Как выстроить доверительные отношения с родителями и адаптировать ребенка к занятиям
консультация по психологии

Луговая Татьяна Михайловна

Консультация для педагогов - специалистов ДОУ о взаимодействии с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 56»

(МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56»)

«Как выстроить доверительные отношения с родителями и адаптировать ребенка к занятиям»

Педагог-психолог: Луговая Т.М.

Одной из главных составляющих успеха ребенка на занятиях является грамотно выстроенная работа специалиста с родителями. Наша цель – это установление доверительных партнерских отношений и объединение усилий на пути развития ребенка.

Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами образовательной организации и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования, достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Следующим признаком и условием создания единого пространства развития должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в детском саду. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становится выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Рассматривая родителей не только как социальных заказчиков образовательных услуг, но и как полноправных партнеров педагогического процесса, педагоги должны уметь грамотно выстраивать взаимодействие с ними, научиться принимать образовательный потенциал родителей и гармонично включать их в единое образовательное пространство.

Выстраиванию эффективной совместной деятельности может способствовать грамотно пройденные этапы общения.

Первый этап – установление с родителями доверительных отношений, которые могут стать следствием исключительной ориентации педагогов на положительный образ ребенка. Следует «забыть» в общении с родителями отрицательные стороны поведения их детей; сломать традиционную установку педагогов на «судейскую» критическую позицию и оценку. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».

Второй этап – в ходе совместного педагогического поиска педагоги открывают перед родителями неизвестные им стороны знания о собственном ребенке. Чаще всего речь идет об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками в игровой, трудовой и учебной деятельностях, о характере межличностного общения, о социометрическом статусе личности дошкольника в группе. Родители должны прийти к осознанному пониманию ограниченности, недостаточности их представлений, сущности педагогического процесса в детском саду и необходимости совместного решения педагогических проблем.

Третий этапознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо отметить, что данный этап неслучайно является третьим, только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных).

Четвертый этапсовместное исследование и формирование личности ребенка. Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания реакций ребенка на условия воспитания, изучение способностей ребенка, уровня его развития и т.д. Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения воспитателя и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» ребенку.

На самом первом занятии, то есть на консультации или диагностике, специалист знакомится с родителями ребенка. Причем сама консультация и диагностика начинается с того моментами, как они открыли дверь в ваше помещение. Тут вы уже начинаете анализировать, какие перед вами родители, как они ведут себя с ребенком. Как ребенок снимает верхнюю одежду, как он снимает обувь. Если мы видим, что мама ребенку помогает во всем, спешит, снимает куртку, обувь, не давая ребенку, никакой самостоятельности, то мы уже можем сделать вывод, что перед нами тревожная мама. Следующие занятия, которые идут уже после диагностики проводятся без присутствия мамы или бабушки, поскольку авторитетное лицо во время обучения должно быть одно. Часто бывает так, что ребенок не желает выполнять инструкции специалиста в присутствии мамы, отвлекается или ищет подсказки и помощи у мамы. Сам педагогический процесс требует выстраивания отношений: учитель-знание-ребенок. Поэтому мама ожидает малыша за дверью, а он осваивает не только навыки звукопроизношения, развивает психические процессы или что-то еще, но и новую социальную роль ученика. Эти моменты проговариваются сразу, а также уточняется предварительная программа занятия.

Чтобы ребенку или родителю было комфортно рекомендуется использовать такие приемы как «Улыбка» (когда специалист общается с родителями или ребенком с положительными эмоциями и улыбкой на лице); «Золотые слова» (в конце занятия с ребенком необходимо отметить положительные результаты занятия, а также корректно обозначить проблему, с которой необходимо поработать дома); «Терпеливый слушатель» (необходимо научиться слушать и слышать родителей, особенно когда они хотят с вами поделиться успехами ребенка); и самое главное – «Тайм-менеджмент» (специалист заранее определяет сколько времени он может уделить родителю на беседу (не более 5-7 минут), после чего он может извиниться ссылаясь на занятость).

Уровень мотивации родителей в совместной работе со специалистом можно разделить на предположительные три уровня:

Высокий – адекватное понимания проблемы у ребенка, готовность к сотрудничеству и осознание важности помощи специалиста;

Средний – адекватное восприятие проблемы у ребенка, выполнение минимальное приложение усилий при выполнении заданий или рекомендаций специалиста;

Низкий – необоснованная (неадекватная) оценка возможностей и способностей ребенка, пассивная позиция отношения к проблеме, проявление негатива к просьбам и замечаниям.

В современных реалиях иногда трудно найти общий язык с родителями, которые имеют свое собственное мнение о воспитании и коррекции. Современная семья не воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монологов. Поэтому педагогам и специалистам приходится находить иные пути взаимодействия и взаимоотношения с родителями, а именно сотрудничество, взаимодействие, доверительность. Необходимо помнить, что при этом необходимо соблюдать такие условия, как:

- работу стоить целенаправленно, системно, планово, с содержанием различных форм;

- должен быть индивидуально-дифференцированный подход как к ребенку, так и к родителям;

-внимание родителей должно привлекаться к педагогическим, коррекционным задачам, которые будут осуществляться в их детьми.

Специалисты предоставляют родителям возможность участвовать в коррекционном процессе, занимаясь по индивидуальным заданиям. Для дополнительной проработки можно домашние задания размещать на стенде для родителей, использовать при желании электронную почту, мессенджеры. Хорошим способом повышения мотивации родителей так же является общение в письменном виде через тетрадь с домашними заданиями. Похвала достижений ребенка, благодарность родителям за выполнение заданий оформленное яркими наклейками, мотивирует и ребят и взрослых.

Какие же формы работы с родителями можно использовать еще:

Важной формой работы специалистов с родителями является педагогический совет с их участием.

Цель - привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье с учетом их индивидуальных потребностей. Теоретическая часть готовится специалистами по проблеме или педагогами. Чтобы выявить мнение родителей по обсуждаемой проблеме, заблаговременно проводится анкетирование, и подводятся его итоги. Интервьюирование родителей помогают педагогам и специалистам установить контакт с семьями воспитанников, и наладить обратную связь с семьей. Телефон доверия позволяет родителям задать любые интересующие их вопросы, как в устной, так и в письменной форме.

Конференции с участием родителей.

Их организуют ДОУ на базе клубов, библиотек. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а так же тем вопросам, которые особо интересуют родителей, в занимательной форме педагоги, профильные специалисты, родители моделируют жизненные ситуации, проигрывают их. Это дает возможность установить доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Занятия в педагогических кружках имеют цель вооружить родителей разнообразными умениями и навыками. Очень интересно проходят такие занятия. Выступление специалистов иллюстрируются практическим показом методов и приемов работы. Руководителями могут быть и педагоги, и специалисты и родители.

Семейный клуб. Педагоги, специалисты и родители свободно обсуждают насущные проблемы, вопросы воспитания и развития детей. «Школы молодых родителей», «Папа и мама», «Молодой папа». Новыми формами работы специалистов с родителями являются мастер-классы и круглые столы.

Цель мастер-класса - передача оригинального педагогического опыта, авторских технологий и находок. Обсуждают с коллегами и родителями полученные результаты, рассказывают при помощи каких методов и приемов они были достигнуты. Учат изготавливать развивающие игры и поделки.

Деловая игра - предполагает решение педагогических задач и ситуаций, требуют определенной роли и выбора способов взаимодействия. Это творческая, свободная деятельность, увлекающая родителей.

Тренинги и игровые практикумы, в том числе тренинг детско-родительских отношений. Он проводится с целью расширения внутрисемейных отношений. В особых условиях через телесно-ориентированные упражнения, игры, сказки, беседы, творчество, моделирование специальных ситуаций ребенок и родитель получают опыт совместного переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают навыки эффективного общения.

Недели открытых дверей.

Родители вместе с детьми посещают занятия, игры, прогулки и другие мероприятия, знакомятся со школой, образовательной программой, лучше узнают своих детей, их возможности.

Недели знаний.

С участием родителей, педагогов и детей. Принимают и делятся своими знаниями и специалисты и родители детей.

Выставки.

Это не только украшение интерьера, но и эффективный контакт с семьей.

Информационные стенды.

Представлены информационные, рекомендательные материалы о семье, роли родителей в воспитании детей, возрастных особенностях дошкольников.

Стенд «Хочу все знать».

Ответ и вопрос. Родители, специалисты и дети могут задать интересующий вопрос и помочь с решением ответа.

Эти формы работы с родителями позволяют объединить образовательное учреждение и семью, создать единую среду для развития ребенка. Родители имеют возможность ближе познакомиться друг с другом, обменяться опытом воспитания, лучше узнать своих детей, научиться взаимодействию, сопереживанию, сотворчеству.

Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Нужны ли ребенку спортивные занятия?".

Консультация для родителей  "Нужны ли ребенку спортивные занятия?"...

Установление доверительных отношений между родителями и педагогами ДОУ.

Материал может быть использован в любых формах взаимодействия с семьей: на родительском собрании, конференции, за круглым столом.Он поможет понять родителям необходимость участия в образовательном про...

Консультация «Влияние отношений между родителями на развитие ребенка»

Что значит супружеская гармония?Как решить вопросы семейного взаимодействия,  этого тонкого и уязвимого механизма "семья"...

Консультация для родителей "Формирование личности ребенка на занятиях по изобразительной деятельности"

В  материале раскрывается роль изобразительной деятельности в формировании личности ребенка....

Консультация для родителей Как одеть ребенка на занятие по физической культуре?

Как одеть ребенка на занятие по физической культуре?...

Памятка для родителей: как адаптировать ребенка к условиям ДОУ

Советы как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОУ....