Консультация для родителей «Золотая середина» в воспитании.
консультация по психологии (средняя группа)

tanya.yakovleva1963

Найти золотую середину между авторитарными и попустительскими стилями общения с ребенком нам поможет идея одного американского психолога (немного видоизмененную Ю.Б.Гиппенрейтор), в ней говорится о четырех зонах поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной.

В зеленую зону попадает все, что ребенок может делать самостоятельно по его желанию и на его усмотрение. Например, какую одежду сегодня одеть, с кем дружить, какую книгу почитать, в какие игры поиграть и т.д.  Но тут есть один нюанс: не каждый родитель готов дать такую волю своему ребенку. Появляется тревожность, что необходимо все контролировать и, что ребенок все сделает плохо и НЕ ПРАВИЛЬНО. Тут хорошо бы понять: зачем и почему необходимо все контролировать и почему такое не доверие к своему ребенку.

Далее идет желтый цвет – то что «Можно, но не всегда». Т.е. относительная свобода выбора, разрешается действовать на свое усмотрение, но в пределах определенных границ правил. Например: можешь гулять во дворе самостоятельно, но со двора не уходить. Можешь делать уроки, когда захочешь, но закончить должен к 9 часам вечера. В этой зоне у ребенка формируется внутренняя дисциплина: извне-внутрь.

 Оранжевая зона – «Можно лишь иногда». Это как раз те случаи, когда правила нарушаются. Это такие действия ребенка, которые нами не приветствуются, но в ввиду особых обстоятельств, сейчас допускаются. Например, папа был в командировке и приезжает в 11 часов вечера, и ребенку разрешают до его приезда не ложиться спать. Или ребенок напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Не бойтесь подобных исключений из правил, если они действительно редки и оправданы. Дети бывают очень благодарны родителям за готовность пойти навстречу их просьбе. В таких случаях они даже с большим энтузиазмом готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

Красная зона – «Нельзя». То, что ребенку ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. Это категорические «НЕЛЬЗЯ», из которых не делаются исключения. Нельзя бить и кусать маму, нельзя брать чужие вещи, нельзя рвать книги, обижать животных и т.п.

Все вместе взятые зоны показывают нам, что вполне можно найти золотую середину между готовностью понимать – и быть твердым, между гибкостью – и непреклонностью в процессе воспитания дисциплины.

 В первое время ребенку необходима поддержка со стороны родителей, быть сдержанным и учится контролировать себя с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно привыкая и видя, что эти правила поддерживаются всеми членами семьи, ребенок следует им без напряжения.     НО! Обязательное условие, что вокруг правил не было постоянных конфликтов. Забота родителей первое время в каждом случае спокойно и коротко объяснить, чем вызвано Ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения. И учатся взаимоуважению.

 

Нужны ли правила ребенку?

Очень даже нужны!!! Более того, дети хотят их и ждут! Правила делают жизнь детей предсказуемой и понятной, и тем самым создают чувство безопасности - базовую потребность.

Возможно, Вы и сами наблюдали, как 1-1,5 годовалые малыши, изучив распорядок дня, сами несут предметы, используемые в деятельности, которая должна быть в это время.

Я помню, как у моего сына была любимая книжка, которую мы оба уже знали наизусть, но, тем не менее, он всегда хотел читать только её и всегда в определенном порядке.

Многократное повторение чего-либо — это тоже из области базового чувства безопасности. Ребенку спокойно, когда он знает, что завтра проснется, и все будет идти свои чередом.

На подсознательном уровне дети чувствуют, что за правилами стоит забота родителей. Тут же возникает справедливый вопрос: «Почему дети постоянно норовят нарушать правила?». Причин очень много и я обязательно расскажу о них в последующих постах.

 Каждый родитель мечтает о бесконфликтной дисциплине. И это очень тонкая и трудная задача родителей. Нам же хочется, чтобы наш ребенок вырос ответственным и собранным. Есть два правила, которые помогут наладить и поддержать бесконфликтную дисциплину в семье. Конечно же, они не гарантируют, что во всех семьях все пройдет гладко, от этого зависит еще множество факторов, таких как возраст детей, были ли в семье до этого вообще правила и прочее. Но тем не менее.

Правило 1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни ребенка. Это правило актуально для тех родителей, которые пытаются уберечь свое ребенка от лишних переживаний и запретов. Помните, одно время была популярна «Японская методика воспитания детей», которая гласила, что нельзя детям до трех лет говорит слово «нельзя». В результате родители становятся марионетками своих собственных детей.

          Правило 2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило помогает исключить излишне авторитарного стиля общения с ребенком. Излишняя строгость будет препятствовать доверительным и открытым отношениям между детьми и родителями.
Эти два правила помогут нам найти золотую середину в воспитании детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Золотая середина» в воспитании.

Найти золотую середину между авторитарными и попустительскими стилями общения с ребенком нам поможет идея одного американского психолога (немного видоизмененную Ю.Б.Гиппенрейтор), в ней говорится о четырех зонах поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной.

В зеленую зону попадает все, что ребенок может делать самостоятельно по его желанию и на его усмотрение. Например, какую одежду сегодня одеть, с кем дружить, какую книгу почитать, в какие игры поиграть и т.д. Но тут есть один нюанс: не каждый родитель готов дать такую волю своему ребенку. Появляется тревожность, что необходимо все контролировать и, что ребенок все сделает плохо и НЕ ПРАВИЛЬНО. Тут хорошо бы понять: зачем и почему необходимо все контролировать и почему такое не доверие к своему ребенку.

Далее идет желтый цвет – то что «Можно, но не всегда». Т.е. относительная свобода выбора, разрешается действовать на свое усмотрение, но в пределах определенных границ правил. Например: можешь гулять во дворе самостоятельно, но со двора не уходить. Можешь делать уроки, когда захочешь, но закончить должен к 9 часам вечера. В этой зоне у ребенка формируется внутренняя дисциплина: извне-внутрь.

Оранжевая зона – «Можно лишь иногда». Это как раз те случаи, когда правила нарушаются. Это такие действия ребенка, которые нами не приветствуются, но в ввиду особых обстоятельств, сейчас допускаются. Например, папа был в командировке и приезжает в 11 часов вечера, и ребенку разрешают до его приезда не ложиться спать. Или ребенок напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Не бойтесь подобных исключений из правил, если они действительно редки и оправданы. Дети бывают очень благодарны родителям за готовность пойти навстречу их просьбе. В таких случаях они даже с большим энтузиазмом готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

Красная зона – «Нельзя». То, что ребенку ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. Это категорические «НЕЛЬЗЯ», из которых не делаются исключения. Нельзя бить и кусать маму, нельзя брать чужие вещи, нельзя рвать книги, обижать животных и т.п.

Все вместе взятые зоны показывают нам, что вполне можно найти золотую середину между готовностью понимать – и быть твердым, между гибкостью – и непреклонностью в процессе воспитания дисциплины.

В первое время ребенку необходима поддержка со стороны родителей, быть сдержанным и учится контролировать себя с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно привыкая и видя, что эти правила поддерживаются всеми членами семьи, ребенок следует им без напряжения. НО! Обязательное условие, что вокруг правил не было постоянных конфликтов. Забота родителей первое время в каждом случае спокойно и коротко объяснить, чем вызвано Ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения. И учатся взаимоуважению.

Нужны ли правила ребенку?

Очень даже нужны!!! Более того, дети хотят их и ждут! Правила делают жизнь детей предсказуемой и понятной, и тем самым создают чувство безопасности - базовую потребность.

Возможно, Вы и сами наблюдали, как 1-1,5 годовалые малыши, изучив распорядок дня, сами несут предметы, используемые в деятельности, которая должна быть в это время.

Я помню, как у моего сына была любимая книжка, которую мы оба уже знали наизусть, но, тем не менее, он всегда хотел читать только её и всегда в определенном порядке.

Многократное повторение чего-либо — это тоже из области базового чувства безопасности. Ребенку спокойно, когда он знает, что завтра проснется, и все будет идти свои чередом.

На подсознательном уровне дети чувствуют, что за правилами стоит забота родителей. Тут же возникает справедливый вопрос: «Почему дети постоянно норовят нарушать правила?». Причин очень много и я обязательно расскажу о них в последующих постах.

Каждый родитель мечтает о бесконфликтной дисциплине. И это очень тонкая и трудная задача родителей. Нам же хочется, чтобы наш ребенок вырос ответственным и собранным. Есть два правила, которые помогут наладить и поддержать бесконфликтную дисциплину в семье. Конечно же, они не гарантируют, что во всех семьях все пройдет гладко, от этого зависит еще множество факторов, таких как возраст детей, были ли в семье до этого вообще правила и прочее. Но тем не менее.

Правило 1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни ребенка. Это правило актуально для тех родителей, которые пытаются уберечь свое ребенка от лишних переживаний и запретов. Помните, одно время была популярна «Японская методика воспитания детей», которая гласила, что нельзя детям до трех лет говорит слово «нельзя». В результате родители становятся марионетками своих собственных детей.

Правило 2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило помогает исключить излишне авторитарного стиля общения с ребенком. Излишняя строгость будет препятствовать доверительным и открытым отношениям между детьми и родителями.
Эти два правила помогут нам найти золотую середину в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Золотые имена Брянщины"

Материал содержит информацию о самых изветных людях Брянска...

Консультация для родителей "Золотые правила воспитания"

материал для родительского собрания...

Консультация для родителей "Золотая середина дошкольного детства" (возрастные особенности детей 4-5 лет)

Актуальная и полезная консультация для родителей, дети которых переходят в среднюю группу. Консультация оформленна на четырёх страницах, крупным шрифтом с иллюстрациями....

Консультация для родителей "Золотые правила здоровья"

Мы все хотим видеть детей здоровыми и счастливыми! Но без помощи близких людей малышу не справиться. Данная консультация поможет родителям в вопросе оздоровления детей....

Консультация для родителей "Золотые правила безопасности"

Консультация для родителей "Золотые правила безопасности"...

Консультация для родителей " Золотые правила поощрения и наказания"

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.Чтобы на...