Упражнения для развития мышления дошкольника
методическая разработка по психологии

Елена Юрьевна Коробкова

Мышление представляет собой процесс, при котором происходит обобщенное и опосредованное отображение, выявление существующих связей и отношений между объектами и явлениями окружающего мира. Это когнитивный процесс более высокоорганизованного уровня, отличающийся от непосредственного восприятия реальности через ощущения, восприятия и представления. Чувственное познание предоставляет лишь поверхностное изображение мира, в то время как мышление приводит к пониманию законов природы и общественной жизни.

Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функции, где особенно важно его выражение посредством языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_razvitiya_myshleniya.docx362.84 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития мышления дошкольника!

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:

«Закончи слово»

         Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру.

Предлагаются слоги:

  • ·        по…        ·        до…
  • ·        на…        ·        че…
  • ·        за…        ·        пры…
  • ·        ми…        ·        ку…
  • ·        му…        ·        зо…

 

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Упражнение «Назови, одним словом».

- Делим объекты на классы - по заданному основанию.

Процедура:

1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Январь, март, май, август -…

б) Стол, диван, кресло, стул -…

в) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля-…

г) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

д) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:

а) Пальто, куртка – это…

б) Иванов, Петров, Сидоров – это…

в) Зима, осень — это…

г) Ботинки, туфли – это…

д) Прятки, жмурки – это…

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

•        Старый, дряхлый, маленький, ветхий

•        Храбрый, злой, смелый, отважный

•        Яблоко, слива, огурец, груша

•        Молоко, творог, сметана, хлеб

•        Час, минута, лето, секунда

•        Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

•        Платье, свитер, шапка, рубашка

•        Книга, телевизор, радио, магнитофон

•        Мыло, метла, зубная паста, шампунь

•        Береза, дуб, сосна, земляника

Игра  «4-лишний»

-развитие обобщения

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце – платье – костюм.

   

«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

    Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

  Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

 

Упражнения на развитие гибкости ума.

«Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

        Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

        Назови, слова, обозначающие диких животных

        Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

        Назови, слова, обозначающие водный транспорт

        Назови, слова, обозначающие домашних животных

        Назови, слова, обозначающие овощи

        Назови, слова, обозначающие фрукты

        Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

        Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)

     

Игра «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь - …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь - …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь  ты - …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай - … (КОНЕЦ)

 

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

•        Худой – толстый

•        Умный – глупый

•        Тяжелый – легкий

•        Твердый – мягкий

•        Шершавый – гладкий

•        Веселый – грустный

•        Быстрый – медленный

•        Красивый – безобразный

•        Пустой – полный      

 

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

Упражнение на развитие словесно-логического мышления:

«Определи понятия»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

        Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

        Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

        Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

   

-Упражнения на развитие мыслительной операции:

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1.    муха и бабочка

2.    дом и избушка

3.    стол и стулья

4.    книга и тетрадь

5.    вода и молоко

6.    топор и молоток

7.    город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Упражнение «Подбери признаки»

-развитие логического мышления и смысловой памяти.

-Подобрать -слова признаки по каждому слову

 

Игра (какая?)- интересная;

Снег (какой)- пушистый;

Вода (какая?) -холодная;

Луна (какая?)- круглая;

Дым (какой?) - густой);

День (какой)- солнечный;

Трава –

Крик-…

Стол -..

Окно -..

Дом -…

Игра «Предмет-действие»

-Развитие мышления и речи

Ведущий говорит: «я буду говорить слово , обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата -копать».

Слова:

грабли (собирать опавшие листья)

мыло (мыть),

вилка(кушать),

телефон (звонить),

молоток(забивать гвозди),

сковорода (жарить),

чашка (пить),

спички (разводить огонь),

кастрюля (варить),

порошок (стирать),

иголка (шить),

утюг (гладить),

ноги (ходить),

пила (пилить),

руки (брать),

сумка (носить вещи),

глаза (смотреть),

дрель (сверлить в стене дыру),

нос (дышать),

ручка (писать),

уши (слышать)

фломастер, краски (рисовать)

лейка (поливать),

отвёртка (закручивать шурупы),

клей (клеить),  

забор (огораживать территорию),

книга (читать),  

градусник (измерять температуру),

часы (узнавать время),


Упражнение «Смысловые ряды»

-детям  предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.

  • Волк – заяц, кошка - …
  • Быстро – быстрее, медленно - …
  • Лиса – лисенок, волк -…
  • Белка – орешки, медведь - …
  • Человек – дом, крот - …
  • Лес – деревья, поляна - …
  • Пальто – зима, шорты - …
  • Море – вода, суша - …
  • Вода – кран, свет - …
  • Учитель – школа, воспитатель - …

«Вопрос-ответ».

активизация логического мышления

  Вопросы детям:

  • Чем похожи стул и табуретка?
  • Какие слова начинаются с буквы В?
  • Какие вежливые слова вы знаете?
  • Как вы думаете чему учат в школе?
  • Какой день следует за вторником?
  • На какой свет светофора надо переходить улицу?
  • Чем отличается бабочка от стрекозы?
  • Что делают из муки?
  • Кто работает в магазине?
  • Мышь маленькая, а муравей…
  • Певец поёт, а балерина…
  • Где работает клоун?
  • У коровы телёнок, а у лошади…
  • Назовите  детёныша у овцы?
  • Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?
  • Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.
  • Что бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)
  • Какой день надели последний?

                                                        Педагог-психолог: Коробкова Елена Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и упражнений для развития мышления воспитанников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома-интерната

Представленные игры были взяты у таких авторов как Баряева Л.Б. Зарин А. из учебно-методического пособия “Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития”, и у ...

Копилка игр. Игры и упражнения для развития мышления дошкольников.

Предложенные игровые задания помогут ребенку научиться рассуждать, сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Система игр и упражнений, способствующих развитию у дошкольников понятийно - логического мышления»

В методическое пособие вошли: логические задачи, загадки, сказочные задачи... Задания расчитаны для детей старшего дошкольного возраста....

"Игры и упражнения для развития мышления у дошкольников"

Уделите время ребенку и поиграйте в развивающие игры!...