в эмоциональном развитии детей»
Задачей дошкольного учреждения является эмоционально – личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающ...